На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93567


Наименование:


Реферат Насекомые - строители.Строительная деятельность как стратегия выживания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Биология. Добавлен: 25.12.2015. Сдан: 2014. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Строительная деятельность как стратегия выживания.........................4

Глава 2. Строительные материалы и конструкции животных............................7

Глава 3. Гнезда общественных насекомых
3.1. Бумажные осиные гнезда.................................................................................8
3.2. Постройки пчел...............................................................................................12
3.3. Улей.................................................................................................................15
3.4. Кратерные гнезда и строители куполов.......................................................18
3.5. Деревянные и картонные гнезда...................................................................22
3.6. Методы строительства термитов..................................................................24

Глава 4. Жилищное строительство
4.1. Переносные дома личинок ручейников.......................................................27
4.2. Шатры - общежития.......................................................................................29
4.3. Коконы.............................................................................................................31

Заключение.............................................................................................................34

Список литературы................................................................................................35


Введение
Огромное количество животных занимаются различного рода постройками. Они строят везде - на суше и в воде. И у каждого из них свои средства, цели и задачи построек. Некоторые едва ступили на стезю строительной деятельности, а некоторые ,например термиты, достигли в этом деле небывалых высот. Постоянные жилища сооружают относительно небольшие животные. Когда речь идет об обеспечении комфорта и безопасности потомства, к строительству приобщаются и многие из сильных обитателей суши. За счет строительной деятельности животные получили определенные преимущества перед другими видами. Например, разносторонние исследования динамики численности показали, что при прочих равных условиях популяции животных, прячущих свое потомство в "домах", стабильнее во времени ,а значит, обладают большой экологической устойчивостью. Для построек каждый выбирает свой материал : камни, листья, почву, воск и т.д.
Уже в письменных источниках древности встречаются указания на знакомство со строительной деятельностью животных, чаще в утилитарных аспектах (соты пчел, коконы шелкопрядов), реже в сказаниях и мифах. Серьезный научный подход к строительной деятельности животных связан с именами зоологов Фабра и Виллера. Раймарус и Ренье обобщили знания того времени о "строительном искусстве" позвоночных животных, а Дарвин посвятил строительном поведению птиц и насекомых целую главу опубликованного в 1859 году труда "Происхождение видов путем естественного отбора". Особое оживление работ наметилось в начала прошлого века.
Под постройками животных понимается только наличие конструкций, которые возникают благодаря тем или иным формам поведения.
В данной работе будут рассматриваться только строители, относящиеся к классу Насекомые, и их постройки.


Глава 1. Строительная деятельность как стратегия выживания

Всякое животное существует в определенной среде, а значит, не может не реагировать на различные раздражители этой среды. Условия жизни большинства животных подвержены значительным колебаниям - суточным, сезонным, многолетним.. А для нормального функционирования организма необходимы по возможности более ровные условия (и внешние, и в особенности - внутренние). Совокупность сложных приспособительных реакций организма, направленных на поддержание относительного динамического постоянства его внутренней среды (например, постоянства температуры тела, определенного уровня глюкозы в крови, определенной концентрации тех или иных ионов в тканевых жидкостях), физиолог У. Б. Кэннон назвал гомеостазом. Это понятие широко используется и в других областях науки. Строительную деятельность можно рассматривать как один из механизмов гомеостаза. Изменяя структуру окружающей среды, она дает организму возможность выполнять свои важнейшие функции. Постройки помечают отдельным индивидуумам выжить и вырастить потомство, что в конечном итогe способствует выживанию вида.
Многочисленные исследовании показали, что есть гены, ответственные за несколько форм поведения (обладающие плейотропным действием).Имеются, однако, данные, убедительно показывающие, как различные гены влияют на один и тот же комплекс поведенческих реакций. Даже тогда, когда осуществляется строгая последовательность функционально связанных действий, как, например, при прядильной деятельности амбарной огневки (Epheslia kuеhniella) или «гигиеническом» поведении медоносных пчел. Обычно пчелы открывают ячейки с больными личинками и удаляют их из улья. Есть семьи, в которых погибшее потомство оставляют в ячейках, закрывая их. Скрещивая пчел этих двух типов, получили как семьи, в которых пчелы открывали ячейки с больным потомством, но не удаляли личинок, так и семьи, в которых личинок удаляли только в тех случаях, когда ячейки были предварительно вскрыты (экспериментатором). Оба действия, нормально следующие одно за другим, очевидно, контролируются двумя независимыми генами. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) каждое животное должно воплотить генетическую программу в реальное поведение. Те или иные формы поведения сами по себе не наследуются, а развиваются в пределах врожденной нормы реакции (некоторого размаха допустимых вариаций). Одни формы строительного поведения могут проявляться сразу после появления животного на свет (они врожденны в буквальном смысле слова), другие созревают в ходе дальнейшего развития особи. Для их реализации животному нужно лишь время, а не обучение. При этом соответствующие органы могут «созревать» раньше, чем определенные формы поведения, и наоборот. Однако строительная деятельность определяется не только врожденной программой поведения. На это указывал в своей книге еще Раймарус: «Побуждение строить у животных определено природой не во всех мелочах; животные способны вести себя при разных обстоятельствах по-разному, исходя из собственного опыта».Опыт здесь приравнивается к научению, ему принадлежит - наряду с процессами созревания - важная роль в индивидуальном развитии особей многих видов.
Чем выше животное на «родословном древе» животного царства, тем скорее можно ожидать у него способности к научению и соответственно большей независимости от меняющихся условий окружающей среды. При генетически запрограммированном поведении, напротив, всякое внешнее изменение будет снижать приспособленность. Это отчетливо видно на поведении роющей осы аммофилы, которая, если отодвинуть положенную ею у входа в гнездо гусеницу, открыв гнездо, отыскивает ее, опять кладет у входа и вновь «открывает» уже открытое гнездо; она может повторить это тридцать - сорок раз подряд, не «догадываясь» прямо втащить гусеницу в норку. Поскольку в нормальных условиях таких превратностей в жизни ос не бывает, жесткая врожденная программа поведения для них вполне приемлема. Однако такие жесткие стереотипы обязательны не для всех случаев жизни. Так, роющие осы проявляют удивительные способности к научению в отношении ориентации на местности. Улетая за 40, а то и за 100 м от гнезда, они запоминают весь путь, что предполагает дополнительную обработку собранной на лету информации о местности. К наиболее впечатляющим врожденным программам строительного поведения относится, несомненно, «предусмотрительность» некоторых личинок насекомых, например живущих в древесине усачей, или дровосеков. Незадолго до окукливания они изменяют направление своих ходов, повертывая их к поверхности ствола, и окукливаются прямо под ней. Ведь жуки уже не в состоянии грызть древесину, как это делали личинки. Если бы личинки окукливались в глубине ствола, жукам не удалось бы выбраться на волю. Подобную «предусмотрительность», когда научение, опыт явно никакой роли играть не могут, проявляют гусеницы некоторых бабочек, устраивающие в свиваемом ими коконе нечто вроде верши для задерживании врагов; но эта верша не мешает выходящей из кокона бабочке выбраться на свободу. Действия животных обычно совершаются в определенном порядке. У роющих ос та или иная упорядоченная последовательность действий диктуется соответствующими ключевыми раздражителями. Причем каждый завершенный этап служит «пусковым устройством» для следующего. Если последовательность действий всегда определяется внешними стимулами, возможно перескакивание через какие-то этапы или повторение уже «отработанных» действий в случае отклонения стимулов от нормальной последовательности. Это невозможно, если поведение управляется внутренними (эндогенными) факторами. Каждое отдельное движение имеет определенное место в запрограммированной стереотипной последователь-ности. Действие животного - не простая реакция на внешний раздражитель. В любое время животное строить не будет. Для этого необходим особый «настрой». Важную роль в создании этого настроя и в управлении строительной деятельностью играют гормоны. Значение половых гормонов для брачного поведения известно, гормонами же стимулируются многие другие формы поведения, такие, например, как забота о потомстве и строительство гнезд.
Те или иные формы поведения, в том числе строительного, возникли в ходе эволюционного развития видов, как и морфологические особенности, благодаря естественному отбору. По мере своего прогрессивного развития строительная деятельность менялась. Многообразие возникало прежде всего потому, что происходили мутации генов, несколько изменявшие признаки соответствующих индивидуумов, появлялись мутанты. Мутант с измененным строительным поведением мог при определенных условиях среды получить преимущество по сравнению с исходной формой. Нельзя только упускать из виду, что сами по себе признаки и свойства не могут быть выгодными или вредными. Варианты конкурируют между собой, проникают в новые местообитания, причем лучше приспособленные формы быстрее увеличивают свою численность. Селективное преимущество имеют те организмы, которые в данных условиях среды оставят после себя большее число потомков.
Одна из закономерностей эволюции сводится к тому, что отбор благоприятствует тем организмам, которым требуется меньше затрат, чтобы оставить больше потомков по сравнению с другими членами популяции. В ходе эволюции преимущества добивались виды, которым удавалось наиболее экономно решить эту проблему, пусть даже экономия на первый взгляд была незначительна, как в случае разных способов навивания шелковинки восьмерками при изготовлении кокона у многих личинок насекомых. Точкой приложения отбора было также качество строительного материала. Так, одна шелковая ниточка из сети паука выдерживает нагрузку в 4 г, а для почти вдвое более толстой шелковой нити гусеницы максимально допустимая нагрузка - 3,8 г. В нормальных условиях нити кокона гусеницы не и меньшим нагрузкам, вследствие чего здесь отбор был менее интенсивен, тогда как сети пауков должны постоянно выдерживать повышенные нагрузки. Под контроль естественного отбора попадает не только сама строительная деятельность, но и подготовка к ней. Так, строительству гнезда всегда предшествует фаза поиска. В этой фазе, например, у шмелей ,обычно понижен порог реакции бегства. Селективное преимущество такого повеления очевидно: там, где уже возникала тревожная ситуация, выше вероятность повреждения или гибели гнезда в будущем, чем в тесте, где животное не беспокоили прежде.
Если какие-то структуры или формы поведения становятся ненужными в результате изменения окружающей среды, то они редуцируются.
Чтобы жить, животные должны питаться. В связи с тем, что в течение года количество пищи, как правило, неодинаково, некоторым насекомым приходится ее запасать. Так, термиты-жнецы определенным способом нарезают траву и тщательно сушат ее перед закладкой в сухие гнезда. Муравьи-жнецы собирают семена растений, складывают их в подземных амбарах и время от времени выносят на поверхность для просушки.
Существуют даже муравьи-земледельцы, которые способны целенаправленно выращивать и запасать зерно. Например, бурые мексиканские муравьи-земледельцы сеют зерна и собирают жатву, как настоящие земледельцы. Муравьи некоторых видов наделены не менее удивительным инстинктивным поведением, направленным на выращивание и сбор грибов, тем самым обеспечивая себя круглогодичной пищей, богатой белками и витаминами.[1]

Глава 2. Строительные материалы и конструкции животных

Как уже говорилось ранее, все животные используют различные строительные материалы. Насекомые не исключение. Они используют и вещества собственного тела (секреты, экскреты, кожные образования), и чужеродные строительные материалы, и субстраты для нор и других искусственных полостей .
Переработанные нити без участия чужеродных материалов у представителей многих отрядов представлен следующим образом: они выделяют паутинный секрет большей частью из преобразованных слюнных желез (лабиальные железы - лабиальный шелк), а также из мальпигиевых сосудов, например у личинок ос - хальцид и сетчатокрылых. Как правило, прядильный аппарат расположен у рта, реже у анального отверстия или на ногах. В сочетании нитей с чужеродным материалом обычно у строителей домиков (у личинок ручейников и многих гусениц бабочек) и листовертов. Некоторые сеноеды опутывают листья паутиной, под которой, за счет транспирации повышается влажность воздуха.
Некоторые насекомые не перерабатывают секреты в нити. Под оболочкой такого не затвердевающего секрета или пены богомолы, прыгающие прямокрылые, слизистые пилильщики и другие прячут яйца. Богомолы строят ложные коконы из затвердевающей пены. Личинки слизистого пилильщика сооружают на листе защитный слизевой "забор". С использованием чужеродного материала для склеивания свернутых листьев некоторые жуки используют клейкий секрет березовой и кленовой трубковерты. Личинки некоторых перепончатокрылых пропитывают стенки земляных коконов водоотталкивающим секретом. Некоторые виды пчел укрепляют стенки гнезда шелкоподобным веществом, а перегородки строят из смеси секрета и растительной кашицы.
Некоторые термиты делают свои постройки либо только из собственных экскрементов, либо из их смеси с чужеродным материалом. Некоторые листоеды помещают яйца в шарик из экскрементов, который послужит личинкам началом домика. Пример использования собственных кожных образований могут послужить гусеницы многих бабочек, которые вплетают в кокон жгучие волоски или сооружают из собственных волосков палисады вокруг места линьки.
Насекомые используют как органические, так и неорганические чужеродные строительные материалы. Шмели ........


Список литературы

1. Фройде М. Животные строят.- М.: Мир,1986. - 216 с.

2. wiki/%D3%EB%E5%E9

3. wiki/%D0%F3%F7%E5%E9%ED%E8%EA%E8

4. orders/2709.html



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.