Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93265


Наименование:


Курсовик «Провалы» рынка и экономическая роль государства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 15.12.2015. Сдан: 2014. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 6
1.1 Сущность рынка 6
1.2 Проявление неэффективности рыночного механизма 12
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 19
2.1 Предпосылки государственного вмешательства в рыночную экономику 20
2.2 Содержание государственных мероприятий по уменьшению «провалов» рынка 23
3 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА В РОССИИ 28
3.1 Государственная антимонопольная политика 28
3.2 Решение проблемы информационной асимметрии 33
3.3 Решение проблемы внешних эффектов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42


ВВЕДЕНИЕ
В современном мире главную роль в экономике страны играет государство. Оно призвано обеспечить эффективность и справедливость распределения ресурсов страны, принимая во внимание частные интересы, а также осуществлять контроль над индивидами и обществом в целом.
Решив вопрос о том, что производить, необходимо выяснить, какие товары и какие услуги производить и каков их объеме. Нужно оценить, применение, каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Особенно, обществу приходиться учитывать, распределение произведенной продукции а, следовательно, и как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, такие как нетрудоспособные, малоимущие, безработные.
Провалы рынка - это проявление неэффективности рыночного механизма, ситуации, в которых рыночный механизм не обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Провалы рынка проявляется как неравенство в распределении доходов, монополизаций рынка, появление внешних эффектов, невозможность обеспечения предложения общественными благами и т.д.
Анализ провалов на основе представленных в экономической литературе теорий и гипотез позволяет выбрать наиболее адекватный вид модели оценки потерь общества, применимый для условий трансформируемой экономики.
Актуальность темы. Необходимо осмыслить все условия рыночной экономики и научиться эффективно ее использовать. Современное осмысление провалов рыночной экономики определяет необходимое сочетание государственных и рыночных механизмов.
Цель работы:
Выявить суть рыночного механизма, его преимущества и недостатки, а так же методы и решения «провалов» рынка.
Задачи работы:
1) изучить сущность и особенности рыночного механизма;
2) рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма;
3) выявить преимущества и недостатки рынка и найти пути решения этих проблем;
4) определить роль России в рыночной экономике.
Объектом работы является рыночный механизм.
Предметом работы является преимущества и «провалы» рыночного механизма, а так же пути их решения.

1 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
1.1 Сущность рынка
Рынок - это форма взаимосвязи между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами (домохозяйство, фирмы, государство).
Домохозяйства, как правило, предъявляют спрос на готовые блага используя для них факторные доходы. Фирмы же предлагают на рынок готовые блага, получая взамен доходы от продажи.
Взаимодействия домохозяйств и фирм можно рассмотреть на модели экономического круговорота (Рис.1).

Рисунок 1.Экономичексий круговорот
Образование рынка происходит там, где продавец и покупатель находят друг друга и выражают свои обоюдные желания. Одному нужен товар, другому деньги. Из это следует, что рынок может возникнуть там, где встречаются спрос и предложение. Покупатель хочет купить товар дешевле той суммы, которую выставляет производитель, а сам производитель желает продать товар по высокой цене. Такие различные интересы, формирующиеся на рынке, уравновешиваются ценой. Цены служат источником информации о потребностях и заинтересованности потребителей и дают стимул производителям снижать издержки производства и наиболее эффективно использовать ресурсы.
Объектами рынка являются товары и деньги. В роли товаров выступает не только производственная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Мировой опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
1) Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию.
2) Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.
3) Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить?
4) Ценообразующая функция. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
5) Стимулирующая функция. Рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
6) Санирующая функция. Рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным.
Так как рынок интегрирует отрасли производства и потребления, стимулирует эффективное производство, информирует своих участников о спросе и предложение на рынке товаров и услуг, то он является саморегулирующейся системой.
Если в системе экономики существует взаимосвязь между основными элементами рынка, такими как: цена, спрос и предложение, то такая система называется рыночным механизмом.
Спрос - это количество определенного товара, которое потребители хотят и могут приобрести по данной цене в конкретных условиях места и времени. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве.
Спрос покупателей на какой-либо товар зависит от факторов: денежного дохода, роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия заменителей и др. Но самым важным фактором, определяющим спрос, является цена. Взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара получила название закон спроса. Его суть в том, что если цена на конкретных правах понижается, то при прочих равных условиях, спрос на данный товар будет повышаться, и наоборот. Покупатель предлагает цену спроса - предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Из этого следует, что при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Если цены растут, то спрос уменьшается.

Рисунок 2. График спроса
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды:
1) Нерегулярный - спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (перегруженность в часы «пик»).
2) Падающий спрос - явление постоянное (снижается посещаемость музеев).
3) Скрытый спрос - возникает тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (экологически чистый автомобиль).
4) Отрицательный спрос - возникает, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
Предложение - это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке.
Предложение показывает, что за продукция и в каком количестве должна быть произведена, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения - товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Главным фактором, воздействующим на предложение, являются цены на этот товар и издержки его производства. Связь между количеством предложенного товара и ценами звучит в законе предложения: чем выше цена, тем большее количество товара, при прочих равных условиях, готовы предложить продавцы, и наоборот. Графическое отображение этого закона называется кривой предложения(рис.3).

Рисунок 3. Кривая предложения
Рассмотрим действие рыночного механизма на примере. Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным. Повышение спроса на графике (Рис.4) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2).

Рисунок 4. Действие рыночного механизма
Механизм рынка действует по принципу рационального экономического поведения людей, преследующих свои личные интересы и цели. В течении некоторых периодов времени на конкретных рынках товаров устанавливается равновесное состояние, отражающее интересы продавцов и покупателей. Если интересы какого-либо из экономических субъектов меняются, то равновесное состояние нарушается, и механизм рынка устанавливает новое равновесие.
Рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом.
Рынок как определённый механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как жёстко централизованной системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ.
1)эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
2)возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;
3)гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
4)оптимальное использование результатов НТР. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
5)свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
6)способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
А несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных запасов океана;
- игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт и т.д.);
- не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
- не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
- ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетвор........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Академик, 2000-2014 dic.nsf/ruwiki/1187446
2. Базылева М.Н. Экономическая теория/Учебное пособие. - М: БГЭУ, 2001.-385с.
3. Библиотека upravlenie-6/73.htm
4. Бутырнова Т.С. Экономика: учебное пособие./Т.С.Бутырнова - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. -364с.
5. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика - Спб.: Экономическая школа, 2008.
6. Вестник ОГУ №1 (137)/январь 2012-110с.
7. Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa. Внешние эффекты и внешние издержки. Центр Креативных Технологий. lib/micro/micro-0098/
8. Дубынина А.В.Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах: Учебное пособие/А.В. Дубынина.-М: Финансы и статистика, 2012.-120с.
9. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник/ Журавлева Г.П. - М.:Издательство «ИНФРА-М», 2010.-
10. «За рулем» №1(991) январь 2014
11. Маховикова Г.А. Микроэкономика: Учебное пособие/ Г.А.Маховикова.-М.:Издательство «Эксмо» 2009.-224с.
12. Микенина А.Ю. < >13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов/P.М.Нуреев.- М.: Издательство «Норма», 2010.-576с.
14. Попова Н.Ф. Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве. 99/100533/index.html
15. Сафрончук М.В. Преимущества и недостатки рыночного механизма: Курс экономической теории: учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: АСА, 2004. -340с.
16. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010.
17. Феликс Шамхалов. Государство и экономика - основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2005.
18. Ханчук Н.Н. Экономика: Учебное пособие. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. -201 с.
19. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и статистика, 2008.-253с.
20. Экономическая теория: Учебник для вузов /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2007.
21. «Энциклопедия рыночного хозяйства. Государственное регулирование рыночной экономики». Абалкин Л.И., Грязнова А.Г., Сорокин Д.Е., Бард В.С., Видяпин В.И, М.: 2002.-852c.
22. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008. - 480 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.