На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты. Международная защита прав авторов произведений. Содержание неимущественных прав авторов. Право на имя, защиту репутации, обнародование, опубликование.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Курсовая работа
на тему: "Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства"
Выполнила
студентка 3 курса
группы ПРМД М.Е. Короткевич
Руководитель Е.Е. Цветкова
Минск 2009
Содержание
    Введение
      1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты
      1.1 Сущность неимущественных прав
      1.2 Международная защита прав авторов произведений
      2. Содержание основных неимущественных прав авторов
      2.1 Право авторства
      2.2 Право на имя
      2.3 Право на защиту репутации
      2.4 Право на обнародование
      3. Иные неимущественные права
      3.1 Право на опубликование
      3.2 Право на отзыв произведения
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

Человеческий гений является источником всех

произведений искусства и изобретений. Долг государства -

обеспечить надежную их охрану.

Из надписи на куполе здания штаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.

В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.

В данной работе рассматривается сущность личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, содержание основных правомочий авторов, а также некоторые иные их моральные права, представляется обзор норм международной защиты неимущественных прав авторов. Личные неимущественные права имеют определяющее значение для построения всей системы защиты прав авторов интеллектуальной собственности. Поэтому эти правомочия абсолютны, носят бессрочный характер, являются неотчуждаемыми. При защите данных прав отсутствуют всякие сроки давности, а также на личные права невозможно обратить взыскание. Объект исследования представлен концепцией личных прав авторов как комплексной характеристикой правового статуса субъектов интеллектуальной собственности. Предметом работы является природа, основные черты и характерные особенности отдельных моральных прав авторов произведений, кроме того, сущность феномена неимущественных прав и их правовое регулирование.

Целью работы является получение ясного комплексного представления о предмете исследования, а именно, выявление сущностных характеристик одной из фундаментальных категорий интеллектуальной собственности - неимущественных прав авторов, рассмотрение состава отдельных правомочий, указанных в отечественном законодательстве, а также предлагаемых наукой. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть различные признаки неимущественных прав и выявить суть данного феномена, проанализировать объем международного регулирования в данной области, проследить эволюцию личных прав авторов в белорусском законодательстве, прояснить имманентные черты отдельных правомочий авторов.

Всплеск активности научных разработок в области авторских прав и интеллектуальной собственности приходится на последние годы. Однако и ранее учеными-правоведами предпринимались успешные попытки осознать значимость явления интеллектуальной собственности, выявить закономерности ее развития, проследить структуру авторских правомочий, описать их сущность и порядок правового регулирования. Исследованиями в данной сфере занимались Э.П. Гаврилов, В.И. Серебровский, М.В. Гордон, а также современные ученые А.П. Сергеев, Ролан Дюма, И.В. Савельева, С.А. Судариков и другие.

1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты

1.1 Сущность неимущественных прав

Понятие "интеллектуальная собственность" является абсолютно новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалось на практике. Поэтому любая попытка осмыслить его уже шаг вперед.

Любая собственность, в том числе и интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам [16, с.18]. Собственность всегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля, транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодня материальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, который генерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает, анализирует, обобщает и в результате выходит на самые неожиданные предложения и идеи.

Перевести сейчас этот вопрос в плоскость практики для нас, постсоциалистических стран, очень сложно. Кроме государства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника, никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полное право государства на использование, распоряжение и присвоение результатов физической и интеллектуальной деятельности [16, с.18-19]. Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к числу исключительных прав. Это значит, что автору или иному обладателю исключительного права на произведение науки, литературы или искусства принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом [1, с.51].

Интеллектуальная собственность очень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки, инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры, содержание ее постоянно меняется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций, находящихся в динамике [16, с. 19].

Важной категорией в сфере интеллектуальной собственности является концепция прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике права авторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право имеет внеимущественный характер и, будучи таковым, входит в более широкую категорию так называемых личных прав [17, с. 190]. В современной белорусской правовой системе также сохранена идея дуалистичности прав, разграничения их на личные (моральные) и имущественные. Однако, при условии сохранения сущности, используется более привычная лексика: неимущественные (личные) и имущественные права. Такое положение вещей имело место не всегда, в различные периоды истории отечественного права концепция прав авторов обладала спецификой.

В русской дореволюционной юридической литературе авторское право рассматривалось как только имущественное, но не личное. Считалось, что "исключительное право... не связано с вопросом об авторстве духовного продукта и очень легко отрывается от личности того человека, духовному творчеству которого обязан своим существованием объект права. Авторское право в руках издателя... оставляет личность творца совершенно в стороне" [1, с.51].

В конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральные и имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств для разработки национальных законов об авторском праве [1, с.52]. Однако многие авторы считали, что между личными и имущественными авторскими правомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг с другом [22, с.374].

Поскольку в условиях социализма единственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использования произведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара), в юридической литературе часто высказывалось мнение, что именно это единственное право относится к числу имущественных. Все остальные права: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения - относились к числу личных неимущественных [14, с.62-65].

В число личных неимущественных предлагалось включать и иные права: право на помощь автору со стороны издательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет [1, с.53]; право на депонирование рукописи, право на перевод и право на посвящение произведения [11, с.28-29]. В качестве самостоятельного авторского правомочия выделялось и возникшее с появлением новых технических средств "право автора определять аудиторию, которой доступен однократный акт воспроизведения, подобно тому как эта же аудитория могла охватываться раньше лишь несколькими актами воспроизведения" [8, с.129].

Значительная часть ученых относила к личным неимущественным правам следующие: авторства, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и на опубликование (выпуск в свет), а право на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространение произведения и некоторые иные правомочия - к имущественным [6, с.12].

Таким образом, сегодня ст.14 Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. относит к личным неимущественным правам:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [15, ст.14].

Данные права охраняются бессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности [10, c.504]. То есть, личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства обладают существенными специфическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочный характер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращения взыскания на моральное право [17, с. 190-192].

Итак, неимущественные права авторов произведений являются исключительными монопольными правомочиями собственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями, связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные и имущественные права. Неимущественные права именуются в международных документах (например, Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.

1.2 Международная защита прав авторов произведений

Как известно, международные нормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшими технологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапе всегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовы вносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции, разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Так было с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО), Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].

Статьей 6bis Бернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:

независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана [13, c.134].

Соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершенными международными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно они регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эру глобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являются основой для модернизации национального законодательства [2, с.4].

Законодательство многих стран регулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bis Бернской конвенции. Общим для всех становится положение о том, что автор произведения получает все неимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они не могут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].

Модернизация законодательства в области авторского права и смежных прав началась в Республике Беларусь в связи с тем, что республика выразила твердое намерение стать членом ВТО, т.е. выполнять и требования Соглашения ТРИПС. Кроме того, в декабре 1997 года Республика Беларусь стала не только членом Бернского Союза по охране литературных и художественных произведений, но и подписала Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [2, с.5]. Соглашение ТРИПС требует от стран-участниц соблюдения принципов Бернской конвенции, регулирующих неимущественные права, как условия для членства в ВТО [13, c.134].

Одной из особенностей постсоветского периода развития стран СНГ, в том числе и Беларуси, является продолжающееся нарушение прав авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей и производителей фонограмм. Более того, несмотря на многочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальной собственности, в настоящее время уровень нарушений прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм не только не уменьшился, но значительным образом возрос. Если в Советском Союзе, несмотря на его присоединение в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав человека на интеллектуальную собственность являлось государство с его доктриной вторичности личности, то настоящий этап нарушений прав на интеллектуальную собственность характеризуется повсеместным незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности [2, с.7].

В некоторых странах существует весьма узкий подход к вопросу о неимущественных правах. Типичным примером могут послужить США, где подлежащий охране объем этих прав очень ограничен и где действует положение о том, что, хотя правообладатели неимущественных прав не могут их передавать, они вполне могут на совершенно законных основаниях согласиться их не отстаивать [13, c.134].

В настоящее время отношения между обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности и ее пользователями имеют особую важность. Во многих странах мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Эта индустрия дает очень крупный вклад в валовой национальный продукт [2, с.7].

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет создателей произведении во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры" [2, с.8].

В последние годы ускорилось вступление в Бернский Союз новых членов. После столетия Бернской конвенции в Бернский союз вступило около 40 государств, что составляет почти треть его сегодняшнего состава [9, с. 207]. Одна из причин этого - понимание того, что охрана авторского права является ключевой частью новой глобальной торговой системы. Бурное развитие международной торговли товарами и услугами привело к пониманию, что в интересах всех стран обеспечить права на интеллектуальную собственность для получения преимуществ в международной торговле. Выполнение Соглашения ТРИПС, включающего важнейшие положения Бернской конвенции, является необходимым условием вступления страны во Всемирную торговую организацию и обязательством эффективно охранять интеллектуальную собственность [13, с.223].

Основное преимущество от присоединения страны к Бернской конвенции для авторов этой страны заключаете в том, что их произведения становятся охраняемыми во всех странах, которые являются членами этой Конвенции. В результате национальные авторы смогут улучшить свое материальное положение не только от расширения рынка своих произведений, но и сокращения несанкционированного использования своих произведений в других странах [2, с. 20].

Вне Бернского союза и без эффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и на зарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии [2, с.21]. Другими словами, членство в Бернском Союзе оказывается одним из условий экономической безопасности любого государства.

Таким образом, в современном мире существует уникальный вид собственности - интеллектуальная собственность, требующая особой принципиально новой защиты. Эта защита представляется наиболее эффективной лишь в случае, если она будет охватывать не национальные законодательства, а предлагать унифицированные требования в масштабе всего мира. Охрана прав авторов в достаточно полной мере декларируется международными конвенциями и договорами, первостепенной задачей остается лишь обеспечение ее имплементации в общемировую практику.

2. Содержание основных неимущественных прав авторов

2.1 Право авторства

Правомочие, определяемое как право авторства [15, ст.14], заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства - одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение [10, с.503].

Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [20, с.129].

Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения [10, с.503].

То есть, право на авторство обладает следующими характеристиками:

оно может осуществляться только автором;

оно неотчуждаемо от личности автора;

от права авторства нельзя отказаться;

право авторства является абсолютным и прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует только как факт, с которым все должны считаться [12, с.34].

Право авторства обычно определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц [13, c.136].

Развивая содержание и смысл основных черт права авторства, стоит отметить, что:

оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него [13, c.136].

Итак, право авторства - первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Только при его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора на имя, репутацию и других. Это - привилегия автора, отказ от которой невозможен, имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимая от его личности и осуществляемая исключительно самим автором.

2.2 Право на имя

Некоторые права, предоставляемые авторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себе представить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путем заключения договора. Такое положение относится к личным правам автора и предназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находит свое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает его уступку по договору [17, с.189].

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения [13, c.136].

Право на имя [15, ст.14] позволяет автору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однако раскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор может предпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или без обозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо, использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самым оно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя [10, c.503].

От использования произведения без указания имени отличается гетероним - автор пишет для другого лица, который выпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между ними заключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным, и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве и воспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеет место незаконное присвоение авторства - плагиат. Принуждение к соавторству также является нарушением авторских прав [12, с.35].

Нарушением права на имя будет признано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использование в произведении цитат без указания источника цитируемого текста также рассматривается как нарушение права на имя.

Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторам произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них [10, c.503-504].

Издатель обязан указать имя и фамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, то издатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлинную фамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора, издатель совершает виновное действие и посягает на моральное право заинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действовать после подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самому характеру этого договора.

Автор имеет право подписать или не подписать произведение. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.