На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92657


Наименование:


Курсовик Экономико-математическая школа в России и СССР .Формирование направления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.11.2015. Сдан: 2015. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
1. Экономико-математическая школа 4
1.1. Учения экономико-математической школы в России и СССР 4
1.2. Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли 10
2. Формирование направления 18
2.1. Система оптимального планирования и межотраслевые балансы 18
2.2. Территориальные, отраслевые, многоотраслевые модели и планирование на предприятии 21
Заключение 29
Список литературы 31
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие экономических воззрений в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах.
При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность. Развитие социально-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства.
Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость.
Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова, и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля, и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского, и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского, Александра Ивановича Чупрова, и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера, Михаила Ивановича Туган-Барановского.
На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева, выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского, предлагавшего лишь несколько облегчить крепостную зависимость, борьбу приверженцев западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина.
В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на "золотую" основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в "Заветных мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев. Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов.
Целью данной курсовой работы является анализ вклада русских учёных в развитие экономико-математической школы в России и СССР.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать учения экономико-производственной школы в России и СССР.
2. Изучить личность Л.В. Канторовича и его вклад в развитие мировой экономической мысли.
3. Проанализировать систему оптимального планирования и межотраслевые балансы.
4. Рассмотреть территориальные, отраслевые, многоотраслевые модели и планирование на предприятии.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Экономико-математическая школа
1.1. Учения экономико-математической школы в России и СССР

Признанный мировой экономической наукой и практикой феномен российской интеллектуальной мысли - разработка теоретических экономических идей, основанных на применении математических методов.
Эта научная традиция сложилась во 2-й половине XIXв. на основе развития "чистой" математики и разработок экономистов, использовавших математический аппарат для количественных оценок хозяйственных процессов.
В конце XIX столетия появляются оригинальные экономико-математические работы российских экономистов В.К. Дмитриева, В.И. Борткевича, В.С. Войтинского, Р.М. Орженцкого, Н.А. Столярова, Н.Н. Шапошникова. Среди отечественных экономистов возвышается имя В.К. Дмитриева, чья книга "Экономические очерки" содержала идею межотраслевого баланса и систему "затраты - выпуск", развитую затем нобелевским лауреатом по экономике В. Леонтьевым. Работа Дмитриева была переведена на многие языки мира и вошла в золотой фонд мировой экономической литературы.
Важное место в развитии математического направления в экономике занимают работы советских ученых: Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, В. С. Немчинова, В. Леонтьева.
Первым достижением в развитии экономико-математической школы стала разработка советскими учеными межотраслевого баланса производства и распределения продукции в народном хозяйстве страны за 1923/24 хозяйственный год. В основу методологии их исследования были положены модели воспроизводства К. Маркса, а также модели В. К. Дмитриева. Эта работа нашла международное признание и предвосхитила развитие американским экономистом русского происхождения В. В. Леонтьевым его знаменитого метода “затраты - выпуск”.
Примерно в это же время советский экономист Г. А. Фельдман представил в Комиссию по составлению 1-го пятилетнего плана доклад “К теории темпов народного дохода”, в котором предложил ряд моделей анализа и планирования синтетических показателей развития экономики. Этим были заложены основы теории экономического роста. Выдающийся российский ученый Н. Д. Кондратьев разработал теорию долговременных экономических циклов, нашедшую мировое признание. Однако в начале 30-х гг. экономико-математические исследования в СССР были практически свернуты, а Фельдман, Кондратьев и сотни других советских экономистов были репрессированы, погибли в застенках ГУЛАГа. Продолжались лишь единичные, разрозненные исследования.
В одном из них, работе Л. В. Канторовича “Математические методы организации и планирования производства”, были впервые изложены принципы новой отрасли математики, которая позднее получила название линейного программирования, а если смотреть шире, то этим были заложены основы фундаментальной для экономики теории оптимального распределения ресурсов. Л. В. Канторович четко сформулировал понятие экономического оптимума и ввел в науку оптимальные, объективно обусловленные оценки - средство решения и анализа оптимизационных задач. Одновременно советский экономист В. В. Новожилов пришел к аналогичным выводам относительно распределения ресурсов. Он выработал понятие оптимального плана народного хозяйства - как такого плана, который требует для заданного объема продукции наименьшей суммы трудовых затрат, и ввел понятия, позволяющие находить этот минимум: в частности, понятие “дифференциальные затраты народного хозяйства по данному продукту”, близкое по смыслу к оптимальным оценкам Л. В. Канторовича.
Большой вклад в разработку экономико-математических методов внес академик В. С. Немчинов: он создал ряд новых моделей МОБ, в том числе модель МОБ экономического района, а также ряд оригинальных экономико-статистических моделей; велики его заслуги в области организационного оформления и развития экономико-математического направления советской науки. Он основал первую в стране экономико-математическую лабораторию, впоследствии на ее базе и на базе нескольких других коллективов был создан Центральный экономико-математический институт АН СССР, ныне ЦЭМИ РАН.
В 1965 г. академикам Л. В. Канторовичу, В. С. Немчинову и проф. В. В. Новожилову за научную разработку метода линейного программирования и других математико-экономических моделей была присуждена Ленинская премия. В 1975 г. Л. В. Канторович был также удостоен Нобелевской премии по экономике.
Развитие экономико-математического направления, накопление опыта решения экономико-математических задач, выработка новых теоретических положений и переосмысление многих старых положений экономической науки, вызванное ее соединением с математикой и кибернетикой, позволили в начале 60-х гг. академику Н. П. Федоренко выступить с идеей о необходимости теоретической разработки и поэтапной реализации единой системы оптимального функционирования социалистической экономики. Стало ясно, что внедрение математических методов в экономические исследования должно приводить и приводит к совершенствованию всей системы экономических знаний, обеспечивает дальнейшую систематизацию, уточнение и развитие основных понятий и категорий науки, усиливает ее действенность, т. е. прежде всего ее влияние на рост эффективности народного хозяйства.
С 60-х гг. расширилось число научных учреждений, ведущих экономико-математических исследований, в частности, были созданы Центральный экономико-математический институт АН СССР, Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, Институт кибернетики АН УССР. Экономико-математическая тематика и применение ЭВМ в народном хозяйстве заняли важное место в работе ВЦ АН СССР, Института электронных управляющих машин, развернулась подготовка кадров экономистов-математиков и специалистов по экономической кибернетике в МГУ, НГУ, МИНХ им. Плеханова и других вузах страны. Исследования охватили теоретическую разработку проблем оптимального функционирования экономики, системного анализа, а также такие прикладные области, как отраслевое перспективное планирование, материально-техническое снабжение, создание математических методов и моделей для автоматизированных систем управления предприятиями и отраслями.
На первых этапах возрождения экономико-математического направления в СССР усилия в области моделирования концентрировались на построении макромоделей, отражающих функционирование народного хозяйства страны в целом, а также ряда частных моделей и на развитии соответствующего математического аппарата. Такие попытки имели немалое методологическое значение и способствовали углублению понимания общих вопросов экономико-математического моделирования. Но скоро стала очевидна ограниченность такого подхода.
В начале 70-х гг. экономисты-математики провели широкие исследования в области применения программно-целевых методов в планировании и управлении народным хозяйством. Они приняли также активное участие в разработке методики регулярного составления Комплексной программы научно-технического прогресса на очередное двадцатилетие. Впервые в........

Список литературы

1. Автономов В. История экономических учений. Учеб. Пособие.- М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Гренберг А.Г. Математические модели социалистической экономики.- М.: Экономика, 2014.
3. Кабанов В.В Школа Чаянова, или организационно-производственное направление экономической мысли. - СПб: Просвещение, 2000.
4. Макаров Н.П. Социально-этические корни в русской постановке аграрного вопроса. - Харьков, 1998.
5. Худокормов А.Г. История экономических учений. - М.: МГУ, 2004.
6. ЧаяновА.В. Крестьянское хозяйство. - М.: 1999.
7. Шахов Н.С. Математическая экономия в России (1865-1995).- М., 2014.
8. Кутателадзе С.С. Научное наследие Л.В. Канторовича (1912-1986) // Сиб. матем. журн. - 2012. - № 43.
9. Никонов А.А. Взгляды на аграрный вопрос в двадцатые годы/ Социологический журнал - 2004. - №3.
10. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии - 2011. -№3.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.