Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Местное самоуправление-форма организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление в системе властных отношений. Местное самоуправление-институт народовластия. Полномочия местного самоуправления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6
Кафедра социологии
Реферат на тему:
«Местное самоуправление»
Казань ,апрель 2008

Оглавление

    Введение 3
    1. Местное самоуправление 4
      1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений 4
        1.2 Местное самоуправление- институт народовластия 8
    2 Мэры по колено 12
    Заключение 18
    Список использованной литературы 19

Введение

Местное самоуправление одна из двух форм организации публич-ной власти в административно-территориальных единицах государ-ства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с де-мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп-ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко-торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто-вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле-ние есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предус-матривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом вариан-те закона о местном самоуправлении (2003 г.).

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой рег-ламентации организации и деятельности местного самоуправле-ния относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного само-управления -- в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Цель данного исследования: выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;

- рассмотреть вопро-сы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частнос-ти;

- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного ха-рактера российского общества

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

1. Местное самоуправление

1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений

Местное самоуправление - сложный по природе, многооб-разный по формам и последствиям социально-политический процесс. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. Признание местного самоуправления в качестве конституци-онного принципа организации и осуществления власти в общест-ве и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и уровень местного самоуправле-ния, с передачей его отдельных функций органам территориаль-ного общественного самоуправления.

Местное самоуправление - это и право граждан данной тер-ритории на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обя-занность создавать необходимые условия для их осуществления.

Местное самоуправление можно рассматривать и как способ организации и осуществления населением власти на местах, кото-рая обеспечивает самостоятельное решение гражданам местных жизненно важных вопросов с учетом исторических и иных мест-ных обычаев и традиций. Это означает, что население и форми-руемые им представительные и исполнительные органы власти берут на себя ответственность за реализацию местных проблем.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера-ции «Об общих принципах организации местного самоуправле-ния в Российской Федерации» местное самоуправление осущест-вляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов и др.). Следовательно, местное само-управление имеет особый субъект - население муниципального образования. Объектом управления местного самоуправления явля-ются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения, обозначенный в Феде-ральном законе, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных обра-зований и органов государственной власти.

Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации» функции местного самоуправления имеют следующую специфику:

а) органы местного самоуправления не входят в систему орга-нов государственной власти (ст. 21 Конституции РФ);

б) органы местного самоуправления занимают особое место в системе управления; в соответствии со СТ. 17 Федерального закона образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной масти не допускается. Согласно ст. 130 Конституции РФ структу-ра органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; она закрепляется в уставе муниципального обра-зования, который принимается или населением непосредственно, или представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также преду-сматривает, что решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи-тельными по решению суда;

в) согласно СТ. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть: непосредственно; через государственные органы власти; через органы местного самоуправления.

Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой органы власти народа (в этом их общность). Но в одном случае власть реализуется в фор-ме органов местного самоуправления, а в другом - в форме госу-дарственной власти. Значительная часть вопросов деятельности органов местного самоуправления посвящена решению проблем, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправле-ния в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. Государственные органы власти в таких случаях вправе вести контроль за их реализацией.

Сущность местного самоуправления раскрывается в его само-стоятельности. Муниципальное образование разрабатывает устав, который затем принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образо-вания может быть только противоречие его Конституции РФ, феде-ральным законам и законам соответствующего субъекта Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници-пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют мест-ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется го-сударством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает мест-ное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, само-стоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, что проявляется в организационной обособленности ор-ганов местного самоуправления в системе управления обществом.

Под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право населения муниципального образования непо-средственно или через своих представителей, без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов местного значения и решать их в соответствии с законами.

Европейская хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого является и Россия, уста-навливает следующие положения:

· органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточны-ми собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при выполнении своих функций;

· финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

· по меньшей мере часть финансовых средств органов мест-ного самоуправления должна формироваться из местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления впра-ве устанавливать в пределах, определенных законом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет систе-му гарантий, призванных обеспечить финансовую и организаци-онную самостоятельность местного самоуправления. Федеральные и региональные органы власти путем закрепления источников до-ходов должны обеспечивать муниципальные образования мини-мальными местными бюджетами для покрытия их минимально необходимых расходов. для того чтобы гарантии местного само-управления быть реальными, принимается ряд законодательных документов различных уровней, к примеру, разрабатываются госу-дарственные минимальные социальные стандарты, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и пр. Обеспечение ис-полнения решений, принятых в пределах своей компетенции орга-нами местного самоуправления, а также населением муниципаль-ных образований непосредственно, гарантируется использованием механизма государственного принуждения, в том числе через ор-ганы судебной власти.

Главным фактором, влияющим на деятельность местного са-моуправления как организации местной власти, самостоятельно решающей вопросы местного значения, является территория му-ниципального образования. Согласно Конституции РФ измене-ние границ территорий муниципальных образований допускается только с учетом мнения населения. Механизм реализации данной процедуры устанавливается законом субъекта Федерации, кото-рый пока недостаточно прописан или очень сложен.

Важнейшей особенностью местного самоуправления является ответственность местных сообществ. Местное самоуправление -самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе-ния муниципальных образований и их органов по решению вопро-сов местной жизни. Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответст-венность перед населением, физическими и юридическими лица-ми и перед государством.

Сущность местного самоуправления раскрывается и в том, что

В стране наряду с интересами личности и государства признают-ся и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов жизнедеятельности населения. При этом муниципаль-ные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

Осуществление властных полномочий в сфере обеспечения жиз-недеятельности населения выходит на проблему соблюдения инди-видуальных прав человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют дея-тельность местного самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении (абзац седьмой преамбулы, п. 3 ст. 4) рассматривает местное самоуправление как власть, максимально приближенную к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обще-стве - права на достойную жизнь.

Важным аспектом местного самоуправления как элемента го-сударственного устройства является использование органов мест-ной власти в качестве структуры, позволяющей оптимизировать расходование государственных средств.

Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но и равноправный субъ-ект государственной власти, освобождающий государственные органы власти от местных проблем. Оно позволяет им сконцен-трироваться на решении проблем соответствующего уровня, оптимизировать органы управления.

Органы местного самоуправления, создаваемые населением из людей, знающих проблемы своей территории, подотчетны насе-лению, в силу чего они являются эффективной властью, способ-ной оптимально решать вопросы местного значения.

Итак, местное самоуправление - особая форма власти в госу-дарстве. Обладая статусом самостоятельного субъекта управления, оно является равноправным партнером государственных органов власти, способным создать условия для максимально эффектив-ной реализации местных интересов и потребностей.

Оно развива-ет инициативу и самодеятельность граждан, является важным условием сохранения и развития местных традиций и обычаев.

1.2 Местное самоуправление- институт народовластия

Местное самоуправление - один из важнейших институ-тов народовластия в истории человечества. Первопричиной его создания была воля местного сообщества, осуществлявшаяся через принципы самоорганизации, самодеятельности и саморе-гуляции населения.

На основе народного волеизъявления - всероссийского ре-ферендума, результаты которого закреплены в Конституции РФ (1993), проводится современная реформа местного самоуправле-ния. Следовательно, главным принципом действенности местного самоуправления является участие населения в управлении муни-ципaльным образованиями.

Каковы же его основные формы? Социологические исследо-вания показали, что наибольшую активность население проявляет при организации и проведении муниципальных выборов, рефе-рендумов, сходов, собраний и пр.

Выдвижение должностных лиц проводилось инициативными группами избирателей, региональными отделениями партий, об-щественными объединениями, распространенным было и само-выдвижение.

В середине 90-х годов выборы проходили в основном на аль-тернативной основе и отличались активностью населения. В го-лосовании участвовало от 50 до 80% зарегистрированных избира-телей, и лишь в отдельных муниципальных образованиях выборы не состоялись из-за неявки избирателей. В городах явка избира-телей составляла 45-55%, в селах - свыше 70-80%. В конце 1990-х годов активность избирателей на местных выборах значи-тельно понизилась, и такая тенденция сохраняется.

Основой структур органов местного самоуправления являются исторически сложившиеся организационные модели:

1) одновременно избираемые всеми избирателями депутатский корпус представительного органа власти и глава муниципального образования, который одновременно возглавляет и представи-тельный орган власти;

2) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа власти, из состава которого избираются председатель и руководитель исполнительной власти;

3) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа власти, из состава которого избирается председатель без права принятия единоличных решений; при этом ру-ководитель исполнительной масти нанимается по контракту;

4) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа масти, из состава которого избираются пред-седатель и руководитель исполнительного органа власти. Депу-таты одновременно возглавляют его структурные подразделения;

5) глава муниципального образования избирается на сходе граждан.

Среди представленных выше моделей преимущественное поло-жение занимает первая. Лишь незначительная часть руководителей исполнительных органов масти нанята на контрактной основе.

На муниципальном уровне используется и такая форма пря-мого волеизъявления народа, как местный референдум: голосова-ние граждан по наиболее важным вопросам местного значения. Решение о проведении референдума принимается представитель-ным органом местного самоуправления или по требованию мест-ного сообщества. На референдумах согласно действующим законам принимаются уставы, рассматриваются вопросы, связанные с формированием органов местного самоуправления, и пр.

Местный референдум, проводимый по инициативе населения, является и формой его контроля над представительными и испол-нительными органами местного самоуправления. Деятельность должностных ЛИЦ, получившая неудовлетворительную оценку из-бирателей, сопровождается их отзывом, что предусмотрено законо-дательством, в том числе уставами муниципальных образований, законами субъектов Федерации и нормативными актами муници-пальных образований.

К форме прямого осуществления местного самоуправления относится и особая форма - правотворческая инициатива мест-ного населения. Право на внесение проектов правовых актов населением в органы местной масти гарантируется законодатель-ством. Но, к сожалению, механизм ее реализации в полной мере еще не разработан.

Местное самоуправление организует свою деятельность через организации, которые принято считать единицами самоуправле-ния. Среди них можно выделить две группы: корпоративные орга-низации (коллективы, объединенные определенной производст-венной деятельностью, этническими, творческими целями и пр.) и территориальные (включающие территориальные общности лю-дей). К примеру, на собраниях населения по месту жительства создаются комитеты общественного территориального самоуправления, действующие по собственным уставам на основе полно-мочий, переданных им органом местного самоуправления.

Для косвенного участия населения в реализации жизненно важных вопросов местного значения создаются различные корпо-ративные объединения местных жителей (на профессиональной основе, на базе национальных, религиозных интересов, традиций, обычаев и пр.). К примеру, в городах и районах функционируют организации ветеранов войны и труда, движения женщин, проф-союзные организации. Местная власть через них решает ряд со-циальных, экономических и других вопросов.

Формируется отечественный опыт территориального управле-ния, ориентированный на регулирование общих целей и задач в средне- и долгосрочной перспективе муниципальных образований.

За годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций раз-личных уровней, которые позволяют не только учитывать интере-сы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решение через органы власти различных уровней:

· международные ассоциации (международные ассоциации породненных городов и др.);

· общероссийские ассоциации, действующие на территории всей России (Союз Российских городов, Союз малых городов Рос-сии, Российский Союз местных мастей);

· межрегиональные ассоциации, действующие на территориях нескольких субъектов Федерации в рамках крупных экономиче-ских зон (Ассоциация городов северо-запада России, Ассоциация городов Сибири и Дальнего Востока, Ассоциация городов Юга России и др.);

· республиканские ассоциации, действующие на территориях республик (Ассоциация местного самоуправления республики Карелия и пр.);

· региональные ассоциации, действующие на территориях одного субъекта Федерации (Муниципальный Союз городов Тюменской области, Ассоциация городов, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.