На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93818


Наименование:


Курсовик «Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.1.2016. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
1.Теоретические основы взаимодействия учителя начальных классов с родителями
1.1.Понятие «Педагогическое взаимодействие»
1.2.Типы взаимодействия
1.3.Формы работы и взаимодействия педагогов с родителями учащихся начальных классов
1.4.Современные тенденции во взаимодействии школы и семьи в воспитании ребенка
Выводы по первой главе
2. Опыт учителей во взаимодействии с родителями младших школьников
2.1.Работа учителя начальных классов, Кузнецовой Татьяны Александровны, с родителями
2.2.Работа учителя начальных классов, Михайловой Елены Валерьевны, с родителями
2.3.Работа педагога-психолога, Касаткиной Марии Александровна, с родителями
2.4.Работа учителя старших классов, Шаровой Марины Валентиновны, с родителями
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список


Введение

Актуальность исследования
Изучение данной темы является актуальным, так как взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и родителям при поступлении ребенка в школу. Выбранная тема исследования обусловлена тем, что:
Во-первых, перед общеобразовательной школой ставится задачам подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей;
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечить формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Противоречия
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы, взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.
Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы.

Проблема исследования
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Проблема исследования семьи в воспитании ребенка связана с неоднозначностью влияния старшего поколения, с одной стороны, а с другой - возрастанием сложностей социализации, резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуации распада семьи. Какое содержание деятельности необходимо для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка?

Тема исследования
Взаимодействие школы и семьи в воспитании младшего школьника.

Цель исследования
Теоретическое изучение проблемы взаимодействия семьи и школы, и практическая разработка содержания деятельности в этом направлении.

Объект исследования
Процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании школьника.

Предмет исследования
Содержание деятельности, направленное на успешное взаимодействие школы и семьи в воспитании обучающихся.

Гипотеза исследования
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка будет успешным, если будет разработано и реализовано содержание деятельности в этом направлении.

Задачи исследования:
- проанализировать задачи и содержание взаимодействия педагога и родителей;
- определить наиболее эффективные формы и типы работы с родителями для осуществления эффективного взаимодействия;
- провести экспериментальную проверку используемых форм и типов работы с родителями, проанализировать результаты;
- подготовка методических рекомендаций на основе результатов педагогического эксперимента.

Методологическая основа исследования
Индивидуально-деятельностный подход, опирающийся на систему принципов: последовательности обучения, положительного эмоционального фона обучения, развитие и формирование самостоятельности, сотрудничества педагогов и учеников, учета индивидуальных особенностей личности, формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса, формирования адекватной, позитивной самооценки в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса.
Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Меня интересует насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.

Методы исследования
Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования:
- изучение научной, психолого-педагогической литературы;
- исследование трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогики и психологии семьи;
- наблюдение;
- беседа;
- теоретический анализ и синтез литературы;
- моделирование.

Практическая значимость исследования
Полученные результаты востребованы студентами педвузов, родителями, аспирантами, педагогами образовательных учреждений разного типа.


1. Теоретические основы взаимодействия учителя
начальных классов с родителями

1.1. Понятие «Педагогическое взаимодействие»
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.
В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив.
В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.
Взаимная активность педагога и родителя в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность сторон, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между воспитателем и родителем, организационно - деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателем и родителями. А так же большое значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и родителем в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др.
Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Педагогическое взаимодействие обусловлено учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и родителем), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.
Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с родителями педагоги нередко используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для педагогов педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у человека наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием.
Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.
Сущность педагогического взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и родителей. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимовосприятия, поддержка, доверие и др.
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к родителю, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир родителей может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и родителей. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на родителя, а на его окружение (ребенка). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого и его родителей.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.
Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на родителя.
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с родителями обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.
Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с родителями, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Воздействие педагога на родителя может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и, прежде всего родителям. Если учитель не является для родителей уважаемым лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколько бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.
Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.
Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание родителями той или иной информации.
Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую родители будут давать ребенку. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.
Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимное преобразование на принципах доверия, паритетности и сотрудничества.


1.2. Типы взаимодействия
Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.
Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объект - субъекту:
- личность - личность (ученик - ученик, педагог - уче­ник, педагог - педагог, педагог - родитель и т.д.);
- коллектив - коллектив (коллектив младших - коллек­тив старших, класс - класс, ученический коллектив - педа­гогический коллектив и т.д.).
Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.
Отмечают прямое и косвенное взаимодействие.
Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.
Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:
- содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);
- наличие цели или ее отсутствие - во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;
- степень управляемости - управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие;
- тип взаимосвязи - «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект - субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» - активность с одной стороны.
В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг д........

Библиографический список
1. Всё о младшем школьнике / под редакцией Виноградовой - М., «Вентана-Граф», 2004. - 281с.
2. Горнова, Н.М. Семья, школа, ребёнок / Н.М. Горнова // Завуч - 2004. - № 7 - С. 37 - 49
3. Антонова, Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование - 2005. - № 2 - С. 14 - 25
4. Кожина, М.И. Работа педагогического состава с родителями / М.И. Кожина // ИЯШ - 2006. - № 6 - С. 13 - 19, С. 53 - 59
5. Минина, М.А. Роль школы в воспитательном процессе ребёнка / М.А. Минина // Завуч - 2007. - № 2 - С. 34 - 40
6. Бочкова, О.С. Семья и школа / О.С. Бочкова // ИЯШ - 2005. - № 3 - С. 46 - 56
7. Парамонов, Д.А. Воспитание ребёнка в семье и школе / Д.А. Парамонов // ИЯШ - 2007. - № 2 - С. 4 - 11
8. Игошв, К.Е., Минковский, Г.М. Семья, дети, школа / К.Е. Игошв, Г.М. Минковский; М-во высшего и среднего специального образования СССР. - М., 1989. - 269с.
9. Капралова, P.M. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова -- М., 1980. - 246с.
10. Педагогика / Под редакцией П. И. Пидкасистого; М-во высшего и среднего специального образования - М., 1996. - 285с.
11. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый; Учебник для вузов. - М., 2003 г. - 352с.
12. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, М.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; / Под ред. В.А. Сластёнина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 269с.
13. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский; Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений -- М„ 1977. - 257с.
14. Каменечкая, Н.П. Воспитание ребёнка младшего школьного возроста / Н.П. Каменечкая // Директор школы - 1989. - № 5 - С. 28-35.
15. Иньева, О.К. Взаимодействие семьи и школы / О.К. Иньева // ИЯШ - 1989. - № 4 - С. 24 - 32
16. < klassnym-rukovoditelyam/formy-vzaimodejstviya-pedagogov-i-roditelej.html>
17. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. - М.: Педа­гогика, 1986. - С. 7-8.
18. Г.И. Щукина Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.
19. Л.М. Зюбин Об индивидуальном подходе к учащимся. - М., 1963.
20. Ю.К. Бабанский Педагогика. - М., 1983.
21. А.В. Хуторской Современная дидактика. - П., 2001.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.