На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Аттестационная работа Гендерное воспитание как социально-значимое условие социализации молодежи

Информация:

Тип работы: Аттестационная работа. Добавлен: 13.01.2016. Сдан: 2015. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):



Содержание
ВВЕДЕИЕ ……….……………….…………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ………….………………………………. 7
1.1 Гендерное воспитание молодежи как психолого-педагогическая проблема в современном обществе ………….…………………………..…… 7
1.2 Современные подходы к гендерному воспитанию молодежи в процессе социализации …………….…………………………………………. 15
1.3 Основные функции гендерного воспитания современной молодежи…………………………………………………………………………20
Выводы по первой главе…………….………………………………… 25
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ……………..….………. ….27
2.1 Методики диагностики гендерной компетентности молодежи ….. 27
2.2 Программа гендерного воспитания молодежи …………………..37
Выводы по второй главе …………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...……………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….48
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………..…………………………………...51

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач педагогической науки, а также рассматриваются модели гендерного воспи-тания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании детей и подростков. Это обусловлено тем, что в обществе существенно изменились многие стереотипы полоролевой (гендерной) идентификации. По-мнению многих исследователей важнейшими причинами этих изменений являются переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
В числе российских ученых первыми поставили вопросы гендерной проблематики в образовании И. Кон, А. Мудрик, Л. Попова, Л. Штылева и другие. В своих работах они показали, что элементы педагогической системы — цели, содержание, методология и формы обучения — традиционно «бесполые». Также учеными признано значительное влияние гендерных ролей и стереотипов на процессы воспитания и образования. Не смотря на это во многих учебниках на русском языке нет глав или разделов, в которых делались бы попытки изучить воспитание девочек и мальчиков в полоролевом или гендерном аспекте.
Исследователи отмечают, что проблема пола интересовала философов с древних времен. Интенсивно она начала исследоваться в отечественной психологии и педагогике с XIX в., а половое и полоролевое воспитание составляет теоретическую базу для современных гендерных исследований в педагогике(A.B. Мудрик, Л.И. Столярчук и др.). За последнее десятилетие проблема гендера раскрывается в диссертационных педагогических исследованиях Белолипецких Н.В. «Стимулирование полоролевой социализации студенческой молодежи», И.А. Кирилловой «Формирование гендерной идентичности старшеклассников», М.А. Толстых «Становление гендерной идентичности студентов младших курсов вузов» и др.
В настоящее время в теории образования уже происходят изменения. Л. П. Шустова считает, что одним из важных направлений развития педагогической науки на современном этапе является становление новой отрасли научных знаний — гендерной педагогики. Гендерная педагогика — это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей обучающихся разного пола. Методологическую основу гендерной педагогики составляют принципы феминистской педагогики, которая прославляет ориентацию на студента, демократическую структуру учебного процесса, предполагает отказ от декларируемой традиционной педагогикой нейтральности позиции преподавателя за счет поощрения групповых обсуждений, за счет привнесения в преподавание собственной субъективности. Феминистская педагогика также побуждает студентов к рефлексии их женского и мужского опыта, внимательна к эмоциональному и телесному измерениям их существования. Предлагается учитывать, что момент гендерных различий между преподавателем и студентом играет не последнюю роль в эффективности преподавания.
В целом, анализируя гендерную теорию в психологии и педагогике можно обозначить проблему социального развития личности как проблему гендерной социализации и социальной адаптации в процессе учебной коммуникации и выделить следующие противоречия.
1. Воспитательный аспект: коммуникативное взаимодействие в воспитании не воспроизводит принципы гендерной социализации, которая предполагает формирование гендерной идентичности с эгалитарными ценностными ориентациями.
2. Образовательный аспект: социальная адаптация личности в образовании, влияющая на ее профессиональную ориентацию, не учитывает гендерный фактор самоактуализации.
3. Методологический аспект: гендерное просвещение предполагает необходимость повышения социального качества образования, бросая вызов устоявшейся идеологии и методологии системы образования.
Вышеизложенные противоречия обозначают основную проблему гендерного подхода в воспитании подрастающего поколения, как проблему социально значимого условия в ее социализации в виду с современными требованиями общества о гендерном просвещении молодежи.
Проблема данного исследования состоит в выявлении процессов влияния гендерного воспитания на социализацию молодежи в условиях современного общества.
Объект исследования: процесс социализации молодежи.
Предмет исследования: гендерное воспитание молодежи в процессе социализации.
Целью исследования является разработка программы реализации гендерного воспитания молодежи в условиях образовательной организации.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные подходы гендерного воспитания, существующие в современном мире.
2. Охарактеризовать основные функции гендерного воспитания.
3. Подобрать и проанализировать диагностические методики для выявления уровня гендерной компетентности молодёжи.
4. Разработать программу по реализации гендерного воспитания молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование материалов исследования в педагогической практике способствует решению проблем, связанных с гендерной некомпетентностью молодых людей, значительно повышает эффективность нравственного воспитания и создает условия для полноценного развития и саморазвития учащихся. Возможность использования материалов исследования в практике образовательных организаций. Внедрение программы гендерного воспитания молодежи способствует реализации принципа равенства полов, что является неотъемлемым атрибутом государственной молодежной политики.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Диагностика гендерной компетентности молодежи
Термины «компетентность» и «компетентный» часто используются в научной литературе и в повседневной жизни. Наиболее распространенными являются такие словосочетания, как «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», однако такой феномен, как «гендерная компетентность», является новым и в системе научного, и в системе обыденного знания. Ни в одном из словарей мы не встретим понятия «гендерная компетентность», поэтому для определения этого феномена логичным представляется путь конкретизации содержания тех понятий, из которых складывается его название, т. е. уточним содержание понятий «компетентность» и «гендер», «гендерный». Такой анализ — от научных конструктов к реальности — является традиционным в научном знании. Он позволяет установить связи между основными терминами и определить основное предметное содержание изучаемого феномена.
Компетентность в современном словаре иностранных слов определяется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Слово «компетентный» происходит от латинского competentis — соответствующий, способный, знающий, сведущий в определенной области, т. е. имеющий право на основе знаний судить о чем-либо, принимать соответствующие решения и выполнять конкретные действия. Другими словами, компетентный человек — человек, хорошо информированный в определенной области знания и способный качественно выполнять задания, связанные с этой сферой знания.
Итак, компетентность — это, во-первых, характеристика или свойство личности, во-вторых, такая характеристика человека, которая позволяет ему делать что-либо качественно. Обобщая сказанное, можно предложить следующее понимание компетентности. Компетентность — это субъективная характеристика личности, представляющая собой сплав знаний и умений, позволяющих личности быть эффективной в конкретном виде деятельности.
Как упоминалось ранее, понятие «гендер», включая в себя половые pазличия, акцентирует внимание на широком круге проявлений, свойственных мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам, котоpыe так или иначе связаны с их половозрастным статусом, этноконфессиональной и социально¬культурной принадлежностью.
Исходя из предложенных определений понятий «компетентность» и «гендер», можно гендерную компетентность рассматривать как такую характеристику, которая позволяет личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность — это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям, самим не создавать ситуации гендерного неравенства.[12]
Анализ современной литературы гендерной направленности позволяет заключить, что такая социально-психологическая характеристика личности, как гендерные предубеждения (предрассудки), является наиболее ярким свидетельством гендерной некомпетентности. Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде4 . С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним. Таким образом, гендерные предубеждения — это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение по отношению к представителям другого пола.
В гендерных предубеждениях отражены распространенные нормы поло- специфичного поведения, поэтому предубеждения возникают по отношению к тем субъектам, которые, как представляется, нарушают нормы традиционного ролевого поведения мужчин и женщин. Так, например, хорошо известны предубеждения в отношении женщин-политиков, женщин-ученых, женщин — водителей автомобильного транспорта и в отношении мужчин, исполняющих роль домашней хозяйки. Гендерные предубеждения опосредованы полодифференцирующими практиками нормативной системы общественного сознания, которую субъект усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.
В структуре гендерных предубеждений, так же как и в любых других предубеждениях, можно выделить три компонента, соответствующих трем компонентам других социальных установок:
• когнитивный — безосновательно предвзятые мнения о мужчинах или женщинах вообще, о способности женщин или мужчин быть успешными в некоторых сферах профессиональной деятельности;
• аффективный — неприятие, принижение, недооценка, чувство брезгливости, отвращения;
• поведенческий — негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней (например, оскорбления, сексуальные домогательства, изнасилования и др.).
Из этих трех компонентов наиболее значимой в гендерных предубеждениях является поведенческая составляющая, а именно — дискриминационные практики и конкретные действия с отрицательной направленностью на человека и/или группу людей как объект предрассудков/ Предрассудки — деструктивный аспект социального поведения человека. Поэтому именно поведенческий компонент предубеждений, т. е. реальные поведенческие проявления и практики, свидетельствует о наличии у человека предубеждений в отношении какой-либо группы людей.
Гендерная компетентность личности включает: 1) знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих; 2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности; 3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик; 4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.
Формирование гендерной компетентности — это целенаправленная деятельность, в результате которой человек демонстрирует компетентность в ситуациях с выраженной гендерной составляющей. Другими словами — это приобретение и освоение гендерных знаний, умений и способов гендерно корректного поведения. Выделенные составляющие гендерной компетентности (сформулированные как знания и умения) могут помочь в формулировке конечных целей обучения в процессе гендерного образования государственных и муниципальных служащих. В процессе формирования и развития гендерной компетентности личности можно выделить три основных этапа деятельности:
• формирование системы гендерных знаний;
• формирование умений анализа явлений и ситуаций гендерного неравенства;
• отработка навыков гендерно-компетентного поведения.
В начале, подберем диагностические методики и опросники для выявления гендерной компетентности молодежи.

ОПРОСНИК «Я – ЖЕНЩИНА (МУЖЧИНА)»
( Л. Н. Ожиговой на основе методики «Незаконченные предложения»)
Данный опросник используется для диагностики осознаваемых и неосознаваемых гендерных установок личности, позволяет определить также степень соответствия или несоответствия личности существующим гендерным стереотипам.
Опросник можно применять как при работе с подростками, так и со взрослыми.
Ее может применять практический психолог с базовой психологической подготовкой, и она является проективной методикой.
Данная методика содержит 14 незаконченных предложений. Она включает в себя инструкцию, бланк для ответов, рекомендации по обработке и интерпретации результатов.
Данные о валидности и надежности методики отсутствуют.
Опросник Ожиговой Л.Н. относится к методу не¬законченных предложений, в основе которого лежит принцип проекции. Отвечая на исходный неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности.
Гендерные стереотипы – это стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское». Стереотипы приобретаются и осознаются ин-дивидом в ходе социализации в той группе, к которой он принадлежит (в семье, школе, группе приятелей, СМИ и т. д.).
Опросные бланки раздаются в соответ¬ствии с биологическим полом испытуемых. (см. приложение 1)

ОПРОСНИК С. БЕМ (МОДИФИКАЦИЯ И. С. КЛЕЦИНОЙ)
Данный опросник может быть использован для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-феминности.
Используется при исследовании подростков и взрослых
В своей работе может применять практический психолог с базовой психологической подготовкой, практический психолог без базовой психологической подготовки, социальный работник.
Данные о валидности и надежности методики отсутствуют.
Опросник содержит 60 утверждений. Методика включает в себя 2 варианта инструкции, бланк для ответов, рекомендации по обработке и интерпретации результатов. (см. приложение 2)
Теоретической базой данной методики является концепция андрогинии С. Бем, а также представления о гендерных стереотипах. Роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия очень велика. Важно иметь в виду позитивные и негативные аспекты стерео¬типов. Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереоти¬пы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социальное окружение индивида. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип ча¬сто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Методика является стандартизированным самоотчетом.
Методические пояснения: на каждое из 60 утверждений испыту¬емый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или от¬сутствие у большинства женщин (мужчин) названных качеств. Текст опросника остается неизменным, а меняется только инструкция.
Инструкция 1: оцените наличие (или отсутствие) у большинства жен¬щин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет».
Инструкция 2: оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет».

ГЕНДЕРНАЯ АВТОБИОГРАФИ (И. С. Клецина)
Данная методика предназначена для изучения процесса становления гендерной идентичности. Используется для исследовательских работ с подростками и взрослыми.
В своей работе может применять практический психолог с базовой психологической подготовкой, практический психолог без базовой психологической подготовки, социальный работник.
Данные о валидности и надежно¬сти методики отсутствуют.
Методика включает в себя ин¬струкцию, рекомендации по обработке и интерпретации результатов.
Теоретическое основание: гендерная автобиография – средство из-учения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентично¬сти, а также пути и способы их формирования.
Цели гендерной автобиографии:
1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;
2. выделить механизмы и способы, при помощи которых осущест-вляется конструирование гендерной идентичности.
Методика является нестандартизированным самоотчетом.
Инструкция: вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как к представителю определенного пола ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план (за основу взят план гендерной автобиографии из работы «Пол женщины»).
План гендерной автобиографии
1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почув-ствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к мужчинам и женьщинам?
2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5–8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?
3. Что вам говорили в детстве относительно того, какими должны быть женщины, каким должен быть мужчинами? Как вам давали понять, какого поведения от вас как от мужчины или женщины ждут окружающие?
4. Гендерные процессы в школе: поведенческие модели, насаждаемые учителями, различались ли для мужчин и женщин? Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мужчин и женщин – было ли оно различным?
5. Отношения с родителями: кто из родителей был вам ближе в до-школьном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте? Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?
6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что мужчины и женщины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?
7. Что (или кто), по вашему мнению, в большей мере повлияло на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?
8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

ОПРОСНИК «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ»
Опросник разработали Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская.
Данный опросник предназначен для иссле¬дования ролевой структуры семьи, а также его можно использовать для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами.
Контингент испытуемых: подростки и взрослые.
В своей работе может применять практический психолог с базовой психологической подготовкой, практический психолог без базовой психологической подготовки, социальный работник.
Окончательный вариант мето¬дики проверялся на надежность при выборке в 120 человек (60 мужчин, 60 женщин, из них 34 семейные пары) по следующим критериям. Устойчивость методики проверялась по критерию повторного опроса – 58 испытуемых через месяц после первого заполнения. Коэффициент устойчивости оказался равен: р = 0,8. Следовательно, методику можно считать высокоустойчивой.
Конструктивная (логическая) валидность подсчитывалась при по-мощи 12 экспертов. Они 2 раза заполняли опросник: один раз за члена семьи с традиционным распределением ролей, второй – с равноправ¬ным распределением. Различия между данными двух заполнений оказались статистически значимыми (р < 0,1), следовательно, подтверждается конструктивная валидность данной методики.
Опросник состоит из 21 вопро¬са, где каждой из 7 выделенных семейных ролей соответствует по 3 вопроса. Методика включает в себя инструкцию, бланк для ответов, рекомендации по обработке и интерпретации результатов.
Авторы выделяют 7 основных семейных ролей: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) эмоциональный климат в семье; 4) организация развлечений; 5) роль хозяина/хозяйки; 6) сексуальный партнер; 7) организация се¬мейной субкультуры. Исходя из характера распределения этих семейных ролей между мужем и женой, можно судить о типе семьи: традиционная, эгалитарная и промежуточная. Традиционные семьи – это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях про¬межуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.
Методика является стандартизированным самоотчетом.
Методические пояснения: если опросник используется для иссле-дования установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами, то испытуемых просят высказать свое мнение не о том, как в их семье распределены роли между мужем и женой, а предлагают высказать суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли. Таким образом выясняются гендерные установки респондентов, связанные с распределением ролей в семье. В данном случае в инструкции не озвучивается слово «вашей».
Отвечая на вопросы методики, испытуемому нужно выбрать один из 4 вариантов ответа.
Инструкция: просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации (вашей) семейной жизни.
Таким образом, мы познакомились с самыми распространенными методиками, применяемыми для исследования гендерной компетентности молодежи, которая, в свою очередь, является социально значимым условием успешной социализации. Как мы знаем, выбор методик и проведение исследования это не решение всех задач. Для реализации поставленных задач, а также для успешной социализации молодежи необходимо провести различные мероприятий по повышению уровня гендерной компетентности. Самым эффективным способом в достижении намеченной цели является комплекс мероприятий собранных в одной программе.





2.2 Программа гендерного воспитания молодежи

Современная социальная ситуация связана с процессами преобразования в системе общественных ценностей, изменениями в духовной сфере общества. Особенно остро стоят проблемы воспитания молодежи, их подготовка к семейной и общественной жизни. Учитывая ослабление воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, которые все больше вытесняются средствами массовой информации и обществом сверстников, очевидна необходимость разработки и внедрения образовательных программ гендерного воспитания и формирования гендерной культуры.
Юношеский возраст – то время, когда гендерному воспитанию нужно выделять особое внимание. В этот период общение с противоположным полом становится особенно важным фактором формирования личности, молодые люди начинают вступать в интимные отношения. Школа является важнейшим институтом гендерной социализации. Здесь воспроизводится система распределения гендерных ролей в обществе – через формы и содержание воспитания и образования, выбор предметов и дисциплин, сегрегацию мужчин и женщин по определенным курсам.
Формирование гендерной идентичности так же тесно связано с процессом профессионального самоопределения, который является ведущим типом деятельности в юности. В современном, постмодернистском обществе возникают новые психокультурные, духовные и экономические факторы, под влиянием которых все чаще происходит трансформация гендерной идентичности. Результатами этих изменений в обществе стало изменение ценностно-смысловых установок и трансформации социальных и гендерных ролей.
Особые трудности гендерной социализации молодых людей возникают в последнее время. Общество предъявляет к ним высокие требования, но при этом у них очень мало социально одобряемых возможностей проявить свою «мужественность». Исследование, проведенное А.С. Волович, продемонстрировало, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. Да и юноши, попавшие в эту категорию, отличались от других скорее традиционно женскими качествами (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т.п.), в то время как качества, характеризующие интеллект или социальную активность, практически не были представлены.
Но ситуация гендерной социализации девушек тоже очень сложна. С одной стороны, обществом провозглашается социальное равенство женщин и мужчин, что подводит их к тому, что нужно получать образование и реализовать себя в трудовой деятельности вне зависимости от пола. Но при этом остаются очень влиятельными традиционные, иерархические взгляды. Женщины все еще сталкиваются с предпочтением мужчин при приеме в учебные заведения, работу и т.д. Все это воспитывает в них традиционно маскулинные качества: конкурентноспособность, стремление к доминированию и т.д.
Алешина Ю.Е. делает неутешительный вывод: «полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: будущих мужчин как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, будущих женщин же, напротив,— на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты». В связи с этим чрезвычайно важно оказание социально-психологической помощи старшеклассникам со стороны психологов и педагогов, их просвещение по всем вышеперечисленным аспектам. Неудивительно, что многие психологи и педагоги приходят к решению о необходимости введения в образовательный процесс спецкурсов, факультативов, на которых учащиеся смогут получить знания в рамках гендерной психологии (Л.П. Шустова; Н.Е. Плетнякова; С.Д. Матюшкова и др.).
Однако для большинства встреченных нами программ характерен большой объем теоретической информации, знать которую должны студенты, а так же упор на подготовку молодых студентов к будущей семейной жизни. Мало внимания уделяется личностному развитию, а именно в этот период происходит формирование установок по отношению к разным областям жизни. Главное в этот период создать условия для гармоничного формирования компетентности личности в целом, и половой и гендерной компетентности в частности. Ведь готовность к взаимодействию с противоположным полом, романтическим и семейным отношениям – это в первую очередь не только знания об основных характеристиках семьи, законах ее функционирования и т.д. Это принятие себя и других, уважительное отношение к себе и окружающим, готовность брать на себя ответственность, готовность к сотрудничеству и сопереживанию. Все это невозможно, если не сформирована позитивная «Я-концепция», важной составляющей которой являются гендерная идентичность и гендерные установки.
Нами разработана программа гендерного воспитания молодежи.
Цель занятий: формирование гендерно компетентной молодежи.
Задачи занятий:
1. Принятие учениками собственной половой и гендерной принадлежности.
2. Толерантное отношение к противоположному полу и гендеру.
3. Формирование навыков культурного взаимодействия с представителями своего и противоположного пола и гендера.
Занятия проводятся как традиционные групповые психологические тренинги; ведущий педагог-психолог, количество участников 10-15 человек, продолжительность одного занятия - 1-1.5 часа, свободное пространство для занятия в кругу.
Каждой теме рекомендуется посвящать несколько встреч, при этом сохра¬нять единую структуру занятий: ритуал начала, содержательная часть, ритуал завершения.
Для выяснения результативности проведенных занятий педагог-психолог может воспользоваться представленной в конце брошюры методикой диаг¬ностики (до и после освоения всех тем).
Ведущий обогащает занятия упражнениями, содержательным материалом. Содержание ритуалов занятий и разминок может меняться, но наличие их обязательно. Как пример можно рекомендовать следующее.
Ритуал начала: надевание бейджиков.
Цели ритуала: символ начала занятия; запоминание имен друг друга; ме-тафора формулы «Мы представители разных полов: мужского и женского, но все мы - люди».
Оборудование: "Древо людей- с голубыми и розовыми бейджиками, где заранее написаны имена учеников.
Ход ритуала. Перед началом занятия юноши и девушки находят на «Древе людей» свой бейджик и надевают сто.
Разминка: упражнение «Мяч по кругу».
Цель упражнения: физическая разминка, сплочение, игровая метафора формулы «Мы разные, но мы вместе».
Оборудование: мяч.
Ход упражнения Юноши и девушки встают в общий круг, вытягивают руки внутрь круга ладонями вверх. Ведущий предлагает им прокатить мяч не¬сколько раз в одну и в другую сторону.
Задача - не уронить мяч. Затем предлагается повернуть ладони тыльной стороной и так же прокатить мяч. Затем - опустить левую руку и продолжать перекатывать мяч только правой рукой - сначала ладонью вверх, а затем вниз. Последний раз - поменять руки, перекатывать мяч только на левой руке.
Ритуал завершения: снять бейджики.
Цель ритуала: символ окончания занятия это метафора формулы «Мы - представители ратных полов: мужскою и женского, мы бываем заняты одним делом, но мы разные».
Оборудование: «Древо людей», голубые и розовые бейджики с именами учеников.
Ход ритуала: В конце занятия юноши и девушки возвращают бейджики на «Древо людей»; девушки в левом ряду, юноши - в правом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е.Алешина, Волович А.С. // Вопросы психологии. – М., 1991.- №4. - C. 9-17.
2. Бауст Э. О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства . – Киев, 1872.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
5. Воронина, О.А.: Основы гендерных исследований О.А. Воронина // Московский центр гендерных исследований : курс лекций [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: >6. Геодакян В. А. Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е.И. Соколов. - СПб., 1992.
7. Геодакян В.А. Системный подход и закономерности в биологии / Системные исследования. Методологические проблемы. – М., 1984.
8. Женщины в истории : возможность быть увиденными : сб. на-уч. ст.– / под ред. И.Р. Чикаловой. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001.– Вып. 1 – 320 с.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Л., 1988.
10. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис... докт. пед. наук: 13.00.01 / Каменская Елена Николаевна. – Ростов-на-Дону, 2006. – 62 с.
11. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений : теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 2004. – 408 с.
12. Клецина, И.С. Формирование гендерной компетентности как задача гендерного образования // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: Материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2007 г. / И. С. Клецина; отв. ред. О. В. Попова. – СПб.: Изд. Дом СПб. Гос. Университета, 2007.
13. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М., 1986
14. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1990. — 336 с.
15. Кон И.С. Кризис бесполой педагогики // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: Сб. ст. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 374 с.
16. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. - 366 с.
17. Кухаренко В.И. О первичном соотношении полов у человека // Генетика. 1970. №5.
18. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. — 2007. — № 5.— С. 178.
19. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М., 1984.
20. Пушкарева, Л.Н. Гендерная теория и историческое знание / Л.Н. Пушкарева. – СПб. : Алетейя, 2007. – 496 с.
21. Пушкарев Л.Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. 1999. №1.
22. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 295.
23. Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: учеб. пособие / Л.И. Столярчук. – Волгоград: Перемена, 1997. – 189 с.
24. Столярчук, Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания / Л.И. Столярчук. – Волгоград: Перемена, 1999. – 275 с.
25. Трубина Е. «Гендерный» вопрос в вузе: взаимоналожение перемен и парадоксы адаптаций // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе : сб. ст. / под ред. Е. Г. Трубиной, М. А. Литовской. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2003. С. 102—141.
26. Тупицына И.А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами : дис. … канд. психол. наук :19.00.05 / И.А. Тупицина. – М.: РГБ, 2004. – 196 с.
27. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. —ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm.
28. Шустова Л. П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. С. 98—100
29. Шустова, Л.П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников в специально созданных педагогических условиях: дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Шустова Любовь Порфирьевна. – Ульяновск, 2006. – 213 с.
30. Формирование гендерной идентичности старшеклассников [Электронный рес


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.