На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Местное самоуправление-форма организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление в системе властных отношений. Местное самоуправление-институт народовластия. Полномочия местного самоуправления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
Кафедра социологии
Реферат на тему:
«Местное самоуправление»
Казань ,апрель 2008

Оглавление

    Введение 3
    1. Местное самоуправление 4
      1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений 4
        1.2 Местное самоуправление- институт народовластия 8
    2 Мэры по колено 12
    Заключение 18
    Список использованной литературы 19

Введение

Местное самоуправление одна из двух форм организации публич-ной власти в административно-территориальных единицах государ-ства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с де-мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп-ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко-торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто-вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле-ние есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предус-матривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом вариан-те закона о местном самоуправлении (2003 г.).

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой рег-ламентации организации и деятельности местного самоуправле-ния относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного само-управления -- в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Цель данного исследования: выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;

- рассмотреть вопро-сы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частнос-ти;

- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного ха-рактера российского общества

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

1. Местное самоуправление

1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений

Местное самоуправление - сложный по природе, многооб-разный по формам и последствиям социально-политический процесс. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. Признание местного самоуправления в качестве конституци-онного принципа организации и осуществления власти в общест-ве и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и уровень местного самоуправле-ния, с передачей его отдельных функций органам территориаль-ного общественного самоуправления.

Местное самоуправление - это и право граждан данной тер-ритории на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обя-занность создавать необходимые условия для их осуществления.

Местное самоуправление можно рассматривать и как способ организации и осуществления населением власти на местах, кото-рая обеспечивает самостоятельное решение гражданам местных жизненно важных вопросов с учетом исторических и иных мест-ных обычаев и традиций. Это означает, что население и форми-руемые им представительные и исполнительные органы власти берут на себя ответственность за реализацию местных проблем.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера-ции «Об общих принципах организации местного самоуправле-ния в Российской Федерации» местное самоуправление осущест-вляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов и др.). Следовательно, местное само-управление имеет особый субъект - население муниципального образования. Объектом управления местного самоуправления явля-ются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения, обозначенный в Феде-ральном законе, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных обра-зований и органов государственной власти.

Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации» функции местного самоуправления имеют следующую специфику:

а) органы местного самоуправления не входят в систему орга-нов государственной власти (ст. 21 Конституции РФ);

б) органы местного самоуправления занимают особое место в системе управления; в соответствии со СТ. 17 Федерального закона образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной масти не допускается. Согласно ст. 130 Конституции РФ структу-ра органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; она закрепляется в уставе муниципального обра-зования, который принимается или населением непосредственно, или представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также преду-сматривает, что решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи-тельными по решению суда;

в) согласно СТ. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть: непосредственно; через государственные органы власти; через органы местного самоуправления.

Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой органы власти народа (в этом их общность). Но в одном случае власть реализуется в фор-ме органов местного самоуправления, а в другом - в форме госу-дарственной власти. Значительная часть вопросов деятельности органов местного самоуправления посвящена решению проблем, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправле-ния в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. Государственные органы власти в таких случаях вправе вести контроль за их реализацией.

Сущность местного самоуправления раскрывается в его само-стоятельности. Муниципальное образование разрабатывает устав, который затем принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образо-вания может быть только противоречие его Конституции РФ, феде-ральным законам и законам соответствующего субъекта Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници-пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют мест-ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется го-сударством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает мест-ное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, само-стоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, что проявляется в организационной обособленности ор-ганов местного самоуправления в системе управления обществом.

Под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право населения муниципального образования непо-средственно или через своих представителей, без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов местного значения и решать их в соответствии с законами.

Европейская хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого является и Россия, уста-навливает следующие положения:

· органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточны-ми собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при выполнении своих функций;

· финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

· по меньшей мере часть финансовых средств органов мест-ного самоуправления должна формироваться из местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления впра-ве устанавливать в пределах, определенных законом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет систе-му гарантий, призванных обеспечить финансовую и организаци-онную самостоятельность местного самоуправления. Федеральные и региональные органы власти путем закрепления источников до-ходов должны обеспечивать муниципальные образования мини-мальными местными бюджетами для покрытия их минимально необходимых расходов. для того чтобы гарантии местного само-управления быть реальными, принимается ряд законодательных документов различных уровней, к примеру, разрабатываются госу-дарственные минимальные социальные стандарты, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и пр. Обеспечение ис-полнения решений, принятых в пределах своей компетенции орга-нами местного самоуправления, а также населением муниципаль-ных образований непосредственно, гарантируется использованием механизма государственного принуждения, в том числе через ор-ганы судебной власти.

Главным фактором, влияющим на деятельность местного са-моуправления как организации местной власти, самостоятельно решающей вопросы местного значения, является территория му-ниципального образования. Согласно Конституции РФ измене-ние границ территорий муниципальных образований допускается только с учетом мнения населения. Механизм реализации данной процедуры устанавливается законом субъекта Федерации, кото-рый пока недостаточно прописан или очень сложен.

Важнейшей особенностью местного самоуправления является ответственность местных сообществ. Местное самоуправление -самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе-ния муниципальных образований и их органов по решению вопро-сов местной жизни. Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответст-венность перед населением, физическими и юридическими лица-ми и перед государством.

Сущность местного самоуправления раскрывается и в том, что

В стране наряду с интересами личности и государства признают-ся и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов жизнедеятельности населения. При этом муниципаль-ные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

Осуществление властных полномочий в сфере обеспечения жиз-недеятельности населения выходит на проблему соблюдения инди-видуальных прав человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют дея-тельность местного самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении (абзац седьмой преамбулы, п. 3 ст. 4) рассматривает местное самоуправление как власть, максимально приближенную к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обще-стве - права на достойную жизнь.

Важным аспектом местного самоуправления как элемента го-сударственного устройства является использование органов мест-ной власти в качестве структуры, позволяющей оптимизировать расходование государственных средств.

Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но и равноправный субъ-ект государственной власти, освобождающий государственные органы власти от местных проблем. Оно позволяет им сконцен-трироваться на решении проблем соответствующего уровня, оптимизировать органы управления.

Органы местного самоуправления, создаваемые населением из людей, знающих проблемы своей территории, подотчетны насе-лению, в силу чего они являются эффективной властью, способ-ной оптимально решать вопросы местного значения.

Итак, местное самоуправление - особая форма власти в госу-дарстве. Обладая статусом самостоятельного субъекта управления, оно является равноправным партнером государственных органов власти, способным создать условия для максимально эффектив-ной реализации местных интересов и потребностей.

Оно развива-ет инициативу и самодеятельность граждан, является важным условием сохранения и развития местных традиций и обычаев.

1.2 Местное самоуправление- институт народовластия

Местное самоуправление - один из важнейших институ-тов народовластия в истории человечества. Первопричиной его создания была воля местного сообщества, осуществлявшаяся через принципы самоорганизации, самодеятельности и саморе-гуляции населения.

На основе народного волеизъявления - всероссийского ре-ферендума, результаты которого закреплены в Конституции РФ (1993), проводится современная реформа местного самоуправле-ния. Следовательно, главным принципом действенности местного самоуправления является участие населения в управлении муни-ципaльным образованиями.

Каковы же его основные формы? Социологические исследо-вания показали, что наибольшую активность население проявляет при организации и проведении муниципальных выборов, рефе-рендумов, сходов, собраний и пр.

Выдвижение должностных лиц проводилось инициативными группами избирателей, региональными отделениями партий, об-щественными объединениями, распространенным было и само-выдвижение.

В середине 90-х годов выборы проходили в основном на аль-тернативной основе и отличались активностью населения. В го-лосовании участвовало от 50 до 80% зарегистрированных избира-телей, и лишь в отдельных муниципальных образованиях выборы не состоялись из-за неявки избирателей. В городах явка избира-телей составляла 45-55%, в селах - свыше 70-80%. В конце 1990-х годов активность избирателей на местных выборах значи-тельно понизилась, и такая тенденция сохраняется.

Основой структур органов местного самоуправления являются исторически сложившиеся организационные модели:

1) одновременно избираемые всеми избирателями депутатский корпус представительного органа власти и глава муниципального образования, который одновременно возглавляет и представи-тельный орган власти;

2) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа власти, из состава которого избираются председатель и руководитель исполнительной власти;

3) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа власти, из состава которого избирается председатель без права принятия единоличных решений; при этом ру-ководитель исполнительной масти нанимается по контракту;

4) избрание всеми избирателями депутатского корпуса пред-ставительного органа масти, из состава которого избираются пред-седатель и руководитель исполнительного органа власти. Депу-таты одновременно возглавляют его структурные подразделения;

5) глава муниципального образования избирается на сходе граждан.

Среди представленных выше моделей преимущественное поло-жение занимает первая. Лишь незначительная часть руководителей исполнительных органов масти нанята на контрактной основе.

На муниципальном уровне используется и такая форма пря-мого волеизъявления народа, как местный референдум: голосова-ние граждан по наиболее важным вопросам местного значения. Решение о проведении референдума принимается представитель-ным органом местного самоуправления или по требованию мест-ного сообщества. На референдумах согласно действующим законам принимаются уставы, рассматриваются вопросы, связанные с формированием органов местного самоуправления, и пр.

Местный референдум, проводимый по инициативе населения, является и формой его контроля над представительными и испол-нительными органами местного самоуправления. Деятельность должностных ЛИЦ, получившая неудовлетворительную оценку из-бирателей, сопровождается их отзывом, что предусмотрено законо-дательством, в том числе уставами муниципальных образований, законами субъектов Федерации и нормативными актами муници-пальных образований.

К форме прямого осуществления местного самоуправления относится и особая форма - правотворческая инициатива мест-ного населения. Право на внесение проектов правовых актов населением в органы местной масти гарантируется законодатель-ством. Но, к сожалению, механизм ее реализации в полной мере еще не разработан.

Местное самоуправление организует свою деятельность через организации, которые принято считать единицами самоуправле-ния. Среди них можно выделить две группы: корпоративные орга-низации (коллективы, объединенные определенной производст-венной деятельностью, этническими, творческими целями и пр.) и территориальные (включающие территориальные общности лю-дей). К примеру, на собраниях населения по месту жительства создаются комитеты общественного территориального самоуправления, действующие по собственным уставам на основе полно-мочий, переданных им органом местного самоуправления.

Для косвенного участия населения в реализации жизненно важных вопросов местного значения создаются различные корпо-ративные объединения местных жителей (на профессиональной основе, на базе национальных, религиозных интересов, традиций, обычаев и пр.). К примеру, в городах и районах функционируют организации ветеранов войны и труда, движения женщин, проф-союзные организации. Местная власть через них решает ряд со-циальных, экономических и других вопросов.

Формируется отечественный опыт территориального управле-ния, ориентированный на регулирование общих целей и задач в средне- и долгосрочной перспективе муниципальных образований.

За годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций раз-личных уровней, которые позволяют не только учитывать интере-сы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решение через органы власти различных уровней:

· международные ассоциации (международные ассоциации породненных городов и др.);

· общероссийские ассоциации, действующие на территории всей России (Союз Российских городов, Союз малых городов Рос-сии, Российский Союз местных мастей);

· межрегиональные ассоциации, действующие на территориях нескольких субъектов Федерации в рамках крупных экономиче-ских зон (Ассоциация городов северо-запада России, Ассоциация городов Сибири и Дальнего Востока, Ассоциация городов Юга России и др.);

· республиканские ассоциации, действующие на территориях республик (Ассоциация местного самоуправления республики Карелия и пр.);

· региональные ассоциации, действующие на территориях одного субъекта Федерации (Муниципальный Союз городов Тюменской области, Ассоциация городов, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.