На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Специфические средства административно-правового принуждения. Совокупность процессуальных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях в целях его пресечения. Установление личности нарушителя, составление протокола.

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Правоведение. Добавлен: 04.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях
Учебное пособие


Белгород - 2004
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
БелЮИ МВД России
Подготовленное учебное пособие представляет собой материал, раскрывающий сущность и специфические средства административно-правового принуждения, а также определяющий совокупность процессуальных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
© ООНИ и РИД БелЮИ
МВД России, 2004.
Содержание
    Глава I. правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях
      1. Общая характеристика мер
      2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
      3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике
      Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков
      1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков
      2. Характеристика отдельных мер процессуального обеспеченияв производстве по делам об административных правонарушениях
      3. Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков
      Заключение
Предисловие
В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.
Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т.е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.
Все эти меры широко используются в охране правопорядка. Так, около 80% лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны общественного порядка, подвергаются административному задержанию и досмотру. Важную роль играют эти меры в борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, мелким хулиганством, составляющими значительную долю административных правонарушений. Большой объем практики их применения обусловливает необходимость строгого соблюдения законности при их производстве.
Вместе с тем в использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются прежде всего правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т.п. Изучение правоприменительной практики органов внутренних дел выявило сравнительно невысокий уровень знаний положений законодательства, регламентирующего основания и порядок применения рассматриваемых мер представителями различных служб. Так, только 70% опрошенных работников дежурных частей дали правильные ответы на такого рода вопросы. У участковых уполномоченных милиции этот показатель составил 59%, у милиционеров ППС-31%. Это обусловлено прежде всего новизной целого ряда норм данного законодательства, некоторой нечеткостью отдельных его положений, в частности, об основаниях применения, условиях и порядке производства мер воздействия, а также отсутствием соответствующих методических разработок и научно обоснованных рекомендаций по применению процессуальных мер воздействия Следует отметить, что 60% опрошенных работников горрайорганов внутренних дел высказались за необходимость подготовки таких рекомендаций..
Меры административного воздействия постоянно являются предметом научных исследований (труды Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, И.А. Галагана, Е.В. Додина, Л.Л. Попова, В.Д. Резвых, М.Я. Саввина, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина и других ученых). Однако их разработанность пока не достигла достаточной полноты и всесторонности. Исследования сосредоточились в основном на мерах наказания, на предупредительной и пресекательной функциях этих мер. В то же время, такая важная функция, как обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, была лишь отмечена в общих чертах отдельными учеными (Л.Л. Попов, В.Р. Кисин). Кроме того, существующие в научной литературе исследования по проблемам административного воздействия базируются в основном на ранее действовавшем законодательстве.
Поэтому настоятельной необходимостью является разработка научно обоснованных рекомендаций по применению положений нового законодательства, в том числе касающихся использования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
При подготовке пособия проанализированы положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, результаты опроса практических работников, а также практика применения органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Уделено внимание разъяснению тех норм законодательства, реализация которых вызывает наибольшие трудности.

Глава I. Правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Общая характеристика мер

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 Кодекса. К их числу относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности.

Существенная особенность производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд милиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть горрайоргана внутренних дел или отделения милиции) Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств. . Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т.е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные службы органов внутренних дел, в частности, патрульно-постовая, участковых уполномоченных милиции, ГИБДД. ОБЭП и другие. Их должностные лица выполняют различные функции и имеют неодинаковые полномочия.

Одни осуществляют данное производство в полном объеме, т.е. рассматривают и разрешают дела, назначают административные наказания - это начальники горрайлинорганов, их заместители, начальники отделений милиции, начальники подразделений дорожно-патрульной службы, а также некоторые иные должностные лица органов внутренних дел.

Другие участвуют лишь в отдельных стадиях данного производства, их процессуальное положение имеет некоторые особенности. Они, в отличие от перечисленных, неправомочны рассматривать дела и назначать административные наказания. К их числу относятся: рядовой и начальствующий состав строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции, работники медвытрезвителей и иные. Вместе с тем все названные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены полномочиями по применению тех или иных мер обеспечения данного производства, которые являются важнейшим правовым средством, обеспечивающим решение его задач.

2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод.

Основания применения мер. Согласно положениям общей теории права основания применения мер государственного принуждения заключают в себе фактическую и юридическую стороны. Фактическим основанием применения той или иной меры является реальное наступление предусмотренных соответствующим законом обстоятельств, например, нарушение установленных запретов и т.п. Правовым (юридическим) основанием является наличие законодательной нормы, непосредственно предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи с совершением данного конкретного деяния См.: Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981. С. 101..

В соответствии с этим основаниями применения административно-обеспечительных мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т.е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, сотрудник милиции должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.

Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся совокупность целей, так и отдельные из них.

Помимо оснований и целей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен еще ряд дополнительных условий, которые также должны соблюдаться при производстве рассматриваемых мер. Так, их применение в целях пресечения административных правонарушений допустимо лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а в целях составления протокола об административном правонарушении - только при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.

Таким образом, при решении вопроса о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо учитывать установленные законом основания, цели и условия применения данных мер. Только наличие всех предусмотренных законом обстоятельств позволяет решить этот вопрос положительно.

3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике

Меры административного принуждения, взятые в единстве и взаимосвязях друг с другом, образуют целостную систему, состоящую из нескольких обособленных групп (видов). Административно-правовой наукой в начале 1960-х годов была разработана классификация этих мер, в основу которой был положен способ охраны общественного порядка. В соответствии с этим выделялись три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения и административные взыскания. Такая классификация была поддержана многими учеными-административистами.

Развитие правоприменительной практики и совершенствование административного законодательства не могли не отразиться на характере и содержании мер административного воздействия, что, в свою очередь, вызвало видоизменение их системы. Некоторые меры выходят за рамки упомянутой трехчленной классификации, приобретая закрепленные в законе обеспечительные свойства.

В рамках настоящей работы можно лишь в общих чертах наметить подход к классификации мер административного воздействия, положив в ее основу такие их признаки, как социальное назначение и функциональные особенности.

Социальное назначение выражает общую социально-правовую направленность этих мер. Оно обусловлено своеобразием административно-правовой охраны общественного порядка, которая включает в себя деятельность, направленную, во-первых, на борьбу с конкретными административными правонарушениями и, во-вторых, на защиту данной сферы общественных отношений от любых посягательств Данный вывод вытекает из анализа законодательства, регулирующего деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. См. также: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965 С. 23-24, 119; Кожевников С.Н. Предупредительные и пресекательные меры по советскому праву //Вопросы реализации норм административного права. Науч. тр. Свердл. юр. ин-та. Вып. 47. - Свердловск, 1975. С39-45., независимо от их отраслевого характера, т.е. как административных, так и уголовных.

Второй из названных признаков выражается в специфических особенностях содержания данных мер, предопределяемых выполняемыми ими функциями и той ролью, которую они играют в решении конкретных задач правоохранительной деятельности. К ним относятся предупреждение правонарушений, их пресечение, установление всех обстоятельств дела, привлечение виновных к ответственности и другие.

Соединение двух рассмотренных признаков позволяет выделить четыре группы мер: административно-предупредительные меры, административно-пресекающего характера, меры административной ответственности и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

К первой группе относятся: официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, изъятие огнестрельного оружия у лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, психически больных, таможенный досмотр, досмотр ручной клади и багажа, а также личный досмотр пассажиров в аэропортах и некоторые иные. Их общей целью является предупреждение различного рода деяний, опасных для жизни и здоровья людей, для интересов общества в целом. Они не связаны с совершением конкретных правонарушений.

Ко второй группе относятся: требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и т.д. Их целью является прекращение любых посягательств на установленный правопорядок независимо от характера деяния, которое может быть и преступлением и административным проступком или только содержащим признаки общественно опасного деяния, но не влекущим юридической ответственности (например, если лицо, совершившее его, не достигло 16-летнего возраста).

В третью группу входят закрепленные в Кодексе административные наказания. Их общим целевым назначением является реализация административной ответственности в связи с совершением конкретного административного правонарушения.

Главная цель четвертой группы мер - обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, т.е. создание необходимых условий для пресечения данных правонарушений, установление виновных лиц, всех обстоятельств дела, рассмотрения дела и исполнения постановления по делу.

Меры, входящие в каждый из рассмотренных видов, обладают своеобразием и отличаются от мер другого вида по многим параметрам, включая основания и условия применения, порядок их производства и т.п. Необходимо отметить, что отдельные меры могут относиться к различным группам. Так административное задержание может применяться как в качестве меры пресечения, так и в качестве меры административно-процессуального обеспечения.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как самостоятельный вид мер административного воздействия имеют одну важную особенность. Выполняя обеспечительную функцию, каждая из них направлена, кроме того, на реализацию еще некоторых, в рамках этой общей, специальных функций. Например, выявление и пресечение совершаемых административных правонарушений (изъятие предметов мелкого хищения), обеспечение исполнения назначенных наказаний (изъятие водительских удостоверений при совершении нарушений Правил дорожного движения, за которые может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством) и т.д.

Отмеченная многофункциональность административно-обеспечительных мер предопределяет универсальный характер этих мер, возможность широкого их использования в правоохранительной деятельности. Так, досмотр и изъятие на контрольно-пропускных пунктах позволяет пресекать до 75% мелких хищений чужого имущества, выявляемых на объектах, охраняемых вневедомственной охраной. Досмотр и изъятие играют немаловажную роль в борьбе с преступлениями. В частности, в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием незарегистрированного огнестрельного оружия. Доля таких преступлений составляет в отдельных регионах 60-70% от общего числа преступлений с применением огнестрельного оружия. В процессе обеспечения правил приобретения, хранения и регистрации огнестрельного оружия осуществляется выявление и изъятие незарегистрированного оружия. Их доля составляет около 60% от общего количества изымаемого ежегодно.

И все же главную роль рассматриваемые меры играют в деле борьбы с административными правонарушениями, в привлечении виновных к административной ответственности. С помощью этих мер обеспечивается составление протоколов о правонарушениях, установление личности нарушителя, иных обстоятельств дела, а также исполнение назначенных наказаний. Так, с помощью доставления и административного задержания обеспечивается установление личности нарушителя, его места жительства, работы и иные данные. Досмотр и изъятие позволяют выявить правонарушение, определить его характер (который может зависеть от размера похищенного). Изъятие документов, например, водительского удостоверения в связи с совершением нарушения Правил дорожного движения, за которые установлено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, позволяет обеспечить исполнение данного наказания. Проведенное исследование показало, что именно эта важная функция данных мер не воспринята пока практикой должным образом. Многие практические работники отмечают прежде всего пресекательный или предупредительный характер этих мер и недостаточно активно используют их обеспечительные свойства, ценность которых значительно возрастает в связи с повышением роли административной практики и ее большим, постоянно растущим удельным весом в осуществлении охраны правопорядка.

Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков

1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков

Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод воздействия в административном процессе в целом и в производстве по делам об административных правонарушениях в частности. Д.Н. Бахрах предполагает существование в обществе различных видов принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.

Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть полулегальных формирований, например, мафии). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, то есть административный произвол. Из умозаключений Д.Н. Бахраха можно сделать вывод, что юридическая наука изучает правовое принуждение, которое возникает в результате спора между сторонами, то есть в административном процессе.

Д.Н. Бахрах полагает, что административный процесс стоит в одном ряду с такими юридическими процессами, как уголовный, гражданский, законодательный, бюджетный.

Как юридический процесс это вид управленческой (исполнительной) деятельности, которому присущи следующие особенности. Административный процесс:

а) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти. Таковыми являются и судьи (когда они рассматривают дела об административных проступках);

б) направлен на решение определенных управленческих дел, достижение юридических результатов;

в) урегулирован нормами административного права.

Конкретизируя содержание решаемых исполнительной властью дел, учитывая субъектов деятельности, каждую из трех названных разновидностей административного процесса можно разбить на более мелкие части - производства. Производство по делам об административных правонарушениях, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств главным образом содержанием решаемых дел, о чем прямо говорится в его названии.

Производств и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.