На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты понятия формы права. Характеристика нормативного и международного договора. Исследование видов источников международного и национального права, особенностей их взаимодействия. Международно-правовой договор в правовой системе России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 02.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

Введение
1. Форма права
1.1 Понятие формы права
1.2 Нормативный договор
2. Международно-правовой договор
2.1 Понятие и виды источников международного права
2.2 Понятие международного договора
3. Национальное право и международно-правовой договор
3.1 Взаимодействие международного и национального права
3.2 Международно-правовой договор в правовой системе России
Список использованной литературы
Введение

В наше время все большую роль в правовой системе России приобретает международно-правовой договор. Этот процесс начался с начала 90-х годов, когда происходили процессы демократизации, сопровождавшиеся заменой императивного регулирования более демократичным. Договор стал активно использоваться в национальной правовой системе, в целом его роль повысилась. В связи с этим возникла проблема определения места международного договора в национальном праве, высказывались мнения о необходимости «сломать барьеры между договором и внутренним законом».
Проблема роли международного договора в системе национального права до сих пор является актуальной: некоторые ученые высказывают мнение о приоритете (примате) международного права над национальным, другие же говорят о существовании независимых, но тесно связанных систем права - международной и национальной. Выбор одной из этих точек, насколько понимает автор, несет за собой определенные последствия для страны. Поэтому очень важно выбрать правильную точку зрения. Но, чтобы сделать этот выбор, нужно изучить, выяснить, что представляет собой международно-правовой договор как форма права и его роль в правовых системах. Также необходимо выяснить, что представляют собой международная и национальная системы права, связь между которыми осуществляет этот договор. И только после этого, приняв во внимание все преимущества и все недостатки подходов , можно делать выбор между из этих подходов, который должен отражать реальное положение дел.
Выбор подхода во многом и определит роль международного договора в системе национального права, но, разумеется, нужно учитывать и внутренние особенности государств. Влияние международного договора на национальную систему права рассмотрено на примере Российской Федерации.
1. Форма права

1.1 Понятие формы права

В современной литературе господствует представление о том, что понятие формы права уже понятия источника права, хотя и существует мнение о тождественности понятий источника права и формы права.
Первое представление более глубоко анализирует эти понятия и может служить для более глубокого их понимания. Согласно этой точке зрения можно выделить следующие три фактора в понимании источника права:
1. Источник в материальном смысле. К этому источнику можно отнести условия жизни людей, составляющих данное общество, народ, который является первичным источником и государства, и права. В обществе первоначально формируется потребность в тех или иных правовых нормах, создаются социальные нормы. Государственные органы объективируют волю общества - издают нормативно-правовые акты, которые должны отражать волю народа и подкрепляются принудительной силой государства.
2. Источник в идеологическом смысле. Это различные правовые учения и доктрины. Они с давних пор оказывают влияние на право. В них разрабатываются способы решения тех или иных проблем, имеющихся в праве. Эти способы, подчас, берутся на вооружение законодателем и используются для издания актов, содержащих юридические нормы.
3. Источник в формально-юридическом смысле. Это акты, которые закрепляются посредством ряда правотворческих процедур. Под этим и можно понимать форму права. Это представление конкретизирует понятие формы права и может служить его для более четкого понимания.
Определившись с пониманием формы права следует рассмотреть как складывались исторически и выделялись из многообразия порождавшегося многотысячным развитием права различные виды формальной определенности права?
После возникновения государства и производящей экономики обычные нормы уже не справлялись с регулированием общественных отношений. Упорядочить, закрепить социальные отношения можно было только с помощью четких, формально установленных правил поведения, охватывающих, многократно повторяющиеся явления и процессы в обществе.
Следует сказать, что на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. Как же эволюционировало понятие о праве?
Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, характерное для отдельных государств и правовых систем. А в 13 веке Фомой Аквинским была предложена концепция о двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления и существования человечества, и в форме законов, идущих от власть предержащих, от государства, от человека.
Затем в 18-19 веках существовала дискуссия о соотношении естественного и позитивного (идущего от государства) права.
Позитивное право - право, идущее от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках.
Естественное право - неотчуждаемые права, закрепляются в рациональных построениях, в нравственных началах.
Хочется заметить, что такое разграничение не случайно ведь позитивное право времени абсолютизма - это право абсолютного монарха, законодательство которого все более противоречило новым гуманистическим требованиям, не отвечало интересам общества. В этих условиях осуществлялась критика законодательства с позиций разума, морали и опиралась на труды просветителей.
Таким образом, существовали две формы права «государственная» форма права и доктрины просветителей. Они выражали две противоположные, можно сказать полярные «ветви» права, исходили от разных субъектов обладающих разной способностью претворять свои продукты трудов в жизнь.
В двадцатом веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции и правах свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты.
В результате исчезла граница между естественно-правовыми и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внутренней и внешней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - это формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.
Однако практическое значение все же имеет предложенное выше определение формы права. Именно оно позволяет ориентировать юридических работников на конкретные нормы права, их закрепление, использование, совершенствование и т.д. Такое понимание формы права способствует и упорядочению, стабилизации общества.
Теперь необходимо рассмотреть виды источников(форм) права. В 19 веке ученые выделяли два главных способа образования норм права. Первых происходил из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был, по их мнению, наиболее распространенный способ. Государство устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но государство могло утверждать и нормы обычного права. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в девятнадцатом веке источниками (формами) права.
В настоящее время выделяют следующие виды источников (форм) права:
1. Правовой обычай.
2. Правовой прецедент.
3. Религиозные нормы.
4. Принципы права.
5. Нормативно - правовые акты.
6. Договор нормативного содержания. (Нормативный договор)
7. Судебная практика
Но основными на сегодняшний день являются:
1. Правовой обычай
2. Судебный прецедент
3. Договор нормативного содержания. (Нормативный договор)
4. . Нормативно - правовые акты.
Правовой обычай представляет собой наиболее древний и архаичный источник (форма) права. Как известно обычай представляет собой правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Отличительная особенность правового обычая в том, что он признается, санкционируется государством. Правовые обычаи были наиболее распространены в Эпоху Древнего мира и Средневековья. В законодательстве России стали получать большее признание правовые обычаи как источники (форму) права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК).
Под прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое в дальнейшем рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел.
Существует два вида прецедента: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Для англосаксонской правовой системы характерным источником (формой) права стал судебный прецедент. Здесь можно говорить об участии суда в правотворчестве, так как его решение, не имевшее аналогов, становится примером для разбирательства похожих дел.
Наиболее распространенным и признаваемым источником (формой) права в романо-германской правовой семье является нормативно-правовой акт. Он представляет собой официальный документ созданный государством и содержащий номы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства. Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты.
1. К законам относятся:
· Конституция как основной закон государства, ядро всей правовой системы. Для действующей Конституции Российской Федерации характерно значительное расширение диапазона конституционной регламентации, что существенно повлияло на роль основного закона как источника права. Во-первых, значительно расширен перечень конституционных прав человека и гражданина. Во-вторых, в Конституции зафиксирован массив норм, закрепляющих многообразие форм собственности, их равную защиту, различные аспекты обеспечения рыночного хозяйствования. В-третьих, большое внимание уделено в Конституции процессуальным формам, средствам предотвращения и разрешения юридических коллизий.
· После Конституции Российской Федерации на верхней ступени нормативных актов стоят законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы Российской Федерации принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Различают следующие виды законов:
§ федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен Конституцией России 1993 г.);
§ федеральные законы, не имеющие значения конституционных (в доктрине права они называются обычными законами);
§ законы о поправках к Конституции Российской Федерации;
§ законы о ратификации и денонсации международных договоров.
2. К подзаконным актам относятся:
Распоряжения и указы Президента
Распоряжения
2
и постановления Правительства
Акты федеральных
2
органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов, служб, агентств, надзоров)
Акты
2
органов местного самоуправления
В последнее время в литературе появилась точка зрения о том, что в число источников права должны быть включены решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, признающие соответственно неконституционными, оспариваемые заявителем нормативные акты или их части.
2
В настоящее время все большую значимость приобретает нормативный договор, который является совместным юридическим актом, выражающим взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Новым явлением в российской правовой действительности являются внутрифедеральные договоры и соглашения.
1.2 Нормативный договор

В советской правовой системе при явном доминировании императивного внешнего регулирования (законодательного, подзаконного) договоры играли вспомогательную роль, а потому оказывались на периферии внимания ученых-теоретиков. Договоры редко упоминались среди источников права, а если и упоминались, то их сущность и значение должным образом не исследовались. О договорах почти не вспоминали при описании таких ключевых категорий, как правовое регулирование, правовая норма, правотворчество и т.д.
Несколько лучше обстояла ситуация в науке относительно международного и трудового права. Здесь договорам, по вполне понятным причинам, уделялось большее внимание. Иногда договор признавался источником и государственного права.
Начиная с 80-х годов отношение к договорам медленно, но все же менялось в лучшую сторону. По крайней мере, о них стали чаще писать. В 90-х годах в ходе революционных преобразований отечественной правовой системы договоры стремительно вошли в нормативный арсенал большинства отраслей права. Именно тогда Ю. А. Тихомиров констатировал, что у договоров как источников права перспективное будущее. Договоры перестали считаться чем-то “вторичным”.
В дореволюционной и советской юридической литературе практически отсутствуют упоминания о существовании каких-либо типов договоров. Большинство ученых того времени ограничивались либо рассмотрением договоров в плоскости правоотношений, либо описывали договор как источник международного права. Попытки терминологического разграничения можно найти лишь у некоторых авторов.
Первым (и фактически единственным) советским правоведом, комплексно исследовавшим проблематику договоров, был Н. Г. Александров. Он соглашался с противопоставлением договоров-сделок нормативным договорам ( это было сделано еще немецкими учеными 19 в. Берборг предложил термины договор-сделка и нормативный договор, а Триппель использовал понятия договора и соглашения), полагал достаточным для выделения типов договора “одно указание на то, что один договор служит основанием возникновения конкретного юридического отношения, а другой -- основанием возникновения юридической нормы”.
На данный момент известно, что правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным актам относят акты правотворчества и акты нормативного толкования, к индивидуальным -- акты правоприменения, акты индивидуального толкования и акты реализации прав и обязанностей.
Исходя из этого, следует выделять два типа договоров: нормативные договоры и индивидуальные договоры (договоры-сделки), различие между которыми перекрывается различием между правовыми результатами -- правовой нормой и индивидуальным правовым установлением, регулирующим конкретные правовые отношения. Отсюда с необходимостью следует, что нормативный договор выступает источником нормативного регулирования, а индивидуальный договор -- поднормативного.
Примером договора-сделки может быть договор купли-продажи: покупатель и продавец, стремясь каждый к осуществлению своего собственного интереса (один -- купить, другой -- продать), вместе с тем стремятся к общей цели -- к урегулированию отношений купли-продажи, для чего им необходимо согласовать свои действия, выработать согласованные условия.
Нормативный договор -- это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.
Так определяет нормативный договор В.В. Иванов в своей статье «Некоторые проблемы нормативного договора». Можно встретить и такое определение международного договора:
Это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей;
Или такое:
Это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.
В целом в этих определениях подчеркивается главные черты, признаки нормативного договора: он должен содержать юридическую норму и иметь согласительную природу, а не слияние волеизъявлений субъектов права как считалось ранее.
Определившись с признаками нормативного договора необходимо рассмотреть норму и договорную норму в частности. Это необходимо для выявления общего и того, что их различает, это необходимо потому, что понятия договора и договорной нормы очень тесно связаны и являются взаимодополняющими элементами. Понимание понятия договорной нормы права поможет лучше понять договор и его признаки как формы, в которой заключается эта норма.
Итак, нормой права следует называть общеобязательное правовое установление, заключающее в себе государственное веление, регулирующее поведение субъектов права применительно к видам, категориям общественных отношений. Норма права - это исходный элемент, первичная “клеточка” права. Норма права - не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.
Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе. Общий характер правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Во-вторых, общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов - она распространяет свое действие на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает мерой человеческого поведения.
Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права. Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила. В этом и заключается связь нормы и формы права. Норма права заключается в форму и таким образом существует и, естественно, форма влияет на признаки нормы (например, норма может быть согласительной или повелительной).
Договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не столько непосредственно участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Кроме того, для договорных норм характерна многочисленность и неопределенность адресатов, и они рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение. Однако, по большому счету, нет необходимости переносить все свойства правовых норм на договорные. Наряду с этими свойствами следует выделять и специфический признак договорной нормы, как актов волесогласования. Дело здесь даже не столько в том, что установление нормы совместно осуществляется несколькими (как минимум двумя) субъектами правотворчества, сколько в самостоятельности их нормоустановительных волеизъявлений. В этом и заключается специфика договорных норм. Но это практически не отражается на внутреннем содержании договорного нормативного установления. Правовая норма всегда общее установление и всегда государственное веление.
Что же касается внешних признаков договорной нормы то, формулировки договорных норм отличны от формулировок тех же законодательных норм. В договорных актах-документах употребляются обороты типа “стороны договорились”, “стороны условились”, “стороны обязуются” и т.п. Так внешне проявляется согласительная природа договорных нормативных установлений.
В конечном счете, договорные нормы представляют собой вид правовых норм и обладают всеми соответствующими свойствами и признаками. В этой связи нормативные договоры можно называть “договорами о нормах”.
В связи с тем, что нормативные договоры заключают в себе правовые нормы их необходимо сравнить с законом, а в широком смысле -- договор и нормативного правового акта. Насчет этого вопроса существуют две противоположные точки зрения:
Я. М. Магазинер писал, что “по соглашению может быть установлена такая норма, которая прямо противоречит закону, если все высшие учреждения, которые имеют право возражать против подобных соглашений, молчаливо в них участвуют или на них соглашаются, то эта норма будет действовать и будет иметь
2
силу не только в том случае, для которого она специально создана.
В
2
концепции Ю. А. Тихомирова, однажды назвавшего закон “отцом договора”, договор предстает “зависимым” правовым актом. Закон, по мнению указанного автора: а) определяет “договорное поле”, т.е. круг вопросов, для регулирования которых используются договоры или, напротив, где использование договоров нежелательно; б) допускает договорное регулирование за пределами сферы собственно законодательного регулирования.
Стоит отметить, что практике абсолютного большинства государств в случае коренной коллизии договора и закона “последнее слово” всегда остается за законом. Ведь в случае расхождения с нормой закона договорная норма не отменяет ее, а делает из нее исключение для отдельного случая, например, расширяет или ограничивает права граждан иностранного государства в области торговли по сравнению с правами граждан России, предусмотренными законом. Но для всех остальных случаев законодательная норма сохраняет свою силу.
Известны примеры, когда договор не был связан законодательным регулированием (учредительные договоры). Учредительные договоры играют первичную роль на начальном этапе государственного строительства -- образования государства. Дальнейшее развитие государства порождает необходимость принятия законодательных актов, и учредительные договоры либо утрачивают силу, либо экспортируются в тексты конституций.
Очевидно, что нормативный договор, как и законы, другие нормативные акты, может иметь следствием “поддоговорные” нормативные акты, в том числе другие нормативные договоры и даже законы. Например, Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов Европейского парламента предусмотрел, что порядок и условия выборов депутатов Европейского парламента определяются законами государств--членов сообщества.
Все это позволяет говорить, что “зависимость” договоров от законов существенная, но данный фактор следует учитывать наряду с примерами обратной “зависимости” законов от нормативных договоров.
Нормативные договоры можно классифицировать по нескольким основаниям. По форме правотворческой деятельности:
а) между государственными субъектами права (непосредственное государственное правотворчество); б) между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество); в) между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество). В качестве примеров договорных актов, относящихся к первой группе, можно привести межгосударственные договоры, ко второй -- соглашения о социальном партнерстве, к третьей -- коллективные договоры (в трудовом праве).
По составу субъектов можно выделить равностатусные и разностатусные договоры. Первые заключаются между субъектами права, обладающими равным правовым статусом (между государствами, между субъектами федеративных государств). Вторые -- между не равными субъектами по своему статусу (между федерацией и его субъектом, между субъектом федерации и муниципальным образованием и т.д.).
В заключение следует сказать, что нормативный договор играет все большую роль в нашей стране, являющейся федерацией. Так договоры о разграничении полномочий, устанавливают и нормы бюджетного, налогового, природоресурсного, таможенного права. Большую роль играют коллективные договоры между администрацией предприятия и комитетом профсоюза. Договорное право - основа развивающейся системы свободного предпринимательства. Большое значение договор имеет в международном праве
2. Международно-правовой договор
2.1 Понятие и виды источников международного права

Нормы международного права всегда существуют в какой либо форме, зафиксированы в виде определенного правового источника. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.