На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94014


Наименование:


Диплом ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.1.2016. Сдан: 2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…………3

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимодействия семьи и школы как эффективное средство формирования нравственных качеств личности школьника ………………………………………………………………
1.1. История изучения проблемы нравственного воспитания в педагогике…….…………………………………………….…………...………..…8
1.2. Взаимодействие семьи и школы как эффективное средство формирования нравственных качеств личности школьника….......……………18

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию нравственных качеств личности школьника в условиях взаимодействия семьи и школы............................................................................................................
2.1. Критерии нравственной воспитанности личности школьника…......24
2.2. Исследовательская работа на базе МАОУ «Средняя образовательная школа №34» …………..……………………………………………………..…….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…....49

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся среднего звена связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности. Качества личности - это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству; во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащихся среднего звена о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников во взаимодействии семьи и школы. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов, классов, методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении".
Формирование духовно-развитой личности требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. Связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью выработки теоретически и методически обоснованных способов формирования образа мира у учащихся в процессе нравственного воспитания на основе взаимодействия семьи и щколы.
Целью исследования является определение оптимальных путей нравственного воспитания учащихся в единстве семьи и школы.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания учащихся среднего звена.
Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся в единстве семьи и школы.
Гипотеза - эффективность нравственного воспитания учащихся может быть достигнута при следующих условиях:
- планомерной и систематической работе по ознакомлению учащихся с понятиями нравственной воспитанности;
- использования разнообразных форм и методов работы учителя с учащимися .
- использования творческих форм и методов работы учителя с родителями учащихся.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ педагогической литературы по данной проблематике, классификация.
-эмперические методы: анкетирование, наблюдение, беседа.
Взаимодействие семьи и школы - проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи. В наше время мы можем говорить о сотрудничестве семьи и школы.
К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности.
Применительно к проблеме взаимодействия семьи и школы такой подход предполагал органическое сочетание семейного и общественного воспитания, оказание школой педагогической помощи семье, активное участие родителей в общественном воспитании детей. Отечественные учёные акцентировали внимание на вопросе единства и целостности воспитательных усилий родителей и учителей. Целостность школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее перспективными программами, стимулирующими нравственное воспитание подрастающего поколения, являются те, которые, базируясь на фундаментальных психолого-педагогических концепциях формирования образа мира личности, реализуются с учетом социокультурной специфики конкретной возрастной группы и окружающей среды. Формирование образа мира и нравственных идеалов как его стержневого компонента приобретает особую значимость в отроческие годы, т.к. у подростка возрастает интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, кризисе отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. Как показал анализ научной литературы, проблемы нравственного становления личности подростка исследовали многие ученые (Н.К. Гончаров, Е.В. Долгих, Д.И. Водзинский, К.Б. Соколов, С.Д. Смирнов, В.Э. Чудновский и др.), в то же время способы формирования образа мира в процессе нравственного воспитания изучены недостаточно.


Глава 1. Теоретические основы исследования взаимодействия семьи и школы как эффективное средство формирования нравственных качеств личности школьника

1.1 Исследование проблемы нравственного воспитания в педагогике

Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые смежные понятия.
Нравственная культура - систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, так и участием человека в их создании.
Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие условные понятия, как культура, мораль, нравственность.
Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она - специфический способ человеческой деятельности, определённое качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.
Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.
Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами социального единства и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает, что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.
Свобода - это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению, и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала. Нравственно-свободный человек - не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их активного участия.
Много веков подряд умы ведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.
Учёные XIX - н. XX веков ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в семье, можно стать таковым под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране многие учёные, напротив, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
Принципиально по-другому решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным воспитанием. Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.
Многие педагоги считали необходимым искать и находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, - утверждала это группа педагогов, - использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».
Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набрала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.
В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходимо было дать кров и тепло, еду и возможность почувствовать себя нужными обществу. В 60-х годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребёнка величайшими авторитетами. «Существует глубокая связь поколений, - писал учёный, - ребёнок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Позиция Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.
Сухомлинский первым в советской педагогике обратился к духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребёнка в семье.
По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения. Главным же образом, ребёнок получает правила культурного поведения из среды, в которой воспитывается, возьмёт пример с тех, кто имеет на него влияние, т.е. с родителей. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов в воспитании детей.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье. Таким образом, можно выстроить следующую иерархию: семья - ребёнок - нравственность - поведение - поступок - семья.
Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Исследователь проблем нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств, доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное желание делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, трудолюбие».
Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть, когда сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2000. - 57 с.
2. Болдырев, Н.И. Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 2001. - 312 с.
3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 2000. - 143с.
4. Варюхина, С.И. Истоки доброты. - Минск, 1987. - 98 с.
5. Варюхина, С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений, - Минск, 1992. - 86-88 с.
6. Варюхина, С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношение. Минск, 1995. - 139-140 с.
7. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. -336 с.
8. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983. - 33 с.
9. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000. - 77 с.
10. Крупская, Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. - М.: Просвещение, 1978. - 211с.
11. Макаренко А.С. О воспитании.- М., 1998. - 13с.
12. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т., М., 1979. - 334с.
13. Момов, В.А. Человек, мораль, воспитание / В. Момов. - М.: Прогресс, 1975. - 166 с.
14. Осипова, М.П. Бутрим Г.А. Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003. - 41с.
15. Рожков, М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001. - 312с.
16. Савин, Н. В. Педагогика, Москва, 1978. - 373 с.
17. Сластёнин, В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.2., 228с.
18. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - 163с.
19. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 - 26-37с.
20. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика , Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. - 56-60с.
21. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений., в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, - т.2 131-145с.
22. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 2003. - 77с.
23. Харламов, И.Ф., Педагогика. - М., 1990. - 92-95с.
24. Шемшурина, А.С. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - № 6 - 64-65с.
25. Широкова, И.Г. Этика. - М., 2002. - 197с.
26. Штольц, В.Х. Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986. - 60-62с.
27. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - 104 - 115с.
28. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - 24-29с.
29. < >




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.