На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92901


Наименование:


Курсовик Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов в социальной деятельности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.12.2015. Сдан: 08.11.2015. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

введение………………………………………………………………………..3

глава 1. духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность понятий духовность и нравственность………………...5
1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………….9
1.3. Социальное развитие младшего школьника……………………...16

глава 2. Социально-преобразующая деятельность младших школьников и принципы её организации
2.1. Структуры и виды социальной деятельности………………..............21
2.2. Технология включения детей в социальное творчество…………….24
2.3. Изучение результатов внеурочной социально-преобразующей деятельности младших школьников………………………………………29

заключение………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………….34


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе в результате социально-экономических, политических и экономических процессов происходят изменения, которые оказывают существенное влияние на отношение молодых людей к миру, к себе. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это современная реальность.
12 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что «… российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи…». Он отметил необходимость укреплять прочную духовно-нравственную основу общества, подчёркивая, что «образование - это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». В таких условиях всё острее ощущается потребность в воспитании духовно-богатой, высоконравственной личности, способной не только потреблять, но и созидать.
Необходимость актуализации духовно-нравственных ценностей молодёжи подтверждают и результаты эмпирического исследования, которое проводилось в 2012 году на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н.Ульянова (респонденты - 52 студента, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»). В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (автор - М. Рокич), включающая для выбора перечень терминальных и инструментальных ценностей. Интересно, что среди предложенных 18 выборов лишь на шестой позиции оказались такие качества личности, как правдивость и искренность, на седьмой позиции - чуткость, заботливость, на восьмой позиции - материально обеспеченная жизнь. Одиннадцатое место разделили такие категории, как «умение принимать обдуманные решения» и «работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование». Опрошенные студенты на тринадцатую позицию поставили счастье других (благосостояние людей, всего народа, человечества в целом), на четырнадцатую - трудолюбие, продуктивность в работе. Среди незначимых оказалась «красота природы, переживание прекрасного в природе и искусстве» (шестнадцатая позиция). Таким образом, духовно-нравственные позиции не являются доминирующими в системе ценностей. А это может очень негативно сказаться на развитии и состоянии государства, свести к минимуму все достижении научно технической модернизации. Поэтому духовно-нравственная составляющая должна присутствовать во всех направлениях воспитательной деятельности школы, что позволит сохранить как саму личность, так и всё общество. ФГОС НОО второго поколения предусматривает целую систему работы в этом направлении. В Базисном учебном плане это прописано отдельным пунктом. Поэтому весь образовательный процесс должен быть нацелен на решение этой задачи.
Цель нашей работы раскрыть духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребёнка, познакомиться с социально-преобразующей деятельностью младших школьников и с принципами её организации.
Задачи:
1)изучить современные документы об образовании;
2)познакомиться с литературой по вопросам духовно-нравственного и социального развития младшего школьника, показать взаимосвязь этих процессов;
3)раскрыть современные подходы к трактовке понятий духовность и нравственность;
4)изучить технологию включения детей в социально-преобразующую деятельность.

Глава 1.Духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность понятий духовность и нравственность

Обращение к духовно-нравственным основам образования для педагогической науки не является новым. Проблема духовности и нравственности имеет давнюю традицию. В качестве ключевых понятий нашего исследования выступают такие педагогические категории, как «духовность» и «нравственность». Анализ научных работ показал общепризнанность утверждения о единстве духовного и нравственного начал в жизни человека, но понятия «духовность» и «нравственность» трактуются неоднозначно [6]. Проблема духовности человека нашла широкое отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом. Термин «духовность» берёт свое начало от слова «дух», имеющего три значения:
1) «сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение»;
2) «внутренняя, моральная сила»;
3) «в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо» «Духовность» трактуется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [10; 183]. Исходя из третьего толкования, «духовность» долгое время соотносилась с религиозно-философским понятием.
Современные учёные исследуют феномен духовности с позиций двух подходов - светского и религиозного. Поскольку сфера души считалась прерогативой религии, то понятие «Душа» относилась к области идеального, привлекая внимание только теологов и философов. «Душа сама по себе не телесна, не чувственна, не материальна. Её нельзя ни видеть, ни слышать, ни осязать. Она есть скрытая от глаз жизненная сила», - писал И. А. Ильин, интерпретируя мысли Гегеля [8; 69]. Гегель указывает путь развития личности через «пробуждение души», что по сути своей является способностью подняться до постижения своей субъективности, своего «я». Дух в этой ситуации принимается как жизненная сила, которая созревает в процессе взаимодействия с миром и способствует самоопределению индивида, приподнимая его до уровня индивидуальности. Во все времена не покидала воспитательное поле мысль о силе духа русского человека, о духовной красоте личности, о духовной гармонии бытия. Дух человека всегда стремится к познанию истины, добра и красоты, и чтобы прийти к высокому уровню осознания себя в педагогическом пространстве, он первоначально должен открыть для себя дар творчества. В данном исследовании представлен светский подход. С научной точки зрения духовность - «изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке», «творчество есть проявление и признак наличия у творящего духовности», «духовное - это, несомненно, возвышенное, но вовсе не обязательно нравственное», «духовное» - это «мир идей»; «душевное» - «мир чувств» [12; 11].
По мнению Садыковой, духовность выступает как интегративный показатель развития личности. Она самоценна и не может быть заменена другими, близкими по значению качествами. Духовность, включая в свое содержание душевность, обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других, обращая человека к нравственности, «совести, свободе нравственного выбора и ответственности перед самим собой за этот выбор» [12; 12]. Вслед за С. К. Бондыревой, Н. П. Шитяковой мы понимаем духовность как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», как «способность к самоопределению, самореализации, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир», благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
В психологическом обиходе (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) духовность определятся как потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего «Я» и в осознанном понимании своего назначения в жизни. В духовности, как в определенном способе жизни, человек находит ответы на многие вечные вопросы: ради чего он живёт, что есть истина, добро, любовь. Духовные стремления личности находят реализацию в «художественно-эстетической деятельности» [13; 55].
Мы разделяем точку зрения учёных, по мнению которых понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных. Оно вмещает в себя все, что связано с душой, что согревает и возвышает душу. Педагогика не вправе навязывать некое единственно правильное для всех определение данного понятия. Будучи наукой тонкой, гибкой, во многом субъективной, она позволяет каждому педагогу искать собственное наполнение педагогического смысла данного явления. Педагогика, если она искренна и психологически выверена, дарит всем, кто посвящает свою жизнь этой стезе, свою удивительную целеустремленность к высокому, указывает путь к доброте, терпению, открывает радость познания, радость творчества, красоту жизни.
Анализ современной научной литературы по проблеме нравственности показал, что многие философы, культурологи, педагоги, психологи (В. С. Библер, Б. С. Братусь, Здравомыслов, И. Ф. Исаев, И. Ф. Харламов, Е. Н. Шиянов), исследуя сущность нравственности, в первую очередь указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [1; 192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[5; 345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[5; 558].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[10; 414].
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, уч........


Список литературы

1. Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982.
2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной формы.- Ростов н/Д.: РГПИ, 1986.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование.- М.: Норма-Инфра, 2007.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 40-а т.- М.: Цитадель.- Т. 11.- 1979.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика, 1989.
8. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Воениздат, 1993.
9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под общ. ред. И.А. Каирова. - М.: Педагогика, 1979.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 2004.
11. Поляков С.Д. Технологии коллективных творческих дел: от традиционного к личностно ориентированному // Научно-методический журнал по воспитательной работе.- 2003.№1.- С.71-72.
12. Садыкова С.А. Духовно-нравственное становление личности студента в процессе внеучебной деятельности.- М.: Оренбург, 2012.
13. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии.- 2001.№3.- С.48-57.
14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.- М.: Педагогика.- Т.2.- 1980.
15. Педагогика школы / Под общ. ред. Г.И. Щукиной.- М.: Просвещение, 1977.
16. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова.- М.: Норма-Инфра,1995.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.