На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Заключение под стражу. Подписка о невыезде. Поручительство. Залог. Наблюдение командования воинской части. Принудительное помещение лица в медицинское учреждение. Привод. Отстранение от должности. Наложение ареста на имущество.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.12.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 2 -
Контрольная работа
вариант № ,
по дисциплине Уголовный процесс ,

Тема: Меры уголовно-процессуального принуждения ,


Выполнил:
Место работы:
Должность:
Домашний адрес:
Содержание:
    Введение
    1. заключение под стражу 4
    2. подписка о невыезде 9
    3. поручительство 10
    4. залог 12
    5. наблюдение командования воинской части 14
    6. принудительное помещение лица в мед. учреждение 15
    7. привод 19
    8. отстранение от должности 20
    9. наложение ареста на имущество 21
    10. Заключение 24
    11. Список используемой литераТуры 25


    Введение
    Уголовный процесс образует сферу широкого и интенсивного применения го-сударственного, принуждения. Должностные лица и органы государства, на которые возложено ведение уголовных дел, обращаются к гражданам с обязательными для них требованиями об изъятии доказательств, проводя обыски, выемки, освидетель-ствования, другие процессуальные действия, направленные на получение сведений о преступлении и совершивших его лицах.
    В отношении обвиняемого в необходимых случаях применяются превентивные меры в виде ареста, избрания других мер пресечения, отстранения от должности, наложения ареста на имущество и др. Лица, нарушающие свои процессуальные обязанности, подвергаются ответственности в виде наложения штрафа (на перевод-чика, понятого). В некоторых случаях принуждение применяется с целью обеспе-чить более полное осуществление прав участников процесса. В отношении незаконных и необоснованных действий и актов должностных лиц (органов), ведущих судопроизводство, действует механизм принудительного аннулирования упомянутых актов в виде их отмены и изменения, прекращения де-ла, оправдания невиновного, возвращения дела на одну из предшествующих ста-дий, где было допущено нарушение.
    Критерий отграничения процессуального принуждения от сферы свободного волеизъявления -- не априорно принудительный характер тех или иных следствен-ных или судебных действий, а психическое отношение гражданина -- субъекта уголовного судопроизводства -- к возложенной на него обязанности в процессу-альном правоотношении с должностным лицом или органом, ответственным за уго-ловное дело. Одобряет гражданин возложение на него этой обязанности, восприни-мает ее как свой социальный долг -- значит, нет принуждения. Если же он проти-вится исполнению этой обязанности, видит в ней чуждое ему обременение, испол-няет обязанность под воздействием психической угрозы или физической си-лы-- значит, налицо принуждение. И.И. Логинов в связи с этим правильно заме-тил: «В зависимости от системы психологических мотивов одна и та же деятель-ность может переживаться как свобода или необходимость».
    Применение мер принуждения, особенно связанных с ограничением свободы, допустимо только в случаях, прямо указанных в законе. Ни аналогия закона (права), ни распространительное толкование норм права к этим случаям неприменимы, так как положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в нормативном материале.
    Незаконное процессуальное принуждение влечет уголовную ответственность (ст. 301 УК РФ -- незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, ст. 302 УК РФ -- принуждение к даче показаний).
    1. Заключение под стражу
    Общие положения

    Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», «предварительный арест», «заключение под стражу». Послед-нее наименование, которое, кстати, употребляется в законе (ст. 96 УПК), наиболее удачно. «Содержание под стражей» -- это, скорее всего, процесс реализации дан-ной меры пресечения. Термин «арест» отсутствует в главе VI УПК («Меры пресече-ния»), видимо, по причине его неоднозначности (арест известен также и админист-ративному, и уголовному праву в качестве вида наказания). Но в ст. 34 УПК разъяс-няется, что заключение под стражу и арест -- синонимы.
    Заключение под стражу -- самая строгая мера пресечения, связанная с лише-нием человека свободы, необходимостью подчиняться суровым требованиям режи-ма в местах заключения и определенным правоограничениям. И все же заключение под стражу до сих пор остается одной из самых распространенных мер пресечения.
    По данным статистики, доля арестованных в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности, составила: в 1983 г. -- 48, в 1984 г. -- 30, в 1985 г. -- 30, в 1986 г. -- 22, в 1987 г. -- 17%, но затем число арестованных стало расти.
    В последнее время заключение под стражу -- распространенная мера пресече-ния, применяемая примерно к 1/3 обвиняемых (в странах Западной Европы содер-жатся под стражей 10 -- 12% обвиняемых). В 1989 г. в России было 300 тыс. аресто-ванных, в 1993 г. -- около 400 тыс., в 1994 г. -- 400 тыс., в 1997 г. -- 700 тыс., в 1998 г. -- около 800 тыс.
    Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отно-шении обвиняемых (подозреваемых), которые могут быть приговорены к лишению свободы на срок более одного года. Но закон допускает исключения из этого прави-ла. В отношении несовершеннолетних арест может применяться лишь в виде ис-ключения.
    Санкционирование и обжалование арестов
    Надзор за законностью и обоснованностью арестов в стадии предварительного расследования осуществляет прокурор. После введения в действие ст. 22 Конституции РФ арест будет производиться по судебному решению. Указания об избрании, отмене и изменении данной меры пресечения прокурор дает письменно.
    Перед санкционированием ареста прокурор обязан в необходимых случаях до-просить обвиняемого или подозреваемого, а несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого -- во всех случаях. Закон не разъясняет, что надлежит пони-мать под «необходимыми случаями», поэтому взрослых обвиняемых и подозревае-мых прокуроры перед санкционированием ареста, как правило, не допрашивают.
    Порядок санкционирования арестов и продления их сроков прокурорами имеет ряд недостатков. Решение о санкционировании ареста принимается единолично прокурором, отвечающим за состояние преступности в регионе и качество предва-рительного расследования, поэтому он в ряде случаев поддерживает следователя при принятии недостаточно обоснованных процессуальных решений.
    Санкционировав не вполне обоснованный арест и поверив в правильность лишь одной версии, прокурор иногда не обнаруживает желания исправить свою ошибку и освободить арестованного. Причина -- боязнь ответственности за неза-конный и необоснованный арест. Утвердив обвинительное заключение, прокурор еще больше связывает себя ранее принятым решением об аресте обвиняемого. Про-курор в суде будет любой ценой отстаивать обвинение, потому что оправдание под-судимого или даже только возвращение дела для дополнительного расследования свидетельствует о допущенной им ошибке.
    При ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1998 г.) Россия сделала оговорку, что ст. 5 Конвенции, предусматривающая судебный порядок санкционирования арестов, пока применяться не будет. Судеб-ный порядок санкционирования арестов установлен Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав чело-века и основных свобод, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются со-ставной частью российской правовой системы. Судебный порядок выдачи разре-шений на арест человека -- достояние мировой правовой культуры, результат дли-тельного процесса развития цивилизации.
    До вступления в силу ст. 22 Конституции РФ, допускающей аресты только по решению суда, упоминавшимся Законом РФ от 23 мая 1992 г. введен судебный конт-роль за законностью и обоснованностью ареста как меры пресечения, применяемой дознавателем или следователем и санкционируемой прокурором.
    Дознаватель, следователь, прокурор обязаны представить в суд материалы, под-тверждающие законность и обоснованность ареста, необходимость продления его срока, а если считают нужным -- то и свои объяснения по данному поводу.
    Судебная проверка законности и обоснованности ареста, в частности в связи с продлением его срока, производится судьей единолично в закрытом судебном заседании не позже чем через трое суток после поступления жалобы и обосновывающих ее материалов. Участие прокурора обязательно. Арестованный, подавший жалобу, а также его защитник вправе участвовать в заседании суда, знакомиться с материалами, представленными дознавателем, следователем, прокурором, и выступать с обоснованием жалобы. Судья выносит мотивированное постановление об отмене, изменении или оставлении без изменения меры пресечения. Если не были представлены материалы, обосновывающие арест, судья безусловно выносит по-становление об его отмене.
    Постановление судьи об отмене ареста приводится в исполнение немедленно, если подозреваемый (обвиняемый) участвует в судебном заседании. В остальных случаях освобождение от ареста по постановлению судьи производится тюремной администрацией немедленно после получения копии этого постановления. Лицо, освобожденное от ареста, может быть арестовано вторично лишь при появлении новых обстоятельств, делающих необходимым заключение его под стражу. В этих случаях допускается повторное обжалование ареста. Судья, проверявший законность и обоснованность ареста, не вправе в дальнейшем рассматривать данное уголовное дело, чтобы сложившееся у него предубеждение не могло помешать вынесению правосудного приговора.
    Сроки заключения под стражу
    Важная гарантия законных интересов личности -- установление в законе пре-дельных сроков содержания обвиняемого и подозреваемого под стражей и порядка их продления. Сроки оказывают также дисциплинирующее воздействие на следова-телей.
    Районный (городской) прокурор вправе продлить установленный законом двухмесячный срок ареста до трех месяцев, прокурор субъекта Федерации и при-равненные к нему военные прокуроры -- до шести месяцев, заместители Гене-рального прокурора РФ -- до одного года и Генеральный прокурор -- до полуто-ра лет. Кроме того, при возвращении уголовного дела из суда для дополнительно-го расследования прокурор района, непосредственно надзирающий за следстви-ем, имеет право продлить истекший срок ареста еще на один месяц. Реально этот срок оказывается большим, потому что он исчисляется с момента поступления де-ла к прокурору.
    Продление срока ареста до трех месяцев допускается в случае невозможности закончить расследование в установленный законом срок при отсутствии оснований для изменения меры пресечения; до шести месяцев -- ввиду особой сложности де-ла; до одного года и до полутора лет -- в исключительных случаях и только в отно-шении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст. 97 УПК).
    В постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. по жалобе В.В. Щелухина признана неконституционной ч. 5 ст. 97 УПК, на основании кото-рой течение срока содержания обвиняемого под стражей приостанавливалось, пока все обвиняемые по данному делу не закончат ознакомление с делом по завершении следствия. Конституционный Суд без основания усмотрел в этом нарушения прав человека, гарантируемых ст. 17, 22 (ч. 1), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3) Конституции РФ, и обязал законодателя в шестимесячный срок привести ч. 5 ст. 97 УПК в соответствие Конституции РФ. Так появился Закон РФ от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 4 январи 1997 г.), который отменил норму, обязывающую приостанавливать течение срока содержания обвиняемых под стражей на время их ознакомления с материалами дела после завершения расследования. Но в виде своеобразной компенсации Закон установил: в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и иные прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока. Судья вправе продлить срок ареста до момента окончания ознакомления обвиняемого и защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на шесть месяцев. В этом же порядке срок содержания под стражей может быть продлен при необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ч. 4, 5 ст. 97 УПК).
    Как определить срок, необходимый для завершения ознакомления с уголовным делом? Для этого следует выяснить мнение обвиняемого и защитника. Продление срока может быть неоднократным, но в сумме не должно превышать шести месяцев.
    Некоторые авторы полагают, что для удовлетворения заявленных обвиняемым и защитником ходатайств срок содержания под стражей может быть продлен еще не шесть месяцев и что, таким образом, предельный срок содержания обвиняемой под стражей составляет не два, а два с половиной года. С этой позицией нельзя си гласиться. Формулировку «в том же порядке» при продлении срока для удовлетворения ходатайств (ч. 5 ст. 97 УПК) нельзя понимать как прибавление к двум годам еще шести месяцев ареста.
    Следователь должен спланировать работу по ознакомлению с материалами де-ла таким образом, чтобы при заявлении ходатайств обвиняемым и защитников быть готовым удовлетворить эта ходатайства, не выходя за пределы установлении го законом единого шестимесячного срока.
    При вынужденном освобождении обвиняемого из-под стражи ввиду истечении предельного срока ареста можно прибегать к другим мерам пресечения.
    Срок заключения под стражу должен начинать течь с момента фактического задержания лица (по действующему законодательству -- с момента доставления задержанного в орган дознания); если же задержания не было -- с момента фактического заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу до направления дела в суд. Спорным является вопрос, входит ли в этот общий срок время, предоставленное прокурору для ознакомления с делом перед утверждением обвинительного заключения и направлением дела в суд (пять суток -- ст. 214 УПК).
    Выходит, что следователь должен передать дело прокурору за пять дней до истечения срока содержания обвиняемого под стражей. Но именно этих пяти дней ему часто и не хватает.
    С другой стороны, обвиняемому безразлично, у кого находится дело -- у следо-вателя или прокурора. Ему важно, чтобы срок содержания под стражей не превы-шал установленные законом пределы, и добавление к этому сроку еще пяти дней его не устраивает. Предельный срок содержания под стражей установлен законом в интересах обвиняемого; он является гарантией, оберегающей личность от слишком продолжительных арестов. Поэтому время нахождения дела у прокурора (пять дней) следует включать в срок содержания под стражей. Этот отрезок време-ни -- не самостоятельная промежуточная стадия процесса, а все то же предварительное следствие.
    При направлении дел для дополнительного расследования из судов первой, кас-сационной и надзорной инстанций учитывается срок нахождения обвиняемого под стражей до направления дела в суд. Однако прокурор, надзирающий за доследова-нием, вправе продлить срок ареста на один месяц. Дальнейшее продление указан-ного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд.
    Если прекращенное или приостановленное дело возобновлено, то при исчисле-нии срока ареста надо учитывать время заключения обвиняемого под стражу до прекращения или приостановления дела.
    По групповым делам некоторые осужденные не обжалуют приговор. Но им приходится ждать рассмотрения жалоб других осужденных в кассационной (апел-ляционной) инстанции, находясь под стражей, поскольку эта мера, пресечения была избрана судом первой инстанции. Некоторые из них ждут дольше, чем продолжи-тельность назначенного судом наказания. По сути дела, они отбывают в следствен-ном изоляторе большую часть наказания, не подвергаясь при этом воспитательным мерам воздействия. Закон исходит из того, что приговор вступает в законную силу сразу в отношении всех осужденных -- как обжаловавших, так и не обжаловавших его. Те, кто не обжаловал приговор, находятся под стражей, пока не будут рассмот-рены жалобы других осужденных. Необходимо поэтому допустить приведение приговора в исполнение в отношении осужденных, которые приговор не обжалова-ли.
    Начальники следственных изоляторов обязаны за семь суток до истечения сро-ка ареста уведомить об этом лицо или орган, избравший данную меру пресечения, а также прокурора, надзирающего за законностью в местах предварительного заклю-чения.
    Меры попечения о членах семьи и имуществе арестованного
    Арест чаще всего производится неожиданно как для самого обвиняемого (подо-зреваемого), так и для членов его семьи. Понятно, что последним будет причинен значительный моральный урон при внезапном исчезновении близкого им человека и полной неосведомленности о месте его нахождения. Поэтому должностное лицо, заключившее человека под стражу в связи с производством расследования по уголовному делу, обязано поставить в известность о произведенном аресте кого-либо из членов семьи арестованного. Достаточно уведомить одного взрослого члена семьи арестованного, проживающего с ним совместно. Если арестованный жил от-дельно, то уведомление должно быть направлено кому-либо из его близких родст-венников. Желательно спросить у арестованного, кого именно из его родственни-ков следует уведомить об аресте. При отсутствии родственников могут быть уве-домлены по просьбе обвиняемого другие близкие ему лица. Не исключено уведом-ление об аресте нескольких лиц, если обвиняемый об этом просит.
    Закон обязывает орган дознания, следователя, прокурора и суд принять меры попечения о несовершеннолетних детях, остающихся без надзора, и имуществе за-ключенного под стражу (ст. 98 УПК). Эта гарантия распространяется и на подозре-ваемого, если он заключен под стражу (ст. 90 УПК). В законе говорится о детях, со-стоящих не только в кровном родстве. Дети в возрасте до двух лет могут быть остав-лены при родителе, заключенном под стражу. Этот вопрос необходимо решать с учетом волеизъявления родителей и возможности передачи ребенка на воспитание кому-либо из других родственников.
    Необходимо передавать на попечение лиц, находившихся на иждивении обви-няемого до его ареста, -- престарелых родителей и других родственников, тяжело-больных, лиц, находящихся в беспомощном состоянии.
    В уголовно-процессуальном законе говорится о передаче детей на попечение не в том смысле, в каком это понятие употребляется в семейном праве. Речь идет о вре-менном присмотре за ребенком на период действия меры пресечения. Не исключе-но, что обвиняемый будет судом оправдан, и тогда опека (попечительство) станет ненужной.
    Жилище арестованного лица, оставшееся без присмотра, следователь опечаты-вает и запирает до приведения приговора в исполнение. Имущество обвиняемого, если на него не наложен арест, следователь передает лицам, указанным обвиняе-мым. Если обвиняемый не указал лиц, которым надо передать имущество, следова-тель вправе сдать его в Ломбард, на склад, в другое государственное учреждение.
    2. Подписка о невыезде

    Подписка о невыезде -- самая распространенная мера пресечения. Основное достоинство этой меры пресечения состоит в том, что ее применение не лишает че-ловека свободы, не отрывает его от семьи и работы по профессии. В то же время подписка о невыезде -- это мера процессуального принуждения, поскольку лицо в принудительном порядке лишается на определенный срок свободы передвижения. Однако свобода передвижения в пределах данного населенного пункта не ограни-чивается.
    Обвиняемый при применении к нему подписки обязан соблюдать условия, указанные в ст. 89 УПК: 1) не скрываться; 2) не мешать установлению ис-тины; 3) не заниматься преступной деятельностью; 4) не препятствовать исполне-нию приговора.
    Обвиняемый, у которого получена подписка о невыезде, должен дать обязатель-ства: 1) являться по вызовам органа дознания, следователя, прокурора и суда и 2) со-общать им о перемене места жительства (ч. 4 ст. 89 УПК). Выполнение этих обяза-тельств охватывается понятием «надлежащее поведение», употребляемым в теоре-тических исследованиях.
    При применении данной меры пресечения необходимо составить два процессу-альных документа: постановление (определение) об избрании меры пресечения и подписку о невыезде.
    В постановлении (определении) необходимо указать, с какой целью применяет-ся мера пресечения, и привести мотивы, побудившие следователя (суд) избрать ее. Если понимать данный документ как подписку о «надлежащем поведении», то она может преследовать все четыре цели, перечисленные в ст. 89 УПК.
    Второй документ -- подписка -- представляет собой перечисление обяза-тельств, принятых на себя обвиняемым, и указание на возможность применения бо-лее строгой меры пресечения, если обвиняемый не выполнит эти обязательства. Подписка должна быть удостоверена подписью обвиняемого. Данная мера пресече-ния действует в пределах сроков дознания (ст. 121 УПК) и предварительного след-ствия (ст. 133 УПК). Подписка о невыезде может быть в исключительных случаях применена в отношении подозреваемого до предъявления ему обвинения. В этих случаях срок действия подписки -- не более десяти дней.
    Подписка о невыезде вряд ли может быть применена к военнослужащим и при-равненным к ним лицам, так как воинские части и учреждения могут менять дисло-кацию. Однако подписка о «надлежащем поведении» (за исключением обязательст-ва не выезжать за пределы данного населенного пункта) могла бы успешно приме-няться и к военнослужащим.
    Не имеет смысла применять подписку о невыезде к лицам, которые по роду своей трудовой деятельности перемещаются на дальние расстояния (экипажи само-летов, кораблей, железнодорожники и т. п.).
    3. Поручительство

    Преимущество поручительства как меры пресечения в том, что обвиняемый на-ходится на свободе, продолжает свою трудовую деятельность, остается в семье. На обвиняемого действуют моральные стимулы, побуждающие его вести себя надле-жащим образом.
    Закон предусматривает три вида поручительства: 1) личное поручительство; 2) отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей или под надзор администрации закрытых детских учреждений; 3) поручительство общественной организации (ст. 94, 95, 394 УПК). При применении поручительства как и при отобрании подписки о невыезде, следовало бы возлагать на обвиняемого следующие обязанности: 1) не скрываться; 2) не мешать установлению истины не заниматься преступной деятельностью; 4) не препятствовать исполнению приговора (ст. 89 УПК). Кроме того, обвиняемый должен дать обязательства: 1) являться по вызовам органа дознания, следователя, прокурора и суда; 2) сообщать о перемене места жительства (ч. 4 ст. 89 УПК). Обвиняемый должен быть предупрежден, что при нарушении любого из этих обязательств к нему может быть применена более строгая мера пресечения.
    При всех видах поручительства у поручителя имеется право отказа от него. От присмотра вправе отказаться родители, опекуны, попечители, если утрачены необходимые контакты с подростком -- обвиняемым и нет возможности влиять на его поведение. Поручительство отменяется не самим поручителем, а следователем или судом. В зависимости от серьезности оснований отказа от поручительства следова-тель или суд возлагает поручительство на другие организации, других лиц или избирает иную меру пресечения.
    Всем видам поручительства как мерам пресечения присуща единая в своей основе процессуальная форма. Необходимо вынести постановление (определение) о поручительстве. Оно должно быть мотивированным и содержать данные о поручи теле. Вынесению постановления (определения) предшествуют действия следователя (суда), в законе не обозначенные, но вытекающие из него. Поручитель должен вызывать доверие (ст. 94 УПК). Убедиться в этом следователь (суд) может, собирая и проверяя данные о личности предполагаемого поручителя. При намерении при-бегнуть к общественному поручительству необходимо собрать сведения о микро-климате в соответствующей общественной организации, чтобы установить, может ли она эффективно осуществлять поручительство.
    Без согласия соответствующих лиц и организаций поручительство недопусти-мо. Получить это согласие надо заблаговременно, до вынесения постановления (оп-ределения) о поручительстве.
    Для поручительства (кроме надзора администрации закрытых детских учреж-дений) необходимо также согласие самого обвиняемого. Без такого согласия пору-чительство будет малоэффективным. Поручитель или его представитель, а также обвиняемый должны быть ознакомлены под расписку с постановлением (определе-нием) об избрании данной меры пресечения. Следует вручать каждому из них ко-пию этого документа. Далее следователь (суд) выясняет характер взаимоотношений между обвиняемым и поручителем и ставит поручителя в известность о сущности дела (тяжести обвинения, возможном наказании и т. п.). Следователь (суд) разъясня-ет обвиняемому возлагаемые на него обязанности. Поручителю разъясняется ответ-ственность, которую он понесет, если обвиняемый не выполнит взятые им обяза-тельства. Обо всем этом составляется протокол, подписываемый следователем, об-виняемым и поручителем (представителем поручителя).
    Личное поручительство (включая присмотр родителей за несовершеннолетни ми обвиняемыми) является одновременно и имущественным. На поручителей, включая родителей, опекунов и попечителей, налагается денежное взыскание, если обвиняемый совершил действия, для предупреждения которых избрана данная ме-ра пресечения (ст. 94, 394 УПК).
    Число поручителей не может быть менее двух. Ответственность поручителей наступает при доказанности факта ненадлежащего поведения обвиняемого даже при добросовестном исполнении ими своих обязанностей. Наложение денежного взыскания на поручителей производится судом.
    Поручительство общественной организации осуществляется на основании принятого ею решения, с которым согласился следователь (суд) и вынес постанов-ление (определение) об избрании данной меры пресечения. Под общественными в данном случае понимаются партийные, профсоюзные и другие организации, в ко-торых состоит обвиняемый.
    Наиболее тщательное рассмотрение вопроса о поручительстве можно обеспе-чить на собрании всей общественной организации, всего трудового коллектива, а не его выборного органа. Позиция организации или коллектива не связывает следова-теля (суд), который вправе отклонить просьбу о поручительстве. Однако он не может навязать поручительство организации или коллективу, если они не считают воз-можным ручаться за обвиняемого.
    Поручительство может быть установлено и в отношении подозреваемого.
    Характерная черта общественного поручительства -- отсутствие юридической ответственности поручителя за ненадлежащее поведение обвиняемого.
    Отдача под надзор администрации закрытого детского учреждения -- мера пресечения, граничащая с заключением под стражу. При ее применении подросток лишен свободы передвижения, резко ограничено его право на уединение, личную жизнь в разных ее проявлениях, общение с другими людьми, а также право свобод-но располагать собой. К этой мере приходится прибегать, когда присмотр родите-лей, опекунов, попечителей неэффективен из-за их занятости, болезни, моральной непригодности, плохих взаимоотношений с несовершеннолетним, а также в случа-ях, когда он нарушил условия другой, более мягкой, меры пресечения.
    Детское учреждение должно быть закрытым, т. е. располагать системой контроля и охраной. К числу таких учреждений относятся воспитательные колонии для несовершеннолетних, интернаты, детские дома.
    Желательно установить, что постановление об избрании данной меры пресече-ния должно быть санкционировано судом, поскольку, в сущности, речь идет о ли-шении человека свободы (хотя и в смягченном виде).
    Процессуальный, административный и уголовный закон не предусматривают ответственности администрации детского учреждения за побег или иное ненадле-жащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого. Речь может идти лишь о дис-циплинарной ответственности лиц, виновных в допущении побега или иного не-надлежащего поведения обвиняемого.
    4. Залог

    Залог представляет собой внесение денег или ценностей обвиняемым либо дру-гими лицами в депозит правоохранительного органа или суда, чтобы обеспечить яв-ку обвиняемого по вызовам дознавателя, следователя, прокурора суда. При неявке без уважительных причин залог обращается в доход государства. Если залог внесен обвиняемым или членами его семьи, то явку обеспечивает боязнь потерять деньги или ценности. При внесении залога другими лицами действуют моральные стимулы, выражающиеся в нежелании обвиняемого причинить вред этим лицам. Залог вносят в момент избрания меры пресечения. Этим он отличается от личного поручительства, при котором имущественное взыскание производят после совершения обвиняемым ненадлежащих действий. Значит, залог менее благоприятен для обвиняемого и близких ему людей.
    Размер залога определяется следователем и судом с учетом тяжести преступле-ния, личности обвиняемого, личности залогодателя и вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого.
    Сумма залога, как правило, не должна быть меньшей, чем причиненный пре-ступлением ущерб и сумма заявленного гражданского иска.
    В законе говорится, что деньги и ценности вносятся в депозит суда (ст. 99 УПК). Думается, однако, что они должны вноситься в депозит того органа, который избрал меру пресечения. Это особенно справедливо в случаях, когда дело, не дойдя до суда, прекращается на предварительном следствии. Деньги может внести сам залогодатель. Ценности передаются на хранение в учреждения Центрального банка РФ. До-кумент о принятии ценностей приобщается к делу.
    Закон установил, что залогодатель утрачивает залоговую массу (она обращается в доход государства) лишь при неявке обвиняемого по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда. Необходимо установить, что залог должен пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.