Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92368


Наименование:


Курсовик Внимание как психический процесс.Внимание и деятельность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 19.11.2015. Сдан: 2013. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1.Внимание как психический процесс. 5
1.1.Явление и определение внимания. 5
1.2. Физиологическая основа внимания. 9
1.3. Виды внимания. 13
1.4.Основные свойства внимания 18
Глава II. Внимание и деятельность. 29
2.1. Деятельностный подход к интерпретации процессов внимания 29
2.2.Деятельность и внимание. 30
Глава III. Изучение индивидуальных особенностей свойств внимания младшего школьника. 34
3.1. Методы изучения индивидуальных особенностей устойчивости внимания младшего школьника. 34
3.2.Анализ. Результаты. 36
Заключение 41
Использованная литература 42


Введение

На человека непрерывно действует много предметов и явле­ний, обладающих разными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек также сосредоточи­вается на чем-либо определенном, ограниченном (что и является объектом представлений или мыслей),..отвлекаясь от всего остального. То же самое характерно для всех видов психической деятельности.
Эта направленность психической деятельности, сознания че­ловека на одни предметы и явления действительности или на одни их свойства, качества, состояния, при одновременном от­влечении от всего остального, представляет собой внимание к этим предметам, явлениям (или к тем или иным их свойствам, качествам, состояниям).
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее реше­ния зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как от­мечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно пред­положить, что «явления внимания играют заметно важную роль в науке о поведении».
Описание круга явлений изучаемой действительности - первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследо­вания. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и различать необходимы каждому психологу, незави­симо от его научных интересов или практической специализации. Описательная характеристика внимания образует исходную ос­нову, наиболее устойчивое ядро данной области общей психоло­гии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических пред­ставлений о внимании следующими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внима­ния, а никак не к его описанию. Что же касается собственно опи­сательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоре­чий. Во всяком более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо счи­тать главными и какие побочными».
Основная цель курсовой работы: Комплексное исследование по проблеме внимания и деятельности, физиологических основ внимания и психологического описания.
Задачи:
1. Изучение внимания.
2. Изучения физиологических основ внимания.
3. Изучение психологических характеристик внимания.
Предмет исследования: взаимосвязь внимания и деятельности.
Объект исследования: внимание как психический процесс
Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, о том, что успеваемость школьника зависит от индивидуальных особенностей внимания (устойчивость).


Глава 1.Внимание как психический процесс
1.1.Явление и определение внимания
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Можно представить себе ребенка, увлеченного процессом рисования. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят взрослые, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального.[8,с.25]
Приведенный пример свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. Ярким примером воздействий особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым, упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени[16,с.72]. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. B педагогическом процессе, например, сравнительно легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, ин­тенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.
Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности. [17, с.430]
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания.
1. Внимание как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И.Герберт и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции.
Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж.Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа.
Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервного раздражителя.
Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин.[15,с.234] Основные положения его концепции можно свести к следующим:
- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психо­логическое действие, направленное на содержание образа, мыс­ли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
- по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и Представлена вниманием как таковым;
- в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
- с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.[15, с.240]
Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время, общепринято следующее определение.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, пред­полагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

1.2. Физиологическая основа внимания

Рассматривая физиологические механизмы активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.[9,с.26] Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П.Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?». [ 16, с.423]
Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течен........

Использованная литература

1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимание школьника/ Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение 1984.
2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология/ Б.М.. Величковский. М., 1982.
3. Выготский П. С. Психология/ П. С. Выготский. М.: ЭКСМО-ПРЕСС , 2000 .
4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания/ П. Я. Гальперин // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.- 534-543 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. К проблеме внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер. // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.- 543-559 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. : В 2-х т. Т. 1 : Пер с фр../ Ж. Годфруа. М. : Мир, 1996 .
7. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание/ Ф. Н. Гоноболин. М.: Образование, 1991.
8. Джемс У. Внимание/ У. Джемс // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.- 213-297
9. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания/ Н. Ф. Добрынин. // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.- 518-534 с.
10. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника/ О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. М.: Просвещение, 1979 г. - 166 с.
11. Кравков С. В. Внимание/ С. В. Кравков // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.-22-39 с.
12. Коффка К. О внимании/ К. Коффка.// Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.- 432-454 с.
13. Ланге Н. Н. Теории волевого внимания/ Н. Н. Ланге.// Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.-373-430 с.
14. Лазурский А. Ф. Наклонности, относящиеся к вниманию/ А. Ф. Лазурский // Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.-77-103 с.
15. Найссер У. Внимание и проблема емкости./ У. Найссер //Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2001.-629-672 с.
16. Немов Р.С. Психология. Основы общей психологии/ Р.С. Немов. М., 2001.
17. Общая психология (курс лекций) / под ред . Е. И. Рогов. М. Владос. 1998.
18. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
19. Психология / Под ред. А.А. Крылова. М., 2000.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер,1999.
21. Словарь психолога практика./ Сост.С. Ю. Головин Мн. Харвест , 2001




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.