На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94125


Наименование:


Курсовик рассмотреть особенности работы над сказкой в начальной школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 24.1.2016. Сдан: 2015. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………….1
1.Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе
1.1. Сказка как литературный жанр……………………………………......3
1.2 . Особенности работы над сказкой в начальной школе……………...13
2. Организация работы на уроках изучения сказки в начальной школе.18
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………...33


1
Введение
Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. И сейчас мы встречаем их в программе учебной дисциплины «Литературное чтение». В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Сказки - это неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это довести до сознания ребенка, педагогу необходимо хорошее знание особенностей работы над сказкой. Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель работы: рассмотреть особенности работы над сказкой в начальной школе. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы о роли сказки в системе воспитания и образования;
2
2) изучить наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой;
3) представить разработки уроков по изучению сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс работы на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: особенности изучения сказки в начальной школе.
Методы исследования:
1. теоретический - анализ литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение УМК по литературному чтению;
2. эмпирический - экспериментальная работа по выявлению эффективных приемов и методов работы со сказкой;
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается педагогический опыт работы над сказкой во 2-м классе начальной школы.
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Особенности сказки как литературного жанра
Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера [2, с. 186].
Сказка - абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного и бессознательного [4, с. 249].
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа [14, с. 43]. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди [12, с. 96].
4
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) [12, с. 97].
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [9, с. 78].
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”) [15, с. 29].
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Необходимо использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.
Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
5
Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Развивающее - терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи [25, с. 19-20].
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие

6
человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) [1, с. 36].
В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными [25, с. 34].
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания [1, с. 37-38].
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
7
Образность до........


Список литературы
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. - М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
5. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.
6. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
9. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2002. - 389 с.
10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.