На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93654


Наименование:


Диплом «Разработка электронного учебного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя» междисциплинарного курса «Теоретическая подготовка водителей категории «С» для внеаудиторных занятий».

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Информатика. Добавлен: 04.01.2016. Сдан: 2015. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 46.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Педагогические основы исследования проблемы создания электронного учебного пособия 6
1.1 Принцип наглядности в учебном процессе 6
1.2 Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении 8
1.3Электронное учебное пособие как средство самообразования 14
1.4 Нормативно-дидактические требования к учебным пособиям и учебникам 23
2 Программы и теоретические аспекты, используемые при создании электронного учебного пособия «Общее устройство и работа двигателя» 26
2.1 Достоинства и недостатки электронных учебников 26
2.2 Обзор программ для создания электронных учебников 28
2.3 Структура электронного учебного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя» 34
3 Создание электронного учебного пособия 36
3.1 Разработка электронного учебного пособия «Общее устройство и работа двигателя» 36
3.2 Применение электронного пособия «Общее устройство и работа двигателя» в учебном процессе 44
3.3 Экономическое обоснование выполнения проекта 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А «ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ» 56
?
ВВЕДЕНИЕ

В современном образовании всё большее значение приобретает интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, а также студента с объектом изучения. В этом плане развитие информационных технологий придает высокую динамику и форсирует применение этих технологий в современном образовательном процессе.
В настоящее время применение электронных учебных пособий во внеаудиторной деятельности студентов оказывает помощь в усвоении и переработке учебной информации в прочные и глубокие знания и помогает активизировать познавательную деятельность студентов.
Электронные учебные пособия имеют массу достоинств по сравнению с печатными:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучающихся, уровнем их подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочих манипуляций.
Современные средства обучения, созданные на основе информационно-коммуникационных технологий занимают важное место в самостоятельной работе студентов. Это особенно актуально для технических дисциплин, в том числе для междисциплинарного курса «Теоретическая подготовка водителей категории «С», потому что курс носит широко информативный характер. В рамках курса изучается устройство и работа двигателей автомобилей отечественного и иностранного производства, их характеристики, требования предъявляемые к конструкции, эксплуатационные показатели.
Это обуславливает актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы «Разработка электронного учебного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя» междисциплинарного курса «Теоретическая подготовка водителей категории «С» для внеаудиторных занятий».
Объект исследования – внеаудиторные формы обучения.
Предмет исследования – использование электронных учебных пособий во внеаудиторных формах обучения.
Цель дипломной работы – создание электронного учебного пособия междисциплинарного курса «Теоретическая подготовка водителей категории «С», рассмотрение возможностей его применения в учебном процессе.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:
Проанализировать учебную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
Разработать электронный учебник по междисциплинарному курсу «Теоретическая подготовка водителей категории «С».
Рассмотреть применение электронного учебного пособия в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Выполнить экономическое обоснование проекта.
Гипотеза ? использование разрабатываемого продукта позволит легче понять контекст и улучшить запоминание материала, расширить возможности самоподготовки студентов к зачетам и экзаменам.
Практическая ценность работы заключается в том, что данное электронное учебное пособие можно использовать как полноценное учебное пособие на тему «Общее устройство и работа двигателя».
Базой исследования выбрано КГБПОУ «Солонешенское ЛПО ».
Структура дипломной работы. Дипломная работа в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

?

1 Педагогические основы исследования проблемы создания
электронного учебного пособия

1.1 Принцип наглядности в учебном процессе
Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В житейском плане в школах древних стран – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была достаточно широко распространена. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств.
В обоснование принципа наглядности в разное время внесли существенный вклад Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла.
Английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478–1535) в своей «Утопии» большое внимание уделял наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.
Франсуа Рабле был сторонником идеи наглядности (1494–1553). Он советовал связывать обучение с окружающей действительностью. Используя наглядные методы обучения, Ф. Рабле предлагал органически сочетать в процессе обучения умственные занятия с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремёсел. Русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих " звуками, формами, ощущениями, красками". По словам К. Д. Ушинского наглядное обучение, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Он означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях. и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся богатым познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Советская дидактика исходит из единства логического и чувственного , считает, что наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей).
Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.
В дальнейшем исследования условий применения наглядности в обучении развивались в различных направлениях. В настоящее время развитие идей наглядности связано с определением функций, которые выполняет наглядность в обучении, и условий применения наглядности в педагогической практике.
Принцип наглядности активно развивался и в ХХ веке. Многие дидакты и педагоги считали его одним из основных, например, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».
Современное общество, по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.) находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному.
Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств обучаемых к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
Актуальность создания и использования электронных учебных пособий обусловлена потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих обще дидактических, информационных и методических основ для повышения качества обучения.
1.2 Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на занятиях грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлечённом плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом преподавателя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова преподаватель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на занятии преподаватель говорит: "В этой склянке - серная кислота. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?" - "Серная кислота - прозрачная, бесцветная жидкость",- отвечает студент. "Смотрите, как льётся серная кислота",- обращается к студентам преподаватель, проводя опыт.- "Она маслянистая",- отмечают студенты...

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронное учебное пособие - в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.
В дипломной работе рассматривалась тема «Разработка электронного учебного пособия по курсу «Теоретическая подготовка водителей категории «С» на тему «Общее устройство и работа двигателя». Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий (СНИТ) в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. Тема дипломной работы, предмет ее исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, заложенный в СНИТ. Поэтому разработка компьютерного учебного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя», может применяться в обучении студентов.
В данной дипломной работе была поставлена цель по разработке электронного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя по курсу «Теоретическая подготовка водителей категории «С».
Поставленные в начале разработки дипломной работы задачи были достигнуты:
проанализирована литература по проблеме исследования;
разработано электронное учебное пособие по теме «Общее устройство и работа двигателя по курсу «Теоретическая подготовка водителей категории «С»;
рассмотрено применение электронного учебника согласно рабочей программе дисциплины;
выполнено экономическое обоснование проекта.
Разработанное электронное пособие предназначено для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучение проектирования и использования электронного пособия в процессе обучения;
создание электронного пособия по теме «Общее устройство и работа двигателя».
В ходе создания электронного пособия были изучены материалы учебников, сайтов, газет, журналов, статей по исследуемой теме и методика применения языка HTML для создания гиперссылок. В ходе создания самого электронного пособия столкнулся с такими трудностями как: подбор материала по теме «Общее устройство и работа двигателя», оформление страниц. Электронное пособие соответствует требованиям по созданию пособий такого типа.
В ходе решения поставленных задач, было проведено экспериментальное исследование, которое позволило выделить следующее, что использование электронного учебного пособия в курсе позволяет:
повысить интерес у студентов к изучению дисциплины;
активизировать самостоятельную работу обучающихся.
Однако необходимо помнить, что успешное применение электронного учебника зависит от наличия соответствующей инфраструктуры и квалификации преподавателей, их возможности успешно использовать разработанные средства.
Подводя итоги можно сказать, что была проделана работа по созданию электронного пособия, предназначенного для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. Основным достоинством данного программного продукта является доступность изложенного материала. Остается только надеяться, что созданное автором электронное учебное пособие будет использоваться в институтах и других городов.
Практическая ценность работы в том, что был приобретён опыт разработки электронного учебника, а также в возможности использования студентами электронного учебника в аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Разработанный электронный учебник и материалы выпускной квалификационной работы внедрены в учебный процесс факультета технологии и профессионально-педагогического образования, могут быть рекомендованы к использованию в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов в области эксплуатации и ремонта автомобильного транспорта.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аленичева, Е.В Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества ) [Текст] / Е.В. Аленичева, В.П. Монастырев // Высшее образования в России. – 2011. - №1.
Аллатова, И.В. Новые информационные технологии в обучении [Текст] И.В. Аллатова. – М.: Изд. МГПУ, 2006. – 318 с.
Андреев, В.И. Педагогическое управление самостоятельной работой студентов на современном этапе [Текст]: методические рекомендации для преподавателей / В.И. Андреев, Ф.Л. Ратнер, М.А. Верещагин. - Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. –295с.
Анищенко, Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. [Текст] / Ю. Анищенко // Подводная лодка.- 2012.- №4.- C.84-90
Бальцук, Н.Б. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе [Текст] Н. Б. Бальцук, М.М. Буняев, В.Л. Матросов М.: Прометей 2009. - 135 с.
Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России [Текст] /Д.А. Богданова // Информатика и образование. – 2006. – №3. – с. 94-99.
Брановский, Ю.С. Введение в педагогическую информатику [Текст] Ю.С. Брановский. - Ставрополь: СГПУ, 2005. –254с.
Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения [Текст] / В.А. Быстрицкий // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский. 2002. – Вып.4. – С. 144-148.
Агеев, В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации[Текст] В.Н. Агеев М.: 2007. –356 с.
Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. [Текст] /Пер, с англ.//К. Вигерс - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. –576 с.
Гаврилова, Т.А.Базы знаний интеллектуальных систем [Текст] Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский . - СПб.: Питер, 2011. – 384 с.: ил.
Горюнова, М.А. Электронные образовательные издания. [Текст]: Учебно-методическое пособие /М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин //. СПб.: ЛОИРО, 2003. –250с.
Гречихин, А.А., Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. [Текст] А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс. М.: Логос, 2010. –350с.
Гультяев, А. Разработка мультимедийных учебных курсов. [Текст]:А. Гультяев. СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт., 2012. –157 с.
Гура, В.В. Теория педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных медиаобразовательных ресурсов[Текст] / В.В.Гура // Научная мысль Кавказа.-2006.- Спецвыпуск №1. –С.35-39..
Демкин, В.П. Психолого-педагогические особенности ДО [Текст] / В.П. Демкин, Т.В. Руденко, Н.В. Серкова.// Высшее образование в России. - 2000.- № 3.- С.124-128.
Евреинов, Э.В. Информатика и дистанционное образование. [Текст] Э.В. Евреинов, В.А. Каймин. М.: ВАК, 2008. –88 с.
Заёнчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] В.М. Заёнчик. М.: Издат. центр «Академия», 2004. –256 с.
Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников: [Текст]: Монография /Л.Х. Зайнутдинова; - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2009. - 364с.
Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании [Текст]: Теория, методика, практика / О.В. Зимина;– М.: Изд-во МЭИ, 2008. –254 с.
Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики [Текст]: Учебное пособие для вузов / К.К. Колин; М.:Академический проект, 2009 –350 с.
Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения [Текст]: Монография. В.А. Красильникова; - М.: ИИО РАО, 2002. –341 с.
Кузнецов, А.А. Компьютерная программа и дидактика [Текст] / А.А. Кузнецов, Т.А. Сергеева // Информатика и образование. - 2006. - № 2. –С.24-28.
Лапчик, М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования [Текст]: монография научное издание / М.П. Лапчик; - Омск, 2009. - 295 с.
Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] Е.И. Машбиц; М.: Педагогика, 2008. - 192 с.
Мильчин, А.Э. Издательский словарь–справочник [Текст] А.Э.Мильчин; М.: Юристъ, 2008. –152 с.
Насс, О. В. Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения [Текст] / О.В. Насс // Преподаватель XXI век. – М. -2009.- № 3. – С. 92-98.
Опарина, М.В. Исследование образовательного медиапространства [Текст] М.В. Опарина; М.:Литера, 2009. – 250 с.
Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст]: Учебно-методическое пособие /И.В. Роберт; М.: Школа педагогического мастерства, - 2009. – 145 с.
Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] И.В. Роберт; М.: ШколаПресс, - 2004.- 146 с.
Рубцов, В.В. Логико-психологические основы использования компьютера в процессе формирования учебной деятельности [Текст] / В.В. Рубцов, В.К. Мульдаров, П.Г. Нежнов // Вопросы психологии.- 1986.- № 6- с. 25-28.
Свириденко, С.С. Современные информационные технологии [Текст] С.С. Свириденко;-М.: Радио и связь, 2009. – 158с.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом [Текст]: Учебное пособие / В.П. Симонов; М.- 1997. - 264 с.
Субботин, М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов [Текст] М.М. Субботин; М. - 2012. – 256 с.
Ершов, А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники [Текст] А.П. Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско. - М.: Просвещение, 1991
Устинова, А.К. Электронный учебник: структура, принципы содержательного наполнения [Текст] А.К. Устинова. – М.: ПРИОР.- 2009.-156с.
Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии [Текст] С.А. Христочевский// Информатика и образование. – 2000. - №2. – с. 70 – 78.
Яковлев, П.А. Информатизация педагогического процесса [Текст] / П.А. Яковлев; – М.: Олма-пресс, 2010.- 157 с.
?
Приложение А
Требования к учебному пособию...



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.