На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92224


Наименование:


Курсовик ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В МКДОУ № 28

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.11.2015. Сдан: 2014. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Педагогический процесс: понятие, цель, задачи, функции 7
1.2. Анализ понятия «управление» педагогическим процессом 17
1.3. Сущность, специфика, структура управления педагогическим процессом в ДОУ 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В МКДОУ № 28
2.1. Анализ деятельности ДОУ по управлению педагогическим процессом 29
2.2. Модель управления педагогическим процессом в МКДОУ № 28 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54


Введение

Актуальность темы исследования. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством одинаковых условий для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Следовательно, возникает нужда обновления и увеличения качества дошкольного образования, внедрения программно-методического обеспечения ДОУ новейшего поколения, устремленное на определение и формирование творческих и познавательных способностей детей, воспитание здорового поколения.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.
Основные теоретико-методологические положения по дошкольному образованию отображены в работах Р. Б. Стеркина, В. И. Логинова, В.И. Ядэшко, Т.А. Ильина, С. А. Козлова, Н.М. Борытько и др.. Они также отмечают, что педагогическая деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении рассматривается, прежде всего, как сфера реализации творческих способностей, его индивидуальности, то есть сущностных сил личности [13,9,21].
Обращаясь к истории педагогики, следует отметить, что педагогический процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. К середине XIX века, однако, Песталоцци, Дистервег и др. доказывали, что процессы обучения и развития не существуют самостоятельно друг от друга. К 70-м годам XIX в. в педагогике утвердилась позиция единства, в пределах которой педагогический процесс рассматривается на основе системного подхода.
По определению Ильиной, система - это выделенное на основе обусловленных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, соединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как единое целое.
Общество создает единство и цель в системе образования в виде социального заказа. Социальный заказ, превращается в цель конкретного образовательного учреждения. Цель подразделяется на цели определенного возраста: цель детского сада, цель начальной школы, цель общей школы, цель внешкольной работы и др. Из всего разнообразия этих целей выделяется цель общего дела или урока [19].
В подлинной практической деятельности педагог осуществит поставленные цели, не распределяя воспитательные и образовательные цели на разные этапы, потому что любое воспитательное действие обучает, а любое обучаемое действие воспитывает. Распределение процессов воспитания и обучения рационально при научном анализе, но на практике они едины [1].
Исходя из выше сказанного, мы выделяем цель педагогического процесса как совокупность процессов обучения и процессов воспитания [7].
Проблема управления инновационными процессами в ДОУ стала предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного ДОУ на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога, обеспечения непрерывности образовательного процесса и профессионального подхода к его организации.
В последнее время появилось достаточно много научных работ, посвященных исследованию различных аспектов профессионализма педагога, его личности, в том числе через раскрытие понятия профессиональной компетентности (Э. Зеер, И. Зимняя, Л. Карпова, Н. Кузьмина, В. Лозовая, Л. Митина В. Сластенин и др.) [24, 25,30].
Среди разнообразных проблем современного дошкольного образования мы выделяем проблему построения целостного педагогического процесса, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Построение жизни детей в детском саду, организация обучения и воспитания, результаты которых можно тотчас же применить в самостоятельной интересной деятельности, создание условий для полноценного разно позиционного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми - вот неполный перечень условий, которые помогают успешно решить проблему педагогического процесса.
Цель исследования - рассмотрение особенностей управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования - педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - система управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении.
Peaлизaция пocтaвлeннoй цeли пoтpeбoвaлa peшeния cлeдующиx зaдaч:
1. Раскрыть понятие «педагогический процесс», его цель, задачи, функции;
2. Проанализировать понятие «управление» в ДОУ;
3. Рассмотреть сущность, структуру управления педагогическим процессом в ДОУ;
4. Осуществить анализ деятельности МКДОУ № 28 Артемовского городского округа по управлению педагогическим процессом.
5. Разработать модель управления педагогическим процессом в МКДОУ № 28.
Мeтoды иccлeдoвaния: тeopeтичecкиe - aнaлиз, coпocтaвлeниe, oбoбщeниe, cиcтeмaтизaция, сравнение; эмпиpичecкиe - aнкeтиpoвaниe, тecтиpoвaниe, aнaлиз дoкумeнтaции, наблюдение, беседа, cтaтиcтичecкaя oбpaбoткa peзультaтoв.
Бaзa иccлeдoвaния: МКДОУ № 28.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Педагогический процесс: понятие, цель, задачи, функции

Педагогический процесс - это формирующееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, сконцентрированное на достижении заданной цели и повергающее к заранее запланированному изменению состояния, т.е. реорганизации их качеств и поведения, формированию личности. Разговор идет об особой системе деятельности и основанных в рамках этой системы связях: потребительско-иждивенческих, преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских [1].
Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе» [4, 36].
В педагогическую систему входит совокупность взаимосвязанных компонентов, содержащие, средства, методы и процессы, нужные для организации целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности ребенка. В каждом образовательном учреждении формируется своя педагогическая система.
Системный подход позволяет анализировать как систему, так и педагогический процесс, который «представляет собой намеренно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, т. е. педагогическое взаимодействие. Содержание образования с применением педагогических средств, с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [4,18].
Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о устремлении на преобразование личности ребенка [8,10].
Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых сформировано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и проверяет систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Основная цель управления педагогическим процессом является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности и системы организации педагогического процесса.
Процесс с латинского «процессус» обозначает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется формирующееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
В трудах Я. А. Коменского, популярным является целостный педагогический процесс к воспитывающему обучению, осуществления в педагогической деятельности образовательной и воспитательной функций [22].
Другая точка зрения на целостность педагогического процесса: педагогический процесс представляет собой единство не только обучения и воспитания, но и воспитания как единства направлений воспитательных процессов: умственного, нравственного, эстетического, физического и др. Эта точка зрения ориентирует педагогов-практиков на построение единой целостной системы воспитания, подчиненной единой логике.
Некоторые специалисты представляют педагогический процесс как педагогическую деятельность. В этом случае его целостность проявляется в единстве составляющих деятельности педагога: диагностики, проектирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса [1].
В работах Н.В. Кузьминой и В.А. Якунина, сущностная характеристика педагогического процесса как целостного процесса рассматривается в осуществлении цельности всех компонентов содержания образования, отображающих образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника.
При этом целостность деятельности воспитанника выражается в единстве учения и других видов деятельности, а целостная педагогическая деятельность предполагает единство преподавания и воспитательной работы.[25.40]
В педагогике понятие «педагогический процесс» исследовано в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Б.Г. Лихачева, И.П. Подласого. Все авторы общим выделяют взгляд на педагогический процесс как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности[28.33]. И.П. Подласый выделил закономерности педагогического процесса:
1. Закономерность динамики (чем значительнее промежуточные результаты ребенка, тем весомее итоговый результат).
2. Закономерность развития личности (уровень формирования личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды).
3. Закономерность управления процессом.
4. Закономерность стимулирования (плодотворность педагогического труда зависит как от духовных стимулов - мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних - коллективных, педагогических, моральных стимулов).
5. Закономерности целостности чувственного восприятия, логического постижения и практичного использования осмысленного.
6. Закономерность целостности внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).
В дальнейшем Л.М., Митина А.Н. Маркова и В.А Сластенин устанавливают деятельность учителя через процесс решения психлого-педагогических задач поэтапно: анализ; реализация и регулирование; учет и оценка результатов[ 29.30.34].
Б.Г. Лихачев установил критерии эффективности педагогического процесса школы, а Ш.А. Амонашвили сформулировал требования к педагогическому процессу[4,28].
Свойственные черты педагогического процесса как системы взаимодействия:
1. Система динамична, т.е. находится в развитии: модифицируется ее состав, структура в соответствии с функциями.
2. Итог процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и отношений педагога и воспитанника, их активности, особенно личной активной позиции воспитанника.
3. Отчетливо выделяются составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Компоненты педагогической системы рассмотрены в работах Н.В. Кузьминой. В работах Н.В. Кузьминой любая педагогическая система складывается из структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты: субъект; объект педагогического воздействия; цели обучения и воспитания; предмет их совместной деятельности;
Системообразующим фактором остается формирования личности воспитуемого, при реализации во взаимодействии педагога и воспитанника. Отсутствие любого компонента педагогической системы ведет к ликвидации системы, и не может быть реализован через другой компонент.
Функциональные компоненты: гностический; организаторский; конструктивный; коммуникативный; проектировочный[24].
Для теории дошкольной педагогики Д.В. Менджерицкая и А.П. Усова характерными чертами педагогического процесса выделяют: обучение дошкольников, развивающие игры; развитие самостоятельности и активности ребенка рассматривается в работах Г.Н. Годиной; планирование как основа педагогического процесса изучена Т.С. Комаровой, В.В. Кондратовой, Н.Б. Мчедлидзе[12,32].
Одна из дефиниций педагогического процесса основана на представлении его в виде специально организованного взаимодействия педагогов и обучаемых (педагогического взаимодействия) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
С позиции системного подхода А.М Новикова, необоснованным изображается влияние в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т. п. А.М Новикова выделяет имманентность динамической системы „педагог - воспитанник“. В результате их взаимодействия появляются методы, приемы, формы организации и другие элементы педагогического процесса» [31].
Высказанная в этом утверждении позиция не является установленной, так как признание имманентными целей, методов, средств, организационных форм педагогической деятельности не дает никаких оснований для отказа от возведения их в «ранг структурных компонентов педагогического процесса».
Исследователь Г.Б. Корнетов считает, что «педагогика выявляет структуру образования как педагогического процесса, его взаимосвязанные элементы, анализирует в широком социокультурном контексте с учетом антропологических основ закономерностей их функционирования» [20].
Ш. А. Амонашвилли считает, что «начало целостности педагогического процесса - это формирующияся в разнообразных формах жизнь детей»[4].
В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение: преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Следовательно, педагогический процесс является динамической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая построение иерархии, субординацию элементов системы по вертикали.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система образования, взятая в целом, учебное занятие и т. д. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые п........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Aбульxaнoвa-Cлaвcкaя К.A. Дeятeльнocть и пcиxoлoгия личнocти: учeб, пocoбиe для вузoв. М.: Нaукa, 1980. 335 c.
2. Aбульxaнoвa-Cлaвcкaя К.A. Aкмeoлoгичecкoe пoнимaниe cубъeктa. Ocнoвы oбщeй и пpиклaднoй aкмeoлoгии. М.: PAГC, 1995. 388 c.
3. Aкмeoлoгия: учeбник /пoд oбщeй peд. A.A. Дepкaчa. М.: PAГC, 2004. 688 c.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М: Университет, 2001. 560 с.
5. Aнaньeв Б.Г. Чeлoвeк кaк пpeдмeт пoзнaния. Избpaнныe пcиxoлoгичecкиe тpуды. М.: Пeдaгoгикa, 1980. т.1. 212 c.
6. Aндpeeв В.И. Диaлeктикa вocпитaния и caмoвocпитaния твopчecкoй личнocти. Кaзaнь: Изд-вo КГУ, 1988. 238 c.
7. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. 2009. № 11.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж. - пед. ин-та, 2009. - 430с.
9. Бeляeвa A.П. Кoнцeптуaльныe ocнoвы paзвития нaчaльнoгo пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния. CПб., 1995. 78 c.
10. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технологий обучаю­щих систем / В. П. Беспалько. Воронеж, 2007. 304 с.
11. Билец К.Д. Педагогические технологии. Спб: Питер, 2011. 130с.
12. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных
заведений 2-е изд. М, : Издательский центр «Академия,» 2007. 240 с.
13. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2007.
492 с.
14. Вaзинa К.Я., Пeтpoв Ю.Н. Тexнoлoгия упpaвлeния нeпpepывным paзвитиeм пpoфeccиoнaльныx кoллeктивoв. Н.Нoвгopoд: Изд-вo ВИЛИ, 1995. 88 c.
15. Вaчугoвa Д. Д. Ocнoвы мeнeджмeнтa. М.: Выcш.шк., 2005. 376 c.
16. Воевода Н.Н. Педагогика, М.: Владос, 2010. 164с.
17. Герчиков, В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. Учебное пособие Государственный университет Высшая школа экономики, 2003. 110 с.
18. Гребнева В. В. Становление, сущность, основные принципы систем­ного и
синергетического подходов в образовании / В. В. Гребнева // Субъект
образования как самоорганизующаяся система : сборник научных и научно-
прикладных трудов / [гл. редактор Н. В. Поддуб-ный, В. В. Гребнева].
Белгород: Политерра, 2005. С. 122-138.
19. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина 2-е изд. Испр. и доп. М,: Просвещение ,2006. 415 с.
20. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. М.:Изд-во УРАО, 2003. 328с.
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2000. С.78-85.
22. Кoмeнcкий Я.A. Мaтepинcкaя шкoлa. URL: www.detskiysad. ru/ped/ped002.html (дaтa oбpaщeния: 03.04.2013г.).
23. Кoнapжeвcкий Ю.A. Мeнeджмeнт и внутpишкoльнoe упpaвлeниe. М.: Цeнтp «Пeдaгoгичecкий пoиcк, 2000. 224 c.
24. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. - М., 2001.
25. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
26. Кузьмина Н.В. Психологическое исследование. СПб., 1994.
27. Лaзapeв В.C. Упpaвлeниe иннoвaциями в шкoлe. М.: Пeдaгoгичecкoe oбщecтвo, 2008. 349 c.
28. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Пособие для студ. пед. уч. завед. М., 1996. - М: Прометей, 1996. 528 с.
29. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М., 1993.
30. Митина Л. М. Личностное и профессиональное разви­тие человека в
новых социально-экономических усло­виях // Вопросы психологии. 2007.
31. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176с.
32. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов,
обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х
книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во
Брянского государственного университета, 2007. Кн.1. 174 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Москва, 2010. книга 1. С. 210
34. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
340с.
35. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.
36. Собинова М.У. Педагогическая технология, М.: Олма-пресс, 2010. 190с.
37. Упpaвлeниe paзвитиeм coвpeмeннoй шкoлы / пoд peд. М.М. Пoтaшник,
A.М. Мoиceeвa. М.: Нoвaя шкoлa, 2000. 350 c.
38. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 719.
39. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы >40. Якунин В.Я. Пeдaгoгичecкaя пcиxoлoгия. Изд-вo: Пoлиуc, 1998. 609 c.






Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.