На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94546


Наименование:


диплом Развитие ювенальных технологий.Иркутская региональная модель ювенальной юстиции

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Право. Добавлен: 12.2.2016. Сдан: 2014. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в
Российской Федерации
1.1 Понятие ювенальной юстиции
1.2 Назначение и функции ювенальной юстиции
1.3 Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
1.4 История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Развитие ювенальных технологий
2.1 перспективы развития ювенальной юстиции в России
2.2 Основные проблемы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
2.3 Иркутская региональная модель ювенальной юстиции
Заключение
Список литературы


Введение
Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.
Современный период социально-экономического развития России характеризуется углублением противоречий различного характера, в том числе, и в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а также обострением проблем социальной дезадаптации детей и подростков.
По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.
Одной из серьезных проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями или ушедших из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Не меньшим бичом российского государства является ежегодный рост количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних постепенно приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и не учащимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Обращает на себя внимание малоэффективная и разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не достаточно развита подростковая наркологическая служба.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних, что обусловлено следующими основными причинами.
Во-первых, поскольку уголовные дела несовершеннолетних фактически рассматриваются в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, приравнивание несовершеннолетнего к взрослому в суде приводит не только к нарушению его основных прав, установленных в международно-правовых актах, но и обусловливает неэффективность самого судебного решения.
Во-вторых, отсутствие системы межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы) обусловливает узковедомственный подход к работе с несовершеннолетними.
В-третьих, карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в среднем каждый восьмой осужденный несовершеннолетний. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер, российское законодательство предполагает назначение таких мер в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. В результате в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Множественность указанных проблем и их многогранный характер обусловливают необходимость принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. Это порождает ряд вопросов теоретического, правового и практического характера, требующих изучения и принятия соответствующих решений на законодательном уровне. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах.
Именно выше обозначенные положения определяют актуальность темы дипломного исследования.
Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, сформировавшие исторические, теоретические и организационно-правовые основы правосудия по делам несовершеннолетних в России и ювенальная юстиция России как система судебных и социальных учреждений, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, а также на реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социальных и судебных учреждений ювенальной юстиции России и практика их применения, а также категориальный аппарат ювенальной юстиции России.
Исходным методом исследования является диалектический метод научного познания. Широко использовались социологический, формально-логический, системный, структурно-функциональный, исторический и иные методы научного познания.
Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией РФ, УК РФ и другими законодательными актами в области охраны прав и интересов несовершеннолетних в РФ.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы для формирования категориального аппарата и основополагающих принципов концепции российской системы ювенальной юстиции, а также для совершенствования правовых основ правосудия по делам несовершеннолетних.
Поставленная цель определяет целесообразность структуры работы, которая состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка библиографической литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1.1. Понятие ювенальной юстиции
До настоящего времени нет четкого определения понятия ювенальной юстиции и ее элементного состава, а также не определено место этой юстиции в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Данный вопрос практически не рассмотрен, а между тем он, на наш взгляд, имеет большое значение.
Рассматривая элементы ювенальной юстиции, важно определить, что же именно следует понимать под самой ювенальной юстицией. Среди ученых и практиков до сих пор нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни авторы считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию.
Однако осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связано с деятельностью специализированных органов и вспомогательных социально-психологических служб ювенального профиля, которые способствуют эффективности функционирования ювенальных судов "как до рассмотрения дела судом, так и после принятия им судебного решения". Иначе говоря, теоретический и практический вклад не юристов, т.е. различных методико-психологических, социальных служб помощи детям и подросткам, так же значителен, как и юристов.
Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, которое составляет механизм защиты прав ребенка. Под таким механизмом следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Таким образом, в понятие ювенальной юстиции необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основы, поскольку правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, устанавливаются исходя из особенностей личности несовершеннолетнего, которые исследуются социальными работниками. Социальный работник, по сути, является помощником судьи: он исследует социальную ситуацию и особенности личности правонарушителя, а также вырабатывает индивидуальные программы реабилитации. В связи с этим можно говорить, что социальная насыщенность ювенальной юстиции не может быть достигнута судом без привлечения к участию в процессе специалистов других служб и учреждений.
Необходимо отметить, что ювенальную юстицию отличают следующие специфические принципы, которых нет ни в одном институте права.
Преимущественно охранительная ориентация. Этот принцип специфичен, так как ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с приоритетной защитой тех, кто совершил преступление. Однако исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу, - защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников.
Социальная насыщенность. Суть этого принципа - в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название "непрофессиональный элемент".
Максимальная индивидуализация судебного процесса. Индивидуализация в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии. Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, но это не совпадает с традиционными представлениями о строго регламентированной в законе процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что целью ювенальной юстиции является не наказание как таковое, а воспитание молодых людей путем сокращения вредного влияния на детей и подростков фактора вовлечения их в уголовное судопроизводство.
Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:
- во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды;
- во-вторых, в ней наличествуют специфические принципы, на которых основываются судебные органы при осуществлении уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних;
- в-третьих, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка;
в-четвертых, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.
С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение. Ювенальная юстиция - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции", нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.
1.2. Назначение и функции ювенальной юстиции
В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода отражают содержание и цели ювенальной юстиции. Поскольку на практике они не разделяются между собой, это приводит в определенном смысле к стиранию грани между функциями судебной защиты и задачами борьбы с преступностью.
Содержание и цель ювенальной юстиции - сохранение или реабилитация личности ребенка при осознанной неотвратимости наказания за содеянное.
Ювенальную юстицию можно рассматривать как важную часть ювенального права, завершающую стадию защиты прав ребенка, учитывая, что ювенальное право является выражением права материального, а ювенальная юстиция - специфической процессуальной составляющей. Ювенальное право представляет собой составную часть ювенальной технологии - особого направления современной науки о человеке, имеющее прямое отношение к формированию важнейших социальных качеств будущего гражданина.
Основным назначением ювенальной юстиции является предупреждение правонарушений и воспитательное воздействие на подростка с целью возврата юного правонарушителя в общество. А методами и способами, которые используются в реализации этой стратегии, являются выявление причин преступности подростков, и профилактика.
Основная задача ювенальной юстиции состоит в том, чтобы вывести несовершеннолетних из общей системы карательной юстиции. Именно на это направлены положения многочисленных международных договоров, участником которых является Россия. В соответствии с общепризнанными стандартами рассмотрение дела о преступлении, совершенном подростком, должно осуществляться после специальной предварительной подготовки с участием психологов и социальных работников. Судебное заседание также должно проходить в специально созданной обстановке, обеспечивающей подростку психологический комфорт и исключающей репрессивное давление на его психику.
Общественно значимые функции ювенальной юстиции можно подразделить на общие, то есть характерные для всего правосудия в целом, и специфические, связанные с ее особым объектом.
К общим функциям можно отнести:
- обеспечение законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнения;
- восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления (этому служат программы примирения, "круги правосудия", семейные конференции, направленные на возмещение ущерба, реабилитацию жертвы и преступника, вовлечение ресурсов местных сообществ в работу по выходу из криминальных ситуаций);
- воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
Специфическими функциями считают:
- обеспечение в максимально возможной степени справедливости любого правового решения в отношении несовершеннолетних (правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона, охрана несовершеннолетних от проявления несовершенства закона);
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних при рассмотрении дела, обусловленная тем, что государство берет на себя функцию защиты материнства и детства;
- ресоциализация несовершеннолетних, подверженных риску выпадения из позитивной социализации (применение к подростку мер правового воздействия должно не прерывать, а способствовать процессу социализации его личности, то есть приобретения знаний, трудовых навыков, опыта нормального социального общения и т.д.);
- усиление попечительского потенциала местных сообществ в профилактико-реабилитационной работе и тем самым развитие гражданского общества, ограничение поля действия карательных технологий за счет развития возможностей местных сообществ к участию в неформальном социальном контроле.
1.3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
В международно-правовых документах, имеющих как обязательную, так и необязательную силу, правосудие в отношении несовершеннолетних и связанные с ним области (такие, как профилактика преступности и условия содержания под стражей) регулируются положениями, всеобъемлющий и подробный характер которых не имеет аналога в сфере защиты прав детей.
Соответствующие международные нормы существуют уже не одно десятилетие. Принципы отделения "малолетних" заключенных от взрослых в местах лишения свободы и - как для взрослых, так и для несовершеннолетних - раздельного содержания подследственных и осужденных предусмотрены уже в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955г., которые, в свою очередь, основаны на нормах, утвержденных Лигой Наций в 1934г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. превратил эти принципы в "жесткий закон", кроме того, запретил вынесение смертного приговора за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст.6.5). В Пакте содержатся также многие гарантии, применимые ко всем лицам, представшим перед судом или содержащимся под стражей, и в частности говорится, что "в отношении несовершеннолетних (судебный) процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность их содействия перевоспитанию" (ст.14.4).
Основные действующие нормы, относящиеся непосредственно к детям, содержатся в следующих документах:
- Конвенция о правах ребенка 1989г., которая к концу 1997г. была ратифицирована всеми странами, за исключением Соединенных Штатов Америки и Сомали (далее в тексте - "Конвенция");
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных На........


Список нормативных актов и литературы
1.Всеобщая декларация прав человека 1948г//СЗ РФ,1991, №39
2. Конвенция «О правах Ребенка» от 20.11.1989г., принята Генеральной Ассамблеей ООН //ВВС РФ.1990. № 45
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М, 2009
4. Минимальные стандартные правила организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11. 1985.
5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955г. //Советская юстиция 1992 г., N 2.
6. О гражданских и политических правах: Международный пакт принят Генеральной Ассамблеей от 16.12. 1966.
7. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14.12. 1990.
8. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские руководящие принципы) Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 01.12.1990.
9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // «Собрание законодательства РФ»-1998.- N 31.ст. 3802. (ред. от 02.12.2013).
10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // «Собрание законодательства РФ» -1999.- N 26, ст. 3177. (ред. от 07.05.2013).
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ». - 1996.- № 25- ст. 2954 (ред. от 05.05.2014)
12. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ// «Собрание законодательства РФ».- 2001.- N 52 (ч. 1).- ст. 4921 (ред. от 05.05.2014).
13. О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних: Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 г // «Сборник законов СССР»-1935.- № 19.
14. О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»: Указ Президиума ВС СССР от 07.07.1941 // Ведомости ВС СССР 1941, N 32
15. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7.// Бюллетень Верховного Суда РФ".-2000.-№4 (ред. от 06.02.2007).

16. Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области (одобрена Распоряжением Губернатора Иркутской области от 25 декабря 2012 г. № 163-Р) // Официальный сайт Правительства Иркутской области (электронный ресурс).- 2013.- Электрон.текстовые данные.
17. Аналитическая справка ОДН ОУУП и ПДНОП -8 УМВД России по г. Иркутску от 20.05.2014.
18. Автономов А. С. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" , 2009. 245с.
19. Воронова Е.Л. Методические рекомендации Внедрение элементов ювенальной юстиции и восстановительного правосудия в деятельности мировых судей. - Ростов-на-Дону. 2004. 110с.
20. Демидова Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции: Учебн. пособие - Казань: КЮИ МВД России, 2008.548с.
21. Золотых Ю. В. Организационные аспекты совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. // Социальная педагогика. - 2006. - №2.300с.
22. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. - Москва. 2013.578с.
23. Карнозова Л.М., Максудов Р.Р. Практические инициативы по созданию элементов ювенальной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия. Москва, Общественный центр "Судебно-правовая реформа", 2004. 233с.
24. Мелешко Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов н/Дону, 2000.200с.
25. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2012.340с.
26. Пиджаков, А. Ю. Исторические корни ювенальной юстиции //Вопросы ювенальной юстиции. -2006. - № 1. 129с.
27. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: теоретико-методологические и историко-правовые аспекты - М.: Глобус, 2001.295с.
28. Ювенальное право: учебник для вузов. / Под ред. А.В.Заряева, В.Д. Малкова М.: ЗАО Юстицинформ. 2011. 269с.
29. Яровая С.В. Ювенальные суды: за и против. // Юрист. - 2008. - № 6.251с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.