На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92956


Наименование:


Курсовик ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И ПРИЕМОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 7.12.2015. Сдан: 2014. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение


Одной из проблем, которые обращают на себя внимание, является проблема, связанная с поисками путей повышения эффективности целенаправленного обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Преимущество в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации отдается тем, которые по сути своей способствуют самореализации личности ребенка, интересны детям и органично вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Познание - воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
В настоящее время педагогика и психология обладает целым набором точных средств воздействия на детей с конкретной обучающей и воспитательной направленностью. Но из множества разработок воспитателю дошкольного учебного заведения трудно найти хотя бы несколько возможных методик для использования в работе.
Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей. Но неизменным остается основной вид деятельности дошкольника- игра. Игровые методы и приемы в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста имеют большое значение.
Для развития познавательных способностей детей в наше время активнее выбираются психолого-педагогические технологии, объединяющие в себе обучающие методы с игрой. Особое место в последние годы отводят игровым технологиям и техникам (в том числе и компьютерным), которые оказывают особое значение в развитии познавательных способностей детей (Ю.Д. Бабаева, Т.В. Корнилова, В.О. Моляко, Н.И. Повьякель, О.К. Тихомиров, Т.В. Улькина, С.А. Шапкин, Н.Б.Шумакова и др.). Но, несмотря на актуальность исследуемых вопросов, проблема познавательных способностей детей и их развития до последнего времени разрабатывалась недостаточно как в педагогической и возрастной психологии, так и общей психологии и, в частности, психологии способностей. Недостаточно исследована проблема творческого компонента познавательных способностей как условия успешности будущего обучения детей.
Все исследования сегодня полностью не исчерпали понятия «познавательные способности ребенка» [10,с.67].
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы квалификационной работы «Использование игровых форм и приемов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования -- определение эффективности использования игровых форм и приемов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - познавательные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровые формы и приемы, способствующие формированию познавательного развития.
Гипотеза: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:
- использовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку;
- использовать игровые формы и приемы.
Задачи:
Определить теоретические подходы к изучению проблемы познавательных способностей и их развития у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить психологические особенности познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить литературу по теме данной квалификационной работе.
Разработать и апробировать методики, направленные на увеличение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использованием комплексных методов:
· теоретические (анализ литературных источников по проблеме исследования),
· эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты),
· статистические и аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (октябрь - декабрь 2014 г.)-
II этап (январь - март 2015 г.)
III этап (март - апрель 2015 г.)
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад комбинированного вида № 351 города Челябинска.

Глава I. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.1. Развитие познавательного интереса старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Наша работа посвящена изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников. При разработке содержания и структуры развития познавательного интереса у старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного в различных источниках. Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.
Мы согласны с мнением Г.И.Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:
Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.
Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса.
Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности - все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности.
Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом мы считаем, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

1.2. Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и констру­ированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории по­знавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-до­школьника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен­сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практичес­ким преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобра­зований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых пре­образований.
Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, посл
Список литературы
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57.
3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.
4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.
5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. ІІІ. - 366 с.
6. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.
7. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б.Голицын// Советская педагогика, 1991.- № 3.- С.22.
8. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2004. -С. 80 - 89.
9. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000.- С.32.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35
11. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. - М.: Просвещение, 1999.- №11.-С.12.
12. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007. - С.231.
13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М.:Просвещение, 1986.- С.68.
14. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2004. - №1.- 143 с.
15. Усова А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвящение, 1970. - 445 с.
16. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992.- С.34.
17. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
18. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2005. -№4. - с.58-60.
19. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1
20. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М: Просвещение, 1997.
21. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Просвещение, 1990.
22. Молева И. Познаем окружающий мир через игру // Дошкольное воспитание - 2007. -№7.-6.
23. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. //Ребенок в детском саду №4,2001.
24. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2001. - с. 27-30.
25. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1981.
26. Кабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 - 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О. А. Кабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2010. - 96с.
27. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., дораб. - М. : Обруч, 2012. - 176с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.