На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92614


Наименование:


Диплом обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности на примере ОАО ЦУМ Минск

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 26.11.2015. Сдан: 2015. Страниц: 114. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 6
1.1 Характеристика основных этапов коммерческой деятельности в розничной торговой организации 6
1.2 Законодательная и нормативная база, регулирующая коммерческую деятельность 27
2 Оценка уровня коммерческой деятельности по организации розничной торговли непродовольственными товарами 33
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск» 33
2.2 Коммерческая работа по организации оптовых закупок непродовольственных товаров и формирование торгового ассортимента 47
2.3 Коммерческая работа по организации розничной продажи непродовольственных товаров 63
3 Основные направления совершенствования коммерческой работы ОАО «ЦУМ Минск» 72
3.1 SWOT-анализ коммерческой работы по организации розничной торговли непродовольственными товарами 72
3.2 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ Минск» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 101


ВВЕДЕНИЕ


Проводимые в Республике Беларусь социально-экономические преобразования затрагивают все сферы и сегменты жизнедеятельности человека и общества в целом. Не составляет исключения и розничная торговля, отличающийся как по условиям и технологической сущности функционирования объектов продовольственного рынка, так и по особенностям сбыта производимой продукции.
Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе торговых организаций, получившее развитие в связи с формированием рыночных отношений в экономической системе Республики Беларусь, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы торговых организаций и зачастую определяет дальнейшее его существование. Правильная организация коммерческой работы в рамках роззничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует как понимания задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой работы.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
Адекватно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на товарном рынке. Совершенствование коммерческой деятельности способствует созданию устойчивого положения организации на рынке. Коммерческая деятельность предопределяет перспективы развития фирмы посредством осуществления маркетинговых функций, способствует экономии денежных средств фирмы, росту производительности труда, ускорению оборачиваемости оборотных средств через создание эффективной системы сбытовыми запасами, а также коммерческая деятельность по формированию ассортимента способствует увеличению доходов организации.
Бесспорным является тот факт, что когда наши торговые организации столкнулись с проблемой сбыта в свое время и “открыли” для себя маркетинг, то они взяли из него в основном ту часть, которая касается продвижения продукции, ценообразования, продаж и коммуникации, то есть операционный маркетинг. Но его эффективность, в свою очередь, зависит от разработки стратегического маркетинга, который по существу представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, в результате чего на рынок выходят товары, предназначенные для определенных покупателей и имеющие преимущество перед товарами организаций-конкурентов. Именно от стратегии зависит будущее торговой организации, и именно к стратегическому маркетингу относится коммерческая работа в организации. Кроме того, белорусские торговые организации столкнулись с резким усилением конкуренции на рынке. И поэтому проблему управления коммерческой деятельностью нельзя рассматривать только как проведение ряда мероприятий с целью получения максимальной прибыли в короткие сроки. Коммерческая деятельность гораздо шире и сложнее, поскольку именно она определяет долгосрочный успех торговой организации.
В современных условиях хозяйствования главной целью розничных торговых организаций является получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания, благополучие и коммерческий успех торговой организация всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность по формированию ассортиментной политики.
Это и обуславливает выбор темы и актуальность исследования, проведенного в настоящей дипломной работе.
Целью дипломной работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;
- исследовать показатели коммерческой деятельности;
- провести анализ основных экономических показателей и показателей коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ-Минск»;
- выявить пути совершенствования хозяйственных связей с поставщиками;
- определить пути совершенствования изучения спроса;
- разработать пути улучшения рекламной деятельности в ОАО «ЦУМ-Минск».
Объект дипломного исследования - хозяйственная деятельность ОАО «ЦУМ-Минск».
Предмет дипломного исследования - результаты коммерческой деятельности розничной торговой организации ОАО «ЦУМ-Минск».
В дипломной работе использованы данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности ОАО «ЦУМ-Минск».
Дипломное исследование проводилось с использованием следующих методов: теоретический и практический анализ; умозаключение и логическое обоснование, анкетирование, группировки, экономико-математические методы и др.
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничной торговле

1.1 Характеристика основных этапов коммерческой деятельности в розничной торговой организации

Выживание любой торговой организации и развития в рыночной среде непосредственно связаны с качеством ее работы.
В условиях хозяйственной самостоятельности экономическая эффективность организации розничной торговли зависит от того, насколько реализуемые им товары соответствуют требованиям рынка, в конечном счёте, - запросам сферы потребления. Эффективность розничного торгового организация должна выражаться, таким образом, в его способности закупать продукцию необходимого ассортимента, отвечающую стандартам качества, с минимальными затратами и продавать её с наименьшими издержками (в том числе для конечного потребителя).
Что же такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики. [14, c. 121]
Коммерция - слов латинского происхождения (от лат. commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Толковый словарь В.И.Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг [1, c. 22].
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.
Коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия. Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Занимаясь коммерческой деятельностью, следует помнить о следующих условиях ее осуществления.
Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торговой организации, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем [13, с.186]:
- удовлетворение потребностей населения в товарах;
-доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- поддержание баланса между предложением и спросом;
-воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж;
-совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения - смене формы стоимости:

Д - Т и Т’ - Д’ (1.1)
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле - понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование, как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Отсюда успешная реализация товаров, которая обеспечивает эффективность работы предприятия.
Коммерческая работа в торговле - это деятельность торговой организации, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации - важный элемент оперативного исследования на уровне торговой предприятия и региона. [19;с.183]
В розничной торговой организации коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров, управления товарными запасами и управления ассортиментом товаров. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность, услуги предприятий розничной торговли.


Рисунок 1.1 - Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Источник: [19, с.181]

Коммерческая деятельность формирует организационную схему связи торговых организаций и оживляет операции взаимодействия по закупке, продвижению товаров от поставщика до потребителя и продаже конкретному покупателю. Коммерческая деятельность включает и предпринимательство, поиск и закупку конкурентоспособного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и гарантийное обслуживание [16, с.249].
Структура коммерческой деятельности торгового предприятия при взаимодействии с внешней средой приведена на рисунке 1.2.





Рисунок 1.2 - Структура коммерческой деятельности при взаимодействии с внешней средой
Источник: [17, с. 57, рисунок 6.1]

Мы рассматриваем потребителя в качестве равноправного участника коммерческой деятельности. Основными участниками коммерческой деятельности, в соответствии с нашей позицией, являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в лимитно-распределительной экономике было слабым). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель является не пассивным покупателем, а полноправным участником коммерческой деятельности, ее регулятором. Таким образом, важнейшей категорией субъектов деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является потребитель. Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка (рисунок 1.4) мы рассматриваем через удовлетворение потребностей населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики.
Демократизация торговли и свобода предпринимательства возродили предприимчивость, индивидуальную коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что активизировало их деятельность на потребительском рынке. Сейчас торговые организации сами решают хозяйственные вопросы, осуществляют более выгодные сделки, что способствует повышению их доходности. Изменился характер хозяйственных взаимоотношений торговли с другими субъектами инфраструктуры рынка на основе сочетания интересов предприятия и территорий.
Для углубленного исследования коммерческой работы розничных торговых организаций можно применить систему основных составляющих ее оценки, которая может быть использована в качестве самооценки коммерческой работы каждым предприятием. Для этого коммерческая работа представлена четырьмя блоками, характеризующими вид коммерческой деятельности, и показателями, оценивающими ее эффективность (табл. 1.1). [33, с.165]
Среди инструментов коммерческой деятельности торговой организации ассортиментная политика занимает особое место.
Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности - “Ассортимент товаров и его формирование” - состоит из четырех показателей, которые подробно рассмотрены нами при оценке широты и глубины ассортимента в магазинах. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также работе организаций по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы торговых организаций, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня.
В ассортиментной политике должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах. Все это принципиально важно.

Таблица 1.1 - Система показателей оценки коммерческой работы организаций торговли
Направление коммерческой Деятельности Показатель эффективности коммерческой работы
Ассортимент товаров и его Формирование Широта ассортимента Глубина ассортимента Коэффициент обновления ассортимента Коэффициент устойчивости ассортимента
Планирование товарного предложения и обеспечение товарами Индекс роста товарооборота Прирост (сокращение) времени обращения товаров Степень соответствия товарных запасов нормативу Индекс выполнения плана закупок Степень выполнения договорных обязательств поставщиками Ритмичность поступления товаров по ассортименту Коэффициент допустимого уровня качества товаров Индекс валового дохода
Формирование и стимулирование спроса Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса Степень обновления ассортимента Коэффициент завершенности покупки Объем и структура неудовлетворенного спроса Рентабельность рекламных мероприятий
Экономическая эффективность коммерческой деятельности Прирост валового дохода от коммерческих операций Прирост прибыли от коммерческой деятельности Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров
Источник: [9, с.264]

В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых организаций. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость, авторитет торговой организации на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности (высокие темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).
Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставки. Устойчивость ассортимента - ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности, как отдельного торговой организации, так и их совокупности по территории интересным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнение новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен коэффициентом обновления. Он представляется особенно важным для работы с непродовольственными товарами.
Второй блок показателей - “Планирование товарного предложения и обеспечение товарами” - состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота организаций, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и особенно выполнение договорных обязательств.
Так как один и тот же товар фигурирует в коммерческих сделках, то существенного увеличения совокупного товарооборота не наблюдается. Вместе с тем с развитием конкуренции на потребительском рынке появилась реальная возможность у организаций торговли выбора выгодных поставщиков. Одновременно в формировании товарного предложения усиливается роль местных товаропроизводителей в производстве продуктов питания.
Поставщиками импортных товаров в основном являются перекупщики товаров, или посредники, и частные фирмы. Услугами таких поставщиков, как правило, пользуются непродовольственные магазины. Это объясняется стремлением к экономии транспортных расходов, финансовых средств, расходов по оплате труда на организациях торговли при использовании услуг посредников. Участие посредников часто приводит к необоснованному увеличению звенности товародвижения, росту цен и уклонению ими от уплаты необходимых платежей в бюджет.
Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. Количество поставщиков, частота завоза товаров, по нашим наблюдениям, зависит от типа магазина, мощности магазина, ассортиментного профиля которые являются определяющей при формировании ассортимента и объемов товарооборота. С увеличением торговой площади увеличивается частота завоза товаров, а, следовательно, и товарооборачиваемость. Экономнее расходуются в целом средства торговой организации. [21, с.137]
Наибольшая результативность коммерческой деятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности и объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов этой группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах. Мелкие и средние предприятия, лишенные такой возможности, в своей деятельности опираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи. Основными поставщиками товаров для них являются различного рода посредники, что не только осложняет фактический учет товарооборота, но и приводит к существенному росту потребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.
Приватизация торговли и увеличение доли частного сектора обусловили стихийность в организации рынка в целом, что привело к нежеланию и поставщиков, и продавцов работать с издержкоемкими товарами первой необходимости. Просчеты и ошибки в деятельности субъектов рынка усугубляется и отсутствием регионального информационного банка данных о конъюнктуре рынка. Отсутствие единой товарной политики снижает эффективность коммерческой деятельности работников торговой организации по различным ее направлениям.
Третий блок - “Формирование и стимулирование спроса “. Эту группу показателей целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по торговой организации, исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок.
Это направление коммерческой деятельности неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место занимает рекламная работа торговых и производственных предприятий.
Характеристика рекламы, сделанная экспертами, отражает недостаточное внимание, уделяемое этому направлению коммерческой деятельности. Реклама не оказывает достаточного стимулирующего действия на объем реализации товаров для того, чтобы окупить расходы на ее организацию.
Четвертый блок - “Экономическая эффективность коммерческой деятельности” - характеризует результативность управления коммерческой работы, как конкретной торговой организации, так и совокупности организаций на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности. [21, с.139]
В торговой организации коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Как нами уже рассматривалось, экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу организации в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров. [16, с.145]
Исследование каждого направления эффективности составляет специфическую область. Эффективность управления торговлей оценивается, прежде всего, с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности организаций. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы организации, ассортимент товаров, проверяется их качество.
Оценка эффективности коммерческой деятельности торговых организаций, по данной методике, может осуществляться как на основе экспертных оценок, так и силами самих организаций. Такая работа необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы организаций, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации организации к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых организаций, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволит хозяйствующим субъектам определить слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей хозяйственной деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. [4, с.13]
В процессе коммерческой деятельности торговые организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом её совершения. Объектом коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
-соблюдение действующего законодательства;
-высокая культура обслуживания покупателей;
-доходность, прибыльность [10, с. 14-15].
Переход к рыночным отношениям потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций. В современных условиях она должна строится на основе принципов полного равновесия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Коммерческая служба торговой организации должна формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной торговой деятельностью. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.
Большое значение имеет повышение уровня работы коммерческой службы по изучению и прогнозированию ёмкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности.
Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения работ по закупкам и продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем выполнения договоров.
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности.
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является её информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве и т.п.). Большое значение имеет информация о численности населения, его покупательской способности.
Следующий этап коммерческой деятельности - это определение ёмкости рынка и его сегментов, обоснование ассортимента необходимых товаров.
Важным элементом является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предполагаемых товаров, условия поставок, цена и т.д.). На следующем этапе решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров [10, с. 16-17].
Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по качеству и количеству, их хранение, перемещение и т.д.
Коммерческая деятельность торговых организаций в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое и косвенное влияние многие факторы, основными из которых являются: уровень квалификации коммерческих работников, правовая база коммерческой деятельности; состояние материально-технической базы торговых организаций; ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг; уровень конкуренции на рынке; финансовое состояние предприятия; наличие развитых информационных систем и другое [10, с. 19].
Торговые организации должны учитывать степень влияния этих факторов в своей деятельности, так как высокая эффективность их функционирования не может быть обеспечена без этих факторов.
Заложенный в конкурентную рыночную экономику принцип согласования экономических интересов всех участников воспроизводственного процесса требует, чтобы эффект розничного торгового звена (прибыль) определялся непо итогам его хозяйственной деятельности как промежуточного результата, а по итогам конечной деятельности всех партнёров. В условиях конкурентной среды акт купли- продажи должен быть выгодным и для продавца, и для покупателя, как с экономической, так и с социальной позиции.
Исходя из этого, правильнее говорить не об экономической, а о социально- экономической эффективности деятельности розничной торговли, главный критерий которой - степень удовлетворения конечных потребителем общества.
То есть эффективность функционирования розничной торговой организации должна, в частности, определяться не просто с позиции его прибыльности, а с позиции его прибыльности за счёт максимально возможного удовлетворения потребностей. Иными словами, в сбытовой политике розничной организации должен учитываться критерий оптимального максимального эффекта, предполагающий ориентацию розничной организации на максимальное получение прибыли только путём оптимального (максимального) удовлетворения потребностей потребителей.
Практическое применение традиционной системы показателей экономической эффективности (рентабельность, производительность, фондоотдача и т.д.) в определённой мере даёт возможность оценить состояние коммерческой деятельности розничного торгового организация, выявить существенные недостатки в её организации и неиспользованные резервы и наметить пути её совершенствования.
Важным аргументом в пользу необходимости вовлечения в оценку эффективности работы розничной торговли конечного потребителя является то, что именно он, сравнивая возможности товаров и услуг со своими потребностями, определяет меру их полезности. Действенность таких оценок достигается с учётом опыта потребления больших масс людей.
Разумеется, для розничной торговой организации в условиях конкурентной среды очень важно умело воспользоваться этим реально действующим механизмом оценки с тем, чтобы положить полученные данные в основу собственных расчётов.
Предпочтения потребителей - один из важных аспектов коммерческой деятельности розничной организации, не охваченный учётом и непосредственно статистически не наблюдаемый, но, тем не менее, играющий ключевую роль в её динамике. Следовательно, необходимо проводить оценку степени удовлетворённости потребителей деятельностью розничной организации. Итак, появляется принципиально новый показатель- показатель степени удовлетворения потребностей (потребительского заказа). Основная ценность данного показателя заключается в том, что он изначально (потенциально) обладает свойствами, позволяющими покупателю не просто мечтать или провозглашать своё право на регулирование деятельности партнёра (производителя или продавца), но и осуществлять это право на практике. То есть появляется возможность учесть интересы потребителей при оценке эффективности торговой организации не декларативно, а на основе количественно выраженного коэффициента.
Исходя из изложенного, формулу степени удовлетворения потребностей розничной торговой организацией можно записать следующим образом:

Бопт = Ф/Н *100, где Бопт - степень удовлетворения розничным торговым предприятием размеры/конечного потребителя, %;

Бопт(Нрозн)=Spo3H (SnoTp.) =Бопт (Нпотр) = Бопт (1.2)

Ф. - фактическое значение исполнения розничной торговой организацией потребительского заказа розницы (конечного потребителя);
Н - значение потребительского заказа розницы (конечного потребителя). [19, с.97]
Источником информации для расчёта показателя Эопт могут служить результаты маркетингового исследования, проводимого на основе следующих данных:
а) вторичных (так называемое кабинетное маркетинговое исследование);
- внешних: статистические данные министерств и ведомств; отчёты торговых ассоциаций; анализ специализированных изданий (прессы, специальной литературы и справочных изданий по торговле); информации в СМИ и Интернете и др.;
- внутренних: отчёты о прибылях и убытках торговой организации; периодические отчёты сотрудников розничной торговой организации и др.;
б) первичных (так называемое полевое маркетинговое исследование); интервьюирование и анкетирование продавцов и менеджеров розничной торговой организаций; опросы конечных потребителей; наблюдение в местах продаж и др.

Рисунок 1.3 - Взаимодействие рыночных субъектов в цепи связей « опт - розница - конечный потребитель»
Источник: [19, с. 157]

Стремление к наиболее полному удовлетворению потребителей - неотъемлимое условие увеличения объёма реализации розничной торговой организации в условиях конкуренции. В свою очередь рост реализации, как известно, - ключевой фактор обеспечения развития компании, определяющий степень её проникновения на рынок и конкурентнуюпозицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития в стратегической перспективе.
При оценке экономической эффективности деятельности розничной торговой организации направлена на достижение высоких экономических результатов, поскольку в её основе лежит ориентация на рынок, на потребителя, без которой невозможно обеспечить выполнение основной задачи розничной торговли - организовывать своевременное и бесперебойное снабжение организаций высококачественными товарами в соответствии с запросами конечных потребителей. [7; с.76]
Путём расчёта конкретных показателей при оценке экономической эффективности деятельности розничной торговой организации появляется реальная возможность стремления к максимально полному удовлетворению потребителей, что является экономически выгодным. Также позволяет повысить эффективность работы розничных организаций за счёт приоритета потребительских предпочтений в их работе. Учёт потребностей розницы и конечных потребителей даёт возможность существенно повысить уровень взаимодействия организации розничной торговли с хозяйственными партнёрами. Это в свою очередь будет способствовать упрочнению конкурентных позиций и коммерческому успеху розничной торговой организации на рынке, а, следовательно, и значительному улучшению основных показателей его финансово- хозяйственной деятельности.
Коммерческая деятельность включает несколько этапов. [14, с.187].
Этап 1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности на основе комплексного исследования рынка.
Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка. Необходимо знать спрос и предложение, конъюнктуру рынка. Должна быть информация о товаре, его потребительских свойствах, качестве, назначении. Следует детально изучить потребителя: количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательную способность. Для успешной работы на рынке следует иметь информацию о конкурентах, их сильных и слабых сторонах, потенциальных возможностях и намерениях.
Организации розничной торговли имеют неоспоримые преимущества перед другими участниками процесса товародвижения в вопросе изучения спроса, так как именно здесь покупатель встречается с товаром и дает ему соответствующую оценку. Именно на этом заключительном этапе продвижения товар получает признание, что делает все предыдущие затраты коммерчески оправданными или происходит отторжение товара и коммерсант несет убытки. Чем сильнее конкуренция на розничном рынке, тем выше коммерческий риск по продвижению товара к потребителю.
Процесс изучения спроса в розничной торговле представляет собой сбор, обработку и анализ необходимой информации для стратегических, тактических и оперативных решений по развитию производства товаров народного потребления, а также по их закупке и продаже. Из этого определения становится понятна стратегическая важность работы по изучению спроса в розничной торговле для последующего использования этой информации производственными предприятиями. Эта информация может предлагаться предприятиям-производителям в качестве маркетинговой услуги и от этого розничный торговец может иметь дополнительный доход.
Этап 2. Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров.
После выбора партнеров по доведению товаров до потребителя осуществляются коммерческие операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора.
Хозяйственные связи торговли и промышленности представляют собой систему взаимоотношений по поводу организации продвижения товаров производственно-технического и народного потребления. Они охватывают комплекс материально-вещественных, денежно-стоимостных, производственно-технических, организационно-управленческих и правовых отношений.
Субъектами хозяйственных связей могут быть как физические, так и юридические лица любых организационно-правовых форм. В зависимости от их роли субъекты хозяйственных связей могут выступать в качестве продавцов, покупателей, посредников (агентов). Оформление хозяйственных связей осуществляется путем заключения одного или нескольких договоров.
Хозяйственные связи отдельных организаций торговли и промышленности выражают связи между производством и потреблением. Это определяет их экономическую сущность, которая заключается в организации производства и доведения до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве. Приобретая или отказываясь от покупки предложенных ему изделий по определенной цене, потребитель товара осуществляет экономическую оценку эффективности совместной деятельности организаций промышленности и торговли. Эффективно действующая система хозяйственных связей позволяет обеспечивать оптимальное использование всех ресурсов экономики при максимально возможном удовлетворении потребительского спроса [4, c.24].
Связи торговли и промышленности являются составной частью всего хозяйственного механизма страны. Однако хозяйственный механизм в целом сложное и комплексное понятие, он влияет на форму и содержание связей конкретных предприятий через систему административных и экономических методов управления. Эта система должна обеспечивать в рамках хозяйственных связей приоритет интересов потребителя. Рациональное сочетание административных и экономических методов управления - характерная черта развитой рыночной экономики.
Все многообразие хозяйственных связей можно условно разделить на несколько основных групп, в зависимости от структуры связей - прямые (двусторонние) и опосредованные (многосторонние); сроков действия - кратко-, средне- и долгосрочные и состава участников - внутриреспубликанские и внешнеторговые.
Прямые хозяйственные связи предусматривают, что предприятия промышленности и организации розничной торговли взаимодействуют непосредственно, без участия розничных посредников. Они предполагают наличие только двух партнеров, но возможно заключение и долевых договоров, при которых сторону поставщика или покупателя представляют несколько предприятий. Долевые договоры поставки получили распространение в потребительской кооперации, когда несколько организаций розничной торговли выступают на равных правах перед одним поставщиком и несут самостоятельную материальную ответственность за исполнение своих обязательств.
Достоинством прямых связей является более высокая скорость продвижения товаров к потребителю и относительная экономия средств. Скоропортящиеся товары и товары с ограниченными сроками хранения (хлеб и хлебопродукты, молоко и молочные изделия, свежая рыба и некоторые другие) обычно доставляются непосредственно в розничную сеть. Прямые связи используются и в том случае, если отсутствует необходимость в пополнении и подсортировке товаров на складах [4, c.26].
Этап 3. Управление торговым ассортиментом.
Ассортимент является одним из важнейших факторов, определяющих степень соответствия (своего рода баланса) предложения и потребности конкретных изделий.
На современном этапе ассортиментная политика направлена на создание таких товаров (услуг) и с такими потребительскими свойствами, которые соответствовали и удовлетворяли потребности определенных контингентов потребителей, ведь потребность становится более индивидуальной, более конкретной.
Основной функцией ассортимента товаров является удовлетворение потребностей совокупного потребителя. Поэтому основным законом функционирования ассортимента товаров выступает закон адекватного соотношения ассортимента, с одной стороны, и потребностей с другой стороны.
В условиях рынка соотношение ассортимента и потребностей населения всегда выступает в форме определенного соответствия. Чаще всего, как свидетельствует практика и утверждает теория, различные характеристики ассортимента должны соответствовать потребностям населения, покупательскому спросу. Вместе с тем, вполне возможна, и такая ситуация, когда, наоборот, потребительский спрос идет вслед за ассортиментом, приспосабливается к нему.
Основными параметрами ассортимента являются объем ассортимента, структура ассортимента, полнота ассортимента, широта ассортимента, коэффициент стабильности, коэффициент обновления и др.
Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.
Этап 4. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи и ее стимулированию.
Содержание коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров включает в себя следующие элементы:
- определение организационных форм торговли и выбор методов розничной продажи товаров;
- работу по стимулированию продаж;
- рекламно-информационную работа;
- выбор спектра услуг и организация сервисного сопровождения продаж;
- разработку стандарта торгового обслуживания;
- формирование положительного образа организации розничной торговли. [14, с.187].
Организация розничной продажи товаров предполагает создание комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление процесса реализации товаров и услуг потенциальным покупателям. Она включает выполнение ряда коммерческих операций, связанных с выбором оптимальных организационных форм торговли и методов продажи. На этой основе осуществляется комплекс действий по организации и технологии торговли. При этом разрабатывается рациональная планировка, подбираются соответствующие виды оборудования, средства информации и рекламы, проводится работа по определению штата персонала торгового зала, организационно отрабатывается комплекс услуг и сервиса.
Существенное значение в решении проблем организации эффективной системы продаж принадлежит выбору оптимальных для обслуж........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством - Учебник. - М: ИНФРА7М,2001. - 212 с.
2. Бастрыкин Д.В., Евсейчев А.И., Нижегородов Е.В., Румянцев Е.К., Сизикин А.Ю., Торбина О.И. Управление качеством на промышленном предприятии /Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. - М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006.- 204 с.
3. Бланк, И.А. Торговый менеджмент: Учебник - 2е изд., перераб. и доп. -К.: Эльга, Ника - Центр, 2004. - 784 с.
4. Богданов, А. Эффективное управление ассортиментом товарной группы как средство увеличения продаж Новости торговли. 2008. № 12. С.15- 19.
5. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность. Учебник. Минск.: Новое знание, 2004.-384с.
6. Габбасова Резеда Фаритовна. Развитие институтов качества в современной экономической системе : диссертация к. э. н. - Казань, 2009.- 143 с.
7. Гличев A.B. Реформирование экономики и фактор качества (К методологии вопроса) // Стандарты и качество, №4, - 1997. - с. 30 - 39
8. Головачев А.С. Экономика предприятия: учеб.-метод.комплекс.- Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - 340с.
9. Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Ин-фра - М, 2007 - 471с.
10. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: - М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 496 с
11. ГОСТ Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей ГОСТ 23948. Изделия швейные. Правила приемки;
12. Грибанова И.В. Товароведение непродовольственных товаров. - Минск, Высшая школа, 2006 - 518с.
13. Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли - 2-е изд. М.: «Маркетинг», 2006.- 448 с.
14. Егоров, И.В. Управление товарными системами. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005.- 644с.
15. Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 52, 2/1905)
16. Зуб, А.В.Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с
17. Итоги работы концерна Беллегпром за 2012 год // Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром» [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: < coninf/coninf2012.htm>.
18. Канаян, Р. Ассортимент: стратегия и тактика. Торговое оборудование - №9 - 2008 - С.32-38.
19. Кильдеева А. С. Современные пробле­мы управления Эффектив­ностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка - М. 1991 - 250 с.
20. Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Дашков и К0 , 2005 - 387с.
21. Кокеткии П. П., Сафронова И. В., Кочсгура Т. Н. Пути улучшения качества изготовления одеж­ды.- М.: Легпромбытиздат, 1989.-240 с.
22. Коммерческая деятельность: учеб. пособие/ А.Г.Ромина.-Минск: БГЭУ, 2009.-317с.
23. Коммерческая деятельность: учебник/ С.Н.Виноградова, О.В.Пигунова.-Мн.: Выш.шк., 2005.- 352с.
24. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2006. - 511 с.
25. -Ламоткин С.А., Несмелов И.М. Управление качеством товарной продукции. Учебное пособие. Мн.: < bookbuy/78/273059.shtml> БГЭУ,2006 - 141с.
26. Маркетинг услуг. Учебное пособие./ Е.В.Песоцкая и др. СПб.: Питер.2000.-155с.
27. Методология исследований и обеспечение качество товаров / Н.П. Матвейко, Н.М.Несмелов // Учебное пособие, Мн.: БГЭУ, 2010. - 257 с.
28. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров (часть 1,2) Ростов н/ Дону: Феникс, 2003 - 412с.
29. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. 3-е изд., дополн и пераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 601с.
30. Мухаметшина Г. Н., Хисамиева Л. Г., Усманова Э. Д.. Разработка технологичных конструкций одежды на основе использования двухлицевых материалов. Новые технологии и материалы легкой промышленности: - Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Казань, 18-20 мая, 2011. Казань: КГТУ. 2011, с. 124-127. Рус.
31. Находкин Н.Н. Введение в товароведение непродовольственных товаров. - М.: Высшая школа, 2003 - 278с.
32. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учеб. Для вузов. - М.: Норма, 2007 - 492с.
33. Организация торговли непродовольственными товарами, под ред. Неверова А.Н. Учебник для ППО. - М.: Профиздат, 2001 - 189с.
34. Основные технико-экономические показатели работы концерна «Беллегпром» за 2010 год. - Минск, 2012. - 14с.
35. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 504с.
36. Пигунова О. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли - Вестник БДЭУ - 2007 - №3. С.35-40.
37. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству»
38. Прикладной маркетинг. Учебное пособие для Вузов по экономическим специальностям/ Н.А.Нагапетьянц - М.: ЮНИТИ-ДАИА, 2000.- 271с.
39. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.-практическое пособие В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под общ.ред. Г.А. Кандауровой. 2-е изд.испр.- Минск.: БГЭУ, 2005. - 184с.
40. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 407с.
41. Разумовская, А.Л. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика/ А.Разумовская, В.Янченко.- М.: Вершина, 2006.- 496с.
42. Республика Беларусь в цифрах / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь: стат. сб. - Минск, 2012. - С. 339.
43. Старк, А. Розничная азбука. М.: Издательство Жигульского, 2002.- 216 с.
44. СТБ 707. Бытовые услуги населению. Изделия швейные, трикотажные < new3576.html> и нетканые. Маркировка, упаковка, хранение, транспортирование и гарантии
45. Степанищева А. Н., Лаврис Е. В.. Особенности проектирования швейных изделий с жесткими композиционными элементами. // Дизайн и технол.. 2011, №22, с. 43-48
46. Субботенко, Р.В. Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра: Материалы Республиканской студенческой научно-практической конференции. Минск: БГЭУ, 2001. - 308с.
47. Суходолец, Т.И.. Маркетинговый подход к управлению предприятием.// www.MD marketing.ru
48. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами, под ред. Неверова А.Н. - М.: Академия, 2000 - 490с.
49. Узки рамки дозволенного // Белорусский рынок. - 2013. - № 40. - С. 23.
50. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый ценр “Маркетинг”, 2002. - 892 с.
51. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
52. Харлова О Н., Андреева Е.Г.. Проектирование больничной одежды на основе системного подхода. Швейн. пром-сть. 2011, N2, с. 33-35.
53. Ходыкин А.П., Ляшко А.А. и др. Товароведение непродовольственных товаров. - Москва, 2005 - 499с.
54. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 686с.
55. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. - М.: ИКЦ, 2002 - 480 с.
56. Шимов, В.Н. Конкурентные стратегии национальной экономики / В.Н. Шимов, А.А. Быков // Бел. экон. журнал. - 2011. - № 1. - С. 86-89.
57. Экономика предприятия. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 2001. -342с.
58. Экономика торгового предприятия. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Учеб.пособие.; Мн. Высшая школа, 2006.- 238с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.