На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93318


Наименование:


Курсовик Модели социальной защиты населения в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.12.2015. Сдан: 2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1.Социальная защита населения 5
1.1.Необходимость и сущность социальной защиты населения 5
1.2.Основные формы, принципы, инструменты социальной защиты 6
1.3.Показатели эффективности социальной политики и систем
социальной защиты населения 10
2.Особенности формирования национальных моделей социальной защиты 17
2.1.Социальная защита: совершенствование управленческой 17
деятельности, взаимодействие субъектов и объектов
2.2.Национальные модели социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой 19
2.3.Национальная модель социальной защиты РБ и оценка ее
эффективности 24
3.Проблемы и перспективы социальной политики в РБ в трансформационный
период 35
Заключение 46
Список использованных источников 48


Введение

Социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.
Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.
Именно поэтому, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.
Объектом исследования могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.
Субъекты - те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
Цель написания курсовой на данную тему - изучение национальных моделей социальной защиты населения в рыночной экономике.
Задачами исследования является следующие:
1. определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов
2. рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики
3. особенности реализации моделей социальной защиты населения зарубежных стран
4. анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь
5. обоснование направлений ее совершенствования.


1. Социальная защита населения

1.1 Необходимость и сущность социальной защиты

Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
- личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);
- порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.
Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни [1.c. 263].
Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

1.2 Основные формы, принципы, инструменты социальной защиты

По формам можно выделить материальную, социальную и правовую социальную защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.
Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
- микроуровень -- социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
- макроуровень -- региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
- интеруровень -- межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
Уровень жизни населения- это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Иными словами, это - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
Выделяют четыре уровня жизни населения:
· полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

· нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

· бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;

· нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.

Совокупность показателей уровня жизни затрагивает следующие аспекты жизнедеятельности населения:
· условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья и др.);

· условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний и др.);

· условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости и др.);

· состояние окружающей среды и др.[23]

При этом следует отметить, что указанные показатели предполагают их сравнение с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами [2.с. 254].
Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения[3.c. 513].
Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации в различных странах.
Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.
Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.
Важную роль в развитии системы социальной зашиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.
Хотя неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.

Инструментами политики социальной защиты являются:
· инструменты экономического механизма
· инструменты социального механизма
· инструменты правового механизма
· разработка социально-экономических программ;
· выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения;
· индексация заработной платы;
· предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и др.
· активизация деятельности общественных организаций;
· развитие отношений социального партнерства
· обеспечение правовой защищенности граждан и др.;

1.3 Показатели эффективности социальной политики

Показателями эффективности социальной политики являются уровень и качество жизни населения[4,с.280].
Уровень жизни - это фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг [4, с.280].
Перефразировав, можно сказать, что это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходов населения.
Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную и денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. те средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережение.
Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода [4, с.285].
Иногда реальные доходы населения определяются через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.
Уровень жизни зависит как от потребления материальных и духовных благ, так и от развития потребностей.
Уровень потребления - это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей.
Обычно различают три уровня потребления: индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей; общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может [5, с.300].
Факторами, обусловливающими количественные и качественные ха........

Список использованных источников

1. Макроэкономика: учебное пособие / И.В.Новикова, А. П. Морова, А. О. Тихонов и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 343с.

2. Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380с.,

3. Лемешевский, И. М. .Макроэкономика (Эконом. теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.

4. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

5. Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2002. - 428 с.

6. Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. - 2010. - № 5. - С. 85-105.

7. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.


8. Статистический ежегодник РБ. - Мн.: национальный статистический комитет РБ., - 2009. -350с.

9. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь [Текст]. Под ред. Зиновского В.И. - Минск: Минск, 2008. - 600с.


10. Сверж А.И. Главная цель государства - забота о человеке // Финансы, учет, аудит. 2002. - №9. - С.2-3.


11. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н. Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 416 с.

12. Сверж А.И. Система социальной защиты и необходимость ее реформирования // Финансы2 , учет, аудит. 2000. - №4. - С.3-5.

13. Стрежнева М.В.Проблемы социальной политики в Европейском союзе, Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№8.-с.22

14. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС, Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №11. - C.50-89.

15. Социальная помощь в Германии, С.Мадиевский, Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№10.-с.42


16. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелового - СПБ.: Питер, 2003. - 653 с.

17. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.


18. Морова А.П. Рыночная модель социальной политики в РБ: проблемы и направления перехода // проблемы управления 2002- №3- с. 2-10.

19. Труд и занятость в республике Беларусь./ Статистический сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2008. -293с.

20. Ходоркин, Ф. Н. Уровень и качество жизни населения в Беларуси: социально-экономические тенденции и проблемы //Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. - 2004. - № 4. - С.36-39


21. Беларусь и страны мира (2е изд.). / Статистический сборник. / Под ред. О.В. Пролесковского, С.П. Кравцова, А.Б. Чещевика. - Мн.:Министерство статистики и анализа РБ, 2008. -324с.

22. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.[Электронный ресурс]-Режим доступа:www.economy/gov.by/nfiles/001146/99629.Proekt.Program.doc. -Дата доступа:20.10.2013

23. forecast.ru -Макроэкономический анализ- Режим доступа: < _ARCHIVE/PROJECTS/URG/URG.pdf>- Дата доступа: 25.10.2013




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.