На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93632


Наименование:


Курсовик Использование моделирования в обучении старших дошкольников пересказу рууских народных сказок

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.12.2015. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников связной речи 5
1.1 Понятия и значения связной речи в развитии личности старшего дошкольника 5
1.2. Особенности , задачи и содержание развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте 7
1.3. Методика обучения старших дошкольников пересказу литературных произведений (сказки)……………………………………………………………..………………………………………9
1.4. Использование моделирования в обучении старших дошкольников пересказу рууских народных сказок 13
Глава 2. Описание опыта работы по использованию моделирования в обучении старших дошкольников перессказу русских народных сказок 28
2.1 Выявление уровня сформированности связной речи (пересказ) у детей МБДОУ детский сад с. Кировское ………………………………………….
2.2 Описание работы по обучению детей МБДОУ детский сад с. Кировское пересказу русских народных сказок с использованием метода моделирования
Заключение 32
Список литературы 34


Введение
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей.
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности.
Развитие связной речи - одна из важнейших задач развивающей работы с детьми. В процессе развития связной речи у детей развивается мышление, восприятие, наблюдательность.
Одним из видов монологической речи является пересказ. Учить детей пересказывать - это значит развивать у них монологическую форму речи.
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Р.И.Габовой, А.М.Бородич и др. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Одним из эффективных приемов обучения пересказыванию, является прием моделирования, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
По мнению психологов, педагогов и логопедов использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода лежит принцип замещения.
Связная речь является основой общения. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Дети испытывают трудности в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Объект - образовательный процесс.
Предмет - пересказ русских народных сказок.
Цель - обосновать влияние моделирования на освоение навыков пересказа русских народных сказок детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу с целью ее теоретического обоснования.




Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников связной речи
1.1 Понятие и значение связной речи в развитии личности старшего дошкольника
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».[15,116]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
По мнению Текучева А.В. в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».[18,78].
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь - это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах Федоренко Л.П. Лаврик М.С, Ладыженской Т.А. и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2 - 3 лет. С 5 - 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка и др. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на 7 году жизни - и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимому условию успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, логопедам.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также рассказывание рассказов по сюжетной картине.
Таким образом, связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

1.2. Особенности, задачи и содержание развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Особенность формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, Леонтьев А.А. особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует не только каждое высказывание, но и весь монолог как целое».[13,56].
В связи с разнообразной речевой деятельностью детей дошкольного возраста в их речи происходят качественные изменения. Они связаны с тем, что ребенок от односложных высказываний о наблюдаемых объектах «постепенно переходит к более сложным формам речевого общения, которые характеризуются связным высказыванием о целой системе фактов окружающей действительности, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом».
В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания.
В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге. Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.
Учить детей рассказывать - это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
1. развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
2. активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
3. организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.
Главным, безусловно, является содержание речи, которое влияет на выбор формы. Но правильно, точно выбранная форма речи помогает лучше донести до слушателя ее содержание.
Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяются мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть.
Таким образом, дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью. Использование схем на занятиях по обучению детей рассказыванию в старших группах сокращает время обучения и способствует развитию памяти, внимания, образного мышления. С помощью схем дети учатся перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы. Кроме того, при частичном или полном графическом воспроизведении схем в тетрадях развивается мелкая моторика детских рук.
Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.
Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.
Пересказ - это связанное изложение прослушанного ребёнком, какого-либо художественного произведения. Как отмечают исследователи пересказ - это творческий мыслительный процесс, связанный с переработкой литературного текста:
- осознание связей и отношений смыслового содержания;
- формирование наглядных образов, на основе словесного содержания;
- анализ и переработка фактов.
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умст........


Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998. 400 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Питер, 2009. 458с.
4. Герасимова Н.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей. // Воспитатель ДОУ. 2014. №7. 117с.
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М.: Айрис-Пресс, 2005. 321 с.
6. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие. М.: Просвещение, 2007. 224с.
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
8. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2010. 76с.
9. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2009. 389 с.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.
11. Клейменова О. Русская сказка в иллюстрациях А.П. Клопотовского // Дошкольное воспитание. 2014. №6. 39 с.
12. Козлова С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.
13. Комарова Н.В. Конкурсные игры для детей и родителей «Словесная мозаика». // Воспитатель ДОУ. 2012. №3. 62с.
14. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для речевого творчества. // Дошкольное воспитание. 1991. №10. 52 с.
15. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 2011. 224с.
16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики/ А. А. Леонтьев. М.: Академия, 1997. 256 с.
17. Полуночева М.А. Развиваем коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста. // Воспитатель ДОУ. 2014. №12. 78с.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Вераксы Н.Е., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 208с.
19. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. М.: Высшая школа, 2003.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
21. Ситдикова Д. Игры по развитию речи. // Дошкольное воспитание. 2013. №3. 38 с.
22. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи. // Дошкольное воспитание. 1999. №4. С.54-59.
23. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006. 321 с.
24. Текучев А.В. Теория и методика преподавания русского языка в средней школе. Практические занятия. М.: МГПИ, 2006. 189с.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. 1990. №10. 16 с.
25. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. // Воспитатель ДОУ. 2011. №3. 104с.
26. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Т.Ц. Сфера, 2002.
27. Филиппова Л.Г., Филиппова С.А. Наглядное моделирование в развитии связной речи детей. // Воспитатель ДОУ. 2010. №4. 112с.
28. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. М.: Просвещение, 2009. 223 с.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384с.
30. Яшина В.И. теория и методика развития речи детей: учебник ВПО/ В.И. Яшина, М.И. Алексеева. М.: Академия, 2014. 448с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.