Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 93939


Наименование:


Курсовик проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.1.2016. Сдан: 2014. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.31.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников
1.1 Понятие «игровые технологии» и «использование игровых технологий» в психолого - педагогической литературе.………..…………………………………5
1.2 Роль и значение игровых технологий в обучении младших школьников…………………………………………………………………...….....10
1.3 Классификация игровых технологий….………….……………...……………16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...18
Глава 2. Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
2.1 Особенности проведения дидактических игр на уроках…………………….19
2.2 Методика проведения дидактических игр на уроках математики………..22
2.3 Методика проведения дидактических игр на уроках русского языка…..27
2.4 Использование игровых технологий на уроках чтения и для развития памяти……………………………………………………………………………….34
Выводы по второй главе…………………………………………………………...41
Заключение……..…………………………….……………………..........................43
Список литературы…………………………………………………………………44


Введение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Актуальность данной темы заключается в том, что игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития. Поскольку соединяют в себе игру и обучение. Игра в начальной школе является точкой пересечения деятельности педагога и потребностей ребенка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающую личность [1].
Анализ педагогической литературы (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер) показали, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием интересов, разговоров [6].
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста [1].
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учеба. Должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование использования игровых технологий как одной из форм организации процесса обучения младших школьников.
Предметом исследования является использование игровых технологий.
Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения младших школьников.
Задачи:
- изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме использования игровых технологий в обучении младших школьников;
- рассмотреть роль, классификацию и значение игр в обучении младших школьников, методические требования к их проведению;
- проанализировать педагогический опыт по использованию игровых технологий в обучении младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых предположений в процессе исследования применялись следующие методы:
- теоретический анализ педагогической и научно методической литературы;
- изучение и обобщение педагогического опыта работы с младшими школьниками средством игровые технологии в процессе обучения.


1. Теоретический аспект проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников.
1.1 Понятие «игровые технологии» и «использование игровых технологий» в психолого - педагогической литературе
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры «уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы [7]. Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно - противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений» [7].
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя»[15].
Детская игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.
Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»[13].
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях [13]:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям[2]:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».
По определению В.С.Кукушина игровая технология - определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [13].
Игровая технология строится как целостное образование, охва­тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.


1.2 Роль и значение игровых технологий в обучении младших школьников
Период жизни от 6 до 11 лет, "вершину" детства, принято называть младшим школьным возрастом. Поскольку этот период в первую очередь определяется важнейшей переменой........

Список использованной литературы
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / Аванесова В.Н. // - М.: Начальная школа, 1982. - 290 с.
2. Анищенко, О.А. Развиваем в игре [Текст] / Анищенко О.А. // - Мн.: Амалфея, 2000. -147с.
3. Баев, П.М. и др. Играем на уроках русского языка [Текст] / Баев П.М.// - М.: Русский язык, 1989. - 86 с.
4. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей младшего школьного возраста [Текст] / Белоус А.Н. // - Мн.: Беларусь, 2002. - 289 с.
5. Вавилова, Л.Н., Кузина, Т.С. [Текст] Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М.Паниной. // - Кемерово.: ГОУ «КРИПРО», 2007. - 68 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л.С. // - М.: Вопросы психологии, 1966. - 190 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский // - М.: Педагогика, 1991. - 300 с.
8. Гулякевич, Г.Ф. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Г.Ф.Гулякевич // - Мн.: Ритм, 1991. - 240 с.
9. Калмыкова, Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе [Текст] / Калмыкова Е.В.// - М.: Академия, 2007. - 367 с.
10. Козуб, Л.М. Игровые технологии обучения в начальной школе [Текст]
/ Козуб Л.М. // - Мн.: Наука, 2008. - 199 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / Крутецкий В.А. // - М.: Просвещение, 1986. - 289 с.
12. Макаренко, А.С. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / Макаренко А.С. // - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.
13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] учеб. пос. / Г.К. Селевко // - М.: Просвещение, 1998. - 250 с.
14. Фролова , А.В. Использование дидактических игр на уроках математики и во внеурочной деятельности [Текст] / Фролова А.В. // - М.: Начальная школа, 2010. - 300 с.
15. Хейзинг, Й. Статьи по истории культуры [Текст] / Й. Хейзенг // - М.: Просвещение, 1997. - 100 с.
16. Эльконин, Д.Б. Роль игры в развивающем обучении [Текст] / Эльконин Д.Б. // - М.: Просвещение, 1979. - 278с.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.