На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94376


Наименование:


Диплом Особенности социальных представлений об успехе у мужчин и женщин

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 4.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Понятия «успех». Формы успеха 14
1.2.1 Подходы к проблеме успеха в отечественной и зарубежной
психологии 19
1.2.2 Понятие «атрибуция» в ситуации успеха и неудачи 23
1.3. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин 25
Глава II. Этапы и методы исследования.
2.1. Этапы исследования 32
2.2. Методы исследования 32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин, выявленных с помощью ассоциативного эксперимента 37
3.2. Исследование социальных установок об успехе у мужчин и женщин 39
3.3.Особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и
женщин 43
Выводы 45
Литература 47
Приложения 51


Введение
Современное общество имеет сложную структуру, оно функционирует по определенным законам. Живя в таком обществе, человек оказывается вовлеченным в совокупность различных отношений с окружающей действительностью. К окружающей действительности могут относиться такие компоненты, как различ­ные социальные институты, национальные, социальные и другие проявления массовых движений, наконец, различные явления культуры, искусства, науки, религии. Чтобы понять смысл окружающего мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, наконец, чтобы построить для себя наиболее полную картину мира, человеку необходимы некоторые категории, структуры, которые укрепляли бы его психологическую устойчивость, ориентировали его поведение в меняющихся ситуациях. Такими категориями являются социальные представления.
По мнению С. Московичи социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. В определенном смысле здравый смысл и обыденное знание выступают как социальные представления, которые составляют способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.
Таким образом, изменения, преобразования, происходящие в современном обществе, могут способствовать модификации и трансформации социальных представлений о тех понятиях и явлениях, которые на протяжении достаточно долгого времени оставались неизменными.
Разработанность проблемы психологии успеха не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления: механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах (Д. Мак-Клелланд), поведение, направленное на успех как частный вид человеческой деятельности (В. Фридрих, А. Хофман), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Дж. Аткинсон), потребность в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (Ю. М. Орлова), четыре основные формы успеха (Г.А.Тульчинский).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления представлений мужчин и женщин о социальном успехе, выявление у них особенностей в представлении.
Значимость представлений об успехе заключается в том, что мужчины и женщины выступают в качестве механизма постановки жизненных целей. Мужчины и женщины являются и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность. Понятие жизненного успеха напрямую связано с проблемой жизненного пути человека, с его умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств, с помощью которых личность добивается жизненного успеха.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить основные подходы к феномену успеха в психологической науке, рассмотреть психологические особенности мужчин и женщин.
2. Исследовать социальные представления об успехе у мужчин и женщин, а также в эмпирическом исследовании определить типичные и отличительные черты социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
3. Исследовать особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и женщин.
Объект исследования - мужчины и женщины от 20 до 30лет.
Предмет исследования - социальные представления об успехе у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования - мужчины в большой степени ориентированы на результативный успех, на социальное признание, на материальное благополучие, чем женщины.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические методы:
- ассоциативный эксперимент, в интерпретации Ж. Абрика и Инны Бовиной для выявления социальных представлений,
- шкала Г.А.Тульчинского - суждения об успехе.
3. Количественные методы:
- описательная статистика - частотность, встречаемость
- критерий Манна Уитни
4. Качественные методы - анализ и описание структуры социальных представлений.
Методологические и теоретическая основа исследования:
Понятие и структура социальных представлений в работах С. Московичи, понятие успеха в работах Г. А. Тульчинского, в основе диспозиционный подход и когнитивная психология.
В нашем исследовании приняло участие 30 человек: 15 мужчин и 15 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование проводилось в сентябре - октябре 2014 года. Обработка данных проводилась с помощью программы SPSS версия 11.5.


Глава I . Социальные представления об успехе у мужчин и женщин

1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время интерес к изучению социальных представлений очень высок. Изучение понятия «социальные представления» стоит начать с рассмотрения понятия «представления». Данное понятие часто встречается в рамках общей психологии. Рассмотрим некоторые из определений.
Представления - это «наглядный образ предмета или яв­ления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представление памяти и представление воображения, являющиеся переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению» [12].
Представления есть «образы предметов или яв­лений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не вос­принимаются» [31].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского представления определяются как «образы предметов, сцен и событий, воз­никающие на основе их припоми­нания или же продуктивного вооб­ражения, которые могут носить обобщенный ха­рактер» [29].
То есть в рамках общей психологии представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте и, который при необходимости может быть воспроизведен. Другими словами, «представление» есть некоторая ступень при переходе от восприятия к мышлению.
В социальной психологии понятие «представление» имеют социальный контекст. Они выступают скорее в виде осмысленных знаний, являясь в современном обществе эквивалентом тому, что в тра­диционных обществах рассматривается как мифы и верования [6].
Авторы, занимающиеся исследованием социальных представлений, приводят другие примеры определения данного феномена:
Дюркгейм, под социальными представлениями, понимает «особую форму коллективного знания, усваиваемую отдельными индивидами» [20].
Согласно С. Московичи, социальные представления - это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп» [27].
По Д. Жодле, социальное представление - это «специфическая форма знаний здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены» [36]. В более широком плане социальные представления, как отмечает П.Н. Шихерев, можно понимать «как свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения» [49].
По мнению Г.М. Андреевой, социальное представление выступает как «фактор, конструирующий реальность не только для отдельного индивида, но и для целой группы» [5].
Традиционно социальные преставления рассматриваются и как знание или понятие, и как процесс. Серж Московичи [26] так определяет социальные представления - это ряд понятий, заявлений и объяснений, происходящих в ежедневной жизни в ходе коммуникаций людей, равносильные мифам, и системам взглядов в традиционных обществах, а так же современной версии здравого смысла.
В отличие от представлений, как внутрисубъектных психологических процессов, социальные представления общественно разделены и составляют основу межсубъектных отношений. В отличие от других форм культурных социальных знаний, к примеру научных, или специфических для определенных сфер жизни, предполагающих более узкий набор описаний, построенных на научных методах, они характеризуются большей распространенностью (это представления об обыденных ситуациях жизни, о предметах или событиях широко распространенных), а так же практикоориентированностью - реализуемостью в ежедневном общении людей. Как выражение человеческой субъективности, социальные представления обладают свойством активности: создают основу для ожиданий, направляют познание субъекта окружающей действительности, определяют поведение. Следовательно, социальные представления могут служить основой для интерпретации и понимания поведения людей в группе, групповых отношений [11].
Таким образом, социальные представления, являясь особой формой познания, отражают представления (образы) не отдельного индивида, а некоторой социальной общности, группы.
Внимание исследователей сосредоточенно на проблемах представлений, связанных с различными аспектами действительности. Однако, прежде чем углубляться в современные исследования, необходимо рассмотреть понятие социальных представлений в историческом контексте.
В настоящее время в зарубежной психологии можно выделить в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений подход С. Московичи.
Непосредственным идейным источником современной концепции социальных представлений является теория «коллективных представлений» [3] французской социологической школы и, прежде всего Э. Дюркгейма, а также работы Л. Леви-Брюля. Рассмотрим основные положения данных теорий.
Э. Дюркгейм был первым, кто заговорил о коллективных представлениях. По его мнению, общество - это система связей индивидов. Главным объектом этой системы являются социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты также выступают в качестве регуляторов социального взаимодействия, принуждающих индивида к определенному поведению и независящих от индивидуального выбора. К социальным фактам Дюркгейм относит нормы, стандарты поведения и оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления. Социальные факты и есть коллективные представления. Основной функцией коллективных представлений, по мнению Дюркгейма, является осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов некоторой группы, эти представления обязательны и обладают определенной мотивирующей силой.
Изучением коллективных представлений также занимался Л. Леви-Брюль. Его исследования показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль считал, что с помощью анализа коллективных представлений, можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление [41]. Так коллективные представления «примитивного» общества - это представления, погруженные в эмоциональную среду, мистические, очень тесно связанные с памятью (мир внутренних и прошлых образов преобладает над миром внешних и непосредственных), следующий логики сопричастия. Коллективные представления «цивилизованного» общества - это представления, которые основаны, на прагматичных знаниях, которые дают простор речи, опыту и даже критики индивидов [32].
Основываясь на идеях этих авторов, С. Московичи разработал свою концепцию социальных представлений. По мнению С. Московичи высказывания, мнения и оценки социальных явлений по-разному организованы в разных культурах, классах, группах. Следовательно, эти категории должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, т.к. они образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Таким образом, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Исходя из этого, можно выделить представления, социальные по своей природе. Согласно Московичи социальные представления - это общественно обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, которые раскрывают и в какой-то мере составляют социальную реальность [18]. Важным является социальное происхождение таких представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Однако наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Наоборот, здравый смысл и научные представления в какой-то мере взаимно переходят друг в друга. Социальные представления - это некоторая универсальная форма обыденного познания, которая сочетает в себе когнитивный и аффективный компоненты знаний, позволяющих человеку устанавливать свою позицию по отношению к себе и к действительности [50]. В теории социальных представлений говорится о двух их принципиальных свойствах: они являются групповым феноменом и имеют сложную структуру.
По мнению Московичи социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, люди и приобретают некий общий репертуар интерпретаций, правил, процедур, которые могут применять в повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения. В рамках концепции социальных представлений сложи­лись несколько различных направления ана­лиза социальных представлений:
1. на уровне индивидуальной кар­тины мира социальное представление рассматривается как фено­мен, разрешающий напряженность между привычным и новым содер­жанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам пред­ставлений с помощью так назы­ваемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в баналь­ность;
2. на уровне малой группы социальное, представление высту­пает как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии;
3. в плане меж­групповых отношений, исходя из посылок, близких положениям тео­рии социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представ­ление понимается как элемент реф­лексивных о........


Литература
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., «МОДЭК», 1999, с.34.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко ЕВ. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001г.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «за экономическую грамотность», 1995, с. 22.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник.М.,2002.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания - М.: Аспект-Пресс, 1997 - 239 с.
7. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. / Психологический журнал. - 1993. - т.14. - №2., с. 58-63.
8. Багратиони К.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- М., 2013.
9. Бендас Т.В. «Гендерная психология: Учебное пособие» - СПб.; Питер, 2005г. - 431с.
10. Берн Ш. «Гендерная психология» - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
11. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2009. - 48 стр.
12. Большой толковый психологический словарь - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки» - М., 2001г.
14. Выготский С.Л. Мышление и речь// Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с. 176.
15. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр.
16. Д.Майерс «Социальная психология», Санкт-Петербург, Питер, 1999 г.
17. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. - СПб.: ООО "СЛП", 1998. - 144 с.
18. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности - М.: Информ-Знаниее, 2005-188с.
19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2006, 576 с.
20. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Канон,1996, 432 с.
21. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 400 с.
22. Лабунская В. А. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» М., 1999.
23. Лабунская, В.А. Социальная психология личности. - М.: Гардарики, 2000, 397 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983, 392 с., Т.2. -1983. - 320 с.
25. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007, 672 с. (Сер. «Мастера психологии»).
26. Московичи С. «Век толп» - М.: Центр психологии и поддержки, 1996, 478 с.
27. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. Психологический журнал. 1995. Т. 16. №1.
28. Налчаджян А.А. Атрибуция, дисонанс и социальное познание. М., 2006.
29. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. №3. С.141-147.
30. Овруцкий А.В. Сравнительный анализ социальных представлений (на примере представлений о потреблении) / Экономическая психология в современном мире: Сборник научн. статей.- М, 2012, С. 237-253.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1999, 944с.
32. Палуди М. «Психология женщины» - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 384 с.
33. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). - М.: Мысль. 1994.
34. Психологический журнал С. Московичи «Социальное представление: исторический взгляд» - том 16, №1, 1995.
35. Психологический журнал Турецкая Г.В. «Страх успеха: психологическое исследование феномена» - том19, №1, 1998.
36. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, - 494 с.
37. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Запорожец, Б.Ф.Ломова М.: Педагогика, 1983, 448с.
38. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова - М.: Педагогика-Пресс, 1999, 440с.
39. Психология. Словарь/под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990, 449с.
40. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» 7/Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1996.- №3. С.55-62.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 173.
42. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997.
43. Тульчинский Г. Л. «Разум, воля, успех» - Ленинград, 1990.
44. Фрейд 3. Расстройство памяти на Акрополе, 1936.
45. Фрейджер Р., Фейдимен Д. «Личность. Теории, упражнения, эксперименты» - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004, 608с.
46. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С 44.
47. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С.82 Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993, С. 127.
48. Хрестоматия по психологии мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман - «ЧеРо» НОУ Московский психолого-социальный институт - Москва - 2002г., 751с.
49. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.
50. Шихирев ПН. «Современная социальная психология» - М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г., 448с.
51. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1997, с. 715.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.