На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Лицензирование как форма государственного регулирования. Порядок лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и проведению инженерных изысканий.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


42
Курсовая работа на тему:
«Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь»
Содержание

Введение
1. Лицензирование как форма государственного регулирования
2. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности
3. Некоторые виды лицензирования
3
.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
3
.2 Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей
3
.3 Лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Актуальность данной темы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил.
Целью данной работы является изучение административно-правовых и организационных основ лицензирования отдельных видов деятельности.
Задачами работы являются изучение: положения о лицензировании отдельных видов деятельности; порядка государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей; лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Объектом курсовой работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в сфере реализации исполнительной власти посредством лицензирования.
Предметом исследования курсовой работы является совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования как институт административного права, а также тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.
1. Лицензирование как форма государственного регулирования

В практике правового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или международным стандартам, квоты на продажу и многие другие). Зачастую, на практике встречаются специфическую форму правовых ограничений - лицензирование.
Необходимо отметить, что данное определение появилось не сразу. Оно имеет широкую историю.
Мы помним, что уже с периода буржуазных революций государство становится центром реальной политической власти, способным использовать ее (путем законодательного закрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) как во вред, так и во благо общества. По мнению российского ученого И. Ю. Козлихина основная задача ограниченного правовыми запретами государства заключается, в защите права каждого индивида от чрезмерного вмешательства государства и его законов, ибо исторически право гражданского общества, (частное право) развивается вместе с обществом независимо от воли политических властей; и именно в частном праве реализуются имманентно присущие ему принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся и на сферу публичного права [8].
С выдвижением и разработкой идей правового государства, страны, воспринявшие эту идею, следят за тем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной категории лиц путем ограничения монополий путем продуманной системы не слишком «жестких» налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себе законодательную власть. Его цель -- избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Вместе с тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство госчиновников в дела общества значительно тормозит прогресс всего общества. Еще знаменитый английский экономист Адам Смит писал о том, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.
Тем не менее, многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.) считают, что в настоящее время важнейшей тенденцией развития государственности является движение к новой разновидности социально--правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее, «общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственного вмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно быть опосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.
Дело в том, что этот вопрос о лицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чисто теоретический. На самом деле он является жизненно важным для многих стран, как недавно вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийские государства и т.д.), так и для стран, которые готовятся к вступлению в ВТО. Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран--членов СНГ. В ближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, а также в практике его применения и т.д. [16].
По существу, лицензирование является одной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. Конституция Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.[9]. В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей. Необходимость осуществления государственного валютного контроля можно обосновать защитой институтов валютного регулирования. Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Иными словами, государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям. Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.
Ряд авторов считают, что определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами государственной сертификации и валютного контроля. [5]. Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля с помощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение. В отношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органов существует большое количество правовых ограничений. Эта классификация может осуществляться по различным критериям - например: по видам госорганов, осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей за выдачу лицензии и т.д. Данные ограничения никак не могут быть обойдены или заменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.
Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию - предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. [18,с.37].
Белорусское законодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Большинство как теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единым комплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат общие принципы, к которым относятся законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенности отдельных лицензионных режимов определяются его целевым назначением в зависимости от вида реализуемого публичного интереса.
Считаю необходимым согласиться с мнением Куликовой Т.В. о том, что обоснован методологический подход к классификации видов лицензирования на основе единого критерия - реализуемого посредством исполнительной власти публичного интереса, дифференцированного по характеру, уровню и содержанию, на основе которого выделяются следующие виды лицензирования:
- по характеру публичного интереса (публично-функциональной направленности):
а) лицензирование, направленное на охрану общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности;
б) лицензирование, направленное на обеспечение прав и свобод граждан.
- по уровню публичного интереса:
а) лицензирование, направленное на реализацию общегосударственного интереса;
б) лицензирование, направленное на реализацию публичного интереса субъектов;
- по содержанию публичного интереса:
а) лицензирование в экономической сфере;
б) лицензирование в административно-политической сфере;
в) лицензирование в социально-культурной сфере. [10].
Лицензионное производство представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.
Вновь обращаясь к Куликовой Т.В., отметим обоснованность необходимости разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы на обязательные и факультативные. К общим обязательным процедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионная экспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за их несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятся процедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленную характером лицензируемого объекта. [10]
Важным элементом, на мой взгляд, является тот факт, что институт лицензирования включает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого вида деятельности. Механизм лицензирования предусматривает как предварительный контроль (проверка соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям), так и последующий (контроль за законностью лицензируемой деятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований).
В нашей стране правовое регулирование лицензирования осуществляется на основе «Положения о лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 с последующими изменениями и дополнениями.
2. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь в целях государственного регулирования отдельных видов деятельности Президент Республики Беларусь Декретом от 14.07.2003г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановил: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий) [6]. В соответствии с Положением «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Настоящим Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, за исключением:
ь деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
ь внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;
ь деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством;
ь деятельности, лицензируемой Национальным банком [6].
Следует отметить, что право на получение лицензии имеют:
ь юридические лица и индивидуальные предприниматели (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);
ь физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.
Для получения лицензии соискатель лицензии (соискатель лицензии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью) представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием:
ь для юридического лица - наименования и места его нахождения;
ь для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
ь лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
ь копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
ь копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
ь документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
ь выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;
ь другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь.
В выдаче лицензии может быть отказано при:
ь наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;
ь несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
ь наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;
ь обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.
На мой взгляд, это целесообразно. Именно эти условия выполняют роль защиты как государственных, так и общественных интересов.
При наличии одного из этих оснований лицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.
Лицензия выдается по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, и должна содержать:
ь наименование органа, выдавшего лицензию;
ь регистрационный номер лицензии;
ь номер и дату принятия решения о выдаче лицензии;
ь срок действия лицензии;
ь сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
ь наименование вида деятельности;
ь указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
ь сведения об обособленных подразделениях (филиалах);
ь отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.
В случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном настоящим Положением.
В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Говоря о сроке действия лицензии, то она выдается на срок от 5 до 10 лет.
Действие лицензии прекращается в случаях:
ь по истечении срока, на который она выдана;
ь по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с настоящим Положением;
ь в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;
ь при реорганизации юридического лица;
ь в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
ь по решению суда: об аннулировании лицензии;
ь в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Необходимо отметить и тот факт, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий (реестр лицензий - совокупность данных, формируемых лицензирующим органом о выданных лицензиях, их дубликатах, внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия, и иных сведений в соответствии с настоящим Положением). В реестре лицензий должны содержаться следующие данные: наименование органа, выдавшего лицензию;
регистрационный номер лицензии;
номер и дата принятия решения о выдаче лицензии;
срок действия лицензии;
сведения о лицензиате (наименование и место нахождения лицензиата - юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства лицензиата - физического лица, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
наименование вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
работы и услуги, составляющие вид деятельности, если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
сведения о продлении срока действия лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия;
сведения об утрате лицензии (копии лицензии, заверенной лицензирующим органом) и о выданных дубликатах;
иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. [6].
3. Некоторые виды лицензирования

3.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

В соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [3]. В связи с этим было утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».
В инструкции отражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Так, пунктом 61 Инструкции определено, что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банк с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у него установленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций. Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальный банк:
ь заявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию за подписью уполномоченного лица банка;
ь документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка;
ь документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка.
Срок документов, представленные на рассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий два месяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком, но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требует тщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнить определенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самому банку, так и к государству в целом.
Необходимо помнить и о том, прежде чем выдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций.
В случае создания банка в г. Минске, проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковских операций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка.
Говоря об устойчивости финансового положения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структуры собственности, включая такие, как:
ь достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка;
ь доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
ь наличие и размер доли в нормативном капитале банка на момент подачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций), зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон);
ь достаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этот показатель является одним из основных);
ь качество активов банка, включая оценку проблемных активов, полноту создания резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансовых счетах, выполнение нормативов ограничения кредитных рисков;
ь финансовая эффективность, включая наличие прибыли с учетом создания резервов, оценку рентабельности активов и капитала;
ь состояние ликвидности, включая оценку выполнения норматива краткосрочной ликвидности, наличия фактов неоднократного в течение последних шести месяцев неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка.
В соответствии с пунктом 69 Инструкции, для получения права на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) банк представляет в Национальный банк справку налогового органа по месту нахождения банка об отсутствии задолженности перед бюджетом и (или) государственными внебюджетными фондами [13].
Национальный банк вправе запросить иные документы, необходимые для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении банка. В этом случае срок рассмотрения документов, представленных для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, продлевается на срок, который необходим для представления документов, запрашиваемых Национальным банком.
Гарантий эффективности и соответствия требуемым нормативам в деятельности банка является надзор.
Структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, в срок, не превышающий 30 дней со дня представления документов, составляет заключение о финансовой устойчивости (неустойчивости) банка и наличии (отсутствии) у него нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро. Для целей составления заключения о финансовой устойчивости банка специалистами Национального банка может в установленном порядке проводиться тематическая проверка [3].
После получения лицензии, ее вносят в реестр, в котором указывают наименование банка, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.
Основываясь на статье 82 Банковского кодекса, основанием в отказе в выдаче лицензии служит:
ь на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
ь в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
ь физическое лицо - учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
ь учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
ь учредитель банка является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
ь учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
ь для государственной регистрации банка представлены не все документы;
ь в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
ь установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
ь устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка. [3]
Государственная регистрация банка и лицензирование, соответственно, не производится также в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.
В случае утраты лицензии банку выдается ее дубликат.
По моему мнению, лицензирование деятельности банков выполняет защитную функцию не только для общества и государства, но и для национальной экономики в целом.
3.2 Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" Советом Министров Республики Беларусь было утверждено Положение, в соответствии с которым Министерством архитектуры и строительства определялся порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей (далее - лицензии), их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекраще и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.