Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93894


Наименование:


Курсовик изучить индивидуальные особенности воли личности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 14.1.2016. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли 5
1.1 Сущность понятия "воля" 5
1.2 Основные теории воли 10
1.3 Общая характеристика волевых действий 16
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития воли у молодёжи 20
2.1 Описание методик, используемых в диагностике 20
2.2 Изучение полученных результатов 21
2.3 Рекомендации по изучению воли у человека 24
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32


Введение

Актуальность. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии.
Высказываются различные точки зрения относительно природы волевого усилия, состава и сущности различных волевых качеств, способов их развития. Значительные трудности имеются и при определении уровня развития этих качеств. Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с точной количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования - наблюдению и интерпритации поведенческих актов, опросу, самооценке. Часто результаты объективного и субъективного изучения волевых проявлений существенно расходятся[2].
К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие "воля". Данная работа посвящена обозрению данных теорий воли.
В попытках объяснить поведение человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название "волюнтаризм" и признающее волю особой, надприродной силой. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли[7].
Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца XIX - начала XX века.
Против такого понимания поведения человека и связанного с этим объяснения воли выступали многие философы и психологи. В частности, еще Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама "воля как и все остальное, нуждается в причине".
В отличие от волюнтаристов Кант доказывал, что воля должна быть детерминирована, однако в этой роли выступают не внешние, эмпирические побуждения, лишающие человека свободы, а ничем не обусловленный, действующий априорно, до опыта, нравственный закон, известный любому здравому рассудку. По мнению И. Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом[15].
Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграло это направление, в частности - в отставании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, не сводимого в ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в "автогенетических" теориях воли.
Проблема: каковы условия для развития воли личности.
Цель работы - изучить индивидуальные особенности воли личности.
Объект исследования - личность.
Предмет исследования - теория воли.
Гипотеза: мы предполагаем, что у студентов группы 05001241 показатель воли к успеху будет высоким.
Задачи данной работы:
· дать понятие воли и определить особенности развития воли у человека;
· рассмотреть современные теории мотивации;
· предложить рекомендации по развитию воли у человека.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли

1.1 Сущность понятия "воля"

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII - XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать[12].
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы[16].
Ещё один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (Рубинштейн С.Л.).
Воля - сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.
Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель - найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия - нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий. «Большая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человеку выжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобной ситуации может привести его к гибели[10].
Физиологической основой волевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которые детерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление и сознание. Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить - не знаю»). На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»). 3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение). Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели - сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу - исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.
Решительность - способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особенно представителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этого волевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам, спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение в случае желания или хотения, но не переходит в исполнение[16].
Целеустремленность - это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство - способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.
Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.
Признаком сильной воли человека является смелость - способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства[7].
Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:
1) возникновение побуждения и постановка цели;
2) осознание имеющихся возможностей;
3) появление мотивов (за и против этих возможностей);
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие решения (одной возможности);
6) ........

Список литературы:

1. Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования. Журн. Вопр. психол. 2008, № 3. с. 132 - 138.
2. Аллагулов Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте. Сборник Экспериментальные исследования личности и темперамента./ Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 2011. С.45-70.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб, Питер, 20011.686 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, Питер, 2012. -288 с.
5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 2008.
6. Аргентов Ю.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников. Автореферат канд. диссертации. Ярославль, 2012.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Смысл, 2012.-416 с.
8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж, 2006. С.73-96.
9. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 2005.
10. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 2008.
11. Бодалев А.А., Кричевский Р.А. Общение и формирование личности школьника. М., 2007.
12. Бодалев А.А., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в 1976 1981 г.г. / Вопр. Психол. 2012. № 3.
13. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 2008.
14. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного поведения. Вопр. Психол., 2006, № 4.
15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 2009. С.68-69.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., НПО «МО-ДЭК», 2005.-352 с.
17. Болзитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. Психол. журн. Т. 19, № 4,2008. С. 2740.
18. Вопросы теории темперамента. Под ред. Мерлина B.C. Пермь, 2014. С.87-109.
19. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 2012.
20. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Учен. Зап. РГПИ. Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 2008.
21. Высоцкий А.И. О некоторых особенностях воли младшего школьника // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли РГПИ. Рязань, 2010.
22. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков. Рязань, 2014.
23. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения Челябинск, 2009. С.26-33.
24. Вяткин Б.А. Творческий путь B.C. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности. Псих. Журн. 2008, Т. 19, № 1, С. 54-61.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.