На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94580


Наименование:


реферат НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ.Психофизиологический подход к определению сознания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ …………………………........4
1.1 Сознание……….……………………………………………….……….4
1.2. Теории сознания…………………………………………………….....5
1.3. Психофизиологический подход к определению сознания.………..10
1.4. Нейрофизиология сознания………………………………………….12
1.4.1. Межполушарная асимметрия и сознание……………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..22


ВВЕДЕНИЕ

Проблема сознания имеет явно выраженный междисциплинарный характер. Тем не менее, многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект проблемы сознания. Его содержание составляет объективная феноменология состояний сознания, их динамики под воздействием различных внешних и внутренних факторов и отражение этой динамики в показателях телесного функционирования.
Индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в ЦНС и головном мозге. Проблема заключается в том, чтобы установить, какие именно материальные процессы, механизмы и состояния мозга лежат в основе сознания (Костандов, 1994).
Решение этой проблемы сопряжено с большими теоретическими, методологическими и методическими трудностями. И главная причина в том, что в изучении мозговых механизмов психики человека до сих пор существует целый ряд принципиальных проблем, не имеющих даже приблизительного объяснения.
Постижение нейрофизиологических основ сознания невозможно до тех пор, пока не будут найдены ответы на эти и многие другие вопросы. Тем не менее эмпирические исследования и клинические наблюдения позволяют сформулировать некоторые представления о физиологических основах сознания, о механизмах лежащих в нем и о состоянии мозга в целом (Дубровский, 1990).
ГЛАВА 1. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ


1.1 Сознание

Сознание представляет собой одно из самых сложных и в то же время загадочных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает.
Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным (Данилова, 2002).
Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, слово «сознание» имеет иной смысл. Под ним понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми.
В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. Более важны, однако, не различия, а то, что объединяет оба эти значения слова «сознание». В обоих случаях речь идет о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь (Александров, 1997). В целом, можно сказать, что единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует, поэтому будет целесообразно рассмотреть теории сознания.


1.2 Теории сознания

О том, что представляет собой сознание, высказывается разнообразие мнений. Можно определить сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам, например таким, которые возникают в вегетативной нервной системе. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том, что с ним происходит или что он воспринимает (Выгодский, 1982).
Среди разных позиций следует выделить два принципиально различающихся подхода к определению сознания. Одно из них возникло в философии. Сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективными переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передавать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества.
Этот взгляд разделяется П.В. Симоновым (1993), рассматривающим сознание как совместное знание. Он пишет: «Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достижением других членов общества, в том числе других поколений, в виде памятников культуры» (Спиркин, 1972).
Другое определение сознания имеет своим истоком экспериментальную физиологию. Оно рассматривает сознание как определенное состояние бодрствующего мозга или как уровень реактивности мозга. Данная точка зрения предполагает существование различных уровней сознания - от глубокой комы до полного бодрствования. В медицинской практике именно это содержание вкладывается в понятие сознания.
Сознание может быть широким или узким. Широту сознания определяет количество каналов распространения локальной активации, моделирующей информационные сети нейронов. Чем больше задействовано локальных модуляторов, тем шире сознание. Частичное выключение локальных модуляторов, приводит к сужению поля сознания.
Существует множество теорий о механизмах сознания, в которых предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции - мышление, воображение, запоминание и желание.
На деле эти два подхода не исключают друг друга так как специальные операции, связанные с сознанием, реализуются с участием нейронных сетей, находящихся в конкретных структурах мозга (Рубинштейн, 1998).
Изучая процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре, И.П. Павлов создал теорию сознания, которая получила название теории светлого пятна. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре. При этом сознание не обязательно связано с символьными операциями - второй сигнальной системой и речевой деятельностью. По И.П. Павлову, сознание есть у человека и у животных.
Теория сознания Дж. Экклса (1994) исходит из особой функции дендритов пирамидных клеток коры. Дж. Экклс предложения, что субъективный (психологический) феномен, выявляемый интроспективными методами, которому он дал название «психон», связан с пучком дендритов пирамидных клеток, идущим к поверхности коры. Пучок дендритов от группы 70-100 соседних и средних пирамид был назван «дендроном». Каждый дендрон обладает множес........


1. Александров В.В. Машинная графика электроэнцефалографических данных.- М.: Наука,1979. - 304 с.
2. Александров Ю.И. Психология + физиология психофизиология // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Т.2. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 180 с.
3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина, 1988. - 240с.
4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 78 с.
5. Геодакян Г.В. Реакции на неосознаваемые раздражения при нарушениях деятельности органов чувств // Современные тенденции в нейрофизиологии. Л.: Наука, 1977. - 68 с.
6. Данилова Н.Н. Психофизиология, М., 2002. - 305 с.
7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М, 1997. - 92 с.
8. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. - 192 с.
9. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина, 1976. - 264 с.
10. Костандов Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции //Вестник СПб ун-та. 1994. Сер. 3. Биология. № 2. С. 103
11. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170 с.
12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во: Академия, 2006. - 384 с.
13. Разумникова О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга. - Н.: Наука, 2005. - 135с.
14. Ротенберг В.С. Руководства по функциональной межполушарной асимметрии. - М.: Научный Мир, 2009. - 836с.
15. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. - 240 с.
16. Симонов П.В. Сознание и мозг//Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. № 1. С. 211.
17. Спиркин В.С. Экологический подход к осознанному восприятию. М.: Прогресс, 1988. - 140 с.
18. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.