Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации. Понятия и принципы местного самоуправления, его правовые, территориальные, финансово-экономические основы. Гарантии прав местного самоуправления и его ответственность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение
Глава I. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
Глава II. Понятия и принципы местного самоуправления
Глава III. Основы местного самоуправления
Ш правовые
Ш территориальные
Ш финансово-экономические
Глава IV. Гарантии прав местного самоуправления
Глава V. Ответственность местного самоуправления
Ш ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
Ш ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Ш ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Вопросы касающиеся местного самоуправления на протяжении многих лет привлекали к себе внимание учёных. Этой актуальной во все времена теме посвящались научные статьи, монографии, диссертационные исследования.
В первой половине XIX века проблемы самоуправления освещались в работах Аренса, Гербера, Гнейста, Еллинека, Штейна и др.
Среди российских учёных, рассматривающих вопросы самоуправления, можно назвать В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, В.И. Лешкова, Б.Н. Чичерена и многих других.
В своих работах выдающиеся учёные анализировали естественно-правовые основы самоуправления, опыт организации местной власти в зарубежных странах, возможности осуществления местного самоуправления в российских условиях, взаимоотношения органов местного самоуправления с государственной властью и другие проблемы.
Можно с уверенностью констатировать, что и в наше время интерес к проблемам организации местного самоуправления не ослабевает, о чём свидетельствуют многочисленные работы, посвященные вопросам реформирования муниципальной власти в России, в том числе труды С.А. Авакьяна, Ю.А. Дмитриева, О.Е. Кутафина, В.В. Таболина, В.И. Фадеева.
Причины актуальности муниципальной проблематики

Во-первых, несмотря на то, что местное самоуправление в России имеет исторические корни, современная ситуация в нашей стране значительно отличается от той, что сложилась на рубеже XIX - XX веков. Безусловно, при выборе рациональной системы организации местной власти нельзя забывать об исторически сложившихся традициях. Однако полностью копировать прежние достижения было бы нецелесообразно, да и «западный» вариант необходимо тщательно изучить и проанализировать, прежде чем применять его в условиях российской действительности.
Во-вторых, продолжается создание нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность основных институтов местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерации1, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Впервые в истории России большое внимание уделено вопросам местного самоуправления, признание и гарантирование которого составляет одну из основ конституционного строя.
Кроме этого, в августе 1995 года был принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2. Среди прочих положений Федеральный закон закрепил полномочия государственной власти Российской Федерации и её субъектов в области местного самоуправления, предметы ведения местного самоуправления, финансово-экономическую основу и гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.
1Российская газета. 1993 . 25 декабря. №237.
2Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№35.Ст.3506; 1996.№17.Ст.1917; 1997.№12. Ст.1378; 2000.№32.Ст.3230; 2003.№40. Ст.3822.
Вместе с тем Федеральный закон устанавливает лишь общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления, которые несомненно, нуждаются в дальнейшей конкретизации в законодательных актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.
В-третьих, хотя проблемам становления местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание, не все вопросы организации и деятельности органов муниципальной власти, определяя их места и значения в системе публичной власти исследованы всесторонне.
Особенно нетерпима ситуация, когда, по существу, весь нормативный материал посвящён общим вопросам местного самоуправления и практически не урегулирован, например, вопрос разграничения компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти. В условиях Российской Федерации, где в сферу деятельности органов местного самоуправления попадает решение значительной части публичных вопросов, а местное самоуправление осуществляется на территории самых различных муниципальных образований (сельских районов, посёлков городского типа, крупных городов и т.д.), это особенно недопустимо.
Таким образом, на современном этапе в России складывается ситуация, при которой компетенция органов местного самоуправления остаётся лишь декларированной в Конституции РФ, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, а местное самоуправление так и не укореняется на российской земле, нередко оставаясь лишь формально провозглашённым.
Государственной Думой 16 сентября 2003 года был принят и одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, который в полном объёме вступит в силу с 1 января 2006 года и заменит ныне действующий. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Целью курсовой работы является более развёрнутое понятие местного самоуправления как одной из основ конституционного строя, рассмотрение системы гарантий местного самоуправления в Российской Федерации, раскрыть основания и меры ответственности, предусмотренные законодательством для местного самоуправления.
Раскрывая данную тему, необходимо учитывать, что процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации ещё не завершился, о чём свидетельствовала сложная процедура разработки и приятия нового федерального закона. Поэтому раскрывая вопросы работы нужно иметь в виду необходимость сопоставления действующего ныне федерального закона с аналогичным названием и нового федерального закона о местном самоуправлении.
1Российская газета. 2003. 8 октября. №202.
Глава I. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления,- гласит ст.2 Хартии,- должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства»1.
Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст.3, 12, 130-133 и др.). Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон от 28 августа 1995года «Об общих принципах организации местного самоуправления» констатирует: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» (ст.2)2.
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом государством. В соответствии со ст.12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчёты и имеющей право отмены их решений.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не даёт исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.
1 О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.
2Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№35.Ст.3506; 1996.№17.Ст.1917; 1997.№12. Ст.1378; 2000.№32.Ст.3230; 2003.№40. Ст.3822.
Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти российской Федерации и органов государственной власти её субъектов в области местного самоуправления.
В соответствии со ст.16 Конституции РФ положения её ст.3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить её положениям о местном самоуправлении, закреплённым в гл.1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.
Глава II. Понятие и принципы местного самоуправления

Обращение к понятию «местное самоуправление» представляется актуальным направлением исследования проблем муниципального права, поскольку является важным не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
От правильного и отвечающего требованиям гражданского общества и правового государства определения местного самоуправления зависит направление развития муниципальной власти в Российской Федерации.
Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.
Так, Л.А. Парадиз предлагает следующее определение: «местное самоуправление - это система демократически избранных в негосударственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности».
Ю.А.Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или актом местного самоуправления»1.
И.В.Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей»2.
Официальная законодательная формулировка понятия «местное самоуправление» содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»3.
Законы субъектов Российской Федерации, как правило, воспроизводят понятие, содержащееся в Федеральном законе.
Так, согласно ст. 64 Устава Ивановской области «местное самоуправление в Ивановской области - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций Ивановской области»1.
1Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю.А.Дмитриева. Москва. 1999. С.12.
2Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации. Екатеринбург. 1998. С.46.
3Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№35.Ст.3506; 1996.№17.Ст.1917; 1997.№12. Ст.1378; 2000.№32.Ст.3230; 2003.№40. Ст.3822.
Согласно п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, «под местным самоуправлением понимается права и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления»2.
По мнению А.Замотаева, «несложно обнаружить в этом определении нарушение норм логики: понятие определяется само через себя - местное самоуправление через деятельность органов местного самоуправления»3. Автор предлагает следующий перевод п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении: «Под местным самоуправлении понимается право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть местных дел публичной власти и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».
С данной точкой зрения, на мой взгляд, можно согласиться. Однако при сравнительном анализе определений Европейской Хартии и Федерального закона несложно обнаружить некоторое несоответствие. И дело здесь в недостатках.
Европейская хартия о местном самоуправлении определяет местное самоуправление как право и реальную способность местных властей регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением понимает деятельность населения по решению вопросов местного значения.4
На мой взгляд, российская формулировка формально значительно уже, поскольку часть публичных дел и «вопросы местного значения» нетождественные понятия. Кроме того, на практике подчас очень сложно провести чёткую границу между делами, затрагивающими интересы всего общества, и вопросами местного значения.
А также употребляемый в законе союз «или» как бы предлагает выбрать из двух обозначенных форм (а на практике зачастую используется их сочетание) или, по крайней мере, ставит их в равное положение, что уже противоречит самой идеи организации местного самоуправления.
Вот почему целесообразным использовать несколько иной подход к определению местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации следует рассматривать как признаваемый и гарантируемый Конституцией РФ низовой уровень публичной власти, реализуемый путём непосредственной деятельности населения, а также органов местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

1Собрание законодательства Ивановской области. 1996. №3.
2О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.
3Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1996. №6. С.17.
4Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М. 2001. С.8.
Новый Федеральный закон даёт несколько иную, более конкретную формулировку: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»1.
Общие принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи , лежащие в основе организации и деятельности населения , формируемых им органов , самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.2
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти . Для них характерно следующее:
1) они определяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;
2) являясь теоретической основой муниципального строительства , они помогают уяснить сущность местного самоуправления , его отличительные черты и признаки;
3) они выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям , выраженным в принципах местного самоуправления:
4) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления , они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления , которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов совета Европы.
Конституция РФ , Закон об общих принципах организации местного самоуправления основываясь на положениях Хартии , закрепляют общие принципы местного самоуправления , присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.
По определению К.Ф. Шеремета , « общие принципы организации местного самоуправления составляют « правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления , основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление , независимо от того , на территории какого субъекта Федерации они проживают». В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях , закрытых административно-территориальных образованиях , правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
1Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 октября. №202.
2Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М. С.96.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве , уставах муниципальных образований , но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизлияния граждан;
г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
ж) соблюдение прав и свобод человека и граждан;
з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
и) гласность деятельности местного самоуправления;
к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
л) государственная гарантия местного самоуправления.
Глава III. Основы местного самоуправления

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определённых предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
Правовые основы

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, например Закон Ивановской области от 3 апреля 1996 года «О местном самоуправлении в Ивановской области»2, а также уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: её основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.
В соответствии с п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нём определены единые принципы формирования и развития правовых основ местного самоуправления в нашей стране. Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.
1Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№35.Ст.3506; 1996.№17.Ст.1917; 1997.№12. Ст.1378; 2000.№32.Ст.3230; 2003.№40. Ст.3822.
2Вестник Избирательной комиссии Ивановской области. 1996. №1.
Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.
Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления»1 который вступает в силу с 1 января 2006 года, правовую основу местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
1Российская газета. 2003. 8 октября.
Территориальные основы

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения1.
Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определённых территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуются административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.
В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть.
Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчинённость государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.
Конституция РФ не даёт однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно её ст.131 «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций». Таким образом, Конституция РФ не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством.
Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления использует новое понятие: «муниципальное образование», имеющее важное значение для решения вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию Закон связывает не с административно-территориальными единицами, а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление.
В соответствии со ст.131 Конституции Российской Федерации, а также закона об общих принципах организации местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций1.
1Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Москва. С.222.
Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга. Осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, прежде всего исторически сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации. Так, в ст.9 Устава Ивановской области2 определено, что территория местного самоуправления устанавливается исходя из исторически сложившегося расселения, социально-экономических и культурных связей территорий с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.
Масштаб территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, их наименование и все вопросы, связанные с их образованием, преобразованием, определением их границ, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Порядок решения указанных вопросов определяется в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законах субъектов Российской Федерации.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти1.
1Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№35.Ст.3506; 1996.№17.Ст.1917; 1997.№12. Ст.1378; 2000.№32.Ст.3230; 2003.№40. Ст.3822.
2Собрании законодательства Ивановской области. 1996. №3.
Федеральный закон не определяет орган, полномочный принять решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Предложения об установлении и изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. Соответствующая процедура, как правило, устанавливается законом субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.
Данный вопрос решается самостоятельно субъектами Российской Федерации, например в соответствии со ст.15 Закона Ивановской области от 3 апреля «О местном самоуправлении в Ивановской области»2 установление и изменение границ и наименований муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется законом Ивановской области с учетом исторических и местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Ивановской области.
Финансово-экономические основы

Эффективность местного самоуправления определяется прежде также материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, св

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.