На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Юрисдикция государственных и негосударственных судов различных государств. Сущность международного гражданского права. Принципы судопроизводства, предмет и задачи. Виды международных договоров. Основы разграничения судебной юрисдикции. Хозяйственные суды.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


14
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ) ПРОЦЕСС: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Юрисдикция государственных и негосударственных судов (арбитражных, общих, третейских, хозяйственных, экономических) различных государств регулируется отраслью международного частного права, называемой международным гражданским процессом. Вместе с тем на современном этапе развития международного частного права можно говорить о самостоятельной его отрасли - международном арбитражном (хозяйственном) процессе. Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с действием норм и принципов международного гражданского процесса применительно к вопросам арбитражного (хозяйственного) процесса.
Определить рассматриваемую отрасль можно как совокупность принципов и норм международного частного права, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов международных и иностранных юридических лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные лица), занимающихся предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь, и белорусских предпринимателей (юридических лиц и граждан), осуществляющих свою деятельность за рубежом.
К предмету международного арбитражного (хозяйственного) процесса можно отнести:
- определение подсудности при рассмотрении дел с участием иностранных лиц;
- пределы действия международных иммунитетов;
- проблемы процессуального положения иностранных лиц, участвующих в деле;
- порядок установления содержания норм иностранного права;
- проблемы легализации доказательств, собранных за рубежом;
- порядок обращения в суды иностранных государств с судебными поручениями и выполнение поручений иностранных судов;
- порядок обжалования решений международных и иностранных арбитражей (третейских судов);
- порядок признания и исполнения международных и иностранных арбитражей (третейских судов);
- порядок обращения за признанием и исполнением судебных актов в иностранных государствах.
Решить перечисленные вопросы только с помощью национального процессуального законодательства невозможно, поскольку они затрагивают интересы различных государств. Поэтому основным методом правового регулирования этих и иных вопросов международного арбитражного процесса может быть только установление единых правил поведения посредством заключения многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи.
Судебная практика хозяйственных судов Республики Беларусь свидетельствует, что отдельные вопросы соотношения норм международного договора и национального процессуального законодательства вызывают затруднения как у судей, так и у участников экономических споров. Попытаемся прояснить некоторые их этих вопросов.
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК) посвящает международному арбитражному процессу и правовому положению иностранных лиц в хозяйственном процессе раздел V (ст. 306 - 314).
Обобщающий термин "иностранные лица" в ХПК используется для обозначения иностранных и международных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.06.2001 № 3 разъяснено, что к этой категории относятся и беженцы.
ХПК закрепляет следующие основные принципы хозяйственного судопроизводства с участием иностранных лиц:
1. Принцип приоритета международных договоров Республики Беларусь перед национальным законодательством. Согласно этому принципу если в международном договоре Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ХПК и других законодательных актах, регулирующих хозяйственные процессуальные отношения, то применяются правила международного договора.
Международный договор - основной источник международного права, выражающий согласованную волю заключивших его субъектов (государств, международных организаций и т.д.) относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в соответствующей отрасли отношений. Термин "международный договор" является обобщающим понятием, которое подразумевает разнообразные международные соглашения. Они могут иметь различные наименования и форму, которые никак не влияют на их юридическую силу: декларация, договор, конвенция, коммюнике, пакт, протокол, соглашение, трактат, хартия и т.д. В ст. 2 Закона "О международных договорах Республики Беларусь" (далее - Закон) в редакции Закона 08.07.1998 № 181-З подчеркнуто, что международный договор может быть заключен в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.
Законом установлено, что "нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора" (ст. 15).
В зависимости от числа участников международные договоры подразделяются на многосторонние и двусторонние. Выделяют также региональные и специальные международные договоры. "Значение данной классификации проявляется в практическом применении норм международных договоров: 1) двусторонние договоры обладают приоритетом в применении по сравнению с региональными и многосторонними договорами, регламентирующими одинаковый круг отношений, соответственно региональные договоры обладают таким приоритетом в применении в отношении многосторонних (универсальных) договоров; 2) международный договор (независимо от числа участников), носящий специальный характер, то есть более детально регламентирующий сходный круг отношений, обладает приоритетом в применении по сравнению с иными международными договорами"1.
2. Принцип предоставления иностранным лицам в хозяйственном судопроизводстве национального режима. Сущность его состоит в том, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законодательством, в том числе международными договорами.
3. Принцип судебного иммунитета иностранных государств. В силу этого принципа предъявление в хозяйственный суд иска к иностранному государству, привлечение такого государства к участию в деле в качестве третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения хозяйственного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего иностранного государства, если иное не предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
4. Принцип соблюдения юрисдикции судов и других правоприменительных органов иностранных государств. Названный принцип означает, что компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь по делам с участием иностранных лиц, а также правовые последствия неподсудности таких дел определяются в соответствии с ХПК, другими законодательными актами, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
5. Принцип взаимности. Согласно этому принципу решения иностранных судов признаются и исполняются на территории Беларуси, если это предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, либо на началах взаимности. Правительством РБ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Беларуси.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь с учетом специфики применения норм материального и процессуального права по делам с участием иностранных лиц и с целью установить единообразие практики рассмотрения таких дел обобщил судебную практику за 2000 год по делам с участием иностранных юридических лиц. А Пленум Высшего Хозяйственного Суда 7 июня 2001 г. принял постановление № 3 "О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц" (далее - постановление Пленума).
Обобщение судебной практики и обсуждение ее на Пленуме ВХС позволило сделать конкретные выводы и дать соответствующие разъяснения.
В частности, было установлено, что в 2000 г. иностранные лица обратились в хозяйственные суды за защитой своих прав и законных интересов по 60 делам. По 24 делам их требования были удовлетворены. По 37 делам названные лица выступили в качестве ответчиков, из них в 25 случаях требования к ним были удовлетворены.
Иностранные юридические лица, выступавшие стороной по делам, принадлежали 23 различным государствам. Чаще других стороной по делу являлись юридические лица Российской Федерации, Республики Польша, Федеративной Республики Германия, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Литвы. С исками также обращались юридические лица Австрии, Болгарии, Голландии, Индии, Ирана, Италии, Чехии, Эстонии и других государств.
Основной причиной возникновения споров с участием иностранных лиц служило неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон договорных обязательств по внешнеторговой сделке. Лишь 20% споров связано с внедоговорными обязательствами.
Предметом заявляемых требований, как правило, были:
- взыскание задолженности по договору и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;
- истребование имущества либо освобождение его из-под ареста (исключение из описи);
- признание сделки недействительной;
- понуждение совершить определенные действия;
- возмещение ущерба;
- расторжение договора;
- признание недействительным акта государственного органа (чаще - налоговых и других контролирующих органов).
В постановлении Пленума особое внимание было уделено таким вопросам, как:
- определение компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь по спорам с участием иностранных лиц;
- форма и содержание арбитражного соглашения;
- порядок направления поручений хозяйственных судов Республики Беларусь по совершению отдельных процессуальных действий в иностранных государствах и выполнение поручений иностранных судов;
- условия и порядок приведения в исполнение решений иностранных судов на территории Республики Беларусь;
- установление статуса иностранного лица, участвующего в хозяйственном судопроизводстве;
- определение применимого права при рассмотрении споров с участием иностранных лиц;
- порядок и условия отказа в оказании правовой помощи.
Разграничение судебной юрисдикции между судами и другими правоприменительными органами различных государств регулируется как национальным законодательством каждого государства, так и межгосударственными договорами.
Во многих странах (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и др.) национальное гражданское процессуальное и арбитражное (хозяйственное) процессуальное законодательство содержит специальные разделы о судопроизводстве по делам с участием иностранных лиц. В некоторых государствах (Венгрия, Германия, Швейцария, Чехия и др.) приняты специальные законы по вопросам международного частного права и процесса.
Как уже упоминалось, в ХПК Республики Беларусь также имеется специальный раздел, посвященный судопроизводству по делам с участием иностранных лиц. Он не содержит исчерпывающего перечня норм, которые бы регулировали все процессуальные вопросы по делам указанной категории. Поэтому возникает необходимость в разъяснениях, в том числе посредством постановлений Пленума ВХС. Хозяйственные суды Беларуси руководствуются нормами названного раздела ХПК, если они не противоречат правилам международных договоров Республики Беларусь.
Если правила, установленные национальным законодательством одного государства, соответствуют аналогичным нормам права других государств, то они становятся общепризнанными и применяются судами разных государств по делам с участием отечественных и иностранных субъектов предпринимательской деятельности независимо от того, заключен или нет соответствующий договор между этими странами.
В частности, общепризнанным является право суда государства, на территории которого находится недвижимое имущество, рассматривать имущественные споры об этом имуществе. Также общепризнанным, за некоторым исключением, является право суда государства, в котором проживает или имеет постоянное место нахождения ответчик, рассматривать дела с его участием. В странах общего права вопрос о международной подсудности решается на основе формального принципа - фактической возможности вручить ответчику приказ о вызове в суд 2.
Однако определение юрисдикции судов только по одному-двум основаниям не соответствовало бы динамике развития экономических связей между разными государствами и их субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому в ряде межгосударственных договоров о взаимном оказании правовой помощи можно встретить и другие основания для разграничения юрисдикции судов, не зависящие от места нахождения или проживания ответчика.
Примером может служить Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам 3. В ст. 38 названного Договора указано, что в делах об обязательствах, вытекающих из договорных отношений, компетентным является суд той Договаривающейся стороны, на территории которой ответчик имеет место жительства или место нахождения. Компетентным является также суд той Договаривающейся стороны, на территории которой имеет место жительства или место нахождения истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Кроме того, Договор позволяет участникам обязательственных отношений изменить по договоренности между собой юрисдикцию суда по этим делам.
А в Договоре между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 4  компетенция судов Договаривающихся сторон еще более расширена. Статья 20 Договора, помимо вышеупомянутого общего правила, устанавливает, что по искам к юридическим лицам компетентным является суд того государства, на территории которого находится орган управления, представительство или филиал юридического лица. По письменному соглашению спорящих сторон может быть изменена компетенция судов по любым делам, кроме дел исключительной компетенции.
Как должны решаться вопросы разграничения подсудности в случаях, когда одно и то же дело вправе рассматривать суды обеих договаривающихся сторон?
ХПК гласит, что дела исключительной компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь (дела, связанные с признанием права собственности на здания, сооружения, земельные участки, другие объекты недвижимости, а также с изъятием их из чужого незаконного владения, устранением нарушенных прав собственника или законного владельца) всегда рассматриваются только белорусскими хозяйственными судами - даже в тех случаях, когда тождественное дело рассматривается или уже рассмотрено в суде другого государства (ст. 310). При двойной подсудности спора дело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде другого государства было возбуждено ранее. Такие же нормы включены в межгосударственные договоры о правовой помощи Республики Беларусь с Литовской Республикой, Латвийской Республикой и Республикой Польша. А в постановлении Пленума это правило закреплено в качестве общего.
При рассмотрении белорусскими хозяйственными судами дел с участием иностранных лиц из государств - участников СНГ решающее значение имеет Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 (далее - Киевское соглашение; Соглашение), подписанное в г. Киеве всеми странами СНГ, кроме Грузии 5.  В соответствии со ст. 4 этого документа компетентный суд государства - участника Соглашения, помимо случаев, когда ответчик имеет постоянное место жительства или место нахождения на территории данного государства на день предъявления иска, вправе рассматривать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений, также в тех случаях, когда на этой территории:
- осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия или филиала ответчика;
- исполнено, или должно быть исполнено, или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора;
- имело место действие или ино и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.