На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92993


Наименование:


Курсовик Исторический анализ развития теории и практики социального прогнозирования и планирования

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 8.12.2015. Сдан: 2015. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества 4
Религиозные, утопические и философско исторические корни. Теории прогнозирования 6
Социальное прогнозирование на рубеже XIX - XX столетий. Научно публицистический жанр «Размышления о будущем» 15
Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического прогнозирования 18
«Антифутурологические волны» А.Тоффлер 20
Современный этап исследований будущего. Глобалистика и альтенативстика 24
Заключение 28
Список литературы 29


Введение

Некоторые ошибки в теории и практике прогнозирования представляют собой, по сути дела, рецидивы подходов, характерных для прошлого, - подходов, несостоятельность которых доказана исторической практикой и преодолена в ходе последующего развития науки. Неудовлетворительное знание истории предмета отрицательно сказывается на работе теоретика прогнозирования - прогностика и разработчика прогнозов - прогнозиста. Вместе с тем в концепциях прошлого содержалось немало поучительного и полезного для разработки прогнозов и в современных условиях.
Все это делает необходимым более основательное знакомство с опытом минувших времен. Однако история развития представлений о будущем, включая предысторию и историю развития концепций будущего Земли и человечества, историю развития теории и практики собственно прогнозирования, - слишком обширная и сложная тема, выходящая далеко за рамки нашего курса, чтобы ее можно было изложить здесь хотя бы в общих чертах. Ограничимся поэтому краткой исторической справкой.
Цель работы проанализировать историю теории и практики социального прогнозирования.


Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества

Эволюция мышления и восприятия времени в первобытном обществе
Первобытный строй общества
Первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени, видимо, вообще не осознавалась. По сути, время существовало только одно - настоящее. Затем к нему добавилось другое - не прошлое или будущее, а просто «другое», отличное от настоящего, в котором действовали герои мифов и разные сверхъестественные силы. Но и в это мифическое время жизнь была похожа на окружающую, как две капли воды. Сказывался своеобразный презентизм первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобными настоящему. Именно поэтому можно было легко «предсказывать» будущее и даже «воздействовать» на него с помощью магии
Прежде чем человек обнаружил, что существует «иное время» - время, не тождественное настоящему, ему пришлось задуматься над возможностью «иного мира» - мира, не тождественного окружающему, куда «уходят» усопшие. Лишь потом совершился переход к конструированию «иного мира в ином времени» - «иного будущего». Этот процесс шел по трем основным направлениям: религиозному, утопическому, философско-историческому. Вообще-то такой результат предусмотрен теорией прогнозирования и носит название «рецидивы презентизма первобытного мышления». Дело в том, что установлено: первоначально человек длительное время полностью отождествлял настоящее и будущее, то есть рассматривал любое будущее как бесконечно продолжающееся без каких-либо существенных изменений настоящее.
Со временем шаблоны-стереотипы-ритуалы труда, быта, досуга органически встроились в систему традиций, обычаев, нравов того или иного народа, порою даже той или иной местности. На них наложился диктат всемогущего в тех условиях общественного мнения окружающих, положительно оценивавшего строгое следование сложившимся порядкам и жесточайше преследовавшего - до побоев, травли и изгнания включительно - малейшее отступление от них. В социальный механизм закрепления сложившихся стереотипов сознания и поведения включалась система социальных потребностей личности, и прежде всего потребность в самоутверждении, то есть в уважении со стороны окружающих, и на этом основании в самоуважении. Как известно, эта потребность наисильнейшая, когда удовлетворены фундаментальные потребности в самосохранении (питание, здоровье и так далее), а зачастую даже временами отодвигает последние на второй план. И коль скоро самоутверждения легче всего достичь, скрупулезно следуя сложившимся стереотипам и решительно осуждая всякое отступление от них, нетрудно представить себе, какой истовой может быть убежденность в неприятии каких-либо нововведений, каким воинствующим - стремление не допустить их.

Характеристика нововведений
Очерченное умонастроение изначально обрекало человеческую мысль на застой и в зародыше отталкивало идеи, способные породить нововведения.
Положительная характеристика Негативная характеристика
К счастью, однако, мы знаем, что для человеческой личности характерна потребность в самоутверждении не только путем слепого следования сложившимся стереотипам, но и путем реализации социальных потребностей в успехе своей деятельности, в достижениях, в непрестанном улучшении, рационализации труда, быта, досуга, всех условий жизни и форм жизнедеятельности, в новизне, оригинальности своей деятельности, а также в творческом труде, в лидерстве, в критике деятельности других, в новых знаниях и так далее. Когда обе эти противоположные силы более или менее взаимно уравновешивают друг друга, катастрофического коллапса не наступает, но и интенсивность нововведений близка к нулевой, что мы и наблюдаем на всем протяжении человеческой истории, вплоть до самых недавних времен. Ныне инновационные силы делаются все мощнее, в результате - соответствующий сдвиг в сторону нарастания темпов и масштабов нововведений. Существует и еще одна сторона органического неприятия нововведений обыденным сознанием, переходящего в близкое к инстинктивному отвращение ко всякому «иному будущему». Это сторона, по нашему мнению, связана с историческим опытом человечества, каковой недвусмысленно свидетельствует: на всем протяжении истории человеческого общества, с древнейших времен до наших дней на сто или даже тысячу благих идей, сулящих разные блага в случае реализации соответствующих нововведений, обычно лишь одна оказывается действительно конструктивной, да и то не так, как представлялось ее первоначальному генератору, а так, как это объективно реализовалось впоследствии, зачастую очень непохоже, порой прямо противоположно замыслу инициатора. Что ж, таков путь прогресса. Что касается остальных, то они на поверку оказываются либо пустоцветными, нереальными, либо, что еще хуже - социально опасными, вредными, гибельными, теми самыми благими намерениями, которые, как известно, ведут в ад. Наиболее яркий пример - история социалистической мысли со времен Возрождения до наших дней. Если уподобить человеческие представления своего рода «популяциям идей», то рутинные мысли окажутся схожи с «нормальными особями» подобной популяции, а новаторские - с мутантными. И чем оригинальнее идея - тем отвратительнее представляется «мутант» нормальным особям, причем их отвращение к нему вполне рациональное, поскольку скорее всего или чаще даже почти наверняка мутант - всего лишь урод, потомство которого, если дать ему расплодиться, может привести к гибели соответствующую популяцию.

Два вывода проистекают из только что описанного нами феномена «футурофобии» в обыденном сознании:
«Футурофобия», в известном смысле, играет положительную роль для отбраковки идей (обычно - подавляющего большинства почти всех идей той или иной направленности), способных привести к порождению нововведений опасных, гибельных для общества. И поскольку инновационные силы сегодня значительно мощнее, все чаще успешно одолевают спасительный для общества «эффект футурофобии», необходимы искусственные механизмы, имитирующие его, для «испытания на прочность», точнее, на конструктивность каждого нововведения. В этих механизмах важную роль призваны сыграть различные способы «взвешивания» последствий намечаемых или реализуемых нововведений.«Футурофобия», если пустить дело на самотек, предоставить событиям развиваться стихийно, все еще достаточно сильна, чтобы подавить любое в принципе нововведение, причем отнюдь не исключено, что подавлено будет как раз конструктивное, позитивное и тем самым открыта дорога для опасного, гибельного. Таким образом, и с данной стороны необходимы искусственные механизмы, не позволяющие рутинному мышлению пресечь конструктивное нововведение в зародыше. Для этого нужно, во-первых, научиться отделять плевелы от зерен, то есть потенциально конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для общества. Во-вторых, нужно научиться уберегать нарождающееся конструктивное от обычно господствующего рутинного. В обоих случаях «взвешивание» позитивных и негативных последствий также способно сыграть благотворную роль при одном условии: при четких теоретических установках, учитывающих сложный диалектический характер «эффекта футурофобии» в обыденном сознании.

Религиозные, утопические и философско исторические корни. Теории прогнозирования

Религиозные концепции будущего
Сложившаяся в I тысячелетии до н. э. и более развитая индуистско-буддистско-джайнистская концепция, согласно которой история представляется в виде постоянной смены циклов регресса (охватывающих миллионы лет) - от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения нового мира», вновь регресса и так далее без конца. Счастливое будущее с таких позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти, от этого вечного «коловращения» мироздания и попасть в «нирвану» - качественно иное состояние, при котором отсутствуют и желания, и страдания. Такие взгляды характерны для современной религиозной идеологии в обширном регионе Юго-Восточной Азии, и с ними приходится сталкиваться на международных конференциях или в «литературе о будущем» стран указанного региона.Сложившаяся в I тысячелетии до н. э. - I тысячелетии н. э. и менее развитая иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой «история будущего» представляется в виде прихо........

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условия рынка. Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. 260 с.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условия рынка. Учеб. Пособие. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и КО», 2004. 400 с.
3. Возникновение планирования и прогнозирования. Прогнозирование и планирование в СССР. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: ?p=3
4. Государственный образовательный стандарта высшего профессионального образования. Специальность 060400 «Финансы и кредит». Квалификация - экономист, 1995. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: db/portal/spe/gos_old/ 060400.htm
5. Государственный образовательный стандарта высшего профессионального образования. Специальность 060400 «Финансы и кредит». Квалификация - экономист, 2000. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: db/cgi-bin/portal/ spe/list.plx?substr=&gr=0&st=all
6. Сутягин В.С. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1991-2010 годы. Российская академия наук. Институт народнохозяйственного прогнозирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: ?p=3
7. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 61б - экономика. Квалификация - бакалавр, 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: db/portal/spe/fgos/ pr_fgos_2009_pv_61b.pdf


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.