Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94460


Наименование:


Курсовик Патриотическое воспитание дошкольниковпо дисциплине: Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 09.02.2016. Сдан: 2015. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 I.Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке…………………………………………………………………………….…5
1.1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания
дошкольников……………………………………………………………5
1.2 Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников………………………………………9
1.3. Пути и средства патриотического воспитания дошкольников.....15
II. Эмпирическое изучение патриотической культуры дошкольников. Уровень гражданско-патриотической культуры дошкольников в старшей группе дошкольников………………………………………..……33
2.1. Организация и методы исследования….………………………...33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследований…………..34
2.3. Программа по патриотическому воспитанию…………………..41
Заключение…………………………………………………………………..….50
Список использованной литературы…………………………………………...51
Приложение ..………………………………………………...…………………..54


Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
К настоящему времени рассмотрены различные аспекты этой проблемы. Теоретические и методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения получили освещение в трудах М.Н. Аплетаева, Н.И. Болдырева, А.В. Беляева, И.А. Долголевой, Р.Г. Гуровой, И.С. Кона, Э.И. Моносзона И.С. Марьенко, Г.М. Филонова и ряда других авторов.
Цель: изучить формирование патриотического воспитания. Раскрыть теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке, выяснить на основе эмпирического исследования уровень патриотической культуры дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования патриотической культуры детей дошкольного возраста в режимных моментах.
Гипотеза: формирование патриотической культуры старших дошкольников в процессе режимных моментов будет успешной, если соблюдены следующие условия.
Игра, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, является как средством формирования, так и средством коррекции личностной составляющей патриотической воспитанности дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть смысл и значение понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
2. Обосновать пути и средства патриотического воспитания дошкольников в семье, на занятиях и в повседневной жизни.
3. Разработать программу. Подобрать игры и упражнения на развитие личностного компонента патриотической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и обобщение теоретического материала по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке
1.1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания
дошкольников
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Достаточно полным является такое определение патриотизма:
Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости [13, 29].
Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [25,18].
Ещё один подход к пониманию патриотизма: относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни татарского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде [28, 9].
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Критерии и показатели патриотизма:
- эмоционально - чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь
окружающим).
Итак, патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.


1.2 Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников
Рассмотрим основные принципы патриотического воспитания дошкольников:
1. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип культуросообразности - «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
3. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
4. Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации [19, 41].
Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
1. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
2. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
3. формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
4. воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) [20, 29].
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [22,162].
Сенситивный этап в патриотическом воспитании дошкольников - это старшее дошкольное детство.
Содержанием патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
-расширение представлений о городах Татарстана;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование элементарных знаний о правах человека [15, 44].
При отборе содержания знаний важно исходить из учета требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.
Для более эффективной работы детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого - педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач [16,54].
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Воспитание любви к родному краю у дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.
Решение данных задач и обусловливает соответствующие направления воспитательной работы:
- вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;
- стимулирование проявления старшими дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;
- организацию общественно полезной деятельности дошкольников,........


Список использованной литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 374 с.
2. Аполлонова, Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н.А. Апполонова // Дошкольное воспитание, 1992, № 5.- С. 26-29.
3. Батурина, Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: Педагогика, 1995.- 146 с.
4. Вересов, Н.Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание, 1994, № 12.
5. Виноградова, Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990.- 212 с.
6. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006.- 468 с.
7. Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005, № 3.
8. Загрутдинова, М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание, 1991, № 9.
9. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателя ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. - 104 с.
10. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности. // Праблемы выхавання, 2005, № 1.
11. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ /Сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с.
12. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание, 1983, № 5.
13. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ.- М.: АРКТИ, 2003.- 178 с.
14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
15. Комратова, Н., Грибова, Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, 2005, № 10.
16. Лукина,Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ , 2004, № 1.
17. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2005, № 1.
18. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 255 с.
19. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- Мн.: Народная асвета, 1991.- 112 с.
20. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка - Пресс, 2003.- 114 с.
21. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание, 1984, № 4.
22. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова, Н. Г., Грибова, Л. Ф., - М.: Владос, 2007.- 144 с.
23. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
24. .Патриотическое образование / Под ред. Н.Воскресенской, И.Фрумина.- М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с.
25. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
26. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание, 2003, № 6.
27. Сакавиченя, О. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребёнок в детском саду, 2006, № 2.
28. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова, Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.- 178 с.
29. Стратаненко, Л. Как пробудить интерес к истории Отечества// Дошкольное воспитание, 2003, № 2.
30. Федосеева, Л. Воспитание любви и уважения к матери// Дошкольное воспитание, 1984, № 9.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.