На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.01.2016. Сдан: 2014. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: 47.

Описание (план):



1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности младших школьников
1.1. Проблема идентичности личности в науке
1.2. Проблема формирования гражданской идентичности школьника
2. Теоретические основы использования проектной деятельности для формирования гражданской идентичности младших школьников
2.1. Понятие «проектная деятельность»
2.2. Особенности организации проектной деятельности младших школьников
2.3. Специфика проектной деятельности в начальной школе и ее возможности для формирования гражданской идентичности
3. Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности на основе использования проектной деятельности
3.1. Выявление уровня гражданской идентичности младших школьников
3.2. Модель экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на основе проектной деятельности
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Одной из наиболее глубинных потребностей человека, как писал Э. Фромм, является «потребность связи с окружающим миром», с обществом. Человек с момента своего рождения помещен в общество, он «рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев). Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко, всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку, всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.
Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм). Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования речь идет о формировании основ российской гражданской идентичности, включающей чувства гордости за свою Родину и народ, за историю России, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности. Указанная идентичность детерминирует процессы формирования ценностей гражданина многонационального российского общества, обеспечивает становление и закрепление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности младших школьников.
Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, показывает, что в психоаналитической концепции (А. Ватерман, Дж. Марсиа, 3. Фрейд, Э. Эриксон) основное внимание уделяется глубинным механизмам формирования идентичности как осознания автономности Я и связанным с этим переживаниям (страх утраты своего Я и др.); в учении символического интеракционизма (И. Гоффман, Дж. Мид, Г. Фогельсоп, Ю. Хабермас) идентичность трактуется как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер) — как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе.
В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской идентичности учащихся.
Одна из главных задач начальной школы - развитие потенциала младшего школьника. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности. Активное использование проектной деятельности в образовательном процессе предусматривается в основном для старшеклассников или подростков, а возможности и особенности ее применения с младшими школьниками изучены недостаточно.
Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы: "Проектная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников" является актуальной и практически значимой.
Цель исследования — изучить возможности использования проектной деятельности для формирования гражданской идентичности младших школьников.
Объект исследования — процесс формирования гражданской идентичности школьников.
Предмет исследования — проектная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников.
Исходя из выше поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности уровня гражданской идентичности младших школьников;
• разработать и апробировать программу по формирования гражданской идентичности на основе использования проектной деятельности;
• проанализировать результаты экспериментального исследования и сделать выводы.
В основу исследования была положена гипотеза: формирование гражданской идентичности на основе использования проектной деятельности будет более успешным, если:
1. обеспечить взаимосвязь когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов формирования гражданской идентичности;
2. обеспечить переход от проектной деятельности, организованной учителем, к коллективной проектной деятельности и индивидуальным проектам учащихся;
3. организовать сотрудничество учителя, родителей и учащихся;
4. соблюдать принципы организации проектной деятельности (посильность выполнения; создание условий для успешного выполнения проектов; обеспечить контроль работы над проектом; презентация результатов работы по проекту).
Опытно-экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №11 города Иркутска в течение 2010 – 2012 гг. Педагогическим обследованием было охвачено 34 учащихся.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2010 г.) осуществлялся теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; определилась общая идея, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе (2011 г.) разработана программа по формированию гражданской идентичности младших школьников; проводился историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ современного состояния проблемы в теории и практике; формировались гипотезы и задачи исследования, позволившие определить программу и методику опытно-экспериментальной работы; разрабатывалась модель формирования гражданской идентичности младших школьников на основе изучения государства, в котором живут.
На третьем этапе (2012 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами модели формирования гражданской идентичности младших школьников; осуществлялось оформление диссертационного материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование структуры явления «гражданская идентичность школьника» и содержания ее компонентов и их функций составит основу для новых научных представлений о явлении гражданской идентичности школьника. Обоснование содержания процесса формирования гражданской идентичности школьников расширит теоретические представления о содержании дополнительного образования. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания общепедагогической подготовки будущего учителя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования гражданской идентичности школьников; в определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых изучается гражданская идентичность школьников; в разработке авторских анкет «Твой гражданский выбор», «Направленность гражданской идентичности».
Методологической основой исследования являются теории и концепции, раскрывающие проблемы ценностей гражданского общества, гуманистические теории и концепции личности.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
– о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.);
– о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В. Акопов, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
– теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (С.Ф. Анисимов, О.М. Бакурадзе, Б.С. Братусь, В.А. Блюмкин, В.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий и др.);
– современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Бе-рулава, В.С. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.И. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);
– основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н. Алексеев, Е.В. Бережнова, Г.Х. Валеев, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, Я.С. Турбовской и др.);
– теории и концепции гражданского образования и воспитания (Г.Д. Аверьянова, А.В. Беляев, Т.В. Набиева, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов и др.);
– положения субъектного (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.М. Розин, Э.В. Сайко и др.), ценностного (В.П. Бездухов, Л.В. Вершинина, А.И. Кирьякова, О.К. Позднякова и др.), этнокультурного (Г.Н. Волков, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.А. Туранина и др.) подходов.
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: изучение философской, психологической, педагогической литературы; изучение нормативных документов об образовании; эмпирические методы (анкетирование, беседа); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); количественная и качественная обработка полученных данных.
.............
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы [Текст] / В.С.Агеев. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
2. Адушкин, Г.Е. Совесть - самоконтроль личности [Текст] / Г.Е. Адушкин// Моральный выбор. — М.: МГУ, 1980. - С.210-225.
3. Аналитический обзор зарубежного и российского опыта реализации гражданского образования [Текст] / Гражданское образование в российской школе // Сост. Т.И.Тюляева. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст] [Текст] /Б.Г. Ананьев. -T. 1.-М.: Педагогика, 1980.-232 с.
5. Анисимов, О.С., Данько, Т.П. Игровой тренинг мыслительной дея¬тельности (учебное пособие) [Текст] / О.С.Анисимов, Т.П.Данько. - М.: Росс. экон. акад., 1992.-75 с.
6. Андреева, П.И. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком [Текст] / П.Н.Андреева. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Сб. - Краснодар, 1975. - С.6-9.
7. Антонова, Н.В. Проблема личной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии[Текст]/П.В.Антонова//Вопросы психологии. - 1996,- №1. С.131-143.
8. Антонова, И.В. Проблема личностной идентичности [Текст]/ Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 656 с.
9. Аптюхов, Ю. Моральные дилеммы по-российски // Учительская газета [Электронный документ]. – Режим доступа: 02.34/pg4.htm
10. Агасова, C.B. Формирование жизненных стратегий учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Дисс... канд.пед.наук [Текст] / C.B.Агасова. - Самара, 2007. - 218 с.
11. Архангельский, JI.М. Этические категории [Текст] / Л.М. Архангельский, Т. Джафарли // Предмет и система этики. - М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. - С. 152-178.
12. Асмолов, А.Г. Психология может конструировать социальную реальность[Текст] // «Учительская газета». - №10 (10195), 04.03.2008.
13. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества[Текст] // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С.65-85.
14. Баклушинский, С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» [Текст] // Идентичность: Хрестоматия. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. -456 с.
15. Басина, В.З. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности [Текст] / Е.З.Басина, Е.Е.Незиповская // Весг.Моск. ун-та. Cep.XI Y. Психология.-1977.-№4. - С. 19.
16. Бездухов, A.B. Организация деятельности будущего учителя по освоению ценностей в период педагогической практики [Текст] / Учить учителя: Материалы межвузовской научно практической конференции 23-24 ноября 2004 года. - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - 436 с.
17. Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя [Текст] / В.П.Бездухов. - Самара - СПб., 1997. - 172 с.
18. Бездухов, В.П. Культура и образование [Текст] / Ю.Н. Кулюткии, В.П. Бездухов. // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя - Самара: СГПУ, 2002. - С. 67-173.
19. Бездухов, A.B., Гуртовская, Р.Н. Сущность и природа понятия «моральные ориентиры педагогической деятельности» [Текст] // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 6. - С. 30 -38.
20. Бездухов, В.П., Бездухов, A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя[Текст] / В.П.Бездухов, А.В.Бездухов. - Самара: СГПУ, 2000. - 185 с.
21. Бездухов, B.II., Жирнова, T.B. Нравственно-ценностная сфера созывания студента: диагностика и формирование: монография [Текст] / Бездухов В.II., Жирнова T.B. - М.: MUCH, 2008. - 202 с.
22. Бездухов, В.П., Заступова, И.В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников [Текст] // Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. - Самара: СГПУ, -2006. -281 с.
23. Беляев, A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодеж


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.