На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94123


Наименование:


Диплом АНАЛИЗ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП Г.КРАСНОЯРСКА НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.1.2016. Сдан: 2015. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА………. 5
1.1. Определения, функции типологии досуга…………………………… 5
1.2. Виды досуговых программы для молодежи…………………………. 9
1.3. Классификация молодежных групп………………………………….. 15
2. АНАЛИЗ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП Г.КРАСНОЯРСКА НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ………………………………………………………………. 23
2.1. Общая характеристика предприятия Центра культурных инициатив…………………………………………………………………… 23
2.2. Изучение документации и работы различных подразделений.…….. 28
2.3. Анализ досуговых программ для молодежных групп……………..... 32
2.4. Наличие и возможности дополнительных услуг Центра культурных инициатив.…………………………………………………..... 40
2.5. Работа с молодежными группами в коллективах ЦКИ……………... 41
2.6. Предложения по улучшению досуговых программ для молодежных групп ЦКИ…………………………………………………… 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………….. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 60


ВВЕДЕНИЕ

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.
Основная задача культурно-досугового центра, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Объект исследования - Центр культурных инициатив
Предмет исследования - молодежный досуг
Цель дипломной работы - изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досугового центра и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
· Определить сущность и функции досуга молодежи.
· Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
· Проанализировать деятельность культурно-досугового центра по организации досуга молодежи.
· Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.


1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
1.1. Определения, функции, типологии досуга
Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с. др. людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досуга различных явлений «антикультуры» (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.)
Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
· Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
· Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
· Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
· Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление.
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодежи реализовать то лучшее, что в нем есть.


Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:
· имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
· основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
· формирует и развивает личность;
· способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
· стимулирует творческую инициативу;
· досуг - есть сфера удовлетворения потребностей личности;
· способствует формированию ценностных ориентаций;
· обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
· способствует самовоспитанию личности;
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

1.2 Виды досуговых программы для молодежи
Культурно-досуговая программа - это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель. Следует отметить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольных учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна - это дети, молодежь, семьи, пенсионеры, люди с физическими особенностями, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.
Используемые в учреждениях образования культурно-досуговые программы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей детей, подростков и юношества в образовании, отдыхе, релаксации, общении путем организации их содержательного досуга с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления культурно-досуговой деятельности.
Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и активность аудитории существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая квалификация организатора программы и возможность удовлетворения им досуговых интересов и потребностей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды и классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия.
Научная ценность классификации досуговых программ зависит oт степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает положить доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный ориентационный и коммуникативный. В основе классификации досуговых программ многие исследователи ставят два признака: содержание и драматургическое построение материала. Учитывая выделенные признаки, целесообразно дополнить их третьим признаком - используемыми в программах средствами выразительности. Средства выразительности - это предметы или действия, с помощью которых осуществляется информирование и просвещение аудитории, способствующие достижению поставленных целей. К средствам социально-культурной деятельности можно отнести живое слово, искусство, образ, средства массовой информации, средства наглядной агитации и пропаганды, книги, музыкальные инструменты, различные технические средства (напр., аудиовидеоаппаратура) и т.д. Учитывая это, можно выделить следующие культурно-досуговые программы: сюжетно-игровые, конкурсно-развлекательные, спортивно-развлекательные, информационно-дискуссионные, профилактико-реабилитационные, фольклорные, шоу-программы.
Сюжетно-игровые программы - комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр - это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика - без театральных кресел.
Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, которая не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более - в зависимости от возраста участников.
Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников - общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.
Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике
Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни.
Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ - в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде).
Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается сюжет игры, правила и двигательные действия. Именно содержание этих программ определяет их инкультурационную значимость.
Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом.
Профилактико-реабилитационные программы - это программы, содержание которых имеет педагогическую и медицинскую направленность и способствует регуляции психического состояния людей. Особенностью этих программ является то, что в них включаются методические приемы, которые неназидательно способствуют ведению внутреннего диалога человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряжения на волне сопереживания и сострадания. Кроме того, они позволяют их участникам компенсировать дефицит общения, обеспечивают возможность вступления человека в образовательный, оздоровительный и другие социокультурные процессы. Частным случаем таких программ являются рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромо-терапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию, библиотерапию.
Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разновидностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе которых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем.
Праздники - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др.
Таблица 1
Предпочтения молодежи по проведению досуга
Виды досуга Доля опрошенных
Дома
Чтение книг, журналов 11,5
Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет 15,9
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 2,9
Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) 3,0
Сочинение (стихи, проза) 1,1
Компьютер (игры) 21,7
Компьютер (социальные сети) 28,2
Уход за домашними животными 2,3
Общение с друзьями 13,2
Другое 1,8
Затруднились ответить 0,5
Вне дома
Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 4,1
Спортивные секции 14,4
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 15,1
Курсы иностранных языков 5,6
Секции и кружки технического творчества 0,5
Секции и кружки народных промыслов 0,3
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 11,7
Факультативы при учебных заведениях 1,2
Посещение библиотеки, читальных залов 1,9
Посещение кинотеатров 13,0
Посещение театров 3,1
Дискотеки 8,3
Посещение кафе-баров 6,9
Дача, приусадебное хозяйство 7,2
Массовые праздники, гулянья 6,1
Другое 0,6
Затруднились ответить

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру.


1.3. Классификация молодежных групп.
Молодежные группы представляют собой специфические социальные образования, ограниченные возрастными рамками.
Молодежная группа - поколение людей, проходящих стадию взросления, то есть становление личности, усвоение значительных социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества. Данное понятие широкое, поэтому мы понимаем под молодежной группой совокупность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. В свою очередь этот возрастной промежуток включает в себя несколько периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями развития и жизнедеятельности м........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.