На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93914


Наименование:


реферат Основные проблемы социологии семьи.Многодетная семья: проблемы и социальная помощь

Информация:

Тип работы: реферат. Предмет: Социология. Добавлен: 17.1.2016. Сдан: 2016. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии семьи как науки
1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии семьи как науки…………………………………………………………………………………………………2
2. История становления и основные теоретические направления социологии семьи……………………………………………………………………………................................25
Глава 2. Основные проблемы социологии семьи.
1.Кризисные периоды брака………………………………………………………………………..26
2.Барьеры в общение семье и браке………………………………………………………………..26
3.Многодетная семья: проблемы и социальная помощь…………………….................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ
Многим людям тема семьи кажется простой и обыденной. Но для социолога-практика и социолога-теоретика брак и семья очень сложные объекты, потому что касаются всех и каждый о них имеет собственное мнение, которое нужно учитывать, и потому что философских и теоретических построений человечество накопило превеликое множество, но ни одно из них не может вполне объяснить весь спектр изменчивых и противоречивых отношений и поступков людей в семейно-брачной сфере, в сфере интимных отношений мужчин и женщин, взрослых и детей.
Семья и брак - те социальные институты, к которым причастны все люди на земле. Каждый человек включен в них тем или иным образом или хотя бы имеет к ним свое отношение.
Являясь одними из древнейших человеческих социальных образований и неотъемлемой частью повседневной жизни современных людей, брак и семья на протяжении всей человеческой истории вызывали интерес у мыслителей, ученых, исследователей.
Этот интерес связан с желанием понять место и роль семьи в обществе, взаимосвязь семьи с государством и их взаимовлияние; он обусловлен также необходимостью выполнения семьей жизненно важной и глобальной функции воспроизводства человеческого рода, удовлетворения самых насущных потребностей индивида


Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии семьи как науки
1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии семьи как науки.
ПРЕДМЕТ СОЦИООЛОГИИ СЕМЬИ.
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как соци­ологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной.
Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнеде­ятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивиду­альным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внима­ние на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на се­мейном образе жизни.
В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.
Индивидуальное своеобразие накладывает отпечаток на стиль ис­полнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигу­рации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений.
Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимо­связь родйтельсгва-супружества-родства, то есть собственно семью.
Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматривать­ся в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. В последнее время наметились тенденции к этому рас­членению единого предмета социологии семьи на три обособленные части, к размыванию семьи как целостности взаимной жизнедея­тельности.
Следует со всей определенностью подчеркнуть неправомерность ре­дуцирования семьи к отдельным составляющим. Отсюда отличие социологии от смежных социальных наук выявляется благодаря спе­цифике научного подхода, а не благодаря выхватыванию отдельных семейных отношений, например, таких, как родство, из тройственно­го единства специфических для семьи взаимоотношений и объявле­нию этих отдельных отношений как бы самостоятельными объектами каких-либо специальных дисциплин.
Социология семьи сосредоточивает свое внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества в обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Этнография семья ориен­тирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры про­шлого (поскольку не только социологические, но и общенаучные и литературные описания прошлых эпох, как правило, отсутст­вуют) .
Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самосто­ятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с дру­гими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных чле­нов, также являются частью предмета семейного права.
Чрезвычайное значение имеет конституционное закрепление вза­имоотношений семьи и государства, прежде всего в связи с проблема­ми социальной и экономической политики государства. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи, вскрывая то, как юридические установления ограничивают или стимулируют автономную активность семьи, ущемляя иди ук­репляя интересы семьи как института. Создание законодательных основ федеральной и региональной политики в области брачно-семейных отношений - одна из областей междисциплинарного сотруд­ничества социологов и юристов.
Социальная психология семьи исследует закономерности меж­личностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точ­ки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социально* пси­хологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Соци­альная психология семьи изучает семью как малую группу, зако­номерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности.
Медицина и социология здоровья концентрируются на физиоло­гических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи, тогда как социология семьи обращена к семейному поведению и его социетальным последствиям, фиксируемым в коэффициентах рождаемости, детностй, абортов, применения контрацепции и т.д.
Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к со­хранению здоровья и жизни, образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социологией семьи, рассматривающей здоровье и продолжительность жизни личности в контексте семейно­го образа жизни и жизненного цикла семьи.
Демография теснее всего связана с социологией семьи и анали­зирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половоз­растной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных се­мейных структур, о тенденциях брачности, детностй, разводимости. Демография семьи обобщает факты формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется также эффективностью социализации (воспи­тания-содержания-обучения) детей в семье, подготовки подраста­ющих поколений к принятию ролей взрослого человека, его социаль­ных позиций и статусов.
Социология - при условии, что ею занимаются надле­жащим образом, - обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы.
Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоя­тельств успеха или неудач семьи как социального института, реали­зующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря притягательным сто­ронам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимо­действий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Специфика социологиче­ского подхода к изучению семьи заключается в пристальном внима­нии к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимо­действиях личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности.
Уяснение предмета социологии семьи в сравнении с подходами других социальных дисциплин неизбежно связано с рядом нерешен­ных вопросов, поскольку направленность социологии на изучение закономерностей "социальных изменений семьи".
Уникальных и су­щественных лишь для семьи функций, на анализ семьи как первич­ной группы взаимодействующих личностей и т.д. неизбежно сталки­вается с тем, что все эти, а также и неупомянутые здесь области исследований так или иначе, но рассматриваются смежными дисцип­линами. То же можно сказать и о методах подхода социологии семьи к измерению наблюдаемых явлений - многие из них давно взяты на вооружение представителями родственных отраслей социального знания. И даже самый популярный признак социологии - метод опроса - присущ и этнографии, и демографии, и другим наукам и . не составляет прерогативу одной лишь социологии.
Позитивистская ориентация на выявление фактов, на фиксацию того, что есть в реальности в противовес идеологической тенденциозности, стремлению доказать превосходство каких-либо типов семьи и семейных норм, также не есть особая черта строгой "научности" одной лишь социологии. Умение конструировать многочисленные теоретические объяснения регистрируемых фактов, различные минитеории семьи - отнюдь не отличительная особенность социологического мышле­ния - это свойственно и другим смежным наукам, особенно этногра­фии и истории, и тем более психологии.
Следует подчеркнуть, что, характеризуя специфику социологи­ческого подхода к изучению семьи как автономной субсистемы со­циума, необходимо стремиться к целостному ее анализу, к единству структурных и динамических характеристик.
СОЦИОЛОГИЯ БРАКА И СЕМЬИ КАК НАУКА И ЕЕ ОБЬЕКТ
Чем же в целом занимается социология брака и семьи?
Социология брака и семьи изучает типы социальных отношений, которые характерны для брака и семьи в разных регионах земного шара; исторические типы и формы брачно-семейных отношений; численность и структуру семейной общности, роли в ней мужчины и женщины, место и значимость детей; функции семьи и брака; особенности семьи как социального института и малой социальной группы; мотивацию браков и факторы разводов; причины конфликтов между членами семьи и факторы семейной интеграции; связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни, отношения семьи с государством и его структурами; тенденции и перспективы развития брачно-семейных отношений и т.д.
Социология брака и семьи - это специальная многоуровневая, полипарадигмальная и мультитеоретическая наука, которая изучает возникновение, развитие и функционирование брака и семьи.
Объектом ее познания являются брак и семья, которые изучаются в исторической ретроспективе и в современном состоянии.
Эта дисциплина включает различные научные подходы, теории разного уровня, разнообразные научные концепции и объяснительные модели, масштабные эмпирические обобщения. Основателем социологии семьи считается французский исследователь Фредерик Ле-Пле(й) (1806 - 1882 гг.).
Именно он впервые сделал семью центральным объектом социологического анализа. Несмотря на то, что социология семьи возникла так же давно, как и сама социология, она находится в развитии, в постоянном обновлении. Это касается и определения ее предметных областей, и понятийно-категориального аппарата. И даже отражается в понимании объекта.
Современная социология семьи и брака претендует на статус интегральной дисциплины, объединяющей знания о семье и браке, полученные из разных научных источников. Сегодня мы знаем о семье несравнимо больше, чем раньше. Мы были вынуждены подвергнуть радикальной переоценке свое понимание природы нынешних семейных институтов под воздействием более систематического и адекватного проникновения в их прошлое». [5, 57]
Изучение брака и семьи часто требует междисциплинарного подхода. Социологическое изучение семьи может находиться на стыке социологии семьи с социальной психологией, гендерной теорией, социологией личности, семейным правом, этнографией, социологией частной жизни, демографией, социальной историей, социальной философией, педагогикой и т.д.
Такой подход может требовать как принципа комплексности, так и дифференциации при определении объекта. Семья и брак являются наиболее древними человеческими общностями, наиболее давними формами социальной жизни людей. Семья возникла значительно раньше классов, наций и государств, «на заре человеческой жизни» на земле.
Как же определяются брак и семья? Можно ли дать какие-то универсальные их определения, которые будут охватывать все времена и 26 образ жизни всех народов? Эти вопросы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Для этого достаточно обратиться к некоторым определениям, которые содержатся в социологических источниках.
Даже краткий анализ показывает, что среди авторов нет единодушия. Социологические исследования разнообразны и классифицируюся по разным основаниям.
Одно из них - цель, или направленность исследования. По этому критерию все исследования можно разделить на два больших класса: теоретические и эмпирические. Имея в виду разделение исследований, исходя из их цели, мы можем рассматривать понятие «семья» с двух позиций.
В теоретических исследованиях семья выступает как идеализированный, абстрактный объект, в эмпирических - как конкретизированный, уточненный, локализованный во времени и пространстве. То есть существует макро и микроуровень анализа семьи. При этом семья может исследоваться как социальный институт (т.е. «в связке» отношений «семья - общество») и как малая социально- психологическая группа (внутригрупповое взаимодействие и межличностные отношения).
Семья важна и необходима как обществу, так и индивидам. Она может исследоваться и как общественная подсистема и как самостоятельная система. Но даже как абстрактный объект семья характеризуется исторической изменчивостью. Говорить о семье без привязки к историческому периоду некорректно. Семья постоянно эволюционирует, видоизменяется. В разных обществах и в разные исторические времена под семьей понимались разные вещи, связанные с социальной сущностью и индивидуальными потребностями людей в этой человеческой общности.
Нельзя не согласиться с А.Г.Харчевым, который считал, что определение семьи должно быть связано с конкретно-историческим ее проявлением. [7, 41]
Если обращаться к исторической демографии и истории семьи, то последние научные данные позволяют утверждать, что существующее терминологическое разнообразие, связанное с понятиями «дом», «семья», «домохозяйство», «родство» и т.д., уходящее корнями в далекое социальное прошлое, сегодня приводит к методологическим трудностям при изучении современной семьи. Обратимся к некоторым теоретическим определениям семьи, содержащимся в разных научных источниках. В популярных переводных работах западных социологов встречаем такие дефиниции семьи.
Н.Смелзер, известный американский социолог: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме». [8,]
В американской социологии, по утверждению Н.Смелзера, семья анализируется в русле двух основных подходов: функционализма и теории конфликтов. Первый подход связан с изучением функций семьи или социальных потребностей, которым она служит.
Конфликтологический подход связан с рассмотрением распределения власти внутри семьи, которая основана на экономическом превосходстве одного из ее членов. Другими словами, семья исследуется как социальный институт и как группа.
Э.Гидденс рассматривает семью, родство и брак, как взаимодо-полняющие понятия. «Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, 28 дедушки и т.д.).
Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц». [9,]
Томпсон Дж.Л. и Пристли Дж., самые известные учёные университета в Оксфорде (Великобритания), в своей книге «Социология: вводный курс», переведённой на десятки языков и пользующейся успехом во всём мире, определяют семью как «группу, состоящую из людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством, либо основными, интимными, сексуальными отношениями.
Семья часто основана на браке и, как правило, обладает большим постоянством, чем другие типы укладов и общественных отношений». [10, 161] Институциональная характеристика семьи в этом определении обозначена толь- ко через большую степень постоянства, чем у других социальных образований. Ни о каком социальном предназначении семьи речь не идет. Необходимо вспомнить определения, которые дают, можно сказать, классики советской и российской социологии семьи. Белорусский юрист и социолог Н.Г.Юркевич в 1970 году в своей книге «Советская семья», по- лучившей признание со стороны всех социологов семьи СССР, трактует семью как множественность длительных отношений, связанных с удовле- творением биологических и социальных потребностей индивидов, в осно- ве которых лежат супружеские отношения. [11, 7-9] Ведущий фамилист советского периода А.Г.Харчев в 1979 году определяет семью как «исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
И сегодня многие отечественные социологи обращаются чаще всего именно к данной трактовке семьи. Антонов А.И. и Медков В.М., известные российские фамилисты, в 1996 году пишут: «семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества- родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». [14, 66] И далее. «Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства- родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме». [14, 66 там же] Точно такое же определение повторяется в учебнике «Социология семьи», изданном в Москве в 2005 году под редакцией А.И.Антонова. [15, 44-45] Доминирование институциональных характеристик семьи в этом определении очевидно.
То есть, семья - это общность людей, удовлетворяющая общественную потребность в воспроизводстве населения. Основное предназначение семьи - прокреация, рождение детей и их социализация. Российские социологи В.И.Добреньков и А.И.Кравченко в 2000 году в фундаментальном труде по социологии пишут, что «семья - это гарантированное институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями. … Семья - это основанное на браке или 30 кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». В этом определении социальное предназначение семьи све- дено только к воспроизводству населения, но есть указание и на потребность индивидов в групповом взаимодействии.
Белорусский ученый Бабосов Е.М. в учебном пособии для студентов пишет: «Семья - это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью». [17] И далее. «Семья - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям». [18,]
В учебном пособии для российских ВУЗов «Социология семьи» Зритневой Е.И. содержится такое определение: «Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общно- стью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т.е. семью составляют люди и их взаимоотношения. Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет» Автор не привязывается к обязательной тройственности семейных отношений: супружество-родительство-родство. Некоторые авторы, пишущие по семье учебные пособия, вообще не дают ее определения. Например, в книге Черняк Е.М., которая обозначена как учебное пособие по социологии семьи, нет общего определения семьи. Есть только указание на то, что это «структурообразующая система общественной жизни».
Фундаментальные труды и учебные пособия - не единственные источники, где можно встретить определение семьи.
Возможно, одни авторы считают лишним давать определение того, что кажется «очевидным», а другие, возможно, затрудняются дать это определение. Обратимся к тем трактовкам, которые имеются в изученных нами статьях, опубликованных в главном на советском и постсоветском пространстве профессиональном журнале социологов «Социологические исследования» в период с 1975 по 2006 годы. [21, 97-103]
При этом заметим, что некоторые из ученых дают широкое, пространное толкование семьи, другие указывают лишь на некоторые ее характеристики. В 1981 году философ Шапиро В.Д. в статье «Взаимоотношения старшего и среднего поколения семьи» (№1) пишет: «Семья - центр удовлетворения многих фундаментальных человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических ценностей, важнейшая сфера деятельности». А.Г. Харчев, уже упоминавшийся выше, в публикации 1986 года «Исследование семьи: на пороге нового этапа» (№3) неоднократно обращается к трактовке семьи, определяя ее как «один из важнейших факторов совершенствования социалистического общества, полноценного воспитания новых поколений советских людей… общественный механизм воспроизводства человека». Автор пишет, что «семья-отношение развивалась в семью - социальную общность, …семья - ячейка общества, семья - отношение, через которое и благодаря кото........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи
2. Бурова С. Н. Социология брака и семьи bitstream/123456789/27676/1/burova_soc_braka_i_semyi_kniga.pdf
3. Гурко Т.А. Брак и родительство в России
4. Зритнева Е. И. Социология семьи





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.