На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92608


Наименование:


Курсовик Институт смертной казни в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 26.11.2015. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ.
Тема курсовой работы: «Институт смертной казни в жизни России». Смертная казнь, как исключительная мера наказания (ст.59 УК РФ) в настоящее время существует только де-юре, а де-факто не применяется. Вопрос о применении или ликвидации смертной казни как уголовного наказания остается открытым.
Поэтому на сегодняшний день тема этой работы достаточно актуальна, как и прежде. Мы уверенны, что и в будущем данный вид наказания будет вызывать напряженные дебаты, споры, дискуссии.
Например, смертная казнь - это добро или зло? Смертная казнь - это эффективное наказание? Снижает ли она уровень преступности и является ли сдерживающим фактором этого социального явления? Как влияет мнение общества на применение строгого наказания? Снять ли нынешний мораторий на применение смертной казни в России или окончательно ликвидировать ее? Это лишь малая часть вопросов, вокруг которых идет спор. На эти вопросы пытается ответить не только уголовное право. Его помощником являются гуманитарные науки, такие как литература, социология, теория права, психология, статистика.
Истории известны случаи, когда применение смертной казни трансформировали в целое шоу, что характеризует общество с антигуманной стороны. А ведь процедура реализации смертной казни - это процесс лишения человека, каким бы он ни был, самого дорого, что у него есть - это жизнь!!! Не зря генеральный прокурор США Джон Эшкрофт в 2001 году заявил, что смертная казнь - это «способ продемонстрировать ценность жизни».
В последнее время актуальность этой проблемы значительно возросла в связи с ростом преступности, появлением устойчивых криминальных сообществ, серийных убийц и насильников, разгулом терроризма, гибелью заложников.
Мы постараемся, чтобы курсовая работа по истории отечественного государства и права облегчила разрешение вышеперечисленных вопросов, что определяет нашу основную цель исследования.
Объектом нашего изучения является смертная казнь как мера уголовного наказания.
Предметом данной работы выступает выявление значения и сути, а также роли смертной казни в истории России.
Наша центральная цель исследования заключается в том, чтобы проследить этапы существования смертной казни, опыт ее применения в истории юриспруденции России и попытаемся спрогнозировать ее существование в дальнейшем.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
1) изучить «генотип» смертной казни, т.е. выяснить факторы рождения смертной казни, а также приведение ее в исполнение в дореволюционной России;
2) проследить практическое применение этого наказания в период, когда у власти стояла партия большевиков;
3) выяснить какое значение имеет смертная казнь в постсоветский период, т.е. в Российской Федерации и постараться сделать прогноз существования в дальнейшем этого вида наказания.
При решении этих задач, мы будем приводить примеры известных случаев исполнения смертной казни, методы, приемы и способы ее исполнения, отношение к этому виду уголовного наказания со стороны известных личностей - Владимира Мономаха, императрицы Екатерины II, нынешнего Президента Российской Федерации В.В. Путина, и других наших современников, что внесет более ясное представление и понимание значения смертной казни в истории России.
1. Смертная казнь в истории дореволюционной России.
Смертная казнь - это одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Смертная казнь в современном понимании - это лишение жизни по приговору суда за преступное деяние. Согласно юридической литературе, исторически смертная казнь «эволюционировала» из древнего обычая кровной мести, которая базировалась на принципе идеального талиона (poema talions) и выражалась в формуле «око за око, зуб за зуб». С возникновением частной собственности, классов и государства кровная месть приобретает публично-правовой характер, преобразуется в уголовное наказание и становится орудием господствующих классов.
Кровная месть - это право мстить за «обиду», к понятию которой сводится в эту пору жизни уголовное правонарушение. В преступлениях против жизни, за убийство, мстят ближайшие родственники убитого, воздавая убийце кровью за кровь; за нанесение ран или увечья мстит сам потерпевший, если в состоянии лично разведаться с обидчиком, - в противном случае долг мести переходит на его сыновей. Институт кровной мести был в известную пору жизни присущ правовому быту всех народов славянского корня, являясь у них актом не только правовым, но и религиозным, это подтверждают первые летописи на Руси.
Кровная месть фигурирует еще в договорах руссов с греками, заключенных при великих князьях Олеге (912 г.) и Игоре (945 г.) «Если Русин убьет христианина (т.е. грека) или христианин убьет Русина, - читаем в договоре Игоря с греками, - пусть убийца будет задержан ближними убитого и да убьют они его». Сила русского правового сознания оказывается в данном случае настолько грубою, что руссы не поступаются ею даже перед греками; если мы раскроем византийские уголовные законы, то найдем, что они грозят убийце смертною казнью: ясно, что определения договоров относительно убийства зиждутся на почве правового сознания древних предков наших.
Государство Древняя Русь не знало такого вида наказания, как смертная казнь. Так, известный русский криминалист и историк права профессор Н.П. Залоскин писал про ту эпоху: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще…», но в это время имеет популярность кровная месть.
В древнейшую пору правового быта кровная месть является неограниченной, актом религиозным, необходимым для «освящения» души убитого, для доставления ей мира в замогильной жизни. Круг мстителей не был ограничен: мстителем за убитого выступают его «ближние», «близкие», «свои», - будут ли это его дети, боковые родственники, друзья, даже соседи. От права мести не устранялись, по-видимому, даже женщины. На эту мысль наводят летописные сказания о великой княгине Ольге, жестоко отомстившей убийцам (древлянам и их князю Малома) своего мужа, и о Рогнеде, хотевшей мстить великому князю Владимиру за смерть отца и братьев.
На смену кровной мести пришла денежная пеня (ее называли вирой) - возмещение за жизнь убитого его родственникам и штраф в пользу князя. На Руси это произошло при Владимире Святом (Красном Солнышке) и его сыне Ярославе Мудром. Цель наказания стала преследовать имущественные выгоды, а не кару «обидчика». Соображения доходности перевешивали все остальные - моральные, человеческие и прочие.
Если убийцу не находили, то обязана была платить та община, на земле которой подняли труп. Если убийцу находили, но он был нищий, то за него должна платить вся община. Были и редкие случаи, когда община освобождалась от виры: «...за такого разбойника общество не платит виры, но выдает его князю со всем: с женой и детьми, и с имуществом, для продажи в рабство на чужую сторону».
В то же самое время в законах соседки Руси - Византии смертная казнь существовала. А Русь, как известно, приняла в 988 году христианство по восточному, византийскому обряду. Неудивительно, что первыми епископами на Руси стали именно греки, византийцы. Они пытались перенести на Русь византийские порядки, в том числе и связанные со смертной казнью.
В 996 году, ссылаясь на умножившиеся разбои, они потребовали у князя Владимира введения смертной казни на Русской земле. В итоге князь Владимир дал себя уговорить. Впрочем, население не приняло чуждый ему обычай, и вскоре по совету тех же епископов князь отменил смертную казнь, вернувшись к системе денежных штрафов, объясняя это тем, что справедливость и здравый смысл очень важны, да деньги еще важнее: надо закупать оружие и коней.
В одну из ночей августа 1015 года новгородцы напали на наемный отряд варягов, входивших в дружину князя Ярослава Мудрого, и многих из них убили, за то, что те бесчинствовали в Новгороде.
Утром Ярослав велел зачинщиков схватить и казнить. Казнь произвела на новгородцев сильное впечатление именно тем, что за убийство не была взыскана вира.
Историки полагают, что именно в связи с этим событием Ярослав в 30-ых г.г. XI века написал устав «Русская Правда». Это едва ли не первый дошедший до нас писаный судебный устав.
Первый пункт устава упорядочивает приведение в исполнение кровной мести за убийство: во-первых, власть признает законность мести за убийство не всякого человека, а только в случае, «если свободный человек убьет свободного…», а во-вторых, мстить могут только близкие кровные родичи - отец или сын, брат родной или двоюродные и племянник (ст.1 Краткой редакции Правды Роськой). Если любое из этих сословий отсутствует - например, мстить некому, - то и за убийство платится вира. В уставе дается подробный прейскурант: от 5 гривен за убийство простолюдина до 80 гривен (двойная вира) за убийство высшего должностного лица.
Чтобы подчеркнуть неизменность главного материального интереса князей, можно отметить, что через десять лет после смерти Ярослава «собрались сыновья его - Изяслав, Святослав и Всеволод с советниками своими … и отменили смертную месть за убийство, а установили выкуп деньгами, во всем же прочем, как судил Ярослав, так решили судить и сыновья его». Результатом собрания этих князей стал законодательный памятник «Правда Ярославичей».
«Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» образовали Краткую Русскую Правду. В то время, законодатель весьма сурово относился к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора (ст.88 Краткой Русской Правды). В порядке ограничения запрещалось лишить жизни вора в дневное время или находящегося в связанном виде. В случае же убийства вором огнищанина (собственника) около его дома либо во время кражи его имущества закон разрешал убить преступника на месте без каких-либо ограничений.
Впоследствии, практика самовольной расправы с преступником (кровная месть, личная месть и некоторые разновидности самосуда) остались в прошлом. Только князь мог дать санкцию на кровную месть. В летописях сохранилось упоминание расправы Яна Вышатича с волхвами. Он был послан князем на подавление восстания на Белом озере. Руководили восстанием волхвы. После разгрома восстания и поимки зачинщиков Ян Вышатич разрешил родственникам погибших отомстить.
Сведения о применении смертной казни в Древней Руси, хотя и довольно отрывочные, до нас все-таки дошли. Так, известно, что в конце XI века виновного в убийстве осуждали на повешение, если он не мог заплатить положенной пени. А сын боярина Кучки, которому некогда принадлежала территория Москвы, по словам летописи, был казнен сыном Юрия Долгорукова Андреем, хотя и неизвестно, какой именно казнью. В 1227 году в Новгороде были сожжены четверо волхвов (кудесников) по обвинению в чародействе; казнь их впрочем, сильно напоминает собой самосуд, которому просто не смогли воспрепятствовать новгородские бояре. В том же Новгороде был обычай топить преступников, сбрасывать их в Волхов. Новгород был в Древней Руси самым неспокойным городом. Так в 1230 году, во время голода бояре присуждали к смерти (сожжением) людей, дошедших до людоедства. А если вспомнить 1068 год, когда Изяслав Ярославич захватил престол Киевского княжества с помощью польского короля. Прежде чем вступить в город Изяслав послал туда сына Мстислава, казнившего и ослепившего 70 человек. В 1071 году по приказу князя Глеба «за обольщение» народа и неприятие веры христианской новгородцы сожгли волхвов.
В Древней Руси де-юре смертная казнь не существовала, но де-факто применялась. Н.П. Загоскин считает, что их нельзя рассматривать как наказание в юридическом смысле. Этот довод обоснованно опровергает Г.З. Анашкин, ссылающийся на то, что эти казни совершались от имени государственной власти за деяния, противные князю. Казнь производилась сожжением, повешением, усечением, утоплением. Она могла стать наказанием за кражу, разбой, поджог, религиозные и государственные (убийство древлянами Олега) преступления.
Смертная казнь в виде повешения применялась на Руси еще до принятия христианства. Этот вид казни считался особо позорным. Когда преступнику хотели смягчить участь, повешение заменяли отсечением головы. Повешение совершалось с помощью веревки на виселице или на деревьях. Виселица строилась в форме букв П, Г или Т.
О том, что казнили через отсечение головы, свидетельствует Новгородская летопись 1230г. Сначала обезглавливание производилось на простом бревне или на плахе - топором. Плаху чаще всего делали из липового дела.
Отсечение головы являлось обычным способом казни в России. Позже, этот способ применялся тогда, когда в приговоре не указывались конкретные способы умерщвления, но преступника надо было наказать беспощадно.
Утопление применялось при массовых казнях.
Сожжение было известно в самой глубокой древности. Тогда огню приписывалась очищающая от грехов сила. Такой вид казни применялся за преступления против веры и за поджог. Так, в начале XI в. Галицкие бояре сожгли Анастасию, любовницу князя Ярослава. В 1157г. в Киеве на такую казнь был осужден еретик Мартин.
С XII века началась ярко проявляться феодальная раздробленность, позволившая захватить монголо-татарам Русь в XIII веке. Монголо-татарское иго установилось вплоть до 1480 года. Во время монголо-татарского ига публичные казни на Руси все более превращались в смесь устрашения и развлечения. Выдумываются новые изощренные способы умерщвления человека. Наряду с «простыми» видами убиения (повешение и отсечение головы) появляются всевозможные разновидности, так называемой квалифицированной казни, преследующей цель превратить последние минуты (а порой и часы) жизни осужденного в нестерпимое мучение, а процедуру смертоубийства - в спектакль, конечно не для слабонервных…
Во второй половине XIV века стало формироваться русское централизованное государство с центром в Москве. Именно с возвышением Москвы связано укоренение смертной кары в законах Руси.
Первая публичная казнь, о которой есть точные сведения, состоялась 30 августа 1379 года в Москве на Кучковом поле, где ныне Сретенка. По велению князя Дмитрия Ивановича был казнен через отсечение мечом головы боярин Иван Васильевич Вельяминов. Казнен за измену князю - Вельяминов бежал в Орду к Мамаю и там вел интриги против Дмитрия, пока не попался в руки москвичей. Судя по всему, тогда смертная казнь была еще новшеством для Москвы и потрясла многих.
Сын Дмитрия Донского Василий I в 1398 году дал присоединенной к Москве Двинской земле уставную грамоту. Двинская уставная грамота 1398 года смертную казнь предусматривала лишь за кражу, совершенную в третий раз (ст.5), так за первую кражу определяется денежная пеня («продажа») в размере суммы поличного, за вторую кражу усиленная денежная пеня («продадут его не жалея»), за третью кражу - виселица, причем за всякую кражу вор пятнается. Можно предположить, что уже в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем. Введение смертной казни за многократную кражу является также показателем обострения классовой борьбы, связанной с процессом феодализации в России. Интересно, что Двинская уставная грамота не устанавливала смертной казни за убийство.
В 1467 г. появилась Псковская судная грамота, которая называет пять преступлений, за которые грозит смертная санкция: храмская татьба (кража из церкви), коневая татьба (конокрадство), переветничество (государственная измена), зажигательство (поджог), кража совершенная в третий раз - «а храмскому татю и коневому, и переветнику, и зажигальнику - тем живота не дати; что бы и на посаде покрадется, и в третий раз изличив - живота не дати» (ст.7, 8). В этом законе так же ничего не говорится о смертной казни за убийство. Если перечисленные пять видов преступных деяний обсуждаются и караются строго с государственной точки зрения, то, с другой стороны, целый цикл весьма серьезных преступлений еще подчиняются в Псковской Судной Грамоте частному воззрению. Сюда относятся: душегубство, т. е. убийство, не включая квалифицированного (именно отцеубийство и братоубийство), разбой, грабеж и кража, как со взломом, так и простая, не в третий раз; последняя карается, как мы уже знаем, смертью. Все только что исчисленные преступные деяния продолжают еще караться денежными пенями.
На смертной казни........


Список использованной литературы.
1. Комментарии к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 1996. 664с.
2. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под. ред. д-ра юр. наук, проф. А.И. Чучаева. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. 819с.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 11.06.2003 № 75-ФЗ, от 08.12.2003 № 161-ФЗ. 112с.
4. Указ Президента Российской Федерации «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // СПС ConsultantPlus Local.
5. Из истории смертной казни в России // www.pozitiv52.narod.ru.
6. История государства и права России. Учебник. / Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: «Проспект», 1999. 544с.
7. История России, XX - начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2005. 383с.
8. Лучшие рефераты по уголовному праву. / Сост. А.Б. Брень. Серия «Банк Рефератов». - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С.167.
9. Отечественное законодательство XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI - XIX вв.) / Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2004. 352с.
10. Отечественное законодательство XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XXв.) / Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2002. 464с.
11. --Очерк истории смертной казни в России. Речь, читанная на годичном акте Императорского Казанского университета ордин. проф. Н. П. Загоскиным. // Известия и ученые записки Казанского Университета 1892 г. - №1. //Allpravo.ru 2004г.
12. Учебник немецкого уголовного права (Часть общая) А.Ф. БЕРНЕРА. С примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н.Неклюдова. Том.I. По изданию 1867 г. // Allpravo.ru - 2004.
13. Верещагин Александр «Боюсь греха» // Сельская новь: журнал - 1998. - №3. С.49-51.
14. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. - Тула: Автограф, 2000. 272с.
15. Колесников Александр «Мораторий тает как дым» // www.newizv.ru/news/2006-02-27/41259/ < news/2006-02-27/41259/>.
16. Кошель Петр «Смертная казнь в России: преступники, палачи, зрители…» // История: газета - 2002. - №43. С.6-12.
17. Лепешкина Оксана «Наказание в виде смертной казни» // Уголовное право: журнал - 2006. - №3. С.41-43.
18. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. - М.: Дело, 2000. 176с.
19. Орлов Вячеслав «Высшая мера» // Смена: журнал - 1996. - №9. С.16-23.
20. Петрухин И.Л. «Еще раз о смертной казни» // Юридический мир: журнал - 2002. - №4. С.4-11.
21. Пронин Александр «Смертная казнь и смертный грех» // Сельская новь: журнал - 2002. - №7. С.36-38.
22. Шмерлина И.А. «Отношение россиян к смертной казни» // Человек: журнал - 2006. - №5. С.68-77.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.