На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94105


Наименование:


Курсовик Становление и развитие отечественного профессионального образования по дизайну

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.1.2016. Сдан: 2015. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Становление отечественного профессионального образования по дизайну.....................................................................................................................5
Глава II. Развитие и проблемы современного образования по дизайну в России.....................................................................................................................19
Заключение.............................................................................................................24
Список литературы................................................................................................26


Введение

Слово "дизайн" используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически - до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций - до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна - до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: "дизайнерская одежда", "дизайнерская мебель", "дизайнерский светильник" и т.д. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.
Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.
Есть традиционно дизайн-ориентированные страны - Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них - страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия.
Дизайн - вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки - до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа - до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации.
Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики, тем не менее XX век дал ряд фундаментальных исторических исследований, посвященных именно этой профессии. В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям.
Актуальность исследования.

На современном рынке труда востребованность работника определяется в первую очередь соответствием его профессиональной подготовленности запросам актуальных сфер деятельности социума. Одной из таких прагматически и функционально-эстетически обусловленных актуальных сфер является дизайн. Специалисты-дизайнеры находят применение в различных областях системы общественного производства. Однако в сложившейся ситуации следует учитывать то, что динамичное развитие общества постоянно создает новые формы профессиональной деятельности, актуализирует новые профессии, в том числе и дизайнерского профиля. К таким возникшим профессиональным направлениям следует отнести "дизайн". Актуальность данной работы обуславливается сравнительной молодостью дизайн-образования в нашей стране, да и вообще в мире в целом, не смотря на стремительное развитие дизайна. Вследствии чего - отсутствие малого количества исследовательских работ по данной теме. Поэтому, оправдано и закономерно повышенное внимание к дизайн-образованию - этой относительно новой области педагогической теории и практики профессионального образования. Основы педагогического проектирования и дизайн-образования еще не достаточно включены в процесс и практику подготовки специалистов системы педагогического и профессионально-педагогического образования. Поэтому деятельность и теоретическое осмысление данной проблемы являются инновационными.
Цель исследования - выявить этапы становления и развития отечественного дизайн-образования.
Объект исследования - дизайн-образование в России.
Предмет исследования - становление и развитие отечественного профессионального образования по дизайну.


Глава 1. Становление отечественного профессионального образования по дизайну

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.
Принято выделять два основных направления в становлении дизайна: Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ). В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза.
Краткий курс истории дизайна читается уже более 30 лет в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, в Уральской архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге, однако полноценных учебников или учебных пособий явно не хватало. В 1990-х гг., в связи с открытием новых учебных заведений, готовящих дизайнеров, потребность в соответствующих учебных материалах стала еще более острой.
Изданные, при содействии Союза дизайнеров России "История дизайна" С.М. Михайлова в двух томах и "История дизайна. Краткий курс" С.М. Михайлова и А.С. Михайловой быстро разошлись по вузам, но все же не исчерпали темы.
Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послужила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Интересуясь археологией, историей искусства, он, естественно, обращал внимание на качество тех или иных декоративных изделий, на точность и выверенность линий, справедливо усматривая корни совершенства в умении мастера рисовать, детально представляя вещь до того, как он ее выполнит в материале, а также грамотно компоновать соответствующий предмету декор.
После поездки в Париж в 1822 г. Строганов обращается к министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра I со своим предложением о создании школы. "Сие заведение имеет целью ремесленников, подмастерьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепостного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам рисования, относящимся к механическим искусствам, и через то доставить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главные их ремесла с большей удобностию и совершенством".[7]
Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице, получило название "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам". В 1843 г. она получила статус государственного учебного заведения.
В школу принимали детей с 10-летнего возраста, срок обучения составлял шесть лет. Существовали три класса - черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Позже к ним добавился класс чистописания и технического рисования. Занятия проходили два раза в неделю.
В 1860 г., после слияния 1-й Рисовальной школы (Мещанское отделение, открытое в 1833 г.) и 2-й (собственно Школы рисования Строганова) и учреждения Строгановского училища технического рисования, начинается второй этап. На подготовительном отделении преподавали линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, пейзаж, вводилось рисование цветов, плодов и натуры. Специальное отделение делилось на два разряда: рисовальный (для набивного и ткацкого дела) и орнаментальный (сочинение и выполнение орнаментов для остальных отраслей прикладного искусства). Последние три года пятилетнего курса обучения посвящались специализации в каком-либо виде мастерства: по набивному и ткацкому делу, мебельному, керамическому, ювелирному и др. Для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием "Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства".
В 1860-1870-х гг., во времена ректорства В.И. Бутовского, начинаются систематические поездки учащихся для зарисовок с натуры и обмеров памятников архитектуры, прикладного и монументального искусства Древней Руси. Собранный материал - скульптурные и графические копии - лег в основу открытого в 1868 г. при училище Художественно-промышленного музея. Это был один из первых публичных московских музеев.
Здесь можно было изучать образцы русского и зарубежного искусства, ознакомиться с различными видами производства: гончарным делом, ткацким, мебельным, резным, эмальерным, стекольным, обойным, декоративным, литейным, чеканным.
В 1873 г. училище получает статус "центрального", а в 1892-м переезжает в здание на Рождественке, перестроенное из учебных помещений и клиник Первого медицинского института, обосновавшегося на Пироговской улице.
В 1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Императорского. К тому времени сложилась двухуровневая система подготовки художников прикладного искусства. Пять младших классов составляли начальный этап, после их окончания выпускник получал звание "ученый-рисовальщик". Наиболее успевающие по художественным дисциплинам переходили в старшие (6-8-е) классы, после окончания которых получали звание "художник прикладного искусства".
При создании своей школы Строганов считал, что именно методично организованное обучение рисунку и графической грамоте может помочь мастеру-ремесленнику в его труде.
Общая идея методики Строгонова в обучении рисованию состояла в постепенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования - к тональному с использованием разных техник. В Школе рисования учащиеся копировали выложенные преподавателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов выписывал из разных стран.
В 1890-х гг. на смену "срисовыванию" с гравюр приходит рисование с натуры. Методика преподавания рисунка в Строгановском училище считалась наиболее продуманной.
В 1892 г. был разработан новый устав Строгановки. В параграфе 3 в перечне художественных предметов среди существовавших ранее начального рисования, рисования с гипсов, рисования цветов, орнаментов, лепки и чистописания - появился еще один, по сути проектный: "сочинение рисунков в применении к потребностям фабричной, заводской и ремесленной промышленности" .[31]
В училище в то время было несколько отделений по специальностям: ткацконабивной, металлообрабатывающей (чеканка, эмаль, литье и т.д.), деревообделочной (мебельная инкрустация, резьба и т.д.), графической (гравюра, иллюстрации, литография, печать и т.д.) и, наконец, декоративной, куда входили все специальности, "так как отделение это носило характер,........

Список литературы
1. Аронов В. Р. Начальный этап дизайнерского образования. - М.: Искусство, 1970.
2. Аронов В. Р. Теоретические концепции современного дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1992.
3. Беляева С. Е.Основы изобразительного искусства и художест­венного проектирования:Учеб. для уч. нач. проф. учеб. завед. - М. : Академия, 2006.
4. Беляева С. Е.Основы изобразительного искусства и художест­венного проектирования:учеб. для уч. нач. проф. учеб. завед. 2-е изд.-М.:Академия, 2007.
5. Блашкевич Р., Иванова-Вэн Л.. СГХМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Архфак. 1918-1930.- в кн. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749-1995. Сборник 1. М.: Издательство МОЛ СЛ России, 1995.
6. Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2.- М: "Союз Дизайнеров России", 2001 .-392 с.
7. Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России ХVIII - начала ХХ века. - Л., 1978.
8. Глазычев В. О дизайне - М.: Искусство, 1970.- 191с.
9. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: учеб. пособ.-М.:Архитектура-С,2004.-232с.
10. Ермилова Д. Ю.История домов моды: Учеб. пособ. для вузов.-2 е изд.-М.:Академия,2004.-288с.
11. Заёнчик В. М.Основы творческо-конструкторской деятельности предметная среда и дизайн: учеб. для студ. вузов/В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв.-М.:Академия,2006.-320с.
12. Ковешникова Н. А.Дизайн: история и теория:учеб. пособ. для студ. архитектурн. и дизайнерских спец.-3-е изд. - М.:Омега-Л, 2007.-224с.
13. Лаврентьев А., Шатин Ю., ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. - в кн: Дизайн в высшей школе. - М.: ВГИТЭ, 1994
14. Любимова Е., Вихорева Н. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920-1930).- в кн.: Московская школа дизайна.- М.; ВНИИТЭ, 1991.
15. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне:учеб. для вузов.-СПб.:Питер,2004.-224с.
16. Михайлов С. М., История дизайна. - М: «Союз Дизайнеров», 2002.
17. Михайлов С. М., Кулеева Л. М., Основы дизайна. - М: «Союз Дизайнеров», 2002.
18. Михайлов С.М. Михайлова А.С. Основы дизайна . Учебник для вузов. - Казань: Дизайн-Квартал, 2008.
19. Плышевский В. Н. Принципы преподавания теории дизайна// Уральская школа дизайна/ ВНИИТЭ. - М., 1988.
20. Рунге В. Ф.Основы теории и методологии дизайна:учеб. пособ /В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский.-М.:МЗ Пресс,2005.-368с.
21. Рыжов К. В. Сто великих изобретений.- М.: Вече, 2000. - 527 с.
22. Тимофеев Г. С. Графический дизайн/ Г. С. Тимофеев, Е. В. Тимофеева.-Ростов н/Д:Феникс,2002.-320с.
23. Хан-Магомедов С.. ВХУТЕМАС.- М.: Издательство "Ладья", 1995. - 340 с.
24. Хан-Магомедов С.. Пионеры советского дизайна.- М.: Галарт, 1995. - 424 с.
25. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. Книга 1. -М.: Изда-тельство Ладья, 1995.- 344с.
26. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. Книга 2. - М.: Иэдательство Ладья, 2000.-488 с.
27. Холмянский Л. И. Дизайн: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
28. Царев В. И.Эстетика и дизайн непродовольственных товаров: учеб. пособ. для студ. вузов.-М.:Академия,2004.-224с.
29. Шимко В. Т. Архитектурно - дизайнерское проектирование. Основы теории.-М.:Архитектура-С,2006.-296с.
30. Шимко В. Т.Основы дизайна и средовое проектирование:учеб. пособ.-М.:Архитектура-С,2005.-160с.
31. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825-1918. М., 2002.
32. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/под общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко.-М.:Архитектура-С,2004.-288с.
33. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов/Г. Б. Минервин и др.-М.:Архитектура-С,2006.-504с.
34. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училише (бывшем Строгановском) / Сост. А.Г. Устинов, Ж.В. Федосеева. М., 1991.
35. Коськов М. А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнера// Техническая эстетика. - 1989. - №9.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.