На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94697


Наименование:


Курсовик Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.2.2016. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 12
1.3. Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Методика исследования. 22
2.1. Характеристика детей экспериментальной группы 22
2.2. Анализ условий, созданных в ДОУ и в группе для формирования представлений у детей о здоровом образе жизни 24
2.3. Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 26
2.4. Опыт работы по формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 31
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 46

Введение

Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция повышает нервно-психическое напряжение современных детей и вместе с тем понижает уровень двигательной активности не только в процессе учебно-воспитательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Из-за недостаточной психофизической готовности современного ребенка к взаимодействию с резко изменившимися условиями окружающей среды наблюдается резкое снижение показателей физического развития, параметров физической работоспособности и ухудшение состояния здоровья детей (В. К. Бальсевич, Э. П. Вайнер, Н. К. Иванова, Э. М. Казин, Л.И. Лубышева, Н. К. Смирнов, В. И. Слабодчиков, Б.Н. Чумаков).
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения сегодня объявлена на государственном уровне одной из приоритетных. Данное направление требует межотраслевого исполнения и новых нестандартных решений, поиска оптимальных путей и технологий организации формирования ЗОЖ детей в системе образования. Такой поиск осуществляют различные исследователи во многих регионах России. Проблемы здоровья подрастающего поколения находят отражение в педагогической теории, в активизации научных междисциплинарных, комплексных исследований.
Именно поэтому на сегодняшний день проблема формирования здорового образа дошкольников является актуальной. И выход из сложившейся ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения правильный здоровый образ жизни.
Объектом исследования является здоровый образ жизни дошкольников. Предмет исследования - процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования - изучение условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
2) дать характеристику возрастным особенностям старшего дошкольного возраста;
3) выявить условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни;
4) организовать и провести эмпирическое исследование формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
5) разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования представлений о здоровом образе жизни среди детей главным образом создается в дошкольном образовательном учреждении на занятиях физического воспитания и в процессе режимных моментов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), мпирические (психолого-педагогический эксперимент).
База исследования: МБДОУ № 117 «Рябинка» г. Петрозаводска; выборка - в исследовании принимали участие дошкольники подготовительной группы «Теремок». Общее количество испытуемых 24 человека.
Научная новизна исследования состоит в том, что: разработана и применена программа эмпирического исследования о представлениях дошкольников о здоровом образе жизни; в ходе анализа литературы выявлены организационно-педагогические условия, которые позволяют сделать процесс формирования здорового образа жизни управляемым со стороны образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- сформулирована, обоснована и разработана концепция здорового образа жизни дошкольников;
- результаты исследования позволят осуществить более эффективный подход к решению формирования здорового образа жизни дошкольников;
- исследование способствует расширению теоретического представления об исследованиях, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость заключается в том, что программа эмпирического исследования с целью определения уровня представления о ЗОЖ у дошкольников, а также психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни могут применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.
Проблемы определения сущности и компонентного состава здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы.
Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев).
Формированию адекватного отношения к здоровью препятствует целый ряд причин.
- Здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность.
- Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость , когда оно уже нарушено.
- В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистического оптимизма», который развивается из отсутствия личного опыта болезни, веры в то, что, если заболевания нет, то его и не будет в будущем, вера в возможность справиться с болезнью.
- Нездоровое поведение приносит сиюминутное удовольствие, а последствия этих поступков кажутся далекими и маловероятными.
- Если рекомендации по укреплению и сохранению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают с представлениями человека, то вероятность их выполнения будет невысокой.
Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще отмечается представителями среднего и особенно старшего возраста. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Если они уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.
Существует эффект задержанной обратной связи: результат от заботы о поддержании здоровья отсрочен во времени. Это одна из главных причин негигиенического поведения людей.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М.Соловьев).
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).
Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле». Но, как отмечают и медики, и психологи, эта формула далеко не безупречна. В ней первое не следует само по себе из наличия второго. «Здоровье не есть признак духовности», говорится в «Учении живой этики». Другими словами можно быть физически крепким человеком, но при этом психически ущербным.
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славиняцкий попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.
В эпоху Возрождения в трудах педагогического характера вопросы гармоничного умственного и физического развития ставились наряду с организацией разумного образа жизни ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (Ф.Рабле).
Великие педагоги прошлого включали нормы здорового образа жизни в правила нравственного поведения детей и рассматривали их как важную характеристику индивидуального стиля жизни, поддерживающего здоровье (Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Г.Песталоцци).
В России над проблемами воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги: И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Ф.И.Янкович. Так, Н.И.Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что «...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места...». А.Н.Радищев считал, что развитие и укрепление физических сил очень важно и для укрепления сил духовных.
В.Г.Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путём установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и условие естественнонаучных знаний о человеке.
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Выдающийся отечественный мыслитель конца XVI начала XVII в. Феофан Прокопович писал: «...состоит человек из души и тела, чтоб быть счастливому, надобно ему иметь в обоих хорошее состояние. А потому, во-первых, должен он быть и разумом превосходен и волею непорочен, и здравием одарен телесным, по именем которого расположение и красоту разуметь должно».
В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:
- гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П.Лисицын):
- процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П.Казначеев);
- как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (P.M.Баевский, П.Михайлов, М.Попов);
- целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологичес........


Список литературы

1. Андреев, В.И. Здоровье сберегающее обучение и воспитание / В.И. Андреев. - Казань, 2008. - 326 с.
2. Бережков, Л.Ф. Итоги динамического изучения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста / Л.Ф. Бережков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - С. 57-58
3. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев - М.: Владос, 2009. - 113 с.
4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Выпуск 5. - Ростов н/Д, 2009. - С. 420-429.
5. Воложин А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин - М.: ФАРМ-М, 2010. - 245 с.
6. Глушкова, Л.И. Показатели физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера / Л.И. Глушкова, Н.Р. Гордеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - С. 48-49
7. Гончарова Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007. - № 3 (25). - С. 159-168.
8. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни / С.И. Горчак // Социально-философские и медико-биологические проблемы. - 2009. - С. 19-39.
9. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров - М.: Академия, 2009. - 345 с.
10. Гурьев С. В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников: учеб.-метод. пособие / С. В. Гурьев, В. И. Прокопенко. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос. пед.ун-т», 2008. - С. 105.
11. Дмитриевская, С.В. Некоторые вопросы деятельности по оптимизации организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях Мурманской области / С.В. Дмитриевская, О.В. Нагорная // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - С. 12-15.
12. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский - М.: Флинта, 2009. - 36 с.
13. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ Т.Н. Захарова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 174с.
14. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная тех­нология 21 века / Авт.-сост. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. - М.: АРКТИ, 2008 - 87 с.
15. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровитель­ные и познавательные занятия для детей подготовительной груп­пы детского сада / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 76 с.
16. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. - М.: Академия, 2008, - 435 с.
17. Касимов Р. А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни / Р. А. Касимов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. № 2. - С. 23-24.
18. Клюева, Г.А. Диагностическое обеспечение здоровьесберегающего учебного занятия: Методические рекомендации / Г.А. Клюева, И.Г. Резвых - Пермь: ПОИПКРО, 2009. - 34 с.
19. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров - М.:ЛИНКА ПРЕСС, 2009 - 150 с.
20. Лядова, Н.В. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие / Н.В. Лядова, Ю.А. Аносова, В.И. Кожарская, В.Н. Ослон, С.С. Мицкевич - Пермь: ПОИПКРО, 2009. - 272 с.
21. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков - М.: Академия, 2009 - 245 с.
22. Мурзакаев, Ф.Г. Здоровый образ жизни - залог здоровья / Ф.Г. Мурзакаев. - Уфа: КИТАП, 2009. - 280 с.
23. Новикова, И. М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития / И.М. Новикова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - №2. - С.23-30.
24. Новикова, И.М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями / И.М. Новикова // Коррекционная педагогика. - 2009. - № 5(35). - С. 26-29.
25. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С. 32.
26. Программа оздоровления детей в ДОУ «Оздоровление детей в условиях ДОУ» / под редакцией Л. В. Кочетковой, - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 435 с.
27. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 34
28. Сердюкова, Г.Н. Здоровье, развитие, личность / Г.Н. Сердюкова, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М.: Норма, 2009. - 360 с.
29. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С.3-14.
30. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2010. - 400с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.