На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94016


Наименование:


Диплом Особенности и перспективы развития территориального общественного самоуправления в Воронежской области

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.1.2016. Сдан: 2015. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: 95.4.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….........................................................................................................3
1. Теоретико-методологические основы исследования территориального общественного самоуправления в Российской Федерации ...............................6
1.1. Основные этапы становления системы местного самоуправления в рамках Конституции РФ 1993 года.......................................................................7
1.2.Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления...15
2. Особенности деятельности органов территориального общественного самоуправления в Воронежской области........................................................... 21
2.1. Правовые и организационные основы деятельности ТОСов.....................21
2.2. Взаимодействие комитетов территориального общественного самоуправления с органами государственной и муниципальной власти........31
3. Основные направления совершенствования территориального общественного самоуправления в Воронежской области.................................48
3.1. Использование положительного опыта управы Советского района городского округа город Воронеж в развитии территориального общественного самоуправления..........................................................................48
3.2. Рекомендации по улучшению функционирования института территориального общественного самоуправления в Воронежской области с учетом опыта Архангельской области...............................................52
Заключение.............................................................................................................61
Список использованных источников …………..................................................64
Приложения...........................................................................................................68
Введение

Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что наличие сильного и эффективного самоуправления является одним из факторов становления гражданского общества в России и ключевым, движущим элементом развития страны. Реальное, а не фиктивное местное самоуправление оказывает позитивное воздействие на государственную власть, освобождая ее от решения местных вопросов. Из этого следует, что при построении взаимоотношений с местным самоуправлением государство должно создать условия для его развития и активной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. В современной России каждый регион и Воронежская область, в том числе нуждается в развитии территориального общественного самоуправления для эффективного осуществления местного самоуправления. Недостаточно лишь создать органы территориального общественного самоуправления на территории. Необходимо еще и создать условия и возможности для эффективного осуществления и непрерывного развития территориального общественного самоуправления в Воронежской области.
Степень изученности темы. Общие вопросы теории и проблемы организации, функционирования и развития территориального общественного самоуправления в современной России представлены в трудах Фукс Л.П.2, Коваленко Н.Е.3, Пешина Н. Л. На сегодняшний день каждый регион, по сути, самостоятельно занимается (или не занимается) разработкой элементов системы развития территориального общественного самоуправления, причем, обычно так, как это понимают руководители регионов и главы муниципальных образований. В Воронежской области последние, к сожалению, часто недооценивают роль территориального общественного самоуправления в судьбе местного самоуправления. Следствием этого является то, что в большинстве муниципальных районов области местное самоуправление не решает многих проблем, которые бы решались, присутствуй в этих районах территориальное общественное самоуправление в полной мере.
Объектом исследования является система организации местного самоуправления Воронежской области.
Предметом исследования являются особенности и перспективы развития территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основании изучения особенностей и проблем осуществления территориального общественного самоуправления в Воронежской области дать некоторые рекомендации для развития территориального общественного самоуправления в Воронежской области.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные этапы становления системы местного самоуправления в рамках Конституции РФ 1993 года.
2. Выявить основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3. Изучить правовые и организационные основы деятельности ТОСов Воронежской области.
4. Проанализировать особенности взаимодействия комитетов территориального общественного самоуправления с органами государственной и муниципальной власти Воронежской области;
5. Рассмотреть перспективы и дать рекомендации по улучшению функционирования института территориального общественного самоуправления в Воронежской области с учетом опыта Архангельской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В качестве источников при написании работы использовались:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года;
- Закон Воронежской области №116-ОЗ «О территориальном общественном самоуправлении в Воронежской области» 2007 года;
- Уставы муниципальных образований Воронежской области;
- Нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления.


1. Методологические основы исследования территориального общественного самоуправления в Российской Федерации

1.1. Основные этапы становления системы местного самоуправления в рамках Конституции РФ 1993 года

Местное самоуправление в России всегда считалось «Пятым колесом», ненужным и мешающим придатком власти. Если принять во внимание сложную историю, навязывавшиеся единомыслие и коллективизм, глубокое разочарование во власти и в большинстве политических и общественных институтов, не должны вызывать удивления присущие современному российскому обществу разъединенность, недоверие, проблемы с коллективным действием5. А ведь местное самоуправление, прежде всего атрибут гражданского общества.
Не случайно внимание к проблемам самоуправления возросло в годы перестройки, когда была признана необходимость перехода от административно-командной модели к экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно-принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти. На этом этапе центральная власть пыталась с помощью конституционно-правовых реформ провести децентрализацию низового звена системы Советов. Советы становились более независимыми от государства и получали реальную власть. Но, к сожалению, государственный переворот 1993 года резко прервал эволюционное развитие самоуправления в России.
Начиная с 21 сентября 1993 года указами Президента Российской Федерации было по существу ликвидировано местное самоуправление и восстановлена организационная вертикаль исполнительной власти. Вместе с упразднением представительных органов местного самоуправления в форме Советов началось формирование представительной власти на местах: дум, муниципальных комитетов, собраний представителей.
Важнейшим событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ, которая явилась гарантом и новатором в развитии местного самоуправления в России. В ст. 3 Конституции Российской Федерации, как известно, закреплен принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является основополагающим для объяснения демократической природы местного самоуправления. Осуществление власти на местном уровне, понимаемое как решение местных вопросов, требует наличия постоянно действующих органов местного самоуправления, которые формируются с помощью демократических процедур и находятся под контролем населения. Это и есть один из способов осуществления народом принадлежащей ему власти в Российской Федерации. Кроме того, в особо важных случаях население вправе непосредственно решать эти вопросы с помощью институтов прямой демократии.
Другой базовой нормой Конституции, на которой основано местное самоуправление, является, как уже отмечалось, ст. 12 Конституции Российской Федерации. Этой статьей местное самоуправление признается в качестве основ конституционного строя и гарантируется государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Ряд исследователей оценивают данную норму как свидетельство "осознания" государством "социальной ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти, реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства и ряда других основных прав, позволяющих территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, создающих предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению Федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов"6. Но принципы местного самоуправления, заложенные в конституции, нередко искажались в нормативных актах субъектов РФ.
На основе норм Конституции в 1995 году был принят базовый Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ускоривший процесс восстановления и совершенствования самоуправленческих начал на местах. Но был весомый недостаток в этом законе - закон предполагал только один уровень местного самоуправления, а выбор, где его устанавливать - в районах или в поселениях, отдавал на усмотрение региональных властей. Естественно в большинстве регионов местное самоуправление осуществлялось на уровне городов и районов, а мелкие поселения оказались заброшены.
Следом за Федеральным законом 1995 года были приняты ряд специальных законов, многочисленные подзаконные акты, сформированы законодательство субъектов Российской Федерации и правовая база в муниципальных образованиях. Но, несмотря на многочисленность правовых норм (их совокупность составила особую отрасль российского права - муниципальное право Российской Федерации), эффективным, работоспособным местное самоуправление в России не стало. И это дало объективные основания к пересмотру основ местного самоуправления с позиции усиления государственных черт в его природе. Именно с учетом этого был разработан и принят в 2003 г. новый Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Масштабность перемен потребовала ввести переходный период, который должен был продлиться до января 2006 года. Но многие региональные руководители дружно заявляли о неготовности их территорий к новому порядку. По их просьбе время перехода было продлено до 2009 года. Всё это время наряду с новым законом, продолжал действовать Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ. Часть регионов всё же справилась быстрее с введением нового закона.
Главными лозунгами нового закона были - создание условий для самостоятельного функционирования населенных пунктов, как системы жизнеобеспечения данной местности, а также введение для всех муниципальных образований двухуровневой системы управления, что в первую очередь означало возрождение после десятилетнего перерыва множества мелких единиц местного самоуправления. Все единицы местного самоуправления были сведены к четырем типам: муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, городской округ. За каждым типом был закреплен свой перечень полномочий. Но на практике не получалось выдерживать такое жесткое разделение, в связи с чем закон был усовершенствован, и муниципальные образования и регионы получили право делегировать полномочия с уровня на уровень. Это сделало систему более гибкой, но внесло дополнительную путаницу. Практически повсеместными были жалобы на отсутствие подготовленных кадров, невозможность выполнять на сколько-нибудь качественном уровне работы, порученные новым муниципальным образованиям, - например, разработку схемы территориального планирования, обеспечение противопожарной безопасности. Новые муниципальные образования оказывались, как правило, сильно дотационными, без необходимых ресурсов, как, впрочем, и значительная часть «старых»7. Отсутствие постоянных источников налоговых поступлений или их недостаточность не дает обеспечить нормальную организацию жизнедеятельности населения отдельных поселений. В связи с чем выявляется тенденция огосударствления местного самоуправления в России. В законе закреплена двухуровневая организация местного самоуправления. Первый, нижний уровень - это городские и сельские поселения, второй уровень - муниципальные районы.
Закон вводит качественно новую форму организации местного самоуправления - муниципальный район, который призван решать те вопросы местного значения, которые не решаются на уровне отдельных поселений. Кроме того, муниципальный район может быть наделен отдельными государственными полномочиями. В системе публичной власти России органы самоуправления муниципального района должны стать своего рода «связующим звеном» между органами государственной власти и органами местного самоуправления поселений8. Недостатком двухуровневой системы является образование дополнительного перераспределяющего «этажа» в лице администраций районов между зарабатывающими поселениями-донорами и региональными властями. Это добавило конфликтов в и без того сложные отношения.
Закон представляет собой универсальный стандарт модели местного самоуправления и является обязательным для исполнения на всей территории РФ. Но на деле исполнению этого федерального закона препятствует сложившаяся практика в различных субъектах России. И получается парадокс: если формально исполнять все требования ФЗ-131, то во многих субъектах федерации и местное самоуправление становится тоже чисто формальным органом власти, мало выражающим интересы проживающих на его территории граждан. Очень сложно все предусмотреть в одном законе, учитывая историческое несовершенство органов местного самоуправления в России. С другой стороны, органы местного самоуправления являются властью на местах и должны действовать в едином правовом пространстве всего государства. Если для каких-то территорий делаются противоречащие закону исключения, то не может быть разговора и о единстве всего государства. Это противоречит основному закону РФ - Конституции, где преамбулой является равенство всех граждан России перед законом. Вот некоторые проблемы, которые встали на пути реализации ФЗ о местном самоуправлении: 1. В каждом регионе формирование органов местного самоуправления зависит от менталитета местного населения, специфики властных отношений и исторических и религиозных традиций, а также влияния главы региона. 2. Географические различия регионов обуславливают их различия в экономических возможностях. 3. Различия в практике межбюджетных отношениях и передачи полномочий. 4. Наличие в регионе различных этносов и их совместимость на бытовом уровне. Закон разрабатывался с учетом ментальности русского народа и близких ему этносов народов Поволжья, потому что ФЗ-131 базировался на передовой, демократической практике европейского местного самоуправления. Но многие регионы России, особенно на Северном Кавказе, уже практически очищены от русских и русскоязычных и процесс дальнейшего оттока русских из приграничных с Кавказом областей и краев продолжается. 5. Местное самоуправление на практике оказалось очень ограниченным, если не чисто формальным. Вертикаль власти от главы субъекта федерации и вниз до глав районов, городских округов и глав поселений идет по принципу начальник-подчиненный. Финансовая и функциональная зависимость органов местного самоуправления в выполнении переданных им полномочий привела к практическому огосударствлению местного самоуправления. По существу, администрации МСУ стали территориальными администрациями субъекта федерации. 6. Существует ограниченный набор вопросов, которые может решить местное самоуправление без вышестоящей вертикали власти, если, конечно, решение этих вопросов посильно для местного бюджета. 7. Налоговая автономия органов местного самоуправления сильно ограничена, и основную, подавляющую часть средств, муниципалитеты получают в виде финансовой целевой помощи от вышестоящих бюджетных организаций. 8. Вместе с тем, муниципалитеты стали ответственными за вопросы, которые должны решаться на федеральном государственном уровне, как то: образование, медицина, пожарная охрана и пр. При этом муниципалитеты не обладают для решения этих государственных вопросов средствами и не имеют юридического права самостоятельно принимать решения9.
Закон о МСУ в России есть, пусть он даже несовершенен - в конце концов, законы можно дорабатывать и совершенствовать. Но есть ли государственная политическая воля для создания подлинного местного самоуправления в европейском понимании смысла этого слова, есть ли еще инициативные люди в России, готовые работать не только во благо себе, но и общества, для работы в органах местного самоуправления10?
Для успешного развития системы местного самоуправления в процессе помимо государства необходимо активное участие общества. В этой связи Министерством регионального развития была разработана концепция масштабной информационной кампании, целью которой является медийное обеспечение муниципальной реформы, особенно до 2009 года. И, к сожалению, только до 2009 года. Поскольку информационное сопровождение реформы, в частности по вопросу территориального общественного самоуправления, из-за инертной особенности российского государства необходимо производить и после того, как главы регионов отчитались перед правительством страны об успешном проведении реформы в своих регионах. Говоря образно - в нашей стране случается так, что после таких «отчетов» папка с докладом закрывается и помещается на полку с выполненными делами, где успешно забывается, не смотря на тот факт, что реформа проведена формально, «для галочки», т.е. форму поменяли, а содержание осталось прежним.
Итак, местное самоуправление в России развивалось этапами. В 1993 году Советы заменили Думы, муниципальные комитеты, собрания представителей. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, которая гарантируется государством. На основе норм Конституции в 1995 году был принят базовый Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ускоривший процесс восстановления и совершенствования самоуправленческих начал на местах. Но был весомый недостаток в этом законе - закон предполагал только один уровень местного самоуправления, а выбор, где его устанавливать - в районах или в поселениях, отдавал на усмотрение региональных властей. Новый Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил двухуровневую организацию местного самоуправления. Первый уровень - это городские и сельские поселения, городские округа, второй уровень - муниципальные районы. Этот закон с множеством изменений действует по сей день, являясь самым востребованным нормативно-правовым актом в вопросах местного самоуправления.

1.2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на самоорганизации, самодеятельности и саморегулировании11.
Совокупность общественного самоуправления, публичной власти, государственного административного управления, осуществляемых гражданами и их общественными объединениями путем непосредственной и представительной демократии, образует систему местного самоуправления. Политико-правовые основы народовластия закреплены в Конституции:
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (часть 1, статья 3)
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2, статья 3)
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3, статья 3)
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1, статья 32)
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2, статья 32)
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3, статья 32)
- Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2, статья 130).
В местном самоуправлении Российской Федерации органически сочетаются и дополняют друг друга как формы прямой (непосредственной) демократии, так и формы представительной демократии.
Представительная демократия на местном уровне представляет собой осуществление власти населением через депутатов, органы местного самоуправления. Различают следующие виды представительства:
- непосредственное представительство, при котором соответствующий орган избирается или назначается самим местным сообществом;
- опосредованное представительство, при котором соответствующий орган избирается или назначается выделенными для этого специальными структурами.
Непосредственная демократия на местном уровне представляет собой осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения. Согласно Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся:
- Местный референдум - голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения.
- Выборы - это наиболее распространенный институт в системе народовластия. Посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления.
- Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- Сход граждан дает возможность гражданам непосредственно высказывать свое мнение и выражать свою волю по вопросам местного значения. На сходе граждан избирается выборное должностное лицо - глава муниципального образования (или другое выборное лицо), который считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принимающих участие в сходе и обладающих избирательным правом. Избранный таким образом глава муниципального образования подотчетен сходу граждан и может быть отозван им в порядке, определенном уставом муниципального образования.
- Кроме традиционных собраний (сходов) граждан следует выделить ещё один вид собраний, являющийся формой реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, которые используются в качестве средства либо поддержки, либо давления на органы власти. Особенно актуальны в настоящее время.
- Правотворческая инициатива граждан. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию)12.
- Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
- Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
- Собрания граждан проводятся с целью обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Собрания проводятся не на всей, а на части территории муниципального образования. Соответствующий перечень вопросов должен содержать устав муниципального образования. Инициатором собрания могут выступать население муниципального образования, либо представительный орган местного самоуправления, либо глава муниципального образования. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
- Конференция граждан (собрание делегатов). Инициаторами проведения конференции могут быть граждане, глава администрации, депутаты представительного органа местного самоуправления.
- Опрос граждан проводится с целью выявления мнения жителей муниципального образования и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Выводы опроса носят рекомендательный характер.
- Обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, ходатайства) - Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
- другие формы непосредственного осуществления........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.