На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93288


Наименование:


Диплом УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА САМАРСКИЙ ОАО «АЛЬФА-БАНК»)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.12.2015. Сдан: 2014. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность конкурентоспособности банка 7
1.2 Методы анализа и оценки конкурентоспособности 11
1.3 Особенности оценки конкурентных преимуществ банка в 19
современных условиях хозяйствования 19
2 ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИЛИАЛА САМАРСКИЙ ОАО «АЛЬФА-БАНК» 22
2.1 Краткая характеристика филиала Самарский ОАО «Альфа-Банк» 22
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности филиала 26
Самарский ОАО «Альфа-Банк» 26
2.3 Маркетинговый анализ деятельности филиала Самарский 39
ОАО «Альфа-Банк» 39
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИЛИАЛА САМАРСКИЙ ОАО «АЛЬФА-БАНК» 50
3.1 Ключевые направления повышения конкурентоспособности 50
филиала Самарский ОАО «Альфа-Банк» 50
3.2. Оценка предложенных направлений повышения 62
конкурентоспособности Самарского филиала ОАО «Альфа-Банк» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура филиала Самарский ОАО «Альфа-Банк» 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица Б.1 - Динамика активов и пассивов за 2012-2014гг. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица В.1 - Структура и динамика пассивов 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица Г.1 - Динамика доходов и расходов 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Таблица Д.1 - Матрица экспертных оценок 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Новая организационная структура 85



ВВЕДЕНИЕ


Банки конкурируют между собой, стремясь предложить луч­шие условия обслуживания клиентов. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгод­ного использования рыночной конъюнктуры. Основное условие успешного ведения конкурентной борьбы с помощью цен - по­стоянное снижение себестоимости услуг вследствие совершен­ствования технологий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что современное состояние банковской системы России и прогнозы ее развития в условиях глобализации экономики актуализируют значимость инструментов повышения конкурентоспособности кредитных организаций. Ужесточение надзорно-контрольных требований со стороны Банка России, ускорение бизнес-процессов и усложнение условий функционирования хозяйствующих субъектов вызывают необходимость пересмотра стратегических ориентиров и формирования новых эффективных механизмов деятельности коммерческих банков с целью расширения их конкурентных позиций.
В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг по сопоставимым ценам и качеству, поэтому конкуренция между банками переходит на качественно новый уровень. Первоочередной задачей в конкурентной борьбе - это выставить себя конкурентоспособным и достойным соперником среди участников того или иного сегмента рынка.
Важным условием повышения привлекательности банков для потребителей банковских услуг и обеспечения их эффективной работы на рынке выступает информационная открытость, которая достигается за счет формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций и служит одним из основных критериев доверия банку, поскольку справедливо воспринимается как предпосылка предсказуемости и цивилизованности банковской структуры.
В этой связи использование в кредитных организациях современных способов оценки конкурентоспособности и инструментов управления ею является важной проблемой, решение которой позволит обосновать направления укрепления финансового положения отечественного банковского сектора в целом.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и разработка направлений повышения конкурентоспособности ОАО «Альфа-Банк» в условиях экономического кризиса 2014-2015 гг.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
- изучить содержание конкурентоспособности коммерческого банка и банковских услуг;
- выявить преимущества и недостатки существующих методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка;
- провести анализ банковской сферы деятельности;
- провести исследование банковской конкурентной среды;
- сформулировать организационно-методические рекомендации по формированию и реализации конкурентной стратегии кредитной организации;
- дать оценку экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Предметом исследования являются методы анализа и оценки конкурентоспособности ОАО «Альфа-Банк».
Объектом исследования выступает конкурентоспособность ОАО «Альфа-Банк».
Инструментарно-методический аппарат исследования основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов и приемов: анализа (системного, структурно-динамического, многомерного экономико-статистического), экспертных оценок, моделирования, группировок, монографического, абстрактно-логического и др.


1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Сущность конкурентоспособности банка
В отечественной литературе понятия банковского маркетинга и банковской конкурентоспособности слабо представлены и в основном представляют собой не разные подходы к определениям, а скорее некий один, который встречается у многих авторов
Конкурентоспособность предприятия - это относительная харак­теристика, выражающая отличия развития конкретного предприятия от развития других по степени удовлетворения своими товарами по­требностей людей и по эффективности производственной деятельно­сти. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможно­сти и динамику приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
С маркетинговых позиций конкурентоспособность банка оценивается по показателям динамики рынка, степени монополизации рынка, рыночной доли. Рыночные доли могут быть определены по отдельным видам услуг: кредитам, остаткам на расчетных счетах корпоративных клиентов, вкладов граждан. Информация для анализа может быть получена из годовых отчетов и балансов.
Конкурентоспособность может отслеживаться по всем потребителям рынка или отдельным сегментам, оценка статуса банка проводится на основе данных опроса клиентов.
Конкурентоспособность банка и методы ее оценки базируются на особенностях продукта и маркетинга.
Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно-финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги, поэтому маркетинг в банковской сфере направлен в первую очередь на ускорение денежного оборота.
Банковскими продуктами являются банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т. п. К основным особенностям банковского про­дукта относятся:
- невещественная, или документарная, форма;
- ограничен временными рамками;
- облекается в договорную форму;
- быстро копируется другими кредитно-финансовыми инстру­ментами.
Основными принципами банковского маркетинга являются:
1) нацеленность на достижение конечного результата банковской деятельности - оказание услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности клиента. Получе­ние прибыли не должно служить самоцелью банковской деятельности;
2) направленность на долговременные результаты маркетинговой деятельности;
3) единство тактики и стратегии, активные меры по адаптации к требованиям потенциальных клиентов и одновременно целенаправленное воздействие на них;
4) разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка;
5) обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации;
6) создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.
Конкурентное положение - позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспече­ние превосходства над конкурентами или сохранения по­ложения на рынке (его сегменте) достигается при помо­щи различных стратегий (имеющихся преимуществ, при­влечения внимания потребителей, перехват инициативы).
Можно выделить четыре основных уровня, или степени, конкурентоспособности коммерческого банка.
1. Руководство предприятия первого уровня конкурентоспособности рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы предоставлять услуги, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и клиентов. Они настолько уверены в явных преимуществах своих продуктов по сравнению с услугами конкурентов, в мощи своей службы маркетинга, что готовы осчастливить клиента, лишь предоставляя заявленные в рекламе услуги. Любые до­полнительные счита­ются излишеством.
2. Банки второго уровня конкурентоспособности стре­мятся стать «внешне нейтральными». Это означает, что банки должны полностью соответ­ствовать стандартам, установленным их основными конкурентами.
3. Третий уровень конкурентоспособности: управление начинает ак­тивно воздействовать на системы обслуживания клиентов, содействует их развитию и совершенствованию. Обслуживание становится «поддерживаемым изнутри» всеми другими подразделениями организации.
4. Успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько обслуживания клиентов, сколько управления и чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления.
Банки, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие го­ды. Они не только стремятся копировать опыт других фирм данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жесткие из существую­щих здесь стандартов, но готовы бросить вызов любому конкуренту.
Существуют следующие универсальные пути достижения конкурентоспособности организации.
1. Возможность снижения издержек (чем ниже издержки производства, тем большими пре­имуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам).
2. Определение предприятием таких факторов произ­водства (природных, трудовых, финансовых ресурсов), которые у него лучше развиты, чем у конкурентов
3. Быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, преодоление входных барьеров увеличение емкости рынка).
4. Способность создавать преимущества товара (услуги) по сравнению с конкурентами.
5. Возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, периферия, товары).
Таким образом, выбирая свой путь достижения конкурентоспособности, организация определяет свои конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество - превосходство над конкурентами, которое позволяет получать желаемую прибыль и удерживать прочные позиции на рынке.
В специальной литературе обычно приводят следующие три требования, которым должны отвечать конкурентные пре­имущества, чтобы считаться стратегическим фактором успеха:
- обеспечивать уникальность собственной марки по сравнению с конкурирующими в течение длительного времени, для чего сильные стороны данной фирмы соотносятся со слабыми сторонами соперника;
- удовлетворять специфические потребности клиента; иными словами, относительно сильные стороны предприятия должны давать релевантную выгоду данной целевой группе потребителей;
- строиться на специфических способностях и ресурсах предприятия, которые должны быть оригинальными по сравнению с конкурирующими предприятиями и которые трудно или невозможно имитировать.
Имея или выработав свои конкурентные преимущества, организация должна умело ими пользоваться. Правила конкурентной борьбы:
1) умение концентрировать ресурсы для эффективных действий;
2) использование любой возможности для овладения инициативой;
3) способность маневрировать имеющимися ресурсами для достижения поставленных целей;
4) достаточно гибкое планирование, учитывающее как изменение среды рынка, так и действий конкурентов.


1.2 Методы анализа и оценки конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности предприятия должна дать руководству банка ответы на следующие вопросы: какие планы существуют у конкурентов; какая у них рыночная; каковы их сильные и слабые стороны. Существует большое множество различных методик оценки конкурентоспособности, которые опираются на ее различные аспекты, выбор конкурентной методики зависит от целей, которые перед собой ставит руководство в ходе исследования.
Модель Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group).
В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизнен­ного цикла банковской услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее кон­курентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами» [1].
Капустин С.Н. [2, с. 18-23] предлагает свою методику анализа деятельности банков с применением экспертных оценок. Количественная оценка имеющейся информации происходит путем деления выборки на две части - на одной производится «обучение», на другой - «тестирование», причем для анализа используется только информация до зафиксированной временной базы. В качестве исходной информации выступают показатели, используемые рейтинговым агентством Banks-rate, которые обрабатываются с помощью системы индикаторов банковской деятельности набора функций, отражающих экономический смысл происходящих с ними явлений. После обработки полученные результаты сравниваются со значениями после временной базы, после чего банк относится либо к категории «стабильный», либо к «нестабильный». Данная методика отличается громоздкостью и сложным понятийным аппаратом, кроме того, в процессе ее применения автор предлагает использовать метод нелинейного оценивания, реализованный, например, в программе STATISTICA.
Захарьян А.Г. [3, с.14-19] предлагает методику экспертной оценки устойчивости коммерческого банка. В рамках методики оцениваются группы показателей, отражающие устойчивость: капитальную, финансовую, организационно-структурную, информационно технологическую, коммерческую и функциональную, куда включена оценка эффективности оказания банковских услуг, степени их привлекательности и удовлетворения потребностей клиентов.
Оценка практически всех показателей (за исключением ряда количественных) не предполагает конкретного расчета, а сводится к высказыванию мнений экспертов, степень согласованности которых определяет общий итог банковской работы.
Высокая степень субъективности данной методики не позволяет однозначно судить об устойчивости оцениваемого банка.
В экономической литературе вопросы практической стороны оценки конкурентоспособности так же как и теоретические исследования сущности конкуренции и конкурентоспособности активно обсуждаются. Анализ литературы по данному вопросу показывает, что в области оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработано большое количество методик оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что в этом направлении предпринимались и предпринимаются определенные шаги, единой и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не найдено.
Однако, в настоящее время, в условиях рынка и всё более ожесточающейся конкуренции существует явная потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия. В первую очередь предприятию необходимо изучение и анализ конкурентов, условий конкуренции в отрасли. Это требуется предприятию, прежде всего, для того, чтобы определить, в чем заключаются его конкурентные преимущества, а в чем слабые стороны, после чего, предприятие может сделать выводы для выработки собственной успешной конкурентной стратегии. Определение конкурентоспособности предприятия есть неотъемлемый элемент деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности экономического субъекта необходима в целях [4, с.87]:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- составления программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- осуществления инвестиционной деятельности.
Таким образом, главная цель оценки конкурентоспособности предприятия - это определение положения предприятия на данном рынке.
Главной задачей каждого экономиста, который исследует проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является определение источников, факторов и критериев конкурентоспособности.
Для оценки конкурентоспособности организации сначала проводится анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода.
Целью системного анализа фирмы является установление тактических и стратегических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров (услуг), устойчивости и эффективности функционирования компании.
Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией [5, с. 154]:
1) анализ качества системы стратегического менеджмента с точки зрения методов управления и применяемых научных подходов;
2) анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);
3) анализ конкурентоспособности, устойчивости и эффективности функционирования основных конкурентов организации;
4) анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного законодательства и силы конкуренции в отрасли;
5) анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного субъекта (региона, города), оказывающих положительное либо отрицательное влияние на организацию;
6) анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;
7) анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации в сравнении с основными конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в методическом, информационном, ресурсном или правовом обеспечении организации;
8) анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии;
9) анализ качества управляемой подсистемы системы стратегического менеджмента в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;
10) анализ качества управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;
11) анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;
12) анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, выполняемых услуг, технологий и персонала, организации в целом;
13) анализ эффективности использования экономических ресурсов и рентабельности производства;
14) анализ устойчивости функционирования организации;
15) установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе обобщается все данные анализов, и подводятся итоги проделанной работы.
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации и в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики не решается. На стадиях стратегического и тактического маркетинга подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одинаковыми [6, с. 752]. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Так, при повышении уровня конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Ахматова М.В., Попов Е.В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, 2003. - №4 -с. 186
2. Капустин С.Н. Анализ финансовых показателей банка. Надежен ли Ваш банк? // Финансы и кредит, 2013. - № 24. - с. 18-23
3. Захарьян А.Г. Экспертная оценка комплексной устойчивости коммерческого банка // Финансовые исследования, 2014. - № 9. - с.14-19.
4. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы. - Р-н/Д.: Феникс, 2009.
5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2013.
6. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы Маркетинга: учебник. 9-е изд. Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2013.
7. Березин М. Маркетинговый анализ // Управление персоналом, 2004. - С.69-71.
8. Гунина Е.Н., Юрин И.Л. Антикризисное управление компанией: подходы и инструменты: учебное пособие.- Р­-н/Д.: НМЦ «Логос», 2010.
9. >10. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 271с.
11. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256с.
12. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов/ Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. -454 с.
13. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.2006 №246-ФЗ
14. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ
15. Князев В.Т. Совершенствование банковской системы и подготовка кадров для банковской службы // Налоги, 2003. - № 2, С. 28-33



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.