На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История международного сотрудничества в области обращения с осужденными. Система действующих международных актов об обращении с осужденными. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.03.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
кафедра общеправовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ
С ОСУЖДЕННЫМИ

Москва 2000

План:

Введение. 3

1. История международного сотрудничества в области

обраще-ния с осужденными. 6

2. Система действующих международных актов

об обращении с осужденными. 10

3. Основное содержание международных стандартов

обраще-ния с осужденными к мерам, несвязанным

с лишением свободы. 13

4. Основное содержание международных стандартов

обраще-ния с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. 16

Список литературы. 26

Введение.

Международные акты о правах человека, об обращении с осуж-денными серьезно влияют на уголовно-исполнительную политику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно ко-торому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав-ной частью ее правовой системы».

Как известно, Советский Союз подписал в 1989 г. Венские согла-шения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступнос-тью. Согласно этим соглашениям государства-участники должны «обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности»1. Российская Федерация как пра-вопреемник СССР является участником многочисленных междуна-родных договоров, она признает ряд резолюций и решений- между-народных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю-дения прав осужденных. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право-порядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых за-держанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989), Ми-нимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления пра-восудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985) и др. В 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. Она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). На ближайшей повестке дня -- выполнение Европейских пенитенциарных правил (1987). Одно из требований Совета Европы к государствам -- членам этой организации состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законода-тельства в его основу были положены принципы и стандарты Европы.

Значимость принципов, сформулированных в международных со-глашениях, и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными для формирования целей и задач политики в сфере исполнения наказания определяется тем, что они носят межгосудар-ственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социаль-ной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром для развития поли-тики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000 с. 17

Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов стала более активная -интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нор-мы, составляющие юридическую основу деятельности мирового со-общества, и прежде всего -- положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Значительная их часть относится к сфере уголовной юстиции. Последняя, по сложившейся международной терминологии, охва-тывает не только собственно правосудие, но и предупреждение преступлений правоохранительными органами, а также исполне-ние назначенных судом уголовных наказаний. Очевидно поэтому стремление государств максимально скоординировать уголовную и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обраще-ния с лицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе меж-дународно признанных гуманистических принципов.

В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разра-батываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции системы развития наказаний.Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998 С. 543

В ч. 2 статьи 3 УИК РФ содержится положение о приори-тете международных договоров перед национальным уголовно-исполнительным законодательством. Такое положение может иметь место толь-ко в том случае, если в самом межгосударственном договоре, заключен-ном Россией с каким-либо государством, содержатся иные, чем это установлено в УИК, правила исполнения наказания в отношении граж-дан соответствующего государства. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 с. 22

Изучение процесса формирования и развития сферы между-народных актов об обращении с осужденными показывает, что про-блему эту можно представить состоящей из четырех основных час-тей: 1) история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2) система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с ли-шением свободы; 4) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

1. История международного сотрудничества в области обраще-ния с осужденными.
История международного сотрудничества в области обраще-ния с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное зву-чание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией : по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в оп-ределенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, меж-дународных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во :Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй -- в 1847 г. в Брюсселе, третий -- в 1857 г. снова во Франкфурте См.: Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказания в капиталистических странах. Учебное пособие. М., 1977. Вып. 1. С. 27-32. Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарны-ми проблемами направленность, на втором -- был образован размес-тившейся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем -- пред-метно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный ха-рактер намечаемых мер.
Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соедине-нию усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительст-венной комиссии (1872 г. -- комиссии представителей государств, с 1878 г. международной пенитенциарной комиссии, затем междуна-родной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вто-рая серия из двенадцати тюремных конгрессов, состоявшихся в Лон-доне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).
Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела -- резолюций, но-сивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандарти-зировать отдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного за-ключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишен-ных свободы (предложили считать труд обязательным для осужден-ных, оплачивать его и т.п.), об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечи-тельские органы при каждом месте заключения и т.п.) и другие про-блемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пени-тенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенци-арная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор-ганизация Объединенных Наций Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уго-ловной преступностью. М„ 1983. С. 4, 118-144..
Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказа-ний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по пре-дупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ко-торые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960 (Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985 (Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр).
На первом конгрессе (1955 г.) обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статус пенитенци-арного персонала, организация труда заключенных.
На втором конгрессе (1960 г.) освещались проблемы краткосроч-ного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им пост-пенитенциарной помощи.
На третьем конгрессе (1965 г.) на обсуждение были вынесены во-просы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения ре-цидива.
На четвертом конгрессе (1970 г.) обсуждались проблемы приме-нения и совершенствования Минимальных стандартных правил об-ращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной прак-тики.
На пятом конгрессе (1975 г.) были освещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, не связанным с изо-ляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение.
На шестом конгрессе (1980 г.) изучались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных с изоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишения свободы.
На седьмом конгрессе (1985 г.) обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовного правосудия.
На девятом конгрессе (1990 г.) были рассмотрены проблемы стан-дартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и дру-гие вопросы пенитенциарной политики и практики.
На десятом конгрессе (1995 г.) рассматривались вопросы прак-тической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.
2. Система действующих международных актов об обращении с осужденными.
Система действующих международных актов об обращении с осужденными -- часть системы международных, актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.
Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обя-зательности для государств-применителей.
По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные. См.: Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области
Универсальные -- это стандарты, вырабатываемые ООН, а реги-ональные -- Советом Европы или иными региональными объедине-ниями государств. В настоящем учебнике будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.
По специализации международные акты, содержащие универ-сальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:
1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характе-ра, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осуж-денными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ори-ентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.
По обязательности для государств-применителей рассматривае-мые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обяза-тельные нормы -- принципы и общие положения; 2) конкретные стан-дарты -- рекомендации, не носящие обязательного характера. Необ-ходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандар-ты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие .международные акты, то стан-дарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политичес-кие и другие предпосылки для их реализации.
Исходя из приведенных классификаций, в систему действую-щих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, приня-тые ООН.
I. Акты общего характера:
-- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
-- Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах (1966 г.);
-- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
-- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискри-минации (1963 г.);
-- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискри-минации на основе религии или убеждений (1981 г.);
-- Декларация прав ребенка (1959 г.);
-- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
-- Декларация о правах инвалидов (1975 г.) См.: Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989..
II. Специализированные акты:
-- Минимальные стандартные правила обращения с заключенны-ми (1955 г.);
-- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и на-казания (1975 г.);
-- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
-- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право-порядка (1979 г.);
-- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работни-ков здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
-- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
-- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся от-правления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
-- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
-- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
-- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, ли-шенных свободы (1990 г.);
-- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступ-ности среди несовершеннолетних ( Эр-Риядекие руководящие прин-ципы) (1990 г.).
Анализ приведенных международных актов показывает, что дей-ствие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкрет-ных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере. 3. Основное содержание международных стандартов обраще-ния с осужденными к мерам, несвязанным с лишением свободы.

Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредо-точена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержа-ние, исходя из данного международного акта.
Цель стандартов рассматриваемой группы -- содействие рацио-нальному использованию мер, не связанных с тюремным заключени-ем, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартов государствам -- членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обес-печить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопас-ности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобы гибко реаги-ровать на характер и степень тяжести преступления, личность и ин-тересы общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не свя-занных с тюремным заключением:
-- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
-- условное освобождение от ответственности;
-- поражение в гражданских правах;
-- экономические санкции и денежные наказания, такие как ра-зовые и поденные штрафы;
-- конфискация или постановление о лишении права собствен-ности на имущество;
-- возвращение имущества жертве или постановление о компен-сации;
-- условное наказание или наказание с отсрочкой;
-- условное освобождение из заключения и судебный надзор;
-- постановление о выполнении общественно полезных работ;
-- направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
-- домашний арест;
-- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным за-ключением;
-- сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск и по-мещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) ос-вобождение в связи с работой или учебой; 3) различные формы ос-вобождения под честное слово; 4) сокращение срока; 5) помилование.
Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.