Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92529


Наименование:


Курсовик ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 24.11.2015. Сдан: 2015. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………10
1.1 Исследование эмоциональной сферы в психологии и педагогике………10
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.21
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………….27
2.1 Методы диагностики эмоционального развития детей………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..43



ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной на протяжении многих десятилетий, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет важную роль в жизни. Изменения, в последние десятилетия происшедшие в российском обществе, отразились и на жизни дошкольников: изменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации. Это не может не отразиться на развитии их эмоциональной сферы. Необходимость и важность изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности. Л.С.Выготский определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Эмоции определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта.
Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Развитие старших дошкольников представляет собой глубокий, целостный процесс, который связан с развитием эмоций. Эмоции играют большую роль в развитии: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками. В дошкольном возрасте дети недостаточно умеют управлять своими эмоциями, поэтому задачей взрослого становится научить ребенка управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
В последние годы число дошкольников с нарушениями психоэмоционального развития значительно увеличилось. К характерным симптомам этих нарушений относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром[10].
Правильно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Осваивая социальную обусловленность эмоций, старшие дошкольники овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие»[26].
Развитие личности ребенка в целом представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций, а сложное, целостное образование, состоящие из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка[11]. Поэтому при оценке уровня развития ребенка важно обращать внимание на все компоненты, в том числе на эмоциональное развитие, являющееся очень значимым.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Развитие эмоционально сферы дошкольника является основополагающим фактором формирования личности. Поэтому дальнейшее теоретическое исследование данной темы необходимо для создания эффективных методик по всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы развития у детей эмоционального развития обусловлена тем, что дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности; формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка.
То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчуствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноваты ритм современной жизни, обилие информации, калейдоскоп событий и лиц и другие факторы. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Актуальность исследования определяется также ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец А.И.Захаров, Ю.М.Миланич, Я.З.Неверович, Т.Н.Осипенко и др.).
В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С.Выготский, В.Вилюнас, А.Г.Грецов, Е.П.Ильин, К.Э. Изард, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.Л.Гайдамак, У. Макдаугол, Т.Н.Осипенко, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, З.Фрейд С.Г.Якобсон и мн.др и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы; ее значимость для полноценного развития личности.
Исследования Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добрякова, И.М.Никольской, А.И.Захарова и др. объясняют зависимость эмоционального развития дошкольников от структуры семьи, воспитания, социально-экономических условий проживания.
Проблемы эмоциональной сферы развития нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский[7], А.Н. Леонтьев[17], А.В. Запорожец[11], Д.Б. Эльконин[27], М.И. Лисина[18], Л.И. Божович[2], Н.С. Ежкова10], а также их учеников и последователей (Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.).
Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки, образа Я. Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе.
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек и игровой деятельности. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учить общаться и познавать себя. У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Так как именно игровая деятельность является средством развития эмоциональной сферы.
В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, А.С.Белкин и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Академик А.С. Белкин одним из важнейших условий обучения и развития считает переживание личностью ситуации успеха, т.е. радости достижения, осознания своих возможностей, веры в себя[30].
Л.С.Алексеева рассматривает роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка[19].
В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, базису его душевной жизни значительно возрастает, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества и науках о человеке. Однако базисные категории эмоциональной сферы еще не получили глубокого раскрытия в психолого-педагогической науке и практике. Лишь в последнее время они становятся предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов).
Есть ещё и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере - фактор многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребёнка, в виде особенностей характера, в виде некоторых социально неприемлемых состояний.
Таким образом, актуальность и социальная значимость вопроса развития эмоциональной сферы дошкольников определили направление нашего исследования. Тем не менее это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.
Целью данной работы является теоретически обосновать и описать практический опыт по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы полагаем, что развитие эмоциональной сферы детей имеет свои особенности, обусловленные закономерностями психического развития детей дошкольного возраста и характером их психической деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Раскрыть сущность эмоций и чувств личности.
2.Определить особенности развития эмоций в дошкольном возрасте.
3.Изучить уровень развития эмоций у детей дошкольного возраста.
4.Исследовать особенности эмоционального развития дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского о формировании высших психических функций, об общих закономерностях развития ребенка, исследованиях, посвященные психологии эмоций (Л.С.Выготский, В.Вилюнас, А.Г.Грецов, Е.П.Ильин, К.Э. Изард, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.Л.Гайдамак, У. Макдаугол, Т.Н.Осипенко, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, З.Фрейд С.Г.Якобсон и другие. О проблемах эмоциональной сферы развития в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, а также их учеников и последователей (Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.).
В исследовании применялись методы:
- теоретического исследования: анализ и обобщение исследований в области изучения поисково-познавательной деятельности дошкольников;
- психологический эксперимент;
- статистическая обработка материалов эксперимента.
Практическая значимость исследования: использованные диагностические методики могут быть рекомендованы в практику рабо........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.