На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93827


Наименование:


Диплом взаимосвязь межличностных отношений и уровня тревожности и самооценки у учащихся подросткового возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 11.1.2016. Сдан: 2013. Страниц: 76. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Введение

Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Более того, ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта, ни одно из его отношений к окружающему миру и другим людям не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе. Поэтому не случайно проблема самоотношения является традиционной для широкого круга научных дисциплин, связанных с изучением человека.
Самоотношение чаще всего представляется как вопрос о самосознании личности, о её «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе всё, что делает человек и сознательно или несознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. При этом любые представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значитель­ной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировос­приятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Научное изучение самоотношения как самооценки является традиционной психологической проблемой и не выходит из поля зрения исследователей со времен У.Джемса. За это время в психологии накоплено огромное количество фактов, концепций, представлений и экспериментальных разработок, связанных с самооценкой как объектом психологического анализа. Раскрыты многие закономерности её функционирования, особенности её психологической природы и строения, этапы её становления и развития в процессе формирования личности.
Вместе с тем, ситуацию в области исследования самооценки и самоотношения вряд ли можно охарактеризовать как вполне благополучную. Существование множества разрозненных и противоречивых фактов и микроконцепций, различие методологических установок, отсутствие общепринятой и устоявшейся терминологии ставят много проблем как перед исследователями, профессионально специализирующимися в этой области, так и перед специалистами, мало знакомыми с этой проблематикой, и желающими получить целостное и систематизированное представление об этой сфере психологических явлений.
Актуальность исследования проблемы самооценки возрастает в связи с целостным рассмотрением личности, анализом роли объективных и субъективных факторов в её развитии, во взаимоотношении её с окружающими.
В настоящее время увеличилось число тревожных людей, которые отличаются неспокойным поведением, непостоянством, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность - очень распространенный психологический феномен нашего времени. Он является частым симптомом неврозов и функциональных психозов, а также пусковым механизмом разлада эмоциональной сферы.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением жизненных потребностей ребенка. Стойким личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опираясь на особенности «Я-концепции», отношение к себе.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось. Об этом свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, по результатам которых число тревожных детей составило 70 - 75 %.
Уровень личностной тревожности один из наиболее значимых в диагностике личности, как сигнал внутренних неразрешенных конфликтов, противоречивых установок, слабости и неэффективности механизмов психологической защиты. Кроме того, тревожный человек практически всегда испытывает определенные трудности, вступая в межличностные отношения с окружающими людьми.
Актуальность данной работы обусловлена небольшими знаниями про влияние уровня тревожности и самооценки на установление межличностных контактов и зависимостей трудностей межличностных отношений от уровня тревожности и самооценки. Потребность в этих знаниях выражается не только в научном, но и в практическом интересе, поскольку они открывают возможности целостного понимания личности.
В связи с этим целью нашего эмпирического исследования является изучение взаимосвязи межличностных отношений и уровня тревожности и самооценки у учащихся подросткового возраста. Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические основы понятий самооценка и тревожность и особенности этих психологических понятий для подросткового возраста; провести анализ литературы по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;
Провести эмпирическое исследование уровня самооценки и уровня тревожности у учащихся подросткового возраста;
Провести эмпирическое исследование межличностных отношений у данных учащихся подросткового возраста;
Определить статусное положение в классе подростков с различным уровнем самооценки и тревожности;
Проанализировать взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности и межличностных отношений у учащихся подросткового возраста;
Сделать выводы по проведенному исследованию: о его практической значимости, о перспективах проведения дальнейших исследований.
Предмет исследования - самооценка, личностная тревожность и межличностные отношения учащихся подросткового возраста.
Объект исследования - подростки 13-14 лет, учащиеся двух классов.
Гипотеза исследования - а) низкая самооценка связана с высокой тревожностью. Иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни. Тревожность будет высокой и тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер;
б) низкая самооценка и повышенная личностная тревожность приводят к трудностям в межличностных отношениях с одноклассниками и неприятием индивида группой. Предполагается, что тревожность будет высокой в той мере, в какой значимые другие склонны, по мнению индивида, судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.
Для достижения цели, доказательства гипотезы и решения поставленных задач нами были выбраны следующие методики: опросник «Изучение самооценки личности старшеклассника»; методика для исследования самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан; опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой; опросник оценки отношений подростка с классом; метод социометрии.
Практическая значимость: выявление взаимосвязи особенностей межличностных отношений подростков и уровня тревожности и самооценки открывает возможности для целостного понимания личности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложений. Результаты математической обработки данных представлены в 12-и таблицах, 3-х рисунках и 8-и диаграммах.
1. Самооценка и тревожность как социально значимые характеристики личности
1.1. Самооценка как личностное образование
1.1.1. Понятие самооценки
В рамках исследования проблем самосознания ведущая роль отводится самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания [18].
Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики, возникающая на основе обобщающей работы процессов самосознания и проходящая различные этапы развития в ходе становления самой личности, поэтому постоянно изменяющаяся.
Долгое время научное, экспериментальное изучение самоотношения и самооценки являлось прерогативой в основном западных исследователей. Со времен У.Джемса их усилиями были открыты многие феномены, выдвинуты интересные концепции, разработан многообразный и обоснованный психодиагностический инструментарий. В 60-х и 70-х годах появились фундаментальные обобщающие труды по проблематике самооценки таких признанных авторитетов в этой области как М. Розенберг, Д. Куперсмит, Р. Уайли, Р. Бернс, Ч. Кули, Д. Мид, З. Фрейд и другие.
По мнению Розенберга [34], самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Куперсмит [34] называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Р. Уайли [34] отмечает, что самооценка, по какому - либо качеству основывается чаще всего на сравнении личностью своих достижений с достижениями других людей.
По мнению Р. Бернса [5], самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, то есть самооценка явно или скрыто присутствует в любом самоописании.
Р. Бернс особо подчеркивает, что самооценка всегда носит субъективный характер, а также он называет три момента, существенных для понимания самооценки.
1. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
2. Формирование самооценки связано с интериоризацией социальных реакций для данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
3. Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его он делает хорошо.
В начале ХХ века социолог Чарльз Хортон Кули [26] сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе, «идея Я», складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента:
1) представление о том, каким я кажусь другому лицу;
2) представление о том, как этот другой меня оценивает;
3) самооценка как чувство гордости или унижения.
В противоположность тем, кто считал, что «образ Я» дан индивиду непосредственно или формируется путем обобщения самоощущений, американский ученый Джорж Герберт Мид [26] утверждал, что самосознание - это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми.
З. Фрейд и для его последователи - неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Силливен и другие) [43] рассматривают самооценку, в основном, как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой.
Таким образом, анализ работ западных и американских исследователей показывает, что многими из них самооценка рассматривается, как интегративное образование, включающее в себя систему частных самооценок, отображающих оценку личностью индивидуальных проявлений, и связанное с образом «Я». Также некоторые авторы относят самооценку к отражению личностью собственной значимости, ощущения самоценности, самоуважения. В процессе взаимодействия личности с другими людьми, в процессе взаимооценивания осуществляется познание личностью самой себя, то есть через пути самопознания осуществляется процесс самосознания
В отечественной психологии самооценка изучается в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Изучение самооценки связано с именами Б.Г. Ананьева, В.А. Горбачевой, Л.М. Запрягаловой, П.Р. Чаматы, В.С. Мерлина, Л.С. Славиной, Т.В. Драгуновой, Л.В. Бороздиной и других. Значительный вклад в разработку вопросов развития самосознания у детей сделали московские психологи Н.Е. Анкудинова, Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова и другие.
Важный этап в формировании самосознания, по мнению Б.Г. Ананьева [3], возникает тогда, когда дети переходят от называния себя по имени к использованию в разговорах о себе местоимений «мой», «у меня» и особенно местоимения первого лица Я. Сознательное употребление ребенком в разговоре местоимения Я, отмечает Б.Г. Ананьев, характеризует переход от представления о себе к мысли о себе.
Решающее значение в формировании представлений и мыслей детей о себе, по мнению Б.Г. Ананьева, имеет жизнь в коллективе и правильное развитие в коллективе оценочных отношений, которые формируют у ребенка правильную самооценку.
Останавливаясь на развитии самооценки как сложного продукта сознательной деятельности ребенка, Б.Г. Ананьев на основании данных исследований В.А. Горбачевой и своих собственных показывает, что первоначально оценка себя и своих поступков является простым выражением оценки других лиц, которые руководят развитием (родители, педагоги, знакомые, вожатые) и это не есть ещё самооценка, а лишь «предсамооценка» [3]. В развитии настоящей самооценки у детей явственно обнаруживаются два этапа:
- на первом из них дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой предметных внешних действий и признаков;
- на втором в сферу самооценки ребенка включаются внутренние состояния и моральные качества.
Московский психолог Н.Е. Анкудинова [4], изучая особенности самосознания детей дошкольного возраста, выявила, что физические возможности дошкольники оценивают более точно, чем моральные качества, в оценке которых дошкольники часто используют неадекватные понятия. Особенностью самооценки дошкольников является также её эмоциональный характер.
Особенно важную роль в формировании самооценки у детей играет педагогическая оценка их деятельности.
Исследование В.А. Горбачевой [13] показало, что педагогическая оценка является наиболее эффективной тогда, когда внимание детей фиксируется на различных сторонах поведения того или иного ребенка при различных видах его деятельности. Таким образом, в детском сознании формируются общие критерии оценки выполнения правил взаимоотношений.
Исследование Л.М. Запрягаловой [27] особенностей формирования самооценки у младших школьников показало, что в процессе овладения правилами поведения, знаниями, умениями и навыками, учащиеся научаются правильно оценивать, насколько их поведение и работа соответствуют требованиям учителя.
Изучение влияния педагогической оценки на самооценку у детей школьного возраста (Т.В. Драгунова, [16]) показало, что первая выполняет в этом отношении две функции:
1. ориентационную, позволяющую ребёнку осознавать правильность или ошибочность совершаемых действий;
2. стимулирующую, что приводит к осознанию ребенком своих знаний, результатов обучения и, определяя переживания ребенком успеха или неуспеха в обучении, понуждает его к дальнейшей деятельности.
Таким образом, в развитии самосознания ребенок идет от осознания собственных действий через оценку к самооценке.
Как пишет П.Р. Чамата [46] развитие самооценки у младших школьников, прежде всего, идет в направлении постепенного расширения её объема. Вначале дети оценивают лишь конкретные результаты, затем они включают в самооценку и сам процесс деятельности, и, наконец, свое учебное поведение в целом. Кроме того, развитие способности к самооценке у младших школьников значительно отстает от развития их способности оценивать других.
Таким образом, сначала оцениваются качества своей личности относительно каждой конкретной ситуации, затем относительно каждого вида деятельности. Далее оценивается личность в целом. Самооценка постепенно приобретает устойчивость, что характеризует её как сформировавшееся качество личности.
Некоторые авторы включают самооценку в подструктуру направленности личности или же тесно связывают её с направленностью. Так, по мнению В.Ф. Сафина [44], «самооценка выражает фундаментальные свойства личности и отражает её направленность».
Во многих определениях подчеркивается центральное место самооценки в структуре личности.
Так, по мнению А.В. Захаровой [14], самооценка является фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала, что может проявляться во всех сферах жизнедеятельности человека.
«В самооценке, - отмечает М.Г. Ярошевский [50], - личность, опираясь на опыт общения с другими людьми, не только себя отражает, но и проектирует свое будущее».
Р.М. Грановская [15] пишет, что самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству. Обобщенную самооценку выражает самоуважение. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.
Однако, на наш взгляд, среди многих концепций самооценки выделяется мнение Л.В. Бороздиной [10].
Анализируя и обобщая исследования разных авторов, Л.В. Бороздина отмечает, что самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, то есть в одних исследованиях самооценка является описательной составляющей Я-концепции, называемой образом «Я», в других самооценка прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением человека к себе и именуется самоотношением. Таким образом, по мнению Л.В. Бороздиной, исследователи придут к полной потере очень важного личностного конструкта.
Сама Л.В. Бороздина определяет самооценку как наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. По мнению автора, самооценка является важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.
Таким образом, по мнению отечественных психологов, становление самооценки связано с развитием и формированием личности, её самосознания и самоотношения. Развитие понимания оценки себя происходит на фоне осознания личностью своей деятельности, которая, как отмечают многие исследователи, осуществляется в процессе общения личности с окружающими её людьми. Индивид учиться понимать виды, критерии оценки.

Обобщая результаты исследований, можно выделить следующие тенденции интерпретации феномена самооценки.

1. Решающим в формировании представления и мыслей детей о себе является правильное развитие оценочных отношений в коллективе, которые формируют у ребенка правильную самооценку;
2. Особенно важную роль в формировании самооценки у детей играет педагогическая оценка их деятельности, а также оценка их поведения и деятельности родителями, сверстниками. Ребёнок идет от осознания собственных действий через оценку к самооценке;
3. В процессе формирования личности ребёнка происходит расширение объема его самооценки, т.е. от внешних оценок ребенок постепенно переходит к внутренней оценке;
4. Некоторые концепции отдают самооценке центральное место в структуре личности, определяя её как механизм саморегуляции;
5. Три образования: образ себя, самооценка и отношение к себе, не следует смешивать - это разные подструктуры. И для того, чтобы уяснить природу и сущность самооценки необходимо выделять её предмет, то есть рассматривать самооценку как самостоятельный предмет анализа [10].
1.1.2. Виды и функции самооценки. Факторы самооценки
Основными измерениями, или параметрами, самооценки являются: степень адекватности, высота и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными, а заодно и качественными характеристиками самооценки.
Сравнение самооценки с оценками окружающих приводит к адекватной или неадекватной самооценке - заниженной или завышенной.
Как указывает Р.М. Грановская [15], при значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка не слишком завышена, то человек обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Высота является дополнительной и важной характеристикой самооценки. Она определяется по количеству единиц (баллов), которые приписывает себе субъект самооценки, характеризуя степень выраженности у себя определенных качеств, свойств.
Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определенной мерой устойчивости.
Устойчивой считается самооценка, высота которой на протяжении определенного временного интервала остается неизменной и автономной относительно к ситуативным внешним воздействиям.
Самооценка может характеризоваться также определенной степенью самокритичности. Самокритичность - это чувство неудовлетворенности человека собой, своими достижениями, теми или иными качествами.
На основании таких параметров, как степень адекватности, мера устойчивости и самокритичности, можно судить об уровне развития самооценки, являющемся качественной синтетической характеристикой последней.
Обычно различают три уровня развития самооценки: высокий, средний, низкий [47].
Высокая самооценка определяется как позитивное отношение к себе, чувство собственной значимости, уверенность в себе; низкая - негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, ущербности [22].
С. Нартова-Бочавер [30] считает благоприятным, если человек имеет самооценку, чуть превышающую его реальные возможности, - тогда он уверен в себе, спокоен. Если же самооценка занижена, то это создает сложности не только ему самому; он с трудом общается, постоянно попадает в ситуации, подтверждающие его низкое мнение о себе.
Таким образом, по мнению многих исследователей, процессы самосознания приводят личность к внутренней оценке себя, своего поведения, возможностей, деятельности, формируя определенное отношение к себе, выраженное частными самооценками и объединенными в глобальное отношение к себе.
По мнению Л.А. Зеленьковой [22], основными условиями развития самооценки считают такие факторы, как общение с окружающими, в ходе чего усваиваются формы, виды и критерии оценок и собственная деятельность индивида. Объектом самооценки могут быть самые разнообразные стороны личности: предметная деятельность и её результаты, поведение, умственные и физические качества, способности и черты характера, внешний вид, место человека в системе взаимоотношений с окружающими.
Целостная единая самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих её особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития; в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен.
По мнению И.И. Чесноковой [44], в процессе становления единой самооценки личности ведущая роль принадлежит её рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» в сферу сознательного из сферы неосознаваемого. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых для личности отдельных самооценок, их синтез и выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью её собственная сущность.
Вместе с тем, как пишет М.И. Боришевский [39], в мыслительных действиях, ведущих к образованию самооценки, наличествует также эмоциональный компонент, поскольку при самооценивании всегда проявляется определенное отношение личности к себе.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение - устойчивая личностная черта и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [32].
Уровень притязаний - это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельнос­ти.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция - это более или менее осознанная, пе­реживаемая как неповторимая система представлений чело­века о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведе­ния и деятельности.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

1.1.3. Особенности самооценки в подростковом возрасте
А.Г. Лидерс пишет [27], что в онтогенезе человека есть периоды, называемые психологическим возрастом. Одним из таких периодов является подростковый возраст, характеризующийся изменениями, происходящими с ребёнком. Он начинается после младшего школьного возраста (10 - 12 лет) и заканчивается перед младшей юностью (15 - 16 лет).
Так у мальчиков и девочек происходит, по крайней мере, два резких скачка в уровне функционирования анатомо-физиологических структур человека, завершается половое созревание, происходит изменение типа электрической активности коры головного мозга.
Если рассматривать психологические показатели развития личности подростка, то интеллектуальное развитие подростка можно соизмерить с интеллектуальным уровнем взрослого, то есть операционально-логический состав мышления подростка равен интеллекту взрослого индивида.
В личностном развитии подростка следует выделить развитие характера, акцентуации личности. Увеличивается количество отрицательных поступков детей, таких как непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, появляется драчливость и др.
Недостаточная уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к её недооценке, что в свою очередь, часто вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и т.д.
С усложнением взаимо........

Список литературы
К.А. Абульханова-Славская Стратегии жизни, - М, 1991
Р. Азимова Социально-психологическая природа самооценки и её нравственный аспект // Известия АН АзСССР, 1969, № 3
Г.Г. Аракелов, Н. Шишкова Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, 1998, № 1
В.М. Астапов Тревога и тревожность. Хрестоматия, - СПб, 2000
В.М. Астапов Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал, 1992, Т. 13, № 5
Р. Бернс Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского, - Самара, 2000
Р. Бернс Развитие Я-концепции и воспитание, - М, 1986
Л.И. Божович Личность и её формирование в детском возрасте, - М, 1968
Л.И. Божович Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. № 1, 1997
Л.В. Бороздина Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т.13 № 14, 1992
Л.В. Бороздина, Л. Видинска Притязания и самооценка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1986, № 3
Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова Увеличение индекса тревоги при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, № 1
Г.М. Бреслав Эмоциональные особенности формирования личности в детстве, - М, 1990
Л.С. Выготский Педагогическая психология, - М, 1991
С.Ю. Головин Словарь психолога-практика, - Минск, 2001
Р.М. Грановская Элементы практической психологии, - Л, 1984
А.В. Захарова Генезис самооценки, - М, 1998
А.И. Захарова Психология формирования самооценки // Журнал практического психолога. 1997, № 6
А.В. Захарова Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989, Вып.1
Б.В. Зейгарник Патопсихология, - М,1986
Л.А. Зеленкова Влияние самооценки на социально-психологический статус подростка в классе // Журнал практического психолога. 1997, №6
Е.П. Ильин Мотивация и мотивы, - СПб, 2000
К. Изард Эмоции человека, - М, 1980
И.С. Кон В поисках себя, - М, 1984
И.С. Кон Проблема „Я” в психологии // Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского, - Самара, 2000
Б. Кочубей, Е. Новикова Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988, № 8
Л.В. Куликов Психологическое исследование, - СПб, 2002
А.Г. Лидерс Психологический тренинг с подростками, - М, 2003
А.И. Липкина Самооценка школьника, - М, 1976
С. Нартова-Бочавер Психология личности и межличностные отношения, - М, 2001
А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, - СПб, 2004
Р.С. Немов Психология. Книга 1, - М, 2001
Д.В. Ольшанский Новая педагогическая психология, - М, 2002
Л.Ф. Обухова Детская психология, - М, 1995
С.Р. Пантилеев Самоотношение как эмоционально-оценочная система, - М, 1991
Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, - СПб, 2002
Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. А.И. Щербакова, - М, 1987
А.М. Прихожан Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, - М, 2000
А.М. Прихожан Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1998, № 2
Психология подростка // Под ред. А.А. Реана, - СПб, 2003
Психологические особенности самосознания подростка. Под ред. М.И. Боришевского, - Киев, 1980
А.А. Реан Практическая психодиагностика личности, - СПб, 2001
Х. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности, - М, 1994
Ф. Райс Психология подросткового возраста, - СПб, 2000
Е.И. Савонько Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969, № 4
В.Ф. Сафин Устойчивость самооценки и механизмы её сохранения // Вопросы психологии. 1975, № 3
Е.Г. Соколова, В.В. Николаева Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях, - М, 1995
Д.И. Фельдштейн Психология современного подростка, - М, 1988
Д.И. Фельдштейн Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии 1985, № 3
П.Р. Чамат. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. Т 2, - М, 1960
И.И. Чеснокова Проблема самосознания в психологии, - М, 1977
Р.Х. Шакуров Самолюбие детей, - М, 1969.
Т. Шибутани Социальная психология, - М, 1969
М.Г. Ярошевский Предметная деятельность как основа системы психологии // Вопросы психологии. 1984, № 1




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.