На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92787


Наименование:


Курсовик Экономические основы развития фермерских хозяйств и пути повышения эффективности их функционирования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 2.12.2015. Сдан: 2015. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ 6
1.1 Эффективность функционирования фермерских хозяйств 6
1.2 Критерии эффективности функционирования фермерских хозяйств 11
ГЛАВА 2 анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
2.1 Государственная поддержка и материально - техническое обеспечение фермерских хозяйств 19
2.2 Анализ развития фермерских хозяйств 25
2.3 Проблемы развития фермерских хозяйств 31
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 40
3.1 Тенденции развития фермерских хозяйств в Республике Беларусь 40
3.2 Основные направления развития фермерских хозяйств в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51




ВВЕДЕНИЕ

Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства, возникновение которой связано с осуществлением аграрной реформы. Возрождение фермерского уклада на селе стало одним из основных направлений аграрной реформы. Однако возможность ведения крестьянского хозяйства появилась еще в советский период (с середины 80-х гг. ХХ в.), когда гражданам было предоставлено право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. Эта деятельность основывалась исключительно на личном труде гражданина и членов его семьи, так как использование наемного труда не допускалось. В дальнейшем в законодательстве были определены и права на земельный участок, предоставляемый для ведения крестьянского хозяйства: это право аренды (с 1989 г.), и право пожизненного наследуемого владения (с 1990 г.). Крестьянское хозяйство в этот период не являлось юридическим лицом и рассматривалось как семейно-трудовое объединение лиц, ведущих совместное хозяйство на земельном участке и выступающих в хозяйственном отношении как единое целое; правовой режим имущества определялся в виде общей совместной собственности членов, специальное законодательство отсутствовало. И только с принятием в 1991 г. Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» деятельность по организации и ведению крестьянских хозяйств получила детальную регламентацию. Крестьянское (фермерское) хозяйство приобрело статус юридического лица и было признано самостоятельной организационно - правовой формой ведения сельскохозяйственного производства наравне с колхозами и совхозами.


ГЛАВА 1
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

1.1 Эффективность функционирования фермерских хозяйств

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).
Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства [19].
Основу крестьянского хозяйства составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для данной цели, и лиц, совместно ведущих крестьянское хозяйство. В большинстве случаев ведение крестьянского хозяйства осуществляется семьей, однако в соответствии с действующим законодательством оно может быть организовано одним лицом, а также лицами, не связанными между собой родственными связями.
Внутренние отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве строятся на основе института членства. Членами могут быть супруги, их дети, родители, родственники и другие лица. Наличие лишь семейно-родственных связей не является достаточным основанием для членства в крестьянском хозяйстве. В качестве обязательного условия выступает совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства. И лишь в случае производственной необходимости законом допускается привлечение к выполнению работ других граждан с соблюдением норм трудового законодательства. В отличие от членов крестьянского хозяйства они не становятся субъектами имущественных прав и не обладают правом участия в управлении.
Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств - ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности [20]. Являясь юридическим лицом, крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к коммерческим организациям, и первоначально с принятием Гражданского кодекса на них было распространено законодательство о полном товариществе. Однако реализовать нормы о полном товариществе применительно к крестьянским хозяйствам оказалось достаточно проблематично (в отличие от полного товарищества крестьянское хозяйство может быть организовано одним лицом, для членства не требуется наличия статуса индивидуального предпринимателя: отсутствует обособленное имущество). В связи с этим в результате внесения изменений в Гражданский кодекс крестьянское (фермерское) хозяйство было признано самостоятельной организационно-правовой формой коммерческой организации наряду с производственными кооперативами, унитарными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами. Особая правовая природа крестьянского хозяйства в первую очередь связана с порядком его создания и спецификой правового режима имущества. В соответствии с действующим законодательством субъектом права собственности на имущество выступает не крестьянское

хозяйство как юридическое лицо, а его члены. Земельный участок также оформляется не на юридическое лицо, а на одного из членов - главу крестьянского (фермерского) хозяйства. В Законе не предусматривалось наличие учредительных документов при создании крестьянского хозяйства и формирование уставного фонда. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство можно охарактеризовать как коммерческую организацию, деятельность которой основана на использовании семьей, отдельным лицом или группой лиц находящегося в их собственности имущества, а также имеющегося на праве пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с целью ведения сельскохозяйственного товарного производства.
В условиях социально ориентированной рыночной экономики актуальное значение принадлежит социально-экономической эффективности, которая выступает главным критерием оценки уровня социально экономического развития. По многим исследованиям, данный вид эффективности исходит от производственно-экономической эффективности и характеризует не только эффективность работы предприятия, но и отражает уровень развития социальной инфраструктуры, производительности и мотивации труда. Данная категория в современных условиях может выступать обобщающим критерием эффективности, который на основе системы показателей позволит учесть при оценке как экономические, так и социальные результаты деятельности субъекта хозяйствования [19].
Таким образом, детализация и дифференциация видов эффективности определяет многогранность и многоаспектность самой категории и характеризует отсутствие единой ее интерпретации исследователями и практиками. Это объясняется тем, что цели и задачи хозяйственной деятельности для разных субъектов хозяйствования в АПК существенно отличаются.
Разработка предложений, направленных на повышение эффективности функционирования фермерских хозяйств в условиях переходной экономики

и постоянного вхождения аграрного сектора в рыночные отношения
невозможна без объективной оценки особенностей их функционирования, определения критериев и показателей, характеризующих уровень самой эффективности.
Крестьянские (фермерские) хозяйства - субъекты частного предпринимательства в АПК. Обоснование и разработка методических предложений по эффективному функционированию фермерских хозяйств обуславливает необходимость определения самого понятия «функционирование». В смысловом толковании «функционирование» имеет латинское происхождение (function - действие) и в форме глагола означает возможность осуществлять деятельность, а в форме существительного - исполнение, обязанность, назначение [16].
В современных условиях хозяйствования эффективность функционирования фермерских хозяйств в Беларуси имеет свои особенности, которые определяются, особенностями самой сферы сельскохозяйственной деятельности, организационно - правового, экономического и иного характера, суть которых заключается в следующем. Согласно новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», учредителями фермерского хозяйства могут выступать один гражданин или члены одной семьи. Однако, право сохранения членства в составе членов фермерского хозяйства иных лиц сохраняется для хозяйств, созданных до вступления в силу новой редакции Закона.
Основными видами предпринимательской деятельности фермерского хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции, а также допускается ее переработка, хранение, транспортировка и реализация. Вместе с тем, фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и его уставу.
Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности фермерского хозяйства является использование земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с
законодательством об охране и использовании земель. Причем законодательством не установлены минимальные и максимальные размеры земельного участка [20].
Осуществление предпринимательской деятельности фермерского хозяйства в сфере сельскохозяйственного производства с использованием земельного участка предопределяет зависимость эффективности его функционирования от природно-климатических и иных условий природной среды.
Среди основных организационных факторов, определяющих эффективное функционирование фермерского хозяйства в рыночных условиях, важно отметить местоположение хозяйства, удаленность его от рынков сбыта продукции и источников получения ресурсов. Территориальное размещение с учетом почвенно-климатических условий, уровня обеспеченности производственными и трудовыми ресурсами определяет выбор направления деятельности хозяйства, специализацию производства и их эффективность.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности фермерское хозяйство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В системе трудовых отношений фермерское хозяйство выступает в роли нанимателя и при необходимости может привлекать по трудовому или иному договору лиц, не являющихся членами хозяйства, с соблюдением требований законодательства (стат. 28 Закона от 19 июля 2005 г. № 44-З).
Поскольку фермерское хозяйство является коммерческой организацией, то согласно гражданскому законодательству (стат. 46 ГК РБ) существенной особенностью коммерческой организации в качестве основной цели деятельности должно выступать деятельность, связанная с извлечением прибыли и (или) распределение ее между участниками. Особенность предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, как ранее было отмечено, заключается в производстве сельскохозяйственной продукции.
Фермерские хозяйства как особая форма коммерческих организаций наделена рядом льгот при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере материально-технического обеспечения, финансовой и налоговой деятельности, что имеет актуальное значение в повышении эффективности их функционирования. Так, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставлено право организациям и индивидуальным предпринимателям передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы [17].
Эти и другие особенности являются основными факторами, определяющими эффективное функционирование фермерских хозяйств в современных экономических условиях.
Таким образом, эффективность функционирования фермерского хозяйства в современных условиях представляет собой довольно сложную экономическую категорию, которая носит не только объективный, но и субъективный характер и является результатом экономических отношений с внешней средой (поставщиками ресурсов, покупателями продукции, государственным бюджетом) и внутренними составляющими (членами хозяйства, трудовым персоналом).

1.2 Критерии эффективности функционирования фермерских хозяйств

Обеспечить комплексный анализ эффективного функционирования фермерского хозяйства и сделать соответствующие выводы по ее повышению можно осуществить, используя систему критериев и показателей, определяющих такую эффективность. К тому же, разработка предложений по повышению эффективности функционирования фермерских хозяйств предполагает комплексное и системное использование системы критериев и показателей, позволяющее всесторонне и объективно оценить различные стороны деятельности хозяйства, выявить неиспользуемые текущие и перспективные резервы, обоснованно и целенаправленно разработать направления повышения эффективности деятельности хозяйства на перспективу.
При оценке эффективности хозяйственной деятельности фермерского хозяйства может использоваться большое число или система критериев и показателей, классифицируемых по различным признакам.
Разнообразие целей, задач и направлений деятельности в сельском хозяйстве предопределяет различные критерии для оценки эффективности деятельности субъектов хозяйствования [10]. Однако, мнения ученых-аграрников в данном вопросе условно можно представить в........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008 г. №412-З. / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
2. Дрозд Д.Н. Границы эффективности и критерии выбора видов государственной поддержки промышленности// Проблемы управления. 2008. №1 (26). С.160-163.
3. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 №37-З. / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
4. Мачихин С.И. О подходах к правовому регулированию поддержки субъектов хозяйствования. / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
5. Мясникович М. О. государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий // Наука и инновации. 2007. №8 (54). С. 9-19.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.1997 №255 «О национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь». / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
7. Сведения о государственной поддержке, оказанной юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета. / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: rmenu/execution/ - < rmenu/execution/%20-> Дата доступа: 02.10.2015.
8. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (заключено в г. Москве 09.12.2010). / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
9. Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 №136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.». / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
10. Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 №182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: - Дата доступа: 02.10.2015.
11. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон Республики Беларусь, 19 июля 2005 г.//Наш фермер. - 2006. - № 18-19.- С.4-5.
12. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 131.(1/10713).
13. Будкевич, Е. А. Тенденции и закономерности функционирования мелкотоварных форм частного производства в аграрном секторе Беларуси / Е. А. Будкевич, Н. Лобашевич // Аграрная экономика. - 2010. - № 7. - с. 19-26.
14. Сельское хозяйство Республики Беларусь: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2013. -295с.
15. Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: . - Дата доступа: 15.10.2015.
16. Гусаков, В. Г. Предложения по интенсификации и повышению эффективности основных товарных отраслей растениеводства / Гусаков В. Г. [и др.]. Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. 36 с.
17. Официальный сайт Национального статистического комитета / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Дата доступа: 10.09.2015.
18. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru/ - Дата доступа: 10.09.2015.

19. Галас, М. Л. О проблемах эволюции крестьянского хозяйстваМ.Л. Галас, А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров // АПК: экономика иуправление. - 1999. - № 4. - С. 66-73.
20. Гордон, А. В. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия / А. В. Гордон. - М.: Професс, 1992. - 359 с.
О крестьянском (фермерском) хозяйстве: закон Респ. Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII. -Минск, 1991.
21. Дмитрук, В. Н. Фермерское хозяйство Республики Беларусь: организация, правовой статус, отношения собственности / В. Н. Дмитрук. - Минск: Дикта, 2004. - 58 с.
22. Казакевич, А. В. Фермерские хозяйства Беларуси: становление, оценка и перспективы развития / А. В. Казакевич // ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»: тез. докл., Гродно, 2010 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы. - Гродно, 2010. - Ч. 1. - С. 1-19.
23. О государственной программе возрождения и развития села 2005-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 марта 2005 г.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.