На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93916


Наименование:


Курсовик Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте и типы темперамента

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.1.2016. Сдан: 2014. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 4
1 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Юность как период профессионального самоопределения. . . . . . . . 7
1.2 Стадии профессионального самоопределения личности. . . . . . . . . . 10
2 Профессиональная направленность и темпераментно-обусловленные особенности в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1 Темперамент как психологическая характеристика личности. . . . . 17
2.2 Темперамент и профессиональная ориентация в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30


Введение


Проблема самоопределения личности подвергается изучению в психологии достаточно долгое время. Самые известные работы в этом направлении Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, И.В. Дубровиной, и др. Конец прошлого века обозначил увеличение интереса к данной области и поиски решения ряда теоретических и практических вопросов. Не осталось без внимания и профессиональное самоопределение (Е.И. Головаха, Е.А. Климов, С.Н. Пряжников). Ясно, что самоопределение затрагивает не только названную сферу, но и помимо обозначенной условно, можно выделить жизненное, личностное самоопределение. Кроме того, находятся работы, где исследуемая проблема не ограничивается периодом юности.
Остановимся на понятии самоопределения как отправной точки заявленной темы и далее конкретизируем его до интересующего нас профессионального самоопределения. Современная психологическая наука сегодня пытается решить ряд задач, возникающих при взаимодействии с данной категорией (как и при наличии каких условий происходит самоопределение, каковы его характеристики и взаимосвязь с иными явлениями), поскольку от того, насколько подрастающее поколение будет подготовлено к самоопределению, напрямую зависит множество вытекающих из этого последствий, в том числе не только для самой личности, но и для социума в целом. Самоопределение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат выбора своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Процесс этот достаточно многоаспектный, неравномерный и разворачивается на протяжении всей жизни. Его содержание может отражаться в характеристиках весьма разноплановых по существу, однако суть заключается в двух процессах:
? определение;
? утверждение личной позиции в неоднозначных ситуациях альтернативного выбора и принятия решения.
И наиболее остро проблема встает в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ответ на вопрос «кем быть?» становится как никогда ранее актуальным.
Специфика профессионального самоопределения в ранней юности, на наш взгляд, определяется, с одной стороны, ? динамикой и изменчивостью мира профессий, а, следовательно, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта, с другой, ? поиском внутренней опоры для реализации этого процесса. Этой «внутренней опорой», «точкой отсчета» в условиях отсутствия определенной профессиональной мотивации и невыраженности специальных способностей может стать комплекс темпераментно-обусловленных особенностей, как интегративная характеристика природных свойств человека. Опираясь на исследования темперамента и темпераментно-обусловленных особенностей (И.П. Павлов, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, К. Юнг, Д. Керси, Г. Айзенк, Я. Стреляу), профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, T.A. Йовайши, В.В. Назимов, Б.А. Федоришин, С.Н. Чистяков, Н.С. Пряжников, Л.М. Митина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н. Гисберс, И. Мур, Д. Сьюпер и др.) и возрастных особенностей ранней юности (И.В. Дубровина, И.С. Кон, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, Е.А. Шумилин и др.), мы определили цель исследования как выявление зависимости профессионального самоопределения в ранней юности от особенностей типа темперамента.
Объект исследования: личность юношеского возраста;
Предмет исследования: профессиональное самоопределение и типы темперамента в юношеском возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
? проанализировать социально-психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;
? рассмотреть особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
? дать характеристику темпераменту как психологической основе личности; типам темперамента;
? проследить связь темперамента с профессиональной ориентацией в юношеском возрасте.
Методы исследования: изучение и обобщение отечественных и зарубежных психологических практических исследований, теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние работы на жизнь человека, его состояние и самочувствие трудно переоценить. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. «Внутренней опорой» в условиях отсутствия определенной профессиональной мотивации и невыраженности специальных способностей может стать комплекс темпераментно-обусловленных особенностей, как интегративная характеристика природных свойств человека.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования:
? выявлена тенденция зависимости профессионального самоопределения в ранней юности от осознания темпераментно-обусловленных особенностей.
? на основе составленных психологических характеристик комплексов темпераментно-обусловленных особенностей и анализа профессиограмм различных профессий выявлена и описана предрасположенность обладателей различных комплексов темпераментно-обусловленных особенностей к выбору работы в определенных сферах профессиональной деятельности: обладателям первого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать работу в сфере «человек ? человек»; обладателям второго комплекса темпераментно-обусловленных особенностей ? работу в сфере «человек ? техника»; обладателям третьего комплекса темпераментно-обусловленных особенностей ? работу в сфере «человек ? знаковая система», «человек природа»; обладателям четвертого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей ? работу в сфере «человек ? художественный образ».
? введено понятие темпераментно-обусловленных особенностей ? природных свойств человека, обладающих устойчивостью и проявляющихся даже в малоблагоприятных условиях, которые необходимо принимать во внимание, рассматривая особенности поведения и деятельности субъекта.
Методологическую основу настоящего исследования составили положения психологической науки о темпераменте и темпераментно-обусловленных особенностях как интегративной характеристике индивидных свойств человека и основах профессионального самоопределения (Г. Айзенк, А.Е. Голомшток, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, Л.М. Митина,И.П. Павлов, Н.С. Пряжников,В.М. Русалов, К.Г. Юнг и др.).


1 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте


1.1 Юность как период профессионального самоопределения


Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность ? относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.
Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других ? относят к юности.
Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива [1, с. 261].
В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [2, с. 473].
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах [3, с. 234].
По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности [4, с. 298].
Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.
Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и изменения и осмысления профессионального развития [5, с. 25].
В педагогике под профессиональным самоопределением школьников понимают организованную осознанную деятельность учащихся, направленную на достижение готовности к профессиональному выбору в условиях оказания им педагогической поддержки [6, с. 11].
И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, то есть сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем [7, с. 306].
Важнейшая задача юношеского возраста ? выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности [5, с. 26].
Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени. Профессиональное самоопределение ? это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается ба........

Список использованных источников


1 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. ? М.: Гардарики, 2005. ? 349 с.
2 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. ? М.: Политиздат, 1990. ? 494 с.
3 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Д.Б. Эльконин. ? 4-е изд., стер. ? М.: Издательский центр «Академия», 2007. ? 384 с.
4 Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. Т. 1 / Д. И. Фельдштейн; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. ? Москва Воронеж: Московский психолого-социальный институт МОДЭК, 2005. ? 566 с.
5 Ильинский С.В. Взаимосвязь личностных характеристик выпускника школы с его профессиональной направленностью / С.В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. ? № 2. - С. 25 ? 33.
6 Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. ? СПб.: Питер, 2004. ? 592 с.
7 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. ? М.: Гардарики, 2005. ? 349 с.
8 Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. ? 1994. ? № 3. ? С. 43 ? 52.
9 Пряжникова, Е.Ю. Психологические ориентиры в профессиональном самоопределении / Е.Ю. Пряжникова // Профессиональный потенциал. - 2001. - № 5 - С. 12-16.
10 Пряжников, Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников / Н.С. Пряжников // Журнал практического психолога. ? 1996. ? № 4. ? С. 66 ? 73.
11 Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1992. -№ 1. - С.67 ? 68.
12 Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. 2-е изд. доп. испр. / О.А. Конопкин. - Ленанд, 2011. - 320 с.
13 Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - Кн. 2. - М.: РАГС, 2000. - 650 с.
14 Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
15 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 230 с.
16 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
17 Золотарева, Т.Ф. Основы психологической самопомощи социального работника: Учебное пособие / Т.Ф. Золотарева, М.Р. Минигалиева. - М.: Изд-во МГСУ, 2001. - 182 с.
18 Андреева, Ю.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов: монография / Ю. В. Андреева, А.С. Седунова; под ред. Н.И. Калакова; УлГУ. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 143 с.
19 Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.Г. Щур. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
20 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академ. проект, 2001. - 699 с.
21 Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
22 Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика.- М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. - 368 с.
23 Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - Кн. 2. / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.
24 Дементьев, И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты / И.В. Дементьев // Научные труды Республиканского института высшей школы. - Минск, 2009. - С. 242 ? 248.
25 Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». ? 2-е изд., перераб, и доп. / Л.Д. Столяренко. ? Ростов н/Д: «Феникс», 2003. ? 544 с.
26 Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. ? СПб.: 2004. ? 701 с.
27 Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. ? М.:Академия, 1996. ? 496 с.
28 Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 51 ? 53.
29 Айзенк, Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. ? СПб. : Ювента, 1999. ? 464 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.