На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение теоретических, нормативных и правовых основ материальной ответственности военнослужащих. Характеристика правоотношений в сфере установления условий и размеров материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
I. Теоретико-правовые основы материальной ответственности военнослужащих
1.1 Материальная ответственность в системе юридической ответственности
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования материальная ответственность военнослужащих
II. Правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих
2.1 Понятие материальной ответственности военнослужащих. Условия наступления
2.2 Виды материальной ответственности военнослужащих
Заключение
Список нормативных актов и литературы
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации, исполняя свою обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом» Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.. Из данной статьи во взаимосвязи со ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения им военной службы и, следовательно, предполагает справедливое вознаграждение за нее.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» Там же; «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» Там же; «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» Там же.
По смыслу названных конституционных норм в их системной связи, право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие), закрепленное ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», - как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы - подлежит признанию и защите, включая судебную защиту, со стороны государства без какой-либо дискриминации. В то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность (в данном случае - имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за воинскими частями).
Объект: правоотношения в сфере установления условий и размеров материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определение порядка возмещения причиненного ущерба.
Предмет: материальная ответственность военнослужащих.
Цель курсовой работы: исследовать материальную ответственность военнослужащих.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать место материальной ответственности в системе юридической ответственности.
2. Проиллюстрировать нормативно-правовые основы регулирования материальной ответственности военнослужащих.
3. Раскрыть понятие материальной ответственности военнослужащих и условия её наступления.
4. Охарактеризовать виды материальной ответственности военнослужащих.
I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1 Материальная ответственность в системе юридической ответственности

Правовое положение (статус) военнослужащих наряду с правами и свободами включает в себя также обязанности и юридическую ответственность.
Юридическая ответственность - это «меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке» Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10..
Основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. виновно совершенное деликтоспособным лицом общественно опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применении мер принуждения.
Правонарушения подразделяют на преступления и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).
Структуру правонарушения раскрывает понятие состава правонарушения, представляющего собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих поведение лица как правонарушение. Состав любого правонарушения включает следующие элементы:
- объект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения.
Отсутствие в поведении лица одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.
Юридическая ответственность может быть разделена на виды:
а) дисциплинарная;
б) административно-правовая;
в) материальная;
г) гражданско-правовая;
д) уголовно-правовая.
Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определено, что «военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность» Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331..
Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Важным показателем постоянной боевой готовности вооруженных сил является твердая воинская дисциплина. В современных условиях роль дисциплины и организованности всего личного состава значительно возросла. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Дисциплинарная ответственность военнослужащих является одним из важнейших средств укрепления воинской дисциплины.
«Дисциплинарная ответственность военнослужащих представляет собой предусмотренные военным законодательством меры дисциплинарного взыскания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских дисциплинарных проступков» Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ).
Воинские дисциплинарные проступки выражаются в виновном, противоправном нарушении военнослужащими воинской дисциплины или общественного порядка, влекущем применение дисциплинарных взысканий.
Административная ответственность заключается в применении к военнослужащим за совершение отдельных административных правонарушений административных наказаний на общих основаниях. В установленных административным законодательством случаях военнослужащие за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами. Административная ответственность заключается в установленных административным законодательством мерах воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение.
Административным правонарушением (проступком) признается «виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1..
Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что по общему правилу военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с положениями ДУ ВС РФ.
Вместе с тем статья 2.5 КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за совершение которых военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Это нарушения:
а) законодательства о выборах и референдумах;
б) законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) правил дорожного движения;
г) требований пожарной безопасности вне места службы;
д) законодательства об охране окружающей природной среды;
е) таможенных правил;
ж) правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
з) в области налогов, сборов и финансов;
и) выразившиеся в невыполнении законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы.
Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении предусмотренных гражданским законодательством мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер, за совершение гражданского правонарушения (деликта).
Гражданско-правовой проступок (деликт) представляет собой противоправное деяние субъекта гражданского права, которое нарушает правопорядок в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, установленный гражданским законодательством. В гражданском праве принято выделять два вида деликтов: договорные и недоговорные. К первым относятся проступки, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнением или ненадлежащим исполнением. Ко вторым - деликты, связанные с вредом, причиненным личности и имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица. Соответственно этому делению правонарушений в юридической литературе выделяют и два вида гражданско-правовой ответственности: договорную и недоговорную.
Военнослужащие за совершение гражданско-правовых проступков привлекаются к ответственности на общих основаниях. К ним могут быть применены в установленном гражданским законодательством порядке любые меры гражданско-правовой ответственности.
Особенность привлечения военнослужащих к гражданско-правовой ответственности имеется в случае причинения ими вреда. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) «военнослужащие, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, по общему правилу обязаны возместить его в полном объеме» Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410. Однако «в тех случаях, когда вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, причиняется военнослужащим при исполнении им обязанностей военной службы, ответственность за причинение такого вреда возлагается на воинскую часть, в которой военнослужащий проходит военную службу» Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410. При этом важное юридическое значение имеет установление периодов (времени) исполнения военнослужащими обязанностей военной службы.
Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за совершение преступлений. Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.
В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, - Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).
Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением ими преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации.
Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие уголовные наказания, применяемые только к осужденным военнослужащим (воинские наказания), либо содержащие особенности в применении к военнослужащим общих наказаний. Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.
По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащему нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности.
Таким образом, юридическая ответственность военнослужащих наряду с общими свойствами юридической ответственности в целом характеризуется рядом особенностей:
- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений;
- юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан;
- в отношении военнослужащих применяется, как правило, более строгая по сравнению с другими гражданами юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;
- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования материальной ответственности военнослужащих

Меры ответственности, применяемые к военнослужащим, различны и зависят от совершенного правонарушения. Как установлено п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), «военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, каждая из которых регулируется определенными нормативными актами законодательства РФ» Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.. К ним относятся Дисциплинарный устав учреждения силового ведомства, КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и иные законодательные акты РФ.
Стоит отметить, что нормы Федерального закона N 161-ФЗ применяются в отношении военнослужащих только при исполнении ими обязанностей, касающихся военной службы. Иные допущенные ими правонарушения подпадают под нормы гражданского законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).
На первый взгляд, данное положение, раскрывающее суть привлечения к материальной ответственности, понятно, однако в законодательстве РФ имеются две точки зрения на условия применения мер материальной ответственности к военнослужащим при исполнении ими своих обязанностей. Одна из них основана на нормах Федерального закона N 161-ФЗ, согласно которому «наступление материальной ответственности возможно при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы» Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682. Другая точка зрения представлена в Постановлении Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее - Постановление ВС РФ N 9), согласно которому «условием наступления материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении им служебных обязанностей» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 4, 2000 г.. Четкого определения понятия «служебные обязанности» военнослужащих в нормативных документах не дано. Под указанными в Постановлении ВС РФ N 9 служебными обязанностями военнослужащих следует понимать исполнение обязанностей военной службы, так как гражданин, являющийся военнослужащим, может выполнять свои служебные обязанности только при прохождении военной службы. В то же время определение обязанностей военной службы представлено в п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В нем указан полный перечень случаев, когда военнослужащий, а также гражданин, который проходит военные сборы, считаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы.
На основании Приказа Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» воинская часть ведет бюджетный учет имущества. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.
При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Военнослужащий вправе обжаловать приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба. Обжалование судебного решения производится как вышестоящему командиру, так и в судебном порядке. Административный порядок обжалования приказа командира осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил РФ», судебный - согласно Закону РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федерального закона N 76-ФЗ, Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах РФ» и ГПК РФ.
Военнослужащий возмещает ущерб как в добровольном порядке, так и по решению суда на основании исполнительного листа. Добровольное возмещение осуществляется полностью или частично путем внесения денежных средств в кассу учреждения силового ведомства. Порядок удержаний по исполнительным листам регулируется ГПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, в настоящее время в правовом пространстве Российской Федерации действует достаточно объемное законодательство, регулирующее материальная ответственность военнослужащих в тех или иных случаях. Помимо структурообразующего закона действует ряд подзаконных нормативных актов разъясняющих порядок применения. Тем не менее в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих есть ряд недостатков. Так, не раскрыто с исчерпывающей полнотой понятие «командиры (начальники)». Оно употребляется, по крайней мере, в четырех разных смыслах: а) командиры (начальники), имеющие право назначать административное расследование; б) командиры (начальники), имеющие право издавать приказ о возмещении ущерба; в) командиры (начальники) как субъекты материальной ответственности; г) командиры (начальники), имеющие право подавать в суд иски о возмещении ущерба.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ указано, что «к материальной ответственности привлекаются командиры и начальники, в том числе структурных подразделений, и их заместители в случае, если они не приняли необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба» Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682. Но поскольку не определено, какие меры они должны принимать, эти лица неоправданно становятся субъектами материальной ответственности за ущерб, причиненный их подчиненными.
В этом законе также недостаточно четко определено исчисление предусмотренных им сроков. Так, отсутствует норма о начале течения сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение соответствующих правоотношений.
Не вполне четко проработан и сам порядок возмещения ущерба. В абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ определено: «В случае если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части» Там же. В то же время в абз. 1 этого же пункта речь идет, в том числе, о приказе о возмещении ущерба, издаваемом на основании судебного решения. Возникает вопрос - какое судебное решение и какой иск имеются в виду, поскольку общеизвестно правило, установленное ст. 129 ГПК, в соответствии с которым не может быть предметом судебного разбирательства иск, если имеется вступившее в законную силу решение суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем основаниям.
II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

2.1 Понятие материальной ответственности военнослужащих и условия её наступления

Основания и порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащих предусмотрены в специальном нормативном правовом акте - Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Нормы военного законодательства, регулирующие данный вид ответственности, отличаются от норм возмещения вреда по гражданскому праву, а также от норм трудового права, регулирующих материальную ответственность работников. Особенности материальной ответственности военнослужащих обусловлены субъектом причинения ущерба, условиями и пределом ответственности, порядком возмещения ущерба.
Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. это виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.
Выделяют следующие необходимые и достаточные условия материальной ответственности военнослужащих:
- нарушение военнослужащим нормы права (правонарушение);
- наличие реального ущерба имуществу воинской части;
- наличие причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом;
- нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы;
- вина военнослужащего.
Требование необходимости означает то, что только при одновременном наличии указанных условий может наступить материальная ответственность, а требование достаточности - то, что иные обстоятельства совершения военнослужащим правонарушения на саму возможность ее наступления не влияют.
Под правонарушением понимается «невыполнение военнослужащим возложенных на него юридических обязанностей, которые предписывают определенное поведение - совершение определенных позитивных действий либо устанавливают юридические запреты - в таком случае от военнослужащего ожидается несовершение предусмотренных нормой права поступков, т.е. бездействие» Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003.. В данном случае идет речь о юридических обязанностях, установленных с целью предотвратить возникновение ущерба имущественным интересам воинской части. Например, обязанности начальника службы горючего и смазочных материалов полка, сформулированные в ст. 121 УВС ВС РФ, предусматривают, в частности, обязанность «организовывать правильную эксплуатацию технических средств службы, работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств» Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.; в обязанности начальника склада воинской части, установленные п. 62 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве, входят «прием и выдача материальных средств по установленным документам, ведение количественного и качественного учета материальных средств на складе» Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003..
Состав имущественного правонарушения включает традиционные четыре элемента - объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объектом имущественного правонарушения военнослужащего является установленный порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Этот порядок закреплен в большом количестве нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности различных видов военного имущества путем установления правил его получения, выдачи, хранения и эксплуатации.
Предметом имущественного правонарушения выступают все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.
В данном случае под воинской частью понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.
Объективная сторона имущественного правонарушения включает в себя противоправное действие (бездействие), последствие и причинную связь между ними.
Противоправное действие (бездействие) выражается в нарушении обязанностей военной службы по бережному отношению к военному имуществу. Конкретными формами противоправного поведения военнослужащих являются, например, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, нарушение порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и др.
Последствием имущественного правонарушения является реальный ущерб. В соответствии с законодательством он заключается: а) в утрате или повреждении имущества воинской части; б) в расходах, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества; в) в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью.
Под утратой имущества понимается его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Имущество может быть утрачено, например, при его похищении, потере.
Повреждение по смыслу закона выражается в полном или частичном приведении имущества воинской части в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного. Примером повреждения имущества будет, например, его разрушение в результате взрыва.
Реальный ущерб включает, помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, также расходы на восстановление, приобретение утраченного или поврежденного имущества, которые произвела или должна произвести воинская часть. К таким расходам, в частности, относятся расходы по ремонту поврежденного имущества. Ущерб может заключаться и в излишних де и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.