На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92202


Наименование:


Курсовик Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы средствами музыки.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 13.11.2015. Сдан: 2015. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………….………………..3-5
ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования творческих способностей.
1.1.Особенности развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………………….6-18
1.2.Специфика изучения музыки в начальной школе………………..………19-21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………..…….22-25
ГЛАВА 2. Программно -методическое обеспечение процесса музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
2.1.Методы и приемы развития творческих способностей средствами музыки…………………………………………………………………………..26-34
2.2.Реализация творческих способностей в инсценировках и утренниках………………………………………………………………….…...35-37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………….…….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39-43
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..44-46

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы развития творческих способностей школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный.
Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников средствами музыки.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей.
Согласно поставленной цели, предмету и гипотезе определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ разработанности проблемы развития творческих способностей у младших школьников в педагогике и психологии.
2. Определить сущность понятия «творческие способности».
3. Рассмотреть особенности развития творческих способностей у младших школьников
4. Определить критерии и уровни развития творческих способностей у младших школьников.
5. Выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
Методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; обобщение экспериментальных данных; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования явились:
- основы возрастной педагогики и психологии (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин);
- научные труды, связанные с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, таких выдающихся исследователей как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс;
- исследования, непосредственно связанные с проблемой творческих способностей, таких ученых как Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик;
а также труды исследователей в области музыкального воспитания и образования, анализировавших широкий круг вопросов, связанных с развитием и активизацией творчества детей (Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
Опытной базой нашего эксперимента явились вторые классы «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов»
Курсовая работа состоит из 2 глав.
Первая глава - «Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников» В ней освещается сущность понятия «творческие способности».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки» раскрываются критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников на начальном этапе эксперимента, организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей и оценка эффективности реализации условий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников на уроке музыки.

ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования творческих способностей.
1.1.Особенности развития творческих способностей у младших школьников

Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными видами деятельности в которой дошкольник проявляет творчество являются музыкальная и художественная, поэтому большое значение имеет выявление и развитие специальных способностей .
Специальные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.
Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способ-ность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.[21, с. 90].
Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлуги-на, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта спо-собность, по данным профессора Н. А. Ветлугинон, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры[23, с. 12].
Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальнее творчество дошкольников развиваются и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, бытовой.
Любимейшим занятием дошкольников является рисование. Способности к изобразительной деятельности, так же как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших воспитанников, какую бы профессию он ни избрал. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, красоту его.
По мнению психологов (В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др.). изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Среди них в первую очередь отмечают «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.
У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятель-ности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.
Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, со-провождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.
Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на не-обходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.
Особо важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника советские психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта[22, 24].
Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в ли-тературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный зозраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период. «Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний,- отмечает К. И. Чуковский.- Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!"...»
В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи.
Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатирическая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я больше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.
Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.
Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение, по мнению специалистов, имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.).
К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко - драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.
Зарождается в дошкольном периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах те........

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе, Москва, 1999;
2. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. Москва, 1991-(309 стр. );
3.Бахтин, М. М. Эстетическая активность школьников / М. М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1986.- 235 с.
4.Белобородова В. К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников. Москва, 2000;
5. Бембель, Т. О. Ваш ребенок хочет рисовать / Т. О. Бембель - Мн.: Беларусь, 2000 . - 145 с.
6. Валахович, С. А. Преображение творчеством / С. А. Валахович. - Мн.: Беларуская навука. 2003. - 90 с.
7. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А Венгер. - М.: Просвещение. 1988. -336 с.
8. Гомеза, М. В. и другие. Возрастная педагогическая психология / М. В. Гомеза. - М., 2004. - 278 с.
9. Гомозова, Г. Л., К. Б. Гомозова, К. Б. Изобразительная деятельность и игра / Г. Л. Гомозова, К. Б. Гомозова - Мозырь: Белый ветер, 2002 . - 78 с.
10. Дарвиш, О. Б. Педагогика и психология/ О. Б. Дарвиш. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. - 264 с.
11.Дмитриева Л. Г. Черноиваненко, Методика музыкального воспитания в школе. Москва, 2000;
12. Доронова, Т. Н. Обучаем детей изодеятельности: планы занятий и бесед / Т. Н. Доронова . - М.: Просвещение, 2005. - 124 с.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1981. - 265 с.
14.Куберский И. Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт-Петербург, 1997-(576 стр. );
15.Кленов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999-(864 стр. );
16. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
17. Мухина, В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с.
18.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития, 2003;
19. Панько, Е. А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей, обеспеч. получение дошкольного образования с русским языком обучения / Е. А. Панько. - Мн.: НИО, Аверсэв, 2007 . - 304 с.
20. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
21. Пралеска: Программа дошкольного образования / Под ред. Е. А. Панько. - Мн.: НИО, 2007. - 320 с.
22. Работаем по программе «Пралеска» пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Под ред. Е. А. Панько. - Мн.: НИО, 2006. - 304 с.
23. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н. П. Сакулина. -М.: Просвещение, 1998. - 208 с.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманит, изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с.
25. Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Психология / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.
26. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 808 с.
27.Холопова В. Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2003.
28. Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 143 с.
29. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. - М.: Аверсэв, 1992. - 87 с.
30.Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 1999г.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.