На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94337


Наименование:


Курсовик Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 2.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1.. Историко-педагогические аспекты развития просвещения
в эпоху А.С. Макаренко 6
1.1 Становление дошкольного образования в 20 годы XX века 6
1.2 Жизнь и деятельность А.С.Макаренко 10
1.3 Характеристика педагогической теории и практики
А.С.Макаренко 13
Глава 2. Изучение проблем семейного воспитания в исследованиях
А.С. Макаренко 20
2.1 А. С Макаренко о формах и содержании семейного воспитания 20
2.2 А. С. Макаренко о стилях, средствах и методах воспитания
детей в семье 22
2.3 А.С. Макаренко о родительском авторитете как условие
правильного семейного воспитания 29
2.4 Использование идей А. С Макаренко в работе современного
ДОО 35
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение №1 46
Приложение №2 52
Приложение №3 63


Введение
Актуальность исследования. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуально го развития личности ребенка в детском возрасте. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности .
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в ДОО разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко был талантливым педагогом-новатором. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. Многочисленные труды А. С. Макаренко переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Целью исследования стало изучение представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье.
Задачи исследования:
1. Изучение становления дошкольного образования в 20 годы XX века.
2. Рассмотрение проблем семейного воспитания в исследованиях А.С. Макаренко
3. Выявить использование идей А. С Макаренко в работе современного ДОО
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Источники исследования: архивные материалы, работы А. С. Макаренко, энциклопедическая литература.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап
Сентябрь - декабрь: поиск и анализ литературы.
II. Основной этап
Январь - апрель.
III. Заключительный этап
Май: оформление.
Структура работы:
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, методы исследования.
В первой главе «Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко» рассматривается становление дошкольного образования в 20 годы XX века, жизнь и деятельность А.С.Макаренко.
Во второй главе «Изучение проблем семейного воспитания в исследованиях А.С. Макаренко» изучаются формы, содержании, стили, средства и методы воспитания детей в семье
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Приложение №1 содержит фотографии из биографии А. С. Макаренко
Приложение №2 содержит анкеты родителей о педагогической теории семейного воспитания А.С. Макаренко.
Приложение №3 раскрывает стили и методы воспитания ребенка в семье.
Общий объем курсовой работы составляет 86 страниц печатного текста.
Список литературы включает 29 наименований.


Глава 1.. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Становление дошкольного образования в 20 годы XX века
К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений, как платных, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных.
В 1913 - 1917 гг. Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи - преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей [2,45].
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. Он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.
Н. К. Крупская в статье «Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием в широком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смысле слова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого на ребенка и подростка. Н. К. Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своих работах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого в воспитательном процессе. Впервые в отечественной педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку воспитательных возможностей общественно-политических детских организаций.
Опираясь на идеи о воспитании, А. В. Луначарский при характеристике сущности процесса воспитания большое значение придавал собственной активности личности в овладении нравственностью, соответствующим умениям социального содружества: «... надо развить в человеке гражданина,- писал он,- надо развить такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально» [21, 165].
Большое значение для развития теории воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,- писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,- должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка» [21, 166]. Значение педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего - творца - строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности - метод, программа, организация - должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитательного процесса». [21,167]. В трудах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Теоретические взгляды А. С. Макаренко на воспитание пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно большое значение самовоспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...» [21, 168].
В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию воспитания, обосновал необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств. Предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Таким образом, в педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта[21, 167].
Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников[29,39].
1.2 Жизнь и деятельность Антона Семёновича Макаренко
Антон Семенович Макаренко (приложение №1 фото №1) - человек непоколебимой убежденности и широкой души, блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень, наконец, талантливый писатель. Главный секрет его успехов, по словам В.Н.Терского (приложение №1 фото №2), хорошо знавшего Макаренко, - умение жить и работать для других, для народа [6,197].
1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Семена Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Отец трудился в мастерских с зари до самого вечера, но заработки были скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен трудиться.
Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена Григорьевича уже не будет в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из героев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та же принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему классу.
А мать, Татьяна Михайловна! Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой[26, 67].
Антон рос живым, любознательным мальчиком (приложение №1 фото №4). Научившись читать в пятилетнем возрасте, он всю свою жизнь не расставался с книгой. Любил он часто расспрашивать отца о том, на что сам еще не мог дать ответа. Вопросы, задаваемые Антоном, были самыми разными: и почему птицы на зиму улетают на юг, и почему хозяин квартиры нигде не работает, а денег у него много, живет, как барин?.. Почему?.. Почему?.. Как ответить на все «почему? » сына, если Семен Григорьевич не получил никакого образования: рано осиротев, он уже мальчиком вынужден был работать.
А вот сыну, Семен Григорьевич и Татьяна Михайловна, твердо решили дать образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.
В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.
По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём учительствовал в пос.Крюков и на ст.Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал железно-дорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э.Дзержинского под Харьковом. С 1928 заведовал коммуной, с 1932 - начальник педагогической части. В 1935 начальник, в 1937 - заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности [24,26].
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» (приложение№1 фото №5) и «Книгу для родителей» (приложение №1 фото №6). Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих родителей Макаренко придал героям повести - отцу и матери Тепловым. Но на этом, да ещё на некоторых частных деталях автобиографичность повести кончается. Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной Макаренко (приложение №1 фото №7). Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точный адресат - для родителей.
Повесть «Флаги на башнях» (приложение №1 фото №8), очень многим напоминает тот коллектив ребят, с которым расстался учитель в «Педагогической поэме» (приложение №1 фото №9). В ней рассматриваются серьёзные педагогические и этические проблемы.
В каждой повести Макаренко есть герои, которые особенно полюбились читателю. В «Педагогической поэме» - это Карабанов, Задоров, Лапоть, в «Книге для родителей» - Ваня Веткин и его братья. В повести «Флаги на башнях» нельзя не запомнить и не полюбить Ваню Гальченко, Игоря Чернявина, Володю Бегунка, Воленко, Алёшу Зырянского, Оксану, Ванду, очень разных и в то же время очень похожих друг на друга ребят. Они уходят со страниц повести в настоящую большую жизнь. Живут в ней, строят её, защищают её.
Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько мгновений Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы (приложение №1 фото №3 ).
Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества.
В своих творческих педагогических поисках он шёл к реализации идеи соединения образования с трудом, к вовлечению детей и подростков в самоуправление жизнью колонии, в многообразную, избираемую самими воспитанниками в соответствии со своими наклонностями творческую деятельность. Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Он добивался демократических, а не авторитарных взаимоотношений педагогов с детьми, основанных на товарищеском общении, дружбе........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.