На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности и сущность развития двух институтов оказания юридической помощи: адвокатуры и деятельности юристов-лицензиатов. Формы аттестации юристов в Республике Беларусь. Правовые основы деятельности адвокатуры. Принцип работы Конституционного суда РФ.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


14
КУДА ПОДАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ЮРИСТУ?

Сентябрь на исходе, и к этому моменту выпускники юридических факультетов вузов, пополнившие ряды профессиональных юристов, должны были определиться с тем, где они намерены применить полученные ими знания. Каковы их шансы на успех, если они решат заняться непосредственно оказанием юридической помощи гражданам и субъектам хозяйствования? Насколько реально молодому юристу, имеющему требующийся опыт работы, "вступить в ряды" адвокатов или юристов-лицензиатов?
Эти вопросы тесно смыкаются с весьма важной и актуальной, на наш взгляд, проблемой - состоянием сферы оказания правовой помощи в нашей стране и качеством получаемой заинтересованными лицами помощи.
Статья 62 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого человека на получение юридической помощи для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Но, изучив реализацию указанных конституционных положений в иных нормативных актах, поневоле приходишь к противоположным выводам. Существующие ограничения в области оказания юридических услуг физическим лицам и субъектам хозяйствования, с одной стороны, закрепляют монопольную деятельность единственной структуры, стать членом которой профессиональному юристу весьма непросто, а с другой - препятствуют осуществлению населением права на свободный выбор представителя своих интересов.
В новейшей истории Беларуси параллельно развивается два института оказания юридической помощи: адвокатура и деятельность юристов-лицензиатов, оказывающих юридические услуги. Поскольку вне данных институтов легально оказывать юридическую помощь на профессиональной основе невозможно, рассмотрим процедуру вступления в каждое из этих сообществ.
Аттестация юристов - процедура доступная
Попасть в число юристов-лицензиатов - задача более выполнимая, хотя и в сфере регулирования института оказания юридических услуг можно встретить трудно объяснимые ограничения.
Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17, оказание юридических услуг является лицензируемым видом деятельности, лицензии на который выдает Министерство юстиции. Порядок выдачи лицензий установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1363 (далее - постановление Совмина № 1363).
Согласно п. 19 названного постановления оказывать юридические услуги могут только лица, имеющие свидетельства об аттестации юриста. Процедуру получения такого документа устанавливает Инструкция о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29.10.2003 № 26. Отдельные моменты применения этой Инструкции, в частности касающиеся уточнения требований к соискателям специальным разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, были разъяснены в постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.02.2004 № 4 (далее - постановление Минюста № 4).
Претендовать на получение аттестата юриста вправе любой гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее чем 3 года. При этом не может быть претендентом на получение свидетельства лицо:
- признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
- ранее совершившее умышленное преступление и имеющее неснятую и непогашенную судимость;
- в течение 3 лет до обращения за получением свидетельства уволенное из правоохранительных, судебных и других органов за виновные действия;
- в отношении которого в течение 1 года до обращения за получением свидетельства было принято решение об аннулировании свидетельства;
- в отношении которого в течение 1 года до обращения за получением свидетельства было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг или частной нотариальной деятельности.
Как видим, одним из ограничений, препятствующих получению свидетельства об аттестации юриста любому физическому лицу, является требование об обязательном наличии гражданства Республики Беларусь. Отметим, что данное ограничение явно не учитывает интересы иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся в вузах Беларуси по юридической специальности и получивших диплом государственного образца. При этом связь между качеством оказания юридических услуг и наличием либо отсутствием у претендента белорусского гражданства уловить довольно сложно. С другой стороны, постановление Минюста № 4 содержит норму, справедливо расширяющую круг претендентов. Так, в 3-летний стаж работы по юридической специальности, необходимый для получения свидетельства об аттестации юриста, помимо работы после получения высшего образования включается также работа после окончания учебы на втором курсе учреждения, обеспечивающего получение высшего образования.
Для получения свидетельства об аттестации юриста претендент должен сдать квалификационный экзамен. День и время проведения экзамена назначаются в соответствии с графиком, который формируется в порядке очередности поступления документов на получение свидетельства. Экзамен состоит из двух частей - письменного теста и устного собеседования. Письменный тест включает в себя 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, время на его прохождение не ограничивается. При правильном разрешении всех вопросов обычно устное собеседование не проводится. Если же неправильными окажутся ответы на 5 вопросов и более, экзамен считается не сданным. В остальных случаях претендент сдает устный экзамен, причем обычно собеседование проводится именно по тем вопросам, по которым были даны неправильные ответы.
Отметим, что тематика вопросов охватывает все области права - от уголовного до хозяйственного, причем при проведении экзамена претенденту запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой. Целесообразность существующего подхода, при котором для получения аттестата юриста претендент должен подтвердить свою квалификацию во всех отраслях права, вызывает некоторые сомнения. Дело в том, что применить свои знания он сможет только в очень узкой сфере деятельности. Постановление Совмина № 1363 ограничивает сферу оказания юридических услуг только вопросами, связанными с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридических лиц, предпринимательской деятельностью физических лиц, включая дачу консультаций и разъяснений, подготовку и экспертизу документов, а также представление интересов заказчиков в хозяйственных судах.
Таким образом, можно констатировать, что деятельность по оказанию юридических услуг предельно доступна для юристов, поскольку каждый желающий при выполнении минимальных требований к стажу и квалификации вправе заниматься ею на всей территории Республики Беларусь без привязки к какому-либо региону. В то же время доступность этого института нивелируется узкой сферой его применения.
Декрет № 12: только коллегии и никаких "индивидуалов"
Правовые основы деятельности адвокатуры закреплены в Законе Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2406-XII "Об адвокатуре" (далее - Закон об адвокатуре) и Декрете Президента Республики Беларусь от 03.05.1997 № 12 "О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь" (далее - Декрет № 12). На рассмотрении последнего документа стоит остановиться подробнее, поскольку им внесены революционные по своей сути изменения в области кадрового обеспечения адвокатской деятельности в Беларуси.
Так, п. 1.4 Декрета № 12 установил, что с 1 июля 1997 г. адвокатская деятельность может осуществляться только лицами, являющимися членами областных или Минской городской коллегий адвокатов. Напомним, что согласно ст. 13 действовавшей на тот момент редакции Закона об адвокатуре граждане, получившие в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, вправе были осуществлять ее как путем вступления в члены коллегии, так и в частном порядке - либо путем образования на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор), либо индивидуально. Уже после вступления в силу Декрета № 12 Законом от 06.07.1998 № 176-З ст. 13 Закона об адвокатуре привели в соответствие с президентским актом. В последней редакции названная статья устанавливает, что граждане, получившие лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляют эту деятельность путем вступления в члены коллегии адвокатов. Адвокатской деятельностью могут заниматься только лица, являющиеся членами областных, Минской городской коллегий адвокатов и Специализированной Белорусской коллегии адвокатов (далее - Белинюрколлегия). Заявления о принятии в областные, Минскую городскую коллегии адвокатов и Белинюрколлегию рассматриваются президиумом соответствующей коллегии не позднее одного месяца со дня подачи.
Таким образом, обязательным условием допуска к сдаче квалификационного экзамена на право осуществления адвокатской деятельности является предварительное вхождение претендента в соответствующую коллегию адвокатов. Сказанное подтверждается нормами Положения о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденного постановлением Совмина № 1363. Согласно п. 9 этого Положения соискатель лицензии помимо прочих документов представляет в Минюст рекомендации президиума соответствующей коллегии адвокатов о допуске к сдаче экзамена либо справку-рекомендацию от президиума коллегии адвокатов о прохождении практики в качестве стажера. Данное обстоятельство, несомненно, делает попадание в адвокатское сообщество более сложной процедурой по сравнению со "вступлением в ряды" юристов-лицензиатов.
В соответствии с Положением о стажировке в адвокатуре, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 30.06.1999, вопрос о зачислении специалиста в качестве стажера решается президиумом областной, Минской городской коллегий адвокатов ежегодно в период с 1 июля по 1 сентября после окончания учебного года выпускниками юридических вузов. В силу п. 4 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.06.2004 № 20 "О дополнительных мерах по укреплению дисциплины и ответственности адвокатов" допуск к сдаче квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь (далее - Квалификационная комиссия) лиц, ранее работавших в судах, органах прокуратуры, внутренних дел, иных правоохранительных органах, на юридических должностях в организациях и на предприятиях различных форм собственности и не прошедших стажировку в адвокатуре, осуществляется по решению Квалификационной комиссии.
Как видим, в любом случае вопрос о включении в члены коллегии предварительно решается либо президиумом соответствующей коллегии адвокатов, либо Квалификационной комиссией. При этом какие-либо нормативные предписания, касающиеся критериев отбора кандидатов, отсутствуют, что создает почву для злоупотреблений. Например, на сегодняшний день Квалификационная комиссия вправе запретить прием в члены коллегии адвокатов любому лицу, ссылаясь на такой субъективный признак, как "компрометирующее поведение в быту" 1, либо вообще отказать без каких-либо обоснований, указав, что отсутствуют свободные места. Проблема усугубляется тем, что любая коллегия адвокатов, по сути, является общественным объединением со строго фиксированным членством и количество членов в ней ограничено.
Помимо специального условия в виде обязательного членства в коллегии соискатель адвокатской лицензии также должен быть гражданином Республики Беларусь, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет либо пройти стажировку от 6 месяцев до 1 года в адвокатуре и сдать квалификационный экзамен. В принципе, процедура сдачи экзамена на получение адвокатской лицензии практически идентична проведению экзамена для претендентов на получение аттестации юриста.
В общих судах - только адвокаты
Если доступ в адвокатуру ограничен, то ограничения для членов данной структуры по осуществлению профессиональной деятельности отсутствуют. В настоящий момент адвокат является единственным юристом, который вправе оказывать правовую помощь как субъектам хозяйствования, так и физическим лицам, представляя их интересы в любом органе, включая общий и хозяйственные суды, а также органы уголовного преследования.
Более того, в некоторых органах представительство интересов могут осуществлять исключительно адвокаты. 2 Так, начиная с 16 ноября 2003 г. фактически установилась монополия на участие адвоката как представителя интересов сторон в гражданском процессе в общем суде при рассмотрении любого дела. Именно с этой даты вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.11.2003 № 246-З, согласно которому ст. 72 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) была изложена в новой редакции. Новой редакцией ст. 72 ГПК установлен закрытый перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, и первыми в нем названы адвокаты.
Законодательное изменение ГПК явилось формальным закреплением уже сложившейся практики недопущения общими судами к участию в процессе юристов, осуществляющих свои полномочия на основании доверенности и не являющихся адвокатами. Напомним, что данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - КС). В решении от 02.07.1999 № Р-85/99 КС отметил, что действующим на тот момент законодательством не исключалось право выступать в качестве представителей адвокатам, лицам, имеющим лицензии на оказание юридических услуг, любым другим гражданам, оформившим свое представительство надлежащим образом. В то же время КС указал на отсутствие в законодательстве определенности по вопросу о возможности систематического и возмездного представления интересов других лиц в суде лицами, не имеющими лицензии.
Исключительность участия адвокатов в общих судах постепенно перенимается также практикой рассмотрения судьями дел по административным правонарушениям и исполнительным производствам. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.1999 № 1 "О практике применения судами законодательства, регулирующего производство по делам об админист и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.