На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92762


Наименование:


Курсовик БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 1.12.2015. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
1.1 . Библиотеки для слепых - часть единой библиотечно-информационной системы России.
1.2 . Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению за рубежом.
1.3. Особенности незрячих пользователей библиотеки для слепых.
ГЛАВА 2. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ОДОЕВСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
2.1 . Работа с незрячими и слабовидящими в Одоевской районной библиотеке.
2.2. Сотрудничество с Тульской областной библиотекой для слепых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Глобальная информатизация общества, превращение библиотечного дела в одну из отраслей индустрии информации, комплексное внедрение в библиотеки вычислительной техники, активизация использования новейших информационных технологий, доступ библиотек к глобальной сети Internet и возросший вследствие этого информационный потенциал библиотек привели к появлению новых возможностей библиотечно-информационных ресурсов.
Некоторые библиотечные работники, опираясь на прежний, традиционный опыт информационного обеспечения читателей библиотек, а также негативное отношение к новой компьютерной технике отдельных читателей, выработали свой стереотип отрицания нововведений, а это ведет к невостребованности информационных ресурсов. Работники библиотеки не выступают в данном случае проводниками новой информационной культуры в читательскую среду.
На сегодняшний день у российских библиотек для слепых самая насущная проблема - неудовлетворительное положение с изданием и приобретением материалов на специальных носителях, катастрофическая нехватка детских книг, учебников, профессиональной информации. Ранее сформированные традиционные фонды перестали соответствовать неуклонно повышающимся информационным потребностям пользователей. Кризис в книгоиздании и недостаток бюджетного финансирования привели к тому, что специальные библиотеки перестали наращивать свой информационный потенциал.
Не изменив свое отношение к наукоемким компьютерным технологиям, библиотеки для слепых могут потерять такие категории пользователей, как инженерно-технический и управленческий состав предприятий для слепых, студентов, научных работников, которым особенно важна информация актуальная, информация высокого качества.
С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди с физическими ограничениями, не имеющие возможности самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что уже в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Библиотеки для слепых, обладающие соответствующими ресурсами и кадрами, строя библиотечное обслуживание незрячих и слабовидящих на основе использования материалов специальных форматов, специфических форм и методов работы со своими читателями, играют исключительную роль в реализации свободного доступа инвалидов по зрению к информации.
Информированность для слепого и слабовидящего человека означает социальную реабилитированность и интеграцию, полноценные образование и профессиональную деятельность, активное участие в жизни общества. В современных условиях этому способствуют информационные технологии, которые активно внедряются в библиотеках, обслуживающих инвалидов по зрению. От того, как они смогут внедрить и использовать новые технологии, а значит, и измениться, зависит их место в будущем информационном мире.
Возможности, которые предоставляют технологии сейчас и будут предоставлять в дальнейшем, дают все основания незрячим верить в то, что они будут иметь доступ к книгам и другим печатным документам наравне со зрячими.
Разработанность проблемы. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению имеет исторические традиции.
В нашей стране первые сведения о библиотеках, обслуживающих отдельные категории инвалидов, встречаются в публикациях конца XIX-начала XX вв. Значительный вклад в изучение вопросов, связанных с библиотечным обслуживанием аномальных внесли русские дефектологи А.И. Скребицкий [156], A.A. Адлер [9,186]и др.
В советский период первые попытки обобщить практику работы библиотек для инвалидов, показать ее специфику, наметить перспективы относятся к концу 30-х гг. В послевоенные годы на страницах журнала «Библиотекарь» в работах Н. Белкина., И. Глазыкина. [12], О. Ильинской [90], В. Северина [172], Е. Динерштейна [55] и К.Т Извековой [89] анализируется опыт работы библиотек в госпиталях, обслуживающих инвалидов Великой Отечественной войны книгами, поднимаются вопросы организации сети библиотек для слепых, работы отделов брайлевской литературы в областных библиотеках.
Однако вплоть до середины 50-х гг. развитие практики и теории библиотечного обслуживания инвалидов протекало довольно медленно. Более активно проблемы библиотечного обслуживания инвалидов стали разрабатываться после создания разветвленной сети государственных специальных библиотек для слепых.
Начало научной разработке проблем библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих людей в отечественном библиотековедении положил А.Е. Шапошников. В 1965 г. в кандидатской диссертации «Современное состояние и перспективы библиотечного обслуживания слепых в Советском Союзе» [202] в разделе «Читающие машины» он писал о необходимости разработки аппаратов, преобразующих обычный текст в доступные для слепого сигналы, что открывает новые горизонты в деле обеспечения слепых книгами. К проблемам применения «читающих машин» он обращается также в своей докторской диссертации «Библиотечное обслуживание инвалидов» (1992 г.) [199].
Наиболее многочисленными являются публикации по отдельным аспектам деятельности библиотек для слепых: библиотечно-библиографическому обеспечению; книгоизданию и формированию фондов литературой на специальных носителях; использованию технических средств в работе с читателями. Эти проблемы освещаются в методических пособиях и научных сборниках, а также на диссертационном уровне - С.Н. Ваныиин [30], ГЛ. Диянская [76], JI.B. Сучкова [188].
Научно-исследовательская работа библиотек для слепых с начала 70-х гг. направлена на разработку методики издания «говорящих» книг и их использования, создаются новые конструкции специального оборудования библиотек для слепых. Эта область деятельности освещена в работах А.В Вержбицкого [39], Д.С Жаркова [83].
Важным вкладом в разработку данной проблемы является докторская диссертация Г.П. Диянской «Принцип равных возможностей в тифлобиблиоековедении и библиотечном обслуживании инвалидов по зрению» [68]. В работе раскрыты содержание, цели, эволюция важнейшего в тифлобиблиотековедении принципа равных возможностей, а также условия его реализации в библиотечной практике. Обобщен опыт отечественных и зарубежных библиотек, вовлеченных в систему специализированного и интегрированного обслуживания инвалидов по зрению, показаны основные тенденции и перспективы их развития. Однако вопрос внедрения новых информационных технологий в библиотеках для слепых не входил в число задач, решаемых автором исследования.
В настоящее время вся политика дальнейшего развития библиотечного дела основывается на внедрении в повседневную работу библиотек информационных технологий. В связи с этим, существует достаточно большой поток публикаций, посвященный процессу информатизации библиотек России. Из всех работ, посвященной данной проблеме, выделяются труды Е.И. Кузьмина [113], Я.Л. Шрайберга, Ф.С.Воройского [209] и др.
Проблемы развития телекоммуникационных сетей в библиотечной отрасли, опыт корпоративной работы зарубежных и российских библиотек в компьютерных сетях рассмотрен в сборнике «Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных» [25].
Интеграция специальных библиотек для слепых в единую информационную систему России рассмотрена в работах таких авторов, как А.Д. Макеева, Т.Н. Елфимова [129], Г.П. Диянская [60,61,71,73,75], Е.В. Шаповалова [203], Ю.Ю. Лесневский [123,124,125], В.Г. Лебедев [120,121], Н.И. Баукова [10,11], В. Александров [4], А.Б. Гордин [51]и др.
Зарубежный опыт использования новых информационных технологий библиотеками для слепых освещен в многочисленных статьях иностранных авторов: Ф.Бюргер [29], Л.К. Рэдмонд, Д.М. Диксон [169], П. Воутилайнен [42], Э. Ле Кроснье [119], П. Тийхонен [190], С. Чонг [214], Г. Кнудсен, Е. Кнудсен [217], Р. Курцвейл [219,220], М. Маурер [221], А. Строинский [223], М. Рюомя-Реитту [170], М.К Иване [212], Ф.М.Кальво [213], Ю. Кохен [215], Р. Гриебел [216], Н. Кунианский [218], Е. Тенк [224] и др.
Среди отечественных публикаций можно отметить монографию Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за рубежом» [57], в которой освещается история создания и развития библиотек для слепых, книгопечатания по системе Брайля, озвучивания «говорящих» книг в зарубежных странах. Рассмотрены различные организационные модели библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, раскрыты формы и методы работы с читательскими группами. Значительное внимание уделено, международному сотрудничеству, библиотечному образованию, созданию безбарьерной библиотечной среды, проблемам внедрения новой информационной технологии.
Общий итог изучения степени разработанности проблемы состоит в том, что несмотря на многочисленные публикации процесс внедрения новых информационных технологий в библиотеках для слепых не получил в научной библиотековедческой литературе достаточной освещенности. Это свидетельствует о необходимости обобщающего научного исследования и разработки практических рекомендаций по применению.
Объект исследования - библиотечное обслуживание инвалидов по зрению.
Предмет исследования - внедрение новых информационных технологий в процесс библиотечного обслуживания инвалидов по зрению.
Целью исследования является изучение российского и зарубежного опыта использования новых информационных технологий библиотеками для слепых и их влияния на информационные потребности и социальную реабилитацию инвалидов по зрению.
Основные задачи исследования:
1. Изучить проблемы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению.
2. Дать сравнительный анализ работы библиотек для слепых в различных российских регионах по внедрению новых информационных технологий.
3. Раскрыть особенности незрячих пользователей библиотеки для слепых.
4. Проанализировать информационные потребности пользователей на основе проведения социологического исследования.
5. Изучить отечественный и зарубежный опыт использования новых информационных технологий в библиотечном обслуживании слепых.
6. Показать влияние современных компьютерных технологий на социальную реабилитацию инвалидов по зрению.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и обеспечения достоверности исследования применен комплекс общенаучных и специальных методов. Метод сравнения, анализ документации дал возможность выявить отличительные особенности работы библиотек для слепых в различных российских регионах по внедрению новых информационных технологий. Описательный метод позволил раскрыть мировой опыт использования новых информационных технологий в библиотечном обслуживании слепых. Благодаря такому методу, как анкетирование были выявлены информационные потребности незрячих пользователей, обозначены пути их удовлетворения библиотеками для слепых с помощью новых информационных технологий и тифлотехнических средств. В анкетировании участвовало 250 респондентов.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная значимость исследования заключается, прежде всего, в его масштабах. Впервые проведено комплексное исследование, посвященное проблемам внедрения и использования новых информационных технологий в библиотечном обслуживании инвалидов по зрению в России и за рубежом.
Теоретическая значимость и новизна исследования состоит.
- в расширении научных представлений об особенностях работы библиотек для слепых, в которых, наряду с традиционными формами (обслуживание инвалидов по зрению литературой на специальных носителях информации, культурно-массовая работа и т.д.), учитывается работа в области информатизации библиотечных процессов;
- в обосновании возможности использования современных технологий в библиотечном обслуживании инвалидов по зрению, что имеет глубокое социальное значение и способствует становлению демократического государства.
Базой для теоретических выводов в дипломной работе явилось социологическое исследование работы с незрячими и слабовидящими в Одоевской библиотеке. Исследование дало ряд научных результатов: изучены реальные информационные потребности незрячего пользователя, спрос на информационные услуги, предоставляемые библиотекой для слепых, прослежена зависимость информационных потребностей незрячего пользователя и уровня его информационной культуры от оснащенности библиотеки для слепых новыми информационными технологиями и тифлотехническими средствами.
Результаты исследования образуют теоретико-методическую основу рационального использования новых информационных технологий библиотеками для слепых и их влияние на социальную реабилитацию инвалидов по зрению.
Осуществленный анализ деятельности библиотек для слепых обогащает научное представление о процессе информатизации библиотечного обслуживания инвалидов по зрению и открывает перспективные возможности дальнейшей разработки проблемы, обеспечивает возможность дальнейшего продвижения научной мысли в рассматриваемой области.


ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
1.1. Библиотеки для слепых - часть единой
библиотечно-информационной системы России.

Библиотеки России представляют собой целостный единый организм и традиционно взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при необходимости обмениваются документами и информацией о них. В последние годы, благодаря развитию в библиотеках новых информационных технологий, это взаимодействие заметно активизировалось.
«По данным на 1 января 1999 года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек.»[151] Российские библиотеки располагают огромным универсальным фондом всех видов и типов изданий на традиционных и новых носителях информации по всем отраслям знаний, и этот фонд снабжен разветвленным и хорошо структурированным справочно-поисковым аппаратом, представляющим собой совокупность различных ключей для доступа пользователей к отечественным и мировым информационным ресурсам. Вначале определим, что понимается под термином «библиотека» в современном общекультурном и историческом контексте. Диапазон определений того, что есть библиотека, поистине огромен - от высокопоэтических, таких, например, как у Борхеса («И представил я рай, похожий на библиотеку»), до самых разных научных, которые пытались выводить представители многочисленных библиотековедческих школ. Приведем лишь несколько из них. Карташов Н.С. и Скворцов В.В. термином «библиотека» определяют «специальное учреждение, осуществляющее индивидуальное по форме организации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной в ее фонде публикаций (библиотечном фонде). Библиотека - это информационная система, предоставляющая в распоряжение общества сконцентрированные в ней информационные ресурсы».[98, С.7] В энциклопедическом словаре по книговедению под «библиотекой» понимается «учреждение культуры, выполняющее идейно-воспитательные, образовательные, информационные, культурно-просветительные и другие задачи. Организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также других носителей социальной информации и располагает необходимыми техническими средствами для реализации своих функций». [99,С56] В учебном пособии «Введение в специальность «Библиотековедение и библиография» термин «библиотека» трактуется как «идеологическое, культурно-просветительное и информационное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и другими документами». [3 7,С. 11] Терминологический словарь по библиотечному делу определяет библиотеку как «идеологическое, культурно-просветительное и научно-информационное учреждение, организующее общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, аудиовизуальными и иными материалами, составляющими библиотечные фонды» (1986) [20,С21]; «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги» (1997). [21,С. 18] « Наиболее четким нам представляется определение библиотеки, предложенное Ю.Н. Столяровым: «Библиотека - принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену, обеспеченное материально w технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям - физическим и юридическим лицам с целью удовлетворения их информационных потребностей». [184,С.З] Федеральный Закон Российской Федерации «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года, определяет библиотеку как информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам». [193] В задачи настоящей работы не входит всесторонний анализ полноты, научной обоснованности, справедливости и глубины приведенных определений. В данном случае нам важно определить место библиотеки для слепых в формировании единых библиотечно-информационных ресурсов для инвалидов по зрению в РФ.
Библиотековеды, занимающиеся проблемами классификации библиотек, также учитывают своеобразие библиотек для слепых. Например, Н.С. Карташов относит их к специальным библиотекам при дифференциации библиотек на основании признака категории обслуживаемых читателей. [97, с.77] М.И. Акилина считает, что основной типологический признак специальной библиотеки - обеспечение профессиональных потребностей читателей, а библиотеки для слепых - это специализированные библиотеки [1, с.53] Ю.Н. Столяров, предлагающий родо-видовую классификацию библиотек, также подчеркивает своеобразие библиотеки для слепых. Так, РЦБС (сейчас РГБС - Российская государственная библиотека для слепых), по его мнению, "одновременно является национальной по виду хранимых документов (брайлевской литературы, говорящих книг и т.п.), важной универсальной, публичной и специальной (по обслуживаемому контингенту, формам работы)".[185, с.31] В зависимости от целей исследования библиотека для слепых, по классификации Ю.Н. Столярова, может рассматриваться как вид (по признакам специфического читателя, фонда), как разновидность публичных библиотек и т.д. Но для нас важно даже не тог, к какому типу или виду отнести библиотеки для слепы, а то, что библиотека для слепых как система имеет свою специфику.
Специфика библиотек для слепых, по мнению Л.И. Задермана, определяется тем, что "специфичны объект обслуживания - незрячий читатель, субъект обслуживания - сотрудник библиотеки, ее фонды, а также направления, особенности, методы работы с незрячими". [84, с.51]
Начало научной разработке проблем библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих людей положил А.Е. Шапошников, который уже в начале 1960-х гг. стал признанным специалистом в области теории и методики библиотечно-библиографического обслуживания слепых и слабовидящих. В учебном пособии «Библиотечное обслуживание инвалидов» А.Е. Шапошников раскрывает понятие «библиотека для инвалидов» - это любая библиотека независимо от ее назначения и книжного фонда, специально предназначенная для обслуживания той или иной категории инвалидов».[201,С. 11 ]
"Под библиотечным обслуживанием инвалидов понимается деятельность системы библиотек, направленная на полное удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями в книгах и других источниках информации".[200, с.11]
Сеть специальных библиотек России переживает все те же трудности, что и другие информационно-библиотечные учреждения, а именно - связанные с изменением правового статуса, реформой бюджетной сферы, последствиями финансово-экономического кризиса. Однако в этих непростых условиях она сохраняет относительную стабильность. В начале XXI века в России действовали 72 специальные библиотеки для слепых / незрячих и слабовидящих, к 2006 году три из них потеряли самостоятельность (Пензенская и Томская областные, Калмыцкая республиканская), став структурными подразделениями универсальных библиотек, в 2012 году аналогичная реструктуризация произойдет в Республике Бурятия - библиотека для слепых войдет в состав республиканской. Отделы, созданные на базе преобразованных библиотек, продолжают вы........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением / В.П. Гудонис. - М. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
2.Демьянков, Н. Е. Основные направления и тенденции в работе специальных библиотек на современном этапе / Н. Е. Демьянков, И. В. Лоскутов, А. Ю. Мелихов // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (5-13 июня 2004. Ук-раина, Авт. Республика Крым, Судак): труды конф. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГПНТБ России, 2004.
3.Диянская, Г. П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении. - М., 1998
4.Добровольская, Т.А Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция/ Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина // Социологические исследования. - 199. - № 5. - С. 3 - 8.
5.Елфимова, Г. С. Секция библиотек для слепых ИФЛА в 2001-2008 гг.: [проектная и издательская деятельность библиотек для слепых] / Г. С. Елфимова // Информационный бюллетень РБА. - 2010. - № 55. - С. 119-121
6.Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России./Д.В. Зайцев. - Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с.
7.Использование тифлотехнических и тифлоинформационных ресурсов читателями Российской государственной библиотеки для слепых: Материалы исследования/ Сост. Е.В.Захарова; Ред. Г.П. Коваленко; Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 2002. - 30 с.
8.Коновалова, М. П. Библиотека для слепых как центр социокультурной реабилитации: системный подход / М. П. Коновалова // Библиотековедение. - 2009. - № 5. - С. 23-30
9.Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. - М., 1999. - С. 183-190
10.Коновалова, М.П. Реабилитация инвалидов // Библиотечное дело. - 2005. - № 1. - С. 3-6
11.Коновалова, М. П. Пути повышения роли библиотек для слепых в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения / М. П. Коновалова // Библиотековедение. - 2010. - № 2. - С. 53-60
12.Корнеева, Н. Отношение общества к инвалидам заметно меняется // Вечерняя Москва. - 2009. - № 5. - С. 2-6
13.Макеева, А.Д. Роль библиотек в правовом просвещении незрячих. Роль библиотеки в повышении правовой культуры инвалидов. - Нижний Новгород: ЦСТПР ""Камерата"", 1999
14.Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях./ Н.Н. Малофеев. - М.: «Печатный двор», 1996. - 182с.
15.Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России/Н.Н Малофеев, Е.Л. Гончарова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, - 2000г. - Выпуск 1.
16.Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Российская библиотечная ассоциация. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2010. - С. 6-9
17.Рощина, М. А. Информационная поддержка студентов, инвалидов по зрению, в тифлоинформационном центре ННГУ им. Лобачевского /М. А. Рощина // Доступность информации - ключ к образованию. Материалы Всероссийской научно-практической конференции незрячих специалистов. Книга 1. - Н.Новгород: НИСОЦ, 2002. - с. 6-9.
18.Рощина, М. А. Опыт работы с незрячей учащейся молодежью в Нижнем Новгороде и Приволжском Федеральном Округе / М. А. Рощина // Материалы Международной научно-практической конференции Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы: В 2 частях. Часть 2. - М.: Флинта:Наука, 2003. - с.102-105.
19.Рощина, М. А. Тифлоинформационный центр - действующая модель оказания поддержки образовательного процесса студентов с глубокими нарушениями зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий / М. А. Рощина // Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - С. 165-167
20.Рощина, М. А. Проблемы тифлокомпьютеризации в России. /М. А. Рощина // Наша жизнь. - М., 2005. - №53. - С. 12-18
21.Рощина, М. А. Обучение незрячих и слабовидящих студентов использованию компьютерных тифлотехнологий (из опыта работы тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) / М. А. Рощина // В помощь незрячему студенту. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2005. - С. 40-45
22.Рощина, М. А. Некоторые полезные сайты /М. А. Рощина // В помощь незрячему студенту. - Н.Новгород: НИСОЦ, 2005. - с. 73-78
23.Рощина, М. А. Проблемы информационного обмена в интеллектуальной деятельности незрячих / М. А. Рощина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1(2). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. - С. 175-179
24.Рощина, М. А. Тифлоинформационный центр компьютерных технологий при Нижегородском Государственном Университете / М. А. Рощина // Материалы международной научно-практической конференции: Роль компьютерных технологий в интеллектуальном труде незрячих. Перспективы развития и применения. - Н.Новгород, 1999. - С.1-2
25.Рощина, М. А. Система Брайля и компьютерные технологии / М. А. Рощина, И.П. Кекутия // Материалы конференции: Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира. - М.: РЕАКОМП, 2003. - С. 91-94
26.Рощина, М. А. Освоение компьютерной грамотности как фактор готовности незрячих и слабовидящих школьников к получению высшего образования./М. А. Рощина// Организация в фокусе социологических исследований: в 2-х т. Том 2 / Под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой. - Н.Новгород: издательство НИСОЦ, 2005. - с.147-152
27.Рощина, М. А. Факторы, осложняющие адаптацию студента-инвалида к условиям вуза. Государственное регулирование экономики. Региональный аспект / М. А. Рощина // Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции: в 2 т. Том II. - Нижний Новгород: изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003. - С. 319-322
28.Рощина, М. А. Модель работы незрячего пользователя на персональном компьютере / М. А. Рощина // Информационные технологии моделирования и управления. Научно-технический журнал. Выпуск 1(26). -Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2006. - С. 98-107
29.Стаугис И.А. Специальные библиотеки для слепых, как центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: основные функции, социальные ориентиры: Материалы Междунар. конф. «Крым-2007. - № 3. - C. 61-65.
30.Шамсутдинова, Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 215 с.
31.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции. - М., 1992. - С. 14 - 58, 91 - 94
32.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: Материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов. - М., 2002. - 197 с.
33.Шапошников, А. Е. Современное состояние и перспективы библиотечного обслуживания слепых: Автореф. дис. канд. пед. наук: по специальности «Библиотековедение» / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1964. - 17 с.
34.Швецов, В.И. Использование тифлоинформационных технологий в образовании лиц с ограниченными возможностями по зрению / В.И.Швецов, М. А.Рощина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(4). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - с. 228-235
35.Швецов, В. И. Использование информационных компьютерных технологий в образовании лиц с глубокими нарушениями зрения / В. И. Швецов, М. А. Рощина // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Концептуальное проектирование в образовании, технике и технологии. Вып. 1. N 5. - 2004. - С. 99-102.
36.Рощина М. А. Незрячий как субъект информационного обмена / М. А. Рощина // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 3). - Нижний Новгород: НИСОЦ: 2005. - С. 180-202
37.Сукиасян, Э. Р. Электронные каталоги / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. - 2003. - №3 - С. 31-33.
38.Шрайберг, Я. Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие / Я. Л. Шрайберг, Ф. С. Воройский. - М.: Либерия, 1996. - 271 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.