На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 94708


Наименование:


Диплом Механизм государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними: правовые основы, порядок осуществления

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 21.2.2016. Сдан: 2015. Страниц: 118. Уникальность по antiplagiat.ru: 89.8.

Описание (план):


Содержание:

Введение
Глава I. Теоретические основы правового регулирования государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
1.1. Понятие и значение государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
1.2. Развитие законодательства о государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними в России
1.3. Административная реформа и современное состояние правового обеспечения государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
Глава II. Механизм государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними: правовые основы, порядок осуществления
2.1. Правовой статус и полномочия органов государства в сфере государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
2.2. Порядок государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
2.3. Основания и порядок отказа в государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
Глава III. Проблемы правового регулирования государственной регистрации отдельных видов прав на жилые помещения и сделок с ними
3.1. Проблемы государственной регистрации права собственности на жилые помещения, переходящие в порядке наследования
3.2. Проблемы государственной регистрации ипотеки
3.3. Основные направления совершенствования правовых основ и механизма государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
Заключение
Список использованных источников
Введение

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по замыслу разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации, была призвана обеспечить публичность гражданского оборота недвижимых вещей, иными словами - стремиться с помощью правовых и организационных мер оздоровить и упорядочить рынок недвижимого имущества, который стал бурно развиваться в России, сконцентрировав все его функции по инвентаризации, учету, регистрации, использованию и налогообложению в системе единого государственного органа.
С принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были созданы территориальные органы (учреждения) юстиции, основной задачей которых являлась государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, а также создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который предназначен для ведения унифицированной в пределах России системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная регистрационная служба была переподчинена Министерству экономического развития Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации и картографии», Росрегистрация переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
Практика применения закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выявила несовершенство отдельных его норм. Важной задачей, поэтому выступает совершенствование правового регулирования государственной регистрации прав в целях более эффективной защиты прав и законных интересов участников сделок, более четкой работы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними.
Интересы экономического развития государства требуют более глубокого и всестороннего исследования проблем, касающихся определения понятия государственной регистрации, определение правового регулирования исследуемых отношений, решение проблем, касающихся порядка государственной регистрации, вопросов пределов правовой экспертизы, при регистрации права собственности на жилые помещения и сделок с ним, а также множества иных проблем, касающихся государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним. Изложенные обстоятельства, позволяющие аргументировать актуальность проблем государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности на жилые помещения, предопределили выбор автором данной темы исследования.
Многоаспектный характер темы выпускной квалификационной работы предопределил необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области административного, гражданского, конституционного, уголовного права, социологии, философии, общей теории государства и права, различных отраслей российского права.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним на основе действующего законодательства, практики его применения и цивилистической доктрины, выявление проблем правового регулирования и определение способов их решения.
Поставленные цели предопределили задачи исследования:
? рассмотреть понятие, правовую природу и определить значение государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним;
? изучить развитие законодательства о государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним;
? проанализировать проведение административной реформы и современное состояние правового обеспечения государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними;
? определить значение органов в системе государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним;
? исследовать порядок государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним;
? изучить основания и порядок отказа в государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними;
? выявить проблему правового регулирования государственной регистрации отдельных видов прав на жилые помещения и сделок с ними, в частности: проблемы государственной регистрации права собственности на жилые помещения, переходящие в порядке наследования, проблемы государственной регистрации ипотеки;
? определить основные направления совершенствования правовых основ и механизма государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативные правовые основы и практика государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования выпускной квалификационной работы составили современные общенаучные, специальные методы познания в частности: анализ, синтез, системный, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической мысли позволило выявить и проанализировать особенности государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним являлась и является, в той или иной степени, предметом исследования ученых, таких как А. Р. Кирсанова, П. В. Крашенинникова, И. Н. Плотникова, И. А. Полянского, К. И. Скловского, И. В. Астаниной, Г. А. Волчецкой, В. В. Михольской, С. Б. Пашенько.
Эмпирическую базу исследования составили исследование и анализ 5 судебных дел (за период с 2010 по 2013 гг.), связанных со спорами по государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним и применением норм Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», выявившие тенденции развития судебной практики по этому вопросу.
Нормативную основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по административному, гражданскому, конституционному праву, теории государства и права, другим отраслевым юридическим наукам и др. Исследованию подвергалось утратившее силу и действующее гражданское законодательство, в том числе: Гражданской кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292 « < 2012/08/03/kadastr-reglament-dok.html>Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»; постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; приказ Минюста от 1 июля 2002 г. № 184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и т. д.
Теоретическое значение работы заключается в исследовании самого института государственной регистрации права собственности на жилые помещения и сделок с ними на современном этапе развития нашей страны, в том числе уточнении некоторых терминов и понятий, таких как «государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ними» и определение пределов правовой экспертизы.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе «Теоретические основы и исторические аспекты правового регулирования государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними» рассматриваются понятие, правовая природа и значение государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними, анализируется законодательство в рассматриваемой сфере, а также влияние административной реформы на современное состояние правового обеспечения государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними.
Во второй главе «Механизм государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними: правовые основы, порядок осуществления» исследуется значение органов в системе государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними, а также порядок государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним, основания и порядок отказа в государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними.
Третья глава «Проблемы правового регулирования государственной регистрации отдельных видов прав на жилые помещения и сделок с ними» посвящена проблемам правового регулирования государственной регистрации ипотеки и права собственности на жилые помещения, переходящие в порядке наследования, а также основные направления совершенствования правовых основ и механизма государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними.
В заключении формулируются выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в рассматриваемой сфере.
Глава 1 Теоретические основы и исторические аспекты правового регулирования государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними
1.1 Понятие, правовая природа и значение государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними

Жилые помещения являются специфическим имуществом - недвижимостью. Специфика данного имущества выражается в следующих аспектах:
во-первых, любое жилье, как в одноквартирном, так и в многоквартирном доме имеет связь с землей;
во-вторых, жилые помещения используются достаточно длительное время;
в-третьих, жилье облагается особым налогом (налог на имущество);
в-четвертых, право собственности на квартиры имеет законодательно определенные ограничения;
в-пятых, жилые помещения невозможно перемещать без утраты целостности; в-шестых, сделки по распоряжению жильем должны регистрироваться в органах государственной регистрации.
До вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а он вступил в силу 28.01.1998 года, все сделки с жильем регистрировались в местной администрации.
Этот закон, по мнению автора, имеет большое значение для стабилизации экономической обстановки в нашей стране, упорядочения гражданского оборота недвижимости, обеспечения защиты прав и законных интересов правообладателей и иных участников рынка недвижимости, для установления государственного контроля за правомерностью поведения субъектов рыночных отношений в данной сфере, поддержания законности и правопорядка, повышения эффективности борьбы с криминальными проявлениями и их предупреждения.
Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав. Соответственно, зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Гражданский кодекс РФ в ст. 131 устанавливает требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество - возникновение, переход, ограничение и прекращение - подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Таким образом, можно говорить о государственной регистрации прав в узком смысле, как «записи» в ЕГРП, и государственной регистрации в широком смысле, как регистрационных действиях, осуществляемых регистрационной службой в процессе государственной регистрации.
Отношения, возникающие в процессе осуществления регистрационной деятельности регистрационной службой отличаются от отношений, регулируемых гражданским правом. В то время как гражданское право регламентировано в основном диспозитивно - разрешительно, общественные отношения, возникающие в процессе регистрации, регулируются методом императивных предписаний. Императивными являются нормы гражданского права, устанавливающие необходимость государственной регистрации. Закон о регистрации, в свою очередь, содержит нормы с императивными (за некоторыми исключениями) предписаниями.
С одной стороны, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это институт гражданского права, содержащий совокупность норм, определяющих моменты возникновения и прекращения отдельных видов прав на недвижимое имущество. С другой стороны - это специальный процессуальный институт, который содержит совокупности норм, регулирующих отдельные группы отношений, возникающих в процессе создания и деятельности, осуществляющих государственную регистрацию органов и: государственной регистрацией; регистрационным органом; государственным регистратором; федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.
По мнению В.В. Михольской «с процессуальной стороны государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним выражается в соответствующем административном производстве, т.е. комплексе процессуальных действий, обеспечивающих законное и обоснованное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел».
С. Крылов в своих суждениях пошел еще дальше. Он считает, что «государственная регистрация - это комплексный институт, объективное исследование которого возможно только с позиции теории права. Более того, произведенное исследование правовых норм регистрационной деятельности в сфере недвижимости приводит к выводу о том, что в Российской Федерации формируется относительно самостоятельная отрасль права - регистрационное право».
Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня прав и сделок, подлежащих государственной регистрации.
Регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования (право безвозмездного срочного пользования), аренда, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.
При этом ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Законодательство именно с моментом государственной регистрации связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на жилое помещение, т.е. государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Права на жилье, приобретаемые различными лицами, возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые, приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы - право владеть и пользоваться арендованным имуществом и т.д.
Наряду со ст. 131 ГК РФ включает еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав и сделок на недвижимое имущество: ст. 164 ГК РФ «Государственная регистрация сделок», ст. 223 ГК РФ «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433ГК РФ «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой, так и во второй частях Кодекса.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Правилами ведения Единого государственного реестра и другими нормативными правовыми актами ссылка на правила.
Как уже указывалось, требование государственной регистрации сделок с жилыми помещениями составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.
Так, не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК).
Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК РФ), т.е. приобретают право собственности на недвижимость не с момента государственной регистрации, а в силу закона - с момента выплаты указанного пая.
Кроме того, в отличие от права на земельный участок не регистрируются права на жилье, вытекающие из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК).
В отличие от прежнего порядка регистрации недвижимого имущества ГК РФ и Федеральный закон в ряде случаев предусматривают раздельную государственную регистрацию сделок и возникновения прав.
Первоначально рассмотрим соотношение государственной регистрации сделок и прав в сделках, направленных на отчуждение жилого помещения.
Нельзя не отметить, что в отношении купли-продажи и мены недвижимости действует общее правило, изложенное в ст. 551 ГК РФ. В соответствии с данной нормой не предусматривается государственная регистрация договора (соглашение действительно с момента подписания), регистрации подлежит только переход права собственности. Вместе с тем исключениями являются договоры купли-продажи и мены жилого помещения (п. 2 ст. 558 ГК РФ). Здесь регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности.
Применительно к договору дарения закон также предусматривает раздельную регистрацию договора и перехода права собственности от дарителя к одаряемому.
Договор ренты, предусматривающий отчуждение жилья, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, регистрации подлежит и переход права собственности.
При наследовании жилого помещения должен регистрироваться переход права собственности.
Договор доверительного управления недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК РФ), соответствующей регистрации требует переход права по договору.
На практике часто возникают вопросы о необходимости обязательного нотариального оформления сделок с жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. В связи с этим нотариальное оформление условно можно разделить на обязательное, производное и добровольное.
Обязательное нотариальное оформление предусмотрено для договора ренты (ст. 584 ГК РФ). Кроме того, предусматривается обязательное нотариальное удостоверение завещаний (в том числе завещания жилых помещений).
Нотариальное оформление договоров, обязательное в силу уже существующих соглашений, считаем возможным, называть производным (или акцессорным, дополнительным). К нему следует отнести два вида соглашений: договор залога движимого имущества или прав, если обязательство, обеспеченное залогом, содержится в нотариально удостоверенном договоре; уступку прав и перевод долга, основанных на договоре, совершенном в нотариальной форме. В обоих случаях жилье не выступает объектом договоров.
Добровольное нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Например, граждане договорились для квалифицированного оформления соглашения обратиться к нотариусу.
Бесспорно, регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное оформление.
В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Суд при выяснении всех обстоятельств может вынести решение о государственной регистрации перехода права. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации, вынуждена будет возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 ноября 1997 г. № 21, посвященном обзору практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости, указал, что если договор купли-продажи жилого дома исполнен одной стороной (покупатель оплатил стоимость жилья, а передача осуществлена по акту приема-передачи) и при этом само заключение договора не оспаривалось, то такой договор подлежит государственной регистрации. При уклонении стороны от регистрации суд вправе вынести соответствующее решение.
Данное решение является основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки.
Анализ норм ГК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» позволяет выделить четыре взаимосвязанных принципа государственной регистрации:
во-первых, единая процедура государственной регистрации независимо от объекта регистрации и региона;
во-вторых, единые регистрирующие органы - управление Федеральной регистрационной службы;
в-третьих, Единый государственный реестр прав на недвижимость;
в-четвертых, открытость сведений о государственной регистрации прав. Управление Федеральной регистрационной службы обязано предоставлять сведения об объектах недвижимости любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность, и соответствующее заявление.
Для осуществления государственной регистрации лица (правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности), желающие зарегистрировать права на недвижимость, подают, а соответствующий регистрирующий орган принимает документы, необходимые для государственной регистрации, с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины. Управление Федеральной регистрационной службы проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Если противопоказаний нет, то производится внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах, и выдаются удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.
Подчеркнем, что государственная регистрация прав и сделок проводится в срок - 20 календарных дней, а государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства проводится в месячный срок со дня подачи необходимых документов.
Исходя из вышеизложенного государственная регистрация прав на жилые помещения - это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на жилые помещения, имеющий юридическое (правообразующее) значение. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации права. Права на жилье, приобретаемые различными лицами, возникают на основании юридического факта: соглашение и акт регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться жилыми помещениями.
1.2 Развитие законодательства о государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними в России

Историки сходятся во мнении, что общей системы регистрации не только вещных, но и просто залоговых прав в Российском государстве до XVIII не было.
Прообраз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним начал формироваться с XVI века, когда впервые в России были предприняты попытки укрепления прав на недвижимость. С этой целью в XVI веке в период царствования Иоанна Грозного образуется Поместная изба, в ведении которой находилась, в том числе регистрация изменений в сфере феодального землевладения (поместного, светского и церковного вотчинного). К XVI веку получило обязательный характер предписание предъявлять купчие в приказы. Подьячие записывали акты о продаже, дарении, мене в книги приказа, после чего приобретатель признавался собственником вотчины или поместья. В приказах, как в органах, обеспечивающих гарантии вещных прав, хранились дела о переходе земель, содержалась информация о составе имений и сделках с ними.
К XVII веку любая сделка по отчуждению домов записывалась в приказах. Если объектом сделки являлась дом или двор - то в Земском приказе, а по городам - у воевод. По прошению приобретателя оформлялась отказная грамота, а иногда и вводная послушная грамота, которая обязывала крестьян повиноваться новому землевладельцу.
Полноценный государственный характер укреплению прав на недвижимость придал Петр I. С целью пресечения злоупотреблений в приказах со стороны подьячих он в 1719 году при Юстиц-коллегии создал «крепостную контору» (Палату крепостных дел), в которой совершалась запись крепостей на крестьян и земли. В 1721 году была учреждена Вотчинная коллегия - центральное правительственное учреждение, которое ведало делами, касавшимися землевладения и межевания совместно с крепостной конторой. Так было положено начало принципу публичности в вотчинных правоотношениях.
При Екатерине II функции регистрации залоговых прав перешли к губернским органам. Вместо Палаты крепостных дел совершение крепостных актов было возложено на гражданские палаты и уездные суды, при которых были организованы учреждения крепостных дел. Сюда же, в учреждения крепостных дел, приобретатели недвижимости должны были предъявлять также и акты для ввода во владение, призванные служить заменой справки, вводной, послушной и отказной грамот.
Со второй половины XIX века государственную регистрацию стали осуществлять нотариусы. При каждом окружном суде имелся нотариальный архив, им заведовал старший нотариус, состоявший на государственной службе.
В 1866 году было издано Положение о нотариальной части, в соответствии с которым акты на недвижимость (купчая крепость, закладная крепость и т.д.) должны быть совершены у младшего нотариуса и затем представлены на утверждение старшему нотариусу. Для совершения старшим нотариусом процедуры утверждения сделки ему в течение года должны были представить выписку из актов, в которую младший нотариус внес запись о совершении в нотариальной форме сделки с недвижимым имуществом. После уплаты пошлины и при отсутствии оснований для отказа старший нотариус утверждал представленную ему выписку, делал запись в крепостной книге и отметку в реестре крепостных дел. О содержании внесенной в книги записи старший нотариус обязан был сообщать земской или городской управе по месту нахождения недвижимости. На основании внесенной в крепостную книгу сделки старший нотариус выдавал сторонам выписку, которая являлась удостоверением права частных лиц на недвижимость.
При Александре III работа по совершенствованию системы регистрации велась в русле устранения недостатков «крепостного» (нотариального) порядка регистрации. Комиссия, работающая над составлением проекта Гражданского уложения, в 1892 году составила Вотчинный устав, который предусматривал введение института вотчинных книг, куда вносились записи о правах на недвижимость и сделках с ней при отчуждении недвижимости, ее залоге, при совершении сделок с недвижимым имуществом, требующих согласно закону совершения крепостного акта, при производстве межевания земли в порядке, установленном межевыми законами, и которые являлись единственным источником сведений о правовом положении каждого объекта недвижимости. Запись вносилась на основании заявления собственника при удостоверении его прав на это имущество, предоставлении сведений об ограничениях и обременениях на него. Авторы проекта предусмотрели создание специальных учреждений - «Вотчинных установлений», в ведении которых сосредоточивалось все производство по ведению вотчинных книг, внесение в них записей о правах на недвижимость и сделок с ней, а также совершение вотчинных актов.
С последующими изменениями политического и экономического уклада нашей страны государственная регистрация прав на недвижимость утратила необходимость. Земля и другие виды недвижимости были национализированы. Исчез сам термин «недвижимость», его сменило понятие «основные фонды». В обороте находилась только личная собственность. Ведущее место занимали проблемы учета и инвентаризации, которые зачастую относили к государственной регистрации. Однако учет государственной собственности носил ведомственный, объектный или территориальный характер, что исключало потребность в единой государственной системе учета и инвентаризации недвижимого имущества.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устанавливал государственную регистрацию купли-продажи и дарения жилых домов и дач, а также строительных материалов. Потребность во введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на жилые помещения, возникла с развитием в России рыночных отношений.
Впервые понятие государственной регистрации возникновения, перехода и прекращения права собственности на недвижимость и сделок с ним было введено новым Гражданским кодексом РФ.
Правовую основу государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях предусмотренных Законом о государственной регистрации, актами президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и во исполнение Закона о государственной регистрации, актов Президента РФ и актов Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними.
Законодательство о государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними формируется с середины 1990-х годов. Раннее данного нормативного материала в российском законодательстве просто не было, и его появление во многом связано с проводимыми в стране экономическими преобразованиями. До принятия ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» функции регистрации возлагались, либо на исполнительные органы местных советов народных депутатов (например: ст.7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), либо на органы по земельным ресурсам и землеустройству, которые совмещали технический учет и правовую работу по проверке и регистрации документов.
На сегодняшний день законодательство о государственной регистрации прав представляет собой законодательные акты и иные нормативные акты, регулирующие отношения по поводу возникновения, ограничения, прекращения или перехода прав на жилые помещения.
Основным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией прав, является ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который был принят во исполнение ст. 131 ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество - возникновение, переход, ограничение и прекращение - подлежат государственной регистрации. То есть государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Права на жилище возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации договора. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть пользоваться и распоряжаться жилыми помещениями. Необходимо отметить, что в закон о государственной регистрации прав изменения и дополнения вносились много раз. Может быть, поэтому некоторые авторы, в частности А.Р. Кирсанов, говорят о необходимости принятия новой редакции закона.
Наряду со ст. 131 Гражданский кодекс содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав и сделок на жилые помещения: ст. 164 «Государственная регистрация сделок», ст. 223 «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433 «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой части Гражданского кодекса, так и во второй.
Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в Федеральных законах, регулирующих отношения по поводу жилых помещений. Это Федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Отношения по поводу государственной регистрации на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иным федеральным законам. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации прав на жилые помещения, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ.
К таким актам относятся:
? Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» ;
? Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2006 г. № 710 «О внесении изменений в правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерство экономического развития Российской Федерации планирует разработать Административные регламенты по осуществлению Росреестром функций и оказанию услуг в сфере государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. Они определят сроки и последовательность действий при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в одном документе.
Министерство экономического развития Российской Федерации наделено полномочиями по разработке и принятию нормативных правовых актов в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В отношении таких документов существует общее правило, согласно которому нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве экономического развития Российской Федерации и опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
В настоящее время утверждены и зарегистрированы следующие приказы Минюста России, регламентирующие государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними:
? Приказ «Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений»;
? Приказ «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений»;
? Приказ «Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним».
Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним формируется с середины 1990-х годов. После 1 января 1995 года, когда была введена в действие первая часть ГК РФ, обеспечившая правовое регулирование недвижимого имущества в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, было принято большое число нормативных правовых актов, направленных на регламентацию соответствующих правоотношений: права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, различных сделок с недвижимостью и их государственной регистрации. Однако данное обстоятельство, к сожалению, не привело к созданию системы стабильного, внутренне непротиворечивого гражданского законодательства о недвижимости. Напротив, в этом законодательстве имеется немало пробелов и прямых противоречий, зачастую используются непродуманные юридические конструкции.
В деятельности регистрирующей службы возникают определенные проблемы. Например, в практике деятельности Росреестра на территории РФ до сих пор нет единства в понимании того, что считать регистрационным действием при регистрации права общей долевой собственности. Во-первых: п.11 Приказа Минюста РФ от 25.03.2003 г. № 70 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество» гласит, что «при подаче документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, независимо от того, представили все лица, приобретающие объект недвижимости в общую долевую собственность, отдельные заявления или ими было составлено одно (общее) заявление, документы регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером». (Этот приказ официально опубликован не был, так как по заключению Министерства юстиции РФ в публикации не нуждается.) Исходя из этого, можно сделать вывод, что регистрационным действием нужно считать регистрацию права общей долевой собственности всех сособственников. Во-вторых: п. 40 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» говорит о том, что при регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в общей долевой собственности, право каждого сособственника регистрируется в Едином государственном реестре прав в виде отдельной записи на отдельном листе. Опираясь на это, делается вывод, что регистрационным действием нужно считать регистрацию доли в праве общей долевой собственности. От такого, на первый взгляд чисто теоретического вопроса зависит сумма государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию. Например, за регистрацией права общей долевой собственности обратились два сособственника - физических лица. Если основываться на п. 11 Приказа Минюста РФ от 25.03.2003 г. № 70 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество», государственная пошлина должна быть разделена и для каждого сособственника составить 500 рублей. Если же опираться на п. 40 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», каждый участник общей долевой собственности должен уплатить госпошлину в размере 1000 рублей.
В данном случае на взгляд автора с учетом п. 40 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при регистрации права общей долевой собственности, возникающего в соответствии с законом ........

Список использованных источников
Нормативные и иные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Собрание законодательства РФ. - 1993 г. - № 13. - Ст. 1110.
2. Гражданский кодекс (Часть первая) от 30.11. 2004 № 51-ФЗ (ред. от 28.11.2011 г.)// СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.)// СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 21.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г.)// СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 3439.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.02.2012 г.)// СЗ РФ. - 2002. - № 35. - Ст. 6784.
8. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. 28.07.2012 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
9. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (в ред. 06.12.2011 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3400.
10. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 06.02.2012 г.)// СЗ РФ. - 2004. - № 29. - Ст. 3998.
11. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Указ Президента Рос. Федерации от 25 дек. 2008 г. № 1847 // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6366.
12. Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2008 № 724 // СЗ РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.
13. Об утверждении геральдического знака - эмблемы и флага Федеральной регистрационной службы: Указ Президента Рос. Федерации от 22 ноября 2006 г. №1300// СЗ РФ. - 2006. - № 51. - Ст. 5446.
14. Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 (ред. от 22.11.2006г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 48. - Ст. 5038.
15. О внесении изменений в правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: постановление Правительства РФ от 22 ноября 2006 г. № 710 // СЗ РФ. - 2006. - № 48. - Ст. 5038.
16. Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Приказ Минюста РФ от 1 июля 2002 г. № 184 (ред. 19.01.2005) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2002. - № 11.
17. Об утверждении методических рекомендация о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество: Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 № 70 (ред. 19.01.2005). Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2003. - № 5.
18. Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах: приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 (в ред. от 16.01.2005)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - № 20.
19. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений: приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 (ред. от 03.08.2009) // Рос. газ. - 2008.
20. Об утверждении концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости: приказ Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 г. № 534. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещении: Приказ Росрегистрации от 06 августа 2007 г. № 176 // Экономика и жизнь. - 2008.
22. Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним: Приказ Росрегистрации от 16 мая 2007 г. № 82 // Рос. газ. - 2007.

Акты судебной практики

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС РФ от 11 фев.1993г. № 4462-1 (ред. 29.06.2012) // Рос. газ. - 1993.
2. Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости: Информ. письмо президиума ВАС РФ от 13 нояб. 1997 г. № 21 // Рос. газ. - 1998.
3. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке: Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 г. № 90 // Вестник ВАС РФ. - 2005.
4. О практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в первом полугодии 2011 года по кассационным и надзорным данным // Справка № 01-07/26-475 от 02.08.2011 // газ. Кузбасс. - 2011.
5. О судебной практике рассмотрения в первом полугодии 2012 года в судах Кемеровской области дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Информ. письмо Кемеровского областного суда от 05 фев. 2012г. № 11// газ. Кузбасс. - 2012.
6. Аналитическая записка по организации деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области в сфере государственной регистрации ипотеки жилых помещений, приобретаемых за счет кредитных и заемных средств в первом полугодии 2008 года от 15.07.2008г. //
7. Судебная практика по наследственным спорам за 2008, первое полугодие 2009 года // // газ. Кузбасс. - 2009.

Литература

1. Алексеев, В.А. Сделки с недвижимостью: практическое пособие / В.А. Алексеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 224 с.
2. Аникин, А.С. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных регистрацией прав на недвижимое имущество / А.С. Аникин // Государственное имущество. -2007. - № 3. - С. 14-27.
3. Виноградова, А.А. О некоторых направлениях совершенствования законодательства о нотариате / А.А. Виноградова // Нотариальный вестник. - 2011. -№ 3. - С. 6 -14.
4. Волков, А.М. Административно-правовое регулирование сделок с недвижимостью в Российской Федерации / А.М. Волков. - М.: «Щит-М», 2009. -104 с.
5. Воронин, И.К. Административно-правовой механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: эффективность функционирования и правового регулирования: дис. канд. юрид. наук : защищена 17.06.2011 : утв. 23.10.2011 / И.К. Воронин. - М.: ЕГБ, 2011.
6. Воронин, И.К. Проблемы правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / И.К. Воронин, С.С. Козлов // Нотариус. - 2009. - №1. - С. 27-30.
7. Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права / А.Р. Кирсанов и др.; под ред. А.Р. Кирсанов - М.: Изд-во «Мир», 2010. - 173 с.
8. Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. Сборник статей / Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова - М.: Издательство «Ось-89», 2005. - 232 с.
9. Гришаев С.П. Особенности ипотеки (залога недвижимости) как способа обеспечения исполнения обязательств. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [Справочно-поисковая система].
10. Демин, А.А., Субъекты административного права Российской Федерации: учеб. пособие / A.A. Демин. М.: Книгодел, 2010. - 272 с.
11. Довдиенко И.В. Ипотека: учеб.-практич. пособие / под ред. В.З.Черняка. М., 2007. - 204 с.
12. Епифанова, Ю.Х Акты судебной власти и их влияние на нотариальную деятельность / Ю.Х. Епифанова //Нотариальный вестник. - 2011. - №4. - С. 5-11.
13. Ефимова, В.В. Нотариат России: учеб. пособие для вузов / Ефимова В.В., Гатин А.М. - М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - 175 с.
14. Егорова С.Г. Правовые проблемы наследования по действующему законодательству Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: защищена 12.02.2011: утв. 27.07.2011/ С.Г. Егорова. - М.: Юрид. Ин-т МВД России, 2011.
15. Интернет-интервью со статс-секретарем - заместителем Министра экономического развития РФ И.Е. Маныловым 1 сентября 2011 г. action/interview/346421/.
16. Ильченко, А.Л. Оспаривание в суде зарегистрированного права на недвижимое имущество // Нотариус. - 2004. - №5.
17. Камышанский, В.П. Право собственности: пределы и ограничения / В.П. Камышанский. - М.: «Просвет», 2012. - 198 с.
18. Карташова, О.А. Недвижимость как объект гражданских правоотношений: проблемы правового регулирования / О.А. Карташова. - М.: «Мир», 2008. - 204 с.
19. Кирсанов, А.Р. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации / А.Р. Кирсанов. - М.: «Ось-89», 2010. - 237 с.
20. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, вып. 14-15[Электронный ресурс] // Недвижимость и инвестиции. - М, 2005. URL : http:www//dpr/ru/journal/journal_11_13.htm.
21. Кваль, В.Л. Новое в законодательном регулировании государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / В.Л. Коваль. - М.: Изд-во Сибирь, 2010. - 124 с.
22. Михольская В.В. Порядок государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней // Юридический мир. - 2012. - № 7. - С. 57.
23. Нотариат / Н.А. Волкова и др.; под ред. Н.А. Волковой, Л.В. Щербачевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 273 с.
24. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / В.В. Алешин и др.; под. ред. В.В. Алешина. - Деловой двор, 2010. - 114с.
25. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / П.В. Крашенинников и др.; под. ред. П.В.Крашенинникова. - Москва, 2011. - 132 с.
26. Разумова, И.А. Ипотечное кредитование: учеб. пособие для вузов / И.А. Разумова. - М.: Изд-во «Питер», 2011. - 303 с.
27. Ронынина, К.С. Информационная функция кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. - № 4. - С. 35-39.
28. Саблина, М.Т. Заключение сделок без риска: проверка контрагента, договорная работа, организационная система / М.Т. Саблина. - М.: Российская газета, 2012. - 143 с.
29. Статистические данные Росреестра по Кемеровской области. 2013 г. // < .
30. Теория государства и права: Учеб. / В.В. Лазарев и др.; под. ред. B.В. Лазарева, А. Г. Хабибуллина. М.: Инфра-М. 2009. - 624 с.
31. Тимошин, Ю.В. Нотариальное удостоверения завещаний / Ю.В. Тимошин. - М.: ФРПК, 2009. - 63 с.
32. Унтерберг, Е.С. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости: практ.пособие / Е.С. Унтерберг. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 176 с.
33. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права. Учеб.. 4-е изд., испр. / В.Н. Хропанюк и др.; под ред. Стрекозова В.Г. М.: Изд-во Омега-Л, 2010. - 328 с.
34. Эрделевский, А.М. О защите права собственности на недвижимое имущество / Хозяйство и право. - 2010. - № 2. - С. 14-17.
35. Яковлев, А.Я. Административно-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: дис. канд. юрид. наук: защищена 21.05.2006 : утв. 11.10.2006 / А.Я. Яковлев. - М.: ЕГБ, 2006.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.