На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие международного морского права, классификация морских пространств, урегулирование споров. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права, международные морские организации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.04.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
План реферата


п/п
Наименование
Страница
1.
Понятие международного морского права
2
2.
Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права
2-4
3.
Классификация морских пространств
4
4.
Внутренние морские воды
4-5
5.
Архипелажные воды
6
6.
Территориальное море
6-9
7.
Прилежащая зона
9-10
8.
Открытое море
10-12
9.
Исключительная экономическая зона
12-14
10.
Проливы, используемые для международного судоходства
14-16
11.
Международные каналы
16-17
12.
Континентальный шельф
17-19
13.
Международный район морского дна ("Район")
19-20
14.
Урегулирование споров
20-21
15.
Международные морские организации
21-22
16.
Литература
22
1. Понятие международного морского права
Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело-веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ-нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое -- "моря соединяют народы". Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разгра-ничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.
Таким образом, появились необходимость в право-вых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распростра-нения суверенитета государств на морские пространст-ва, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой сто-роны.
Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих правовое положение морских пространств и регулиру-ющих деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию этих пространств. Международное морское право является отраслью международного права.
2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права
Международное морское право, будучи одной из древнейших отраслей м
еждународного права, до вто-рой половины XX столетия оставалось в основном обычно-правовым. На развитие норм международно-правового обычая значительное влияние оказали так называемые кодексы. Наиболее ранний из известных кодексов, Родосский кодекс, датируется 111--11 вв. до н.э. Положения другого кодекса, Соnsо1а1е del Маге (XIV в.), в качестве действующих норм международно-го права рассматривались Англией в ее протестах про-тив Декларации Екатерины II о вооруженном нейтра-литете 1780 года.
Кстати, принципы, содержащиеся в указанной Декларации, были закреплены в Парижской деклара-ции о морской войне 1856 года, что является одним из примеров вклада России в прогрессивное развитие международного морского права.
Деятельность Лиги Наций в кодификации между-народного права вообще и международного морского права в частности была безуспешной. Успешной в этом деле стала работа ООН. Ею проведены три междуна-родные конференции по морскому праву.
На Первой конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Женеве в 1958 году, были приня-ты следующие четыре конвенции: Конвенция об от-крытом море, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция о континентальном шельфе и Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке действующие обычно-правовые нормы с определенной долей уточнения и конкретиза-ции. Третья и четвертая конвенции содержат главным образом новые нормы, которые являются в значитель-ной мере прогрессивным развитием международного морского права. К тому времени по многим вопросам в сфере отношений, регулируемых последними двумя конвенциями, еще не сложились нормы международно-правового обычая, а сложившиеся -- не получили еще широкого признания.
На Первой конференции не удалось решить все спорные вопросы, и потому в 1960 году состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву. Конфе-ренция рассматривала два вопроса. Одним из них был вопрос о ширине территориального моря, а второй -- об установлении рыболовных зон. Однако исходные позиции участников Конференции были настолько да-лекими друг от друга, что сблизить их в процессе обсуждения на Конференции не удалось.
Принятие четырех конвенций по морскому праву в 1958 году было значительным достижением в кодифи-кации и прогрессивном развитии международного мор-ского права. Но нерешенность вопросов о ширине территориальных вод, установлении рыболовных зон, а также то, что некоторые нормы Конвенции о конти-нентальном шельфе и Конвенции о рыболовстве не выдержали испытания практикой и временем, равно как и появление новых проблем требовали продолже-ния работы по кодификации и прогрессивному разви-тию международного морского права.
Эту работу выполнила Третья конференция ООН по морскому праву, которая проходила с 1973 по 1982 год. В работе Конференции приняли участие предста-вители 164 государств и значительное число наблюда-телей. Состоялось 11 сессий, и в конечном счете была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция вступила в силу в 1994 году. Россия являет-ся участницей Конвенции с 1997 года.
Конвенция 1982 года -- уникальный международ-но-правовой документ. Прежде всего обращают на себя внимание ее количественные характеристики: она со-держит 320 статей и 9 приложений. Далее, этот доку-мент включает значительное число самых различных вопросов, касающихся правового режима пространств и деятельности государств в Мировом океане.
Помимо установленного конвенциями 1958 года правового режима открытого моря, территориальных вод и прилежащих зон, континентального шельфа, Конвенция 1982 года вводит правовые режимы таких пространств, как исключительная экономическая зона, международный район морского дна, архипелажные воды. Конвенция 1982 года устанавливает правовой режим островов, закрытых и полузакрытых морей, а также проливов, используемых для международного су-доходства. Отдельные главы посвящены вопросам за-щиты и сохранения морской среды, морским научным исследованиям, разработке и передаче морской техно-логии, урегулированию споров. Особо регулируется право выхода к морю государств, такового выхода не имеющих.
Коротко говоря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является, с одной стороны, докумен-том, кодифицирующим международное морское право, и, с другой стороны, документом, прогрессивно разви-вающим его.
3. Классификация морских пространств
Морские пространства различаются между собой как по отношению к суверенитету государства, так и по правовому регулированию конкретных видов деятель-ности государств в соответствующих морских про-странствах.
Отношением к суверенитету государства определя-ется правовой статус того или иного морского про-странства. Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства, которая или примыкает к побережью этого государства, или распо-ложена вблизи от него. Эта часть входит в состав государственной территории соответствующего госу-дарства. По Конвенции 1982 года таковой являются внутренние морские воды, архипелажные воды и территориальное море.
На большую же часть морского пространства суве-ренитет государства не распространяется -- это так на-зываемые международные пространства. По Конвенции 1982 года к ним относятся приле-жащая зона, открытое море, исключительная экономи-ческая зона, континентальный шельф, международный район морского дна.
Когда речь идет о правовом регулировании той или иной деятельности государств в морском пространстве, т.е. об их правах и обязанностях, то в этом случае морские пространства классифицируются по их право-вому режиму. Морские пространства, относящиеся к одному и тому же статусу, могут значительно отличать-ся друг от друга по правовому режиму (например, внут-ренние морские воды и территориальное море или открытое море и исключительная экономическая зона).
Правовой режим некоторых морских пространств определен специально для этой цели принятыми меж-дународными договорами (например, Договор об Ан-тарктике 1959 г., Конвенция Монтрё о Черноморских проливах 1936 г., Константинопольская конвенция о Суэцком канале 1888 г.).
4. Внутренние морские воды
Внутренние морские воды составляют часть терри-тории прибрежного государства, и на них распростра-няется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположен-ные в сторону берега от исходных линий территориаль-ного моря, и так называемые исторические воды.
Внешней границей внутренних морских вод в пор-тах является прямая линия, которая соединяет наибо-лее выдвинутые в море портовые сооружения.
Под заливом понимается хорошо очерченное уг-лубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто боль-шее, чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше 24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход в которые хотя и превы-шает 24 мили, но все воды которых исторически счита-ются внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например, залив Петра Вели-кого -- 102 мили, Гудзонов залив -- около 50 миль).
Прибрежное государство в силу суверенитета, осу-ществляемого над внутренними морскими водами, оп-ределяет их правовой режим. В частности, оно устанав-ливает порядок захода иностранных судов в его внут-ренние морские воды.
Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного госу-дарства в том, что касается его таможенного, санитар-ного и иммиграционного контроля, безопасности судо-ходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежно-го государства. На иностранные торговые суда, находя-щиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административ-ная) прибрежного государства.
Уголовная юрисдикция. В принципе под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают пре-ступления, совершенные на борту иностранных торго-вых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда за-креплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлени-ем не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вме-шательство не является международным обязательст-вом такого государства.
Гражданская юрисдикция. Судебные власти при-брежного государства вправе рассматривать граждан-ские иски в отношении иностранного торгового судна, находящегося в его внутренних морских водах. В обес-печение исков или решений компетентные власти при-брежного государства могут задерживать и арестовы-вать иностранное торговое судно. На практике при-брежное государство отказывается от рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством, его физическими или юридическими лицами.
Административная юрисдикция. Иностранные тор-говые суда в портах обязаны соблюдать администра-тивные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществле-нию санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою тер-риторию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил вле-чет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными до-говорами.
5. Архипелажные воды
Конвенция 1982 года ввела новую правовую катего-рию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государ-ствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппи-ны) и не применим к архипелагам, являющимся час-тью территории прибрежного государства.
Суверенитет государства-архипелага распространя-ется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.
Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипе-лага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территори-ального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замкну-тые линии для делимитации внутренних морских вод.
6.Территориальное море
Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен-ним морским (и/или архипелажным) водам государст-ва, на который распространяется его суверенитет. Су-веренитет осуществляется с учетом норм международ-ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер-мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито-риальные воды". В некоторых государствах территори-альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри-ториальное море" предпочтительней.
Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по-ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ-ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ-ствами. Так, о признании этой ширины территориаль-ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози-циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.
Отсчет ширины территориального моря произво-дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере-га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую-щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри-ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон-венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су-веренитет прибрежного государства, который распро-страняется и на воздушное пространство над террито-риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право-вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го-сударства в отношении территориального моря, кото-рые установлены международным правом.
Одним из основных изъятий является право мир-ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до-пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре-одолимой силы или бедствия или когда требуется ока-зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.
Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир-ного прохода в тех или иных районах своего территори-ального моря, своевременно объявляя об этом.
Мирным называется проход, которым не наруша-ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж-ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про-паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по-садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им-миграционных, фискальных законов и правил при-брежного государства, рыболовство, серьезное загряз-нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.
Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб-лей и государственных судов, эксплуатируемых в не-коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу-дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю-дает законов и правил прибрежного государства в от-ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо-вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде-лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу-дарству, международную ответственность несет госу-дарство флага этого корабля.
Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри-ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль-ное море, или в территориальном море во время осу-ществления мирного прохода.
Прибрежное государство не предпринимает ника-ких действий по осуществлению уголовной юрисдик-ции, если преступление совершено на борту иностран-ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при-брежного государства.
Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста-навливает два исключения. Они относятся к наруше-нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа-ям нанесения ущерба морской среде.
Если иностранное судно находится в территориаль-ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини-мать любые меры для ареста этого судна и расследова-ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро-страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори-альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече-ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы-хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер-риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен-ности, возникших во время или в целях такого прохо-да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя-щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис-дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.
7. Прилежащая зона
Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территори-ального моря не могла в полной мере защитить права прибрежного государства прежде всего в торговле. Англия стала первым государством, которое расши-рило за пределы своего территориального моря контроль за соблюдением ее таможенного законодатель-ства. С 1736 по 1876 год в Англии были приняты и действовали так называемые "законы о лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целя-ми, как только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря 1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не устанавливали прилежащей зоны.
Итогом развития этого института явилось включе-ние статей о прилежащей зоне в Конвенцию о террито-риальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть различия, которые отра-жают развитие международного права за период с 1958 по 1982 год.
Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территори-альному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль. В Кон-венции 1982 года слова "открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориаль-ному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления при-брежным государством 200-мильной исключительной экономической зоны.
Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производит-ся от тех же исходных линий, от которых отсчитыва-ется ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.
Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграци-онного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае -- о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государ-ства.
Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все че-тыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискаль-ную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государ-ствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Ко-миссия международного права в комментарии к проек-ту статьи о прилежащей зоне не признала прав при-брежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность тер-мина "безопасность" привела бы на практике к произ-волу.
8. Открытое море
При определении понятия "открытое море" ис-пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.
Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономичес-кую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обо-снованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.
Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: "Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить".
Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время за-креплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.
Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искус-ственные острова и другие установки и свободу науч-ных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государст-вом не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.
Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государ-ство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частнос-ти, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, техни-ческих и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.
Юрисдикция в открытом море. Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в реше-нии Постоянной палаты международного правосудия по делу судна "Лотос" в 1927 г.).
Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголов-ной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в от-крытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное пре-следование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями госу-дарства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.
Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.
Прежде всего, это право военного корабля останав-ливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, на-пример, в Конвенции по охране подводных телеграф-ных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предус-матривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.
Военные корабли вправе останавливать и прово-дить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пи-ратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отка-зывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.
Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или за-нимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркоти-ческими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.
К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по го-рячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными су-дами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Пресле-дование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориаль-ном море или прилегающей зоне прибрежного государ-ства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государ-ства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.